См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 мая 2023 г. N ВН196

О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, СОГЛАСОВАННЫХ С ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ
КОЛЕС И БАНДАЖЕЙ, ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ РЕМОНТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ,
В СЛУЧАЕ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО СВАРКЕ, НАПЛАВКЕ, ЛАЗЕРНОЙ
ОБРАБОТКЕ, МЕТАЛЛИЗАЦИИ, НАГРЕВУ ГАЗОВОЙ ГОРЕЛКОЙ, ПЛАЗМОЙ
ИЛИ ТОКАМИ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ, НАНЕСЕНИЮ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКИХ
ИЛИ ХИМИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ КОЛЕСНЫХ ПАР И БАНДАЖЕЙ

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с п. 129 раздела IX Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250) (далее - ПТЭ) эксплуатируемый на железнодорожном транспорте железнодорожный подвижной состав должен проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, соответствовать требованиям по охране труда, экологической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в сроки, установленные ремонтной и эксплуатационной документацией.

Требованиями п. 134 раздела IX ПТЭ установлено, что ответственными за качество выполненного технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава, его составных частей являются предприятия, непосредственно их осуществляющие.

Предприятие, осуществляющее изготовление, модернизацию или ремонт составных частей железнодорожного подвижного состава, является ответственным за их соответствие конструкторской (при изготовлении и модернизации) или ремонтной документации (при выполнении ремонта) при выпуске железнодорожного подвижного состава в эксплуатацию.

Решением комиссии таможенного союза от 15.07.2011 N 710 принят в использование технический регламент таможенного союза "О безопасности железнодорожного состава" (далее - ТР ТС 001/2011).

Согласно п. 108 ТР ТС 001/2011 соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента обеспечивается путем выполнения его требований непосредственно либо путем выполнения требований стандартов, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 001/2011, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2022 N 48 (далее - Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов).

В Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов включены ГОСТ 10791-2011 "Колеса цельнокатаные. Технические условия" (далее - ГОСТ 10791-2011) и ГОСТ 398-2010 "Бандажи черновые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия" (далее - ГОСТ 398-2010), в которых установлено, что изготовитель гарантирует соответствие колес и бандажей требованиям вышеназванных стандартов, при соблюдении условий эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа.

В соответствии с п. 10.2 ГОСТ 10791-2011 на колеса, подвергнутые сварке, наплавке, лазерной обработке, металлизации, нагреву газовой горелкой, плазмой или токами высокой частоты, нанесению электролитических или химических покрытий при ремонте и техническом обслуживании колесных пар, гарантии изготовителя не распространяются, кроме случаев применения технологий, согласованных с изготовителем колес.

Согласно п. 8.3 ГОСТ 398-2010 "Бандажи черновые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия" на бандажи, подвергнутые сварке, наплавке, лазерной обработке, металлизации, нагреву газовой горелкой, плазмой или токами высокой частоты, нанесению электролитических или химических покрытий при ремонте и техническом обслуживании колесных пар, гарантии изготовителя не распространяются, кроме случаев применения технологий, согласованных с изготовителем бандажей.

Учитывая вышеизложенное, в случае выполнения работ по сварке, наплавке, лазерной обработке, металлизации, нагреву газовой горелкой, плазмой или токами высокой частоты, нанесению электролитических или химических покрытий при ремонте и техническом обслуживании колесных пар и бандажей, предприятиям, осуществляющим ремонт железнодорожного подвижного состава и его составных частей, необходимо применять технологии, согласованные с изготовителями колес и бандажей, с целью исключения возможности возникновения нарушений безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Начальник управления
А.В.ТОЛСТЕНЕВ