См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СТРАХОВОГО НАДЗОРА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 8 февраля 2010 г. N С-933/03-04

О ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Федеральной службой страхового надзора (далее - Росстрахнадзор) подготовлен обзор ответов на вопросы, которые наиболее часто возникали в 2009 году у страховых организаций при применении Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Указанные материалы подготовлены с учетом позиции Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг).

Одновременно, настоящим Информационным письмом уточнен ответ на вопрос N 7 Информационного письма Росстрахнадзора от 05.06.2008 N 3119/03-04, с учетом позиции Росфинмониторинга.

Руководитель
А.П.КОВАЛЬ

Приложение

Вопрос N 1.

Обязана ли страховая организация сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) с целью размещения страховых резервов?

Ответ.

Исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг, приведен в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит также зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, при условии, что сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Таким образом, страховые организации должны сообщать в Росфинмониторинг об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) с целью размещения страховых резервов, в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, и сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (код вида операции 4006 согласно Приложению N 4 к "Инструкции о представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ", утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86).

Вопрос N 2.

Подлежат ли обязательному контролю, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, операции по банковским счетам (вкладам) страховой организации, а также операции, не связанные с основным направлением деятельности страховой организации?

Ответ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат также операции по банковским счетам (вкладам), а именно: зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операция по указанному счету (вкладу) не производилась с момента его открытия, при условии, что сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Одновременно, необходимо учитывать, что в Федеральном законе N 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п., в связи с чем, страховые организации должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю.

Вопрос N 3.

Обязана ли страховая организация уведомлять Росфинмониторинг об операции с недвижимом имуществом, подлежащей обязательному контролю, если ей стало известно о совершении данной операции после истечения срока, установленного для представления информации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?

Ответ.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, "обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

При этом, датой совершения операции, в целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, может являться:

- дата государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество;

- дата государственной регистрации договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом (купли-продажи, аренды и т.д.);

- момент заключения договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом, в случаях, когда договор не подлежит государственной регистрации.

Вместе с тем, в том случае, если сведения о сделке с недвижимым имуществом были получены организацией по истечении срока, установленного для их представления в уполномоченный орган, полагаем целесообразным информировать уполномоченный орган о сделке с недвижимым имуществом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных сведений, в случае, если сделка с недвижимым имуществом состоялась после вступления в силу Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

При этом, при заполнении Листа 01 "Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом" формы 3-СПД в реквизите 113 "Дата совершения операции" указывается дата совершения сделки, а в реквизите 124 "Дополнительная информация" - дата и источник поступления сведений о совершении сделки с недвижимым имуществом.

Одновременно с этим, организациям, в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, надлежит предпринимать внутренние организационные меры, в том числе направленные на своевременное получение сведений, необходимых для соблюдения вышеуказанных требований.

Вопрос N 4.

Нужно ли представлять в Росфинмониторинг сведения по форме 3-СПД по всем договорам страхования недвижимого имущества, заключаемых страховой организацией?

Ответ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей.

Сведения по сделке с недвижимым имуществом, в соответствии с разъяснениями Росфинмониторинга, содержащимися в Информационном письме Росфинмониторинга от 08.08.2008 N 1, подлежат представлению в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции:

- с даты государственной регистрации этой сделки в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

- с даты заключения договора в случае, если сделка не подлежит государственной регистрации.

Организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ (в том числе, страховые организации), обязаны сообщать обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе, о сделках с недвижимым имуществом на сумму, соответствующую пороговому значению, установленному подпунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Таким образом, при осуществлении страхования недвижимого имущества, в случае наличия необходимых сведений о ранее совершенной сделке с недвижимым имуществом (вид операции (сделки) и основания ее совершения, сумма и дата совершения операции (сделки), идентификационные данные участников операции (сделки) и иные сведения, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ), страховая организация в целях исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ должна направить в Росфинмониторинг сведения о такой сделке.

При этом, обращаем внимание, что операции, связанные со страхованием недвижимого имущества, прямо не предусмотрены статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ в числе операций, подлежащих обязательному контролю.

Однако, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, обязательному контролю подлежит любая операция с денежными средствами или иным имуществом, вне зависимости от характера операции и суммы сделки, на которую она совершается.

Кроме того, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Вопрос N 5.

Необходимо ли прохождение обучения перечисленными в перечне (п. 3 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256; далее - Положение N 256) сотрудниками страховой организации один раз в три года по тому же алгоритму, что и специальным должностным лицом в форме целевого инструктажа организациями, учрежденными Росфинмониторингом, или другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом, и с получением ими именного свидетельства о прохождении обучения, с учетом того, что обучение значительного количества сотрудников влечет за собой значительные финансовые затраты страховой организации? Может ли целевой инструктаж указанных сотрудников проводить специальное должностное лицо страховой организации с действительным свидетельством с последующей проверкой знаний обучаемых им сотрудников?

Ответ.

Пунктом 3 Положения N 256 закреплен перечень работников, которые должны пройти обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Специальное должностное лицо среди работников организации, которые должны пройти обязательную подготовку и обучение, может проводить только вводный, плановый и внеплановый инструктаж. Целевой инструктаж, в соответствии с п. 9 Положения N 256, осуществляется организациями, утвержденными Росфинмониторингом, и другими организациями по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом.

Таким образом, специальное должностное лицо не вправе проводить целевой инструктаж.

Вопрос N 6.

Необходимо ли получение специальным должностным лицом нового свидетельства (с прохождением внеочередного обучения) в случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что после последнего целевого инструктажа прошло менее года?

Ответ.

В случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что целевой инструктаж необходимо проходить не реже одного раза в год, получение специальным должностным лицом организации нового свидетельства о прохождении целевого инструктажа не требуется.

Вопрос N 7.

Каким образом обеспечить выполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), если первый закон обязывает страховую организацию идентифицировать клиентов и запрещает информировать их о целях идентификации, при этом, хранить и обновлять эти данные не менее пяти лет, а второй закон требует обязательно документировать согласие клиентов на обработку их персональных данных, с учетом уничтожения этих сведений после прекращения с клиентами каких-либо обязательственных отношений?

Ответ.

В соответствии с п/п 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ согласие субъекта не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Федеральным законом N 115-ФЗ установлена обязанность идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании в организации. Таким образом, согласие субъекта на обработку его персональных данных, устанавливаемых в целях идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, не требуется.

Вопрос N 8.

Допускается ли использование услуг сторонних провайдеров (российских организаций или международных компаний, работающих через свое российское представительство) для осуществления процедуры выявления среди физических лиц, находящихся и принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ), а также их ближайших родственников?

Ответ.

В соответствии с п/п 1.3. п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в частности, страховые организации), обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание.

На основании рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при выявлении ИПДЛ, возможно использовать документы и сведения, полученные при идентификации клиента, сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников (периодические издания, поисковые сервисы в Интернете), а также коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Вместе с тем процедуры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся, либо принимаемых на обслуживание, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые, должны проводить самостоятельно.

Вопрос N 9.

Необходимо ли страховым организациям представлять в Росфинмониторинг сведения по форме 3-СПД по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в части выплачиваемых выкупных сумм, а также выплат, связанных с участием в инвестиционном доходе страховой организации?

Ответ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I) для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы.

В соответствии с пунктом 2 "Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2009 N 32н, формирование страховых резервов по страхованию жизни осуществляется в целях оценки обязательств страховщика, выраженных в денежной форме, по предстоящим страховым выплатам и обслуживанию этих обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования (в части принятия страхового риска), относящимся к страхованию жизни, которое обеспечивает защиту имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни страхователей (застрахованных), предусмотренных договором страхования (рождение ребенка, бракосочетание, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца, утрата трудоспособности (инвалидность), заболевания, представляющие опасность для жизни), в том числе с участием страхователя (застрахованного) в инвестиционном доходе страховщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 4015-I страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В связи с изложенным, а также принимая во внимание:

- положения пункта 7 статьи 10 Закона N 4015-I;

- экономическую сущность страховых резервов, как денежной оценки обязательств страховых организаций, в том числе, по осуществлению выплат выкупных сумм;

- цель Федерального закона N 115-ФЗ - защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- характер операции по досрочному расторжению договора страхования, в том числе, с целью получения выкупной суммы, являющейся подозрительной на легализацию доходов, полученных преступным путем, в большей мере, чем при доведении договора страхования жизни до страховой выплаты,

Росстрахнадзор рекомендует страховым организациям относить указанные операции к операциям, имеющим повышенный уровень риска, и представлять по ним сведения в уполномоченный орган как о подозрительных операциях (код вида операции - 6001). При определении порогового значения суммы, на которую совершается операция (выплата выкупной суммы по договору страхования жизни), с участием в инвестиционном доходе страховой организации, из общей величины выкупной суммы с инвестиционным доходом следует вычитать размер инвестиционного дохода.

Одновременно сообщаем, что ответом на Вопрос N 7 Информационного письма Росстрахнадзора от 05.06.2008 N 3119/03-04 следует считать нижеизложенное.

Ответ:

Необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.

Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе о сделках с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее.

При этом, в случае оказания услуг по страхованию недвижимого имущества, суммой операции, подлежащей обязательному контролю и представлению сведений о ней в Росфинмониторинг, будет являться сумма сделки с недвижимым имуществом (т.е. стоимость застрахованного имущества).

Кроме того, обращаем внимание, что договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее, также являются сделками, подпадающими под обязательный контроль, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг. В данном случае суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды (на дату заключения договора аренды).

В случае, если в договоре аренды недвижимого имущества указана общая сумма сделки, соответствующая размеру, указанному в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, и при этом договор подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то обязанность представления в Росфинмониторинг информации возникает с момента государственной регистрации аренды недвижимого имущества.

Вместе с тем, в случае, когда страховой организации известен срок, на который заключается договор, и размер разового арендного платежа, организация имеет возможность самостоятельно вычислить сумму сделки. В данном случае суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды.

Обязанность же представлять в уполномоченный орган информацию об операции по достижению пороговой суммы (3 000 000 рублей) возникает только в том случае, когда в договоре аренды общая сумма сделки не указывается, размер арендного платежа не превышает порогового значения, а срок, на который заключается договор аренды, не определен, и общую сумму по договору вычислить невозможно.