См. Документы Федеральной службы по тарифам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 8 ноября 2012 г. N ДС-8719/4

О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РЕГУЛИРУЕМЫХ
ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Федеральная служба по тарифам обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - региональные регулирующие органы), на необходимость неукоснительного соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка принятия решений об установлении тарифов, а также порядка официального опубликования принятых решений об установлении тарифов и порядка доведения указанных решений (в том числе копий протоколов (выписок из протоколов) заседаний правлений (коллегий) региональных регулирующих органов до сведения регулируемых организаций.

В рамках проводимого ФСТ России систематического наблюдения и анализа правовых актов региональных регулирующих органов, принятых в целях установления соответствующих тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в 2012 году, выявляются признаки нарушения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ФСТ России разъясняет следующее.

В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон), тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Федерального закона.

Необходимо отметить, что не следует разделять понятия "принятие тарифного решения" и "установление тарифов", и, следовательно, датой установления регулируемых тарифов необходимо считать дату принятия соответствующего тарифного решения, а именно дату подписания данного правового акта.

Таким образом, установленные тарифы подлежат применению не ранее чем через один календарный месяц с даты принятия тарифного решения, а именно даты, указанной в реквизитах принятого тарифного решения.

Также необходимо отметить, что согласно положениям части 8 статьи 9 Федерального закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

Далее, согласно положениям части 3 статьи 13 Федерального закона период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

В связи с этим, региональным регулирующим органам необходимо усилить контроль за соблюдением вышеуказанного требования законодательства Российской Федерации с целью исключения возможности установления соответствующих тарифов с нарушением вышеуказанного временного периода действия, а также исключения возможности принятия соответствующих правовых актов, направленных на изменение или отмену установленных тарифов ранее истечения вышеупомянутого временного периода действия, кроме случаев, установленных соответствующими нормами законодательства Российской Федерации.

Кроме того, Федеральная служба по тарифам обращает особое внимание региональных регулирующих органов на необходимость строгого соблюдения положений пункта 20 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила), согласно которым решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.

Таким образом, например, в случае введения в действие соответствующих тарифов с 1 января следующего года, тарифное решение должно быть принято до 30 ноября текущего года, а опубликовано, то есть вступить в силу в этом случае не позднее 9 декабря текущего года.

В связи с этим, а также принимая во внимание неоднократные нарушения положений данного пункта Правил, выявленные в ходе вышеуказанного мониторинга, ФСТ России сообщает, что региональным регулирующим органам необходимо заблаговременно принимать надлежащие меры по обеспечению взаимодействия с соответствующими средствами массовой информации в целях недопущения нарушений вышеприведенной нормы Правил в последующих периодах регулирования.

Федеральная служба по тарифам отмечает, что государственному регулированию подлежат исключительно тарифы, перечень которых установлен Федеральным законом и раскрыт в принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актах.

Установление региональными регулирующими органами тарифов, не предусмотренных вышеуказанными нормативными актами, является нарушением законодательства Российской Федерации.

Положения пунктов 47 и 52 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, предусматривают установление тарифа на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления) и тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.

Вместе с тем, Федеральная служба по тарифам обращает внимание, что кроме установления тарифов для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, также подлежат установлению тарифы для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги конечным потребителям, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг иных регулируемых организаций.

Далее, Федеральная служба по тарифам отмечает отдельные случаи непредоставления со стороны региональных регулирующих органов запрошенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений, необходимых для проведения вышеуказанного систематического наблюдения и анализа, и сообщает, что подобные действия являются недопустимыми и являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена положениями 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с этим, региональным регулирующим органам в последующих периодах регулирования следует обратить особое внимание на обеспечение надлежащего предоставления в ФСТ России запрашиваемых в установленном порядке материалов и иных сведений, включающее в себя обеспечение строгого соблюдения сроков предоставления указанных материалов и сведений, установленных в соответствующих запросах ФСТ России.

В заключение Федеральная служба по тарифам информирует региональные регулирующие органы о том, что с 01.01.2013 вступают в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 N 998 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123", и указывает региональным регулирующим органам на необходимость строгого учета и исполнения требований, устанавливаемых положениями указанных нормативных правовых актов, при осуществлении государственного регулирования тарифов в период после вступления в законную силу вышеназванных нормативных правовых актов.

Д.А.САЛЬКОВ