См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 30 мая 2008 г. N 37

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ
ОТ 20.07.2007 N 308-П "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ
БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТОВ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ" (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ N 308-П)

1. В каком случае уполномоченный банк сообщает о нарушении резидентом требований части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон)?

Согласно части 1 статьи 19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

На основании части 9 статьи 23 Закона уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицу, осуществляющему валютные операции или открывающему счета (вклады) в банке за пределами территории Российской Федерации с нарушением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, информацию о нарушениях актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при наличии такой информации.

Если внешнеторговым контрактом установлены конкретные сроки зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента в уполномоченном банке либо конкретные сроки возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных резидентом нерезиденту в качестве авансового платежа, и если в указанные сроки денежные средства от нерезидента не поступают и резидентом в уполномоченный банк не представлены документы, подтверждающие получение им товара, оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, либо документы, изменяющие первоначальные условия внешнеторгового контракта, то уполномоченный банк сообщает о нарушении резидентом требований части 1 статьи 19 Закона. В указанном случае датой нарушения будет являться дата, следующая за установленной (или рассчитываемой) датой по внешнеторговому контракту.

2. Является ли нарушением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования непредставление или несвоевременное представление клиентом по запросу уполномоченного банка документов и информации, связанных с проведением валютных операций, при отсутствии установленного Банком России требования о представлении уполномоченному банку подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций?

При отсутствии установленного Банком России требования о представлении уполномоченному банку подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченный банк на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Закона имеет право запрашивать и получать от клиентов документы и информацию, связанные с проведением валютных операций. При этом в запросе уполномоченный банк может установить срок представления указанных документов и информации, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В случае если по запросу уполномоченного банка (в котором установлен срок представления документов) клиент не представил документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, или представил с нарушением установленного срока, то уполномоченный банк направляет сообщение о нарушении клиентом нормы пункта 1 части 2 статьи 24 Закона в порядке, установленном Положением N 308-П.

3. Следует ли уполномоченному банку в соответствии с требованиями Положения N 308-П направлять в территориальное учреждение Банка России для последующего направления в Росфиннадзор информацию о лицах, осуществляющих валютные операции с нарушением требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, если они не являются клиентами данного уполномоченного банка?

Исходя из требований части 9 статьи 23 Закона уполномоченные банки передают в территориальное учреждение Банка России для последующего направления в Росфиннадзор информацию о нарушениях лицами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являющимися клиентами данного уполномоченного банка.

На основании части 10 статьи 23 Закона уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 статьи 23 Закона в порядке, установленном Банком России.

Такой порядок установлен Положением N 308-П, в соответствии с которым уполномоченные банки передают информацию о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, являющимися их клиентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

4. Какое программное обеспечение могут использовать уполномоченные банки в целях выполнения требований Положения N 308-П?

Для формирования электронного сообщения (далее - ЭС) в форматах, установленных Приложением 2 к Положению N 308-П, уполномоченные банки могут использовать:

- программное обеспечение, разработанное сторонними организациями;

- программное обеспечение, разработанное Банком России;

- собственное программное обеспечение.

5. Какая информация о дате нарушения указывается в ЭС в случае нарушения клиентом требований пункта 1.3 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и пунктов 2.4 и 2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)?

При несоблюдении резидентами установленных сроков представления документов - справки о валютных операциях (пункт 1.3 Инструкции N 117-И), справки о подтверждающих документах (пункт 2.4 Положения N 258-П), справки о поступлении валюты Российской Федерации и справки о расчетах через счета за рубежом (пункт 2.7 Положения N 258-П) в ЭС в качестве даты нарушения указывается дата, следующая за датой истечения срока, установленного для представления резидентом в уполномоченный банк указанных документов.

6. Каким образом следует заполнять поле "Сумма валютной операции" в ЭС в случае, если выявлено нарушение клиентом требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и при этом платеж осуществлен в валюте, отличной от валюты счета клиента?

Если клиентом допущено нарушение требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и при этом платеж осуществлен в валюте, отличной от валюты счета клиента, то сумма валютной операции, связанной с допущенным нарушением, может быть указана в ЭС как в валюте, списанной со счета клиента, так и в валюте платежа.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области