См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 июня 2012 г. N 41

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).

1. В случае декларирования резидентом товаров в электронной форме путем подачи электронной таможенной декларации (далее - ЭТД) каким образом резидент должен представить в уполномоченный банк указанный документ и каковы действия банка паспорта сделки (далее - ПС) в случае возникновения сомнения в подлинности ЭТД?

При применении технологии электронного декларирования в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, в уполномоченные банки могут быть представлены таможенные декларации на товары как на бумажном носителе, заверенные участником внешнеэкономической деятельности, так и в электронной форме.

При этом ЭТД является электронным документом, представляющим собой совокупность сведений, подлежащих указанию в соответствии с правилами заполнения таможенной декларации на товары, поданным в таможенный орган в электронной форме и форматах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и подписанным электронной цифровой подписью.

Учитывая, что Инструкция N 117-И и Положение N 258-П предусматривают возможность представления резидентами в банк ПС документов как на бумажном носителе, так и в электронном виде, а также требования части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", полагаем возможным принятие уполномоченными банками в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, как ЭТД в электронном виде, так и бумажных копий ЭТД, заверенных резидентами.

В случае возникновения у уполномоченного банка сомнения в подлинности ЭТД уполномоченные банки располагают возможностью проверки соответствия сведений, содержащихся в представленных таможенных декларациях на товары и ЭТД, сведениям о таможенном декларировании товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов, по запросам уполномоченных банков в рамках системы проверки, организованной ФТС России в соответствии с письмом Банка России от 01.11.2008 N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций".

2. Какую дату следует указывать в графе 1 "Дата подтверждающего документа" Справки о подтверждающих документах (далее - Справка) в случае представления резидентом в банк ПС подтверждающих документов без оформления таможенной декларации при ввозе/вывозе товаров на территорию/с территории Российской Федерации в рамках единой таможенной территории таможенного союза?

На основании пункта 2.1 и абзаца 4 пункта 2.4 Положения N 258-П датой оформления транспортных (перевозочных), коммерческих или иных документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с территории Российской Федерации или ввоз товара на территорию Российской Федерации (содержащих сведения об отгрузке вывозимого с территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащих сведения об отгрузке ввозимого на территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленных в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности, является наиболее поздняя по сроку дата подписания перечисленных документов одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание такого документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления документа.

Если документы, подтверждающие ввоз товаров в Российскую Федерацию или вывоз товаров из Российской Федерации без подачи таможенной декларации, не содержат ни даты подписания, ни даты составления, то при заполнении графы 1 Справки могут быть указаны иные даты, содержащиеся в этих документах. Например, в графе 1 Справки может быть отражена дата из календарного штемпеля транспортной железнодорожной накладной при вывозе товаров с территории Российской Федерации; дата выдачи оригинала железнодорожной накладной грузополучателю (дата из календарного штемпеля транспортной железнодорожной накладной) - при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, либо дата, указанная в автомобильной товарно-транспортной накладной.

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 136-И).

3. Может ли уполномоченный банк (филиал) не осуществлять операцию по направлению на инкассо поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) и не размещать на стенде информацию о правилах приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств)?

Нормативные акты Банка России не возлагают на уполномоченные банки обязанности по направлению на инкассо поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств).

При этом в соответствии с пунктами 2.1 и 2.1.5 Инструкции N 136-И в помещениях уполномоченного банка (филиала), включая помещения внутренних структурных подразделений уполномоченного банка (филиала), в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками, на стенде или в ином оформленном виде должны быть размещены правила приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств), в том числе для направления на инкассо, разработанные уполномоченным банком (филиалом) на основе условий приема указанных денежных знаков их эмитентами.

Если уполномоченный банк не осуществляет операцию по направлению на инкассо поврежденных денежных знаков, наличие на стенде указанных правил необходимо для того, чтобы уполномоченный банк, руководствуясь критериями отнесения банкнот к поврежденным денежным знакам иностранных государств (группы иностранных государств), определенными им в этих правилах, мог проинформировать клиента о невозможности проведения операции с представленными банкнотами ввиду наличия у них признаков поврежденности, соответствующих разработанным уполномоченным банком критериям.

4. Может ли уполномоченный банк (филиал) не осуществлять операции по направлению на инкассо чеков, вызывающих сомнение в их подлинности?

Согласно пункту 4.3 Инструкции N 136-И в случае выявления кассовым работником при осуществлении операции с чеками чека, вызывающего сомнение в подлинности, такой чек физическому лицу не возвращается. Кассовый работник обязан проинформировать физическое лицо в установленном уполномоченным банком (филиалом) порядке о том, что чек вызывает сомнение в его подлинности и должен быть направлен на инкассо в иностранный банк в порядке, установленном пунктами 4.13 - 4.18 Инструкции N 136-И.

Поскольку операция по приему и направлению на инкассо чека, вызывающего сомнение в его подлинности, является обязательной для уполномоченного банка (филиала), совершающего операции по покупке и продаже чеков, в перечень операций, а также в правила приема чеков, размещенных на стенде, помимо операции по покупке/продаже чеков в обязательном порядке включается операция по приему на инкассо чеков, вызывающих сомнение в их подлинности.

5. Какие коды вида операции в соответствии с Классификатором видов операций с наличной иностранной валютой и чеками указываются в Реестре операций с наличной валютой и чеками (далее - Реестр) при проведении операций по внесению клиентом первоначального взноса в иностранной валюте для открытия платежной карты, при выдаче клиенту остатка в иностранной валюте по закрытой платежной карте, при пополнении наличной иностранной валютой платежной карты без ее предъявления?

В соответствии с порядком заполнения Реестра при проведении операций по внесению первоначального взноса в иностранной валюте для открытия платежной карты в случае открытия банковского счета в графе 3 Реестра кассовым работником проставляется код 60 "Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте", при выдаче остатка денежных средств в иностранной валюте по закрытой платежной карте - код 63 "Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в иностранной валюте". При пополнении наличной иностранной валютой карточного счета без ее предъявления кассовому работнику в Реестре проставляется код вида операции - 60 "Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте".

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

6. Может ли уполномоченный банк осуществить перевод иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на текущий валютный счет филиала данного резидента, открытый в этом уполномоченном банке или в филиале этого уполномоченного банка, без предварительного зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет филиала данного резидента?

Учитывая положения пунктов 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, банковский счет, открываемый юридическим лицом - резидентом для обеспечения деятельности его филиала, рассматривается как банковский счет самого юридического лица - резидента.

В связи с этим перевод иностранной валюты с транзитного валютного счета юридического лица - резидента, открытого в уполномоченном банке, может осуществляться на текущий валютный счет филиала этого юридического лица - резидента, открытый в этом же уполномоченном банке, без предварительного зачисления денежных средств на транзитный валютный счет филиала юридического лица - резидента.

Также без предварительного зачисления денежных средств на транзитный валютный счет филиала юридического лица - резидента может осуществляться перевод иностранной валюты с транзитного валютного счета юридического лица - резидента, открытого в уполномоченном банке, на текущий валютный счет филиала этого юридического лица - резидента, открытый в филиале этого же уполномоченного банка.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля