См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 26 марта 2004 г. N 27

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы,
связанные с применением
совместной Инструкции Банка России
и ГТК России ОТ 13.10.1999 N 86-И
и N 01-23/26541 "О порядке осуществления
валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее -
Инструкция N 86-И) и совместной Инструкции Банка России
и ГТК России ОТ 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644
"О порядке осуществления валютного контроля
за обоснованностью оплаты резидентами
импортируемых товаров" (далее -
Инструкция N 91-И)

1. Каким образом формируются документы валютного контроля (Учетные карточки таможенно-банковского контроля - УК, УКи) при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами на экспорт и импорт товаров путем подачи в таможенные органы таможенной декларации в виде письменного заявления?

В случаях, перечисленных в Приказе ГТК России от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров" (далее - Приказ ГТК России N 203), товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами на экспорт и импорт товаров, могут декларироваться путем подачи в таможенные органы таможенной декларации в виде письменного заявления (далее - Заявление).

Перечень сведений, подлежащих в соответствии с Приказом ГТК России N 203 указанию в Заявлении, в том числе необходимых для осуществления валютного контроля (о номере и дате Паспорта сделки (ПС), Паспорта импортной сделки (ПСи), о количестве товаров и их кодах по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), цене и валюте, в которой определена цена товара по договору), позволяет уполномоченным банкам на основании Заявления сформировать УК/УКи.

В рамках технологии таможенно-банковского контроля, предусмотренной Инструкцией N 86-И и Инструкцией N 91-И, в качестве документа, являющегося основанием для формирования базового документа валютного контроля - Учетной карточки (УК/УКи), используется таможенная декларация, оформляемая на бланках ТД1 и ТД2 (ГТД).

В случае непоступления УК/УКи из ГТК России при представлении в уполномоченный банк экспортером (импортером) ксерокопии таможенной декларации, оформленной в виде Заявления, уполномоченные банки могут самостоятельно формировать УК/УКи в формате, установленном Приложениями 2 к указанным Инструкциям, на основании сведений, содержащихся в Заявлении и ПС (ПСи). При этом сведения об уполномоченном банке, Экспортере (Импортере), контракте, валюте цены могут указываться в УК/УКи с помощью программных комплексов в автоматическом режиме. Сведения о фактурной стоимости товаров в графах "Фактурная стоимость" УК и "Сумма таможни" УКи, а также кодах товаров указываются в УК (УКи) на основании информации о цене товаров по договору и кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД России, содержащейся в Заявлении.

При получении из ГТК России УК (УКи), содержащих сведения о товарах, декларирование которых производилось путем подачи Заявления, сведения о фактурной стоимости товаров в графах "Фактурная стоимость" УК и "Сумма таможни" УКи могут указываться уполномоченным банком самостоятельно на основании информации о цене товаров по договору, содержащейся в Заявлении.

2. Каков порядок оформления (переоформления) Паспорта импортной сделки в случае задержки поставки импортируемого товара, в результате чего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в сроки более поздние, чем это указано в строке "Последняя дата" оформленного по данному договору Пси?

Порядком оформления ПСи, предусмотренным Инструкцией N 91-И, установлено, что, ввиду того, что завершение таможенного оформления в отношении последней партии ввозимого по договору товара может производиться позднее завершения исполнения иностранным контрагентом (продавцом) всех своих обязательств по договору, в строке "Последняя дата" ПСи может быть указана дата более поздняя, чем предусмотренные договором сроки исполнения сторонами своих взаимных обязательств.

Учитывая изложенное, считаем, что в случае задержки поставки импортного товара по причинам, не зависящим от сторон по договору, в результате чего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в сроки более поздние, чем это указано в строке "Последняя дата" оформленного по данному договору ПСи, Импортер вправе переоформить ПСи, предоставив в Банк Импортера письмо-заявление с объяснением причин продления срока поставки товаров. При этом в графе "Последняя дата" переоформленного ПСи указывается уточненная дата завершения таможенного оформления на территории Российской Федерации в отношении последней партии импортируемого по договору товара, рассчитываемая Импортером самостоятельно, а в третьей части кода ПСи, указываемого в строке "Паспорт импортной сделки N", проставляется порядковый номер ПСи, следующий за номером, присвоенным Банком Импортера Паспорту импортной сделки, ранее оформленному по данному договору.

Все документы, представленные Импортером в Банк Импортера в качестве основания для подписания нового ПСи по данному договору, направляются в Досье (Импорт), сформированное по ранее оформленному ПСи.

Оформление (переоформление) Паспорта импортной сделки в указанном случае не освобождает Импортера от ответственности за нарушение требований валютного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации.

3. Каким образом должен осуществляться валютный контроль в случае представления в уполномоченный банк дополнительного соглашения к договору на экспорт товара, предусматривающего уменьшение цены договора, возврат товара (в том числе некачественного) в Российскую Федерацию и, соответственно, возврат денежных средств покупателю-нерезиденту?

Дополнительное соглашение, предусматривающее уменьшение цены договора, возврат товара (в том числе некачественного) в Российскую Федерацию, возврат денежных средств покупателю-нерезиденту, является дополнением к договору на экспорт товара, валютный контроль за исполнением которого должен осуществляться в рамках Инструкции N 86-И.

В связи с этим на основании вышеуказанного дополнительного соглашения экспортеру следует переоформить Паспорт сделки в соответствии с требованиями пункта 3.11 Инструкции N 86-И.

Информация о возврате денежных средств, ранее полученных от иностранной стороны в счет оплаты экспортированных по договору товаров, должна быть отражена уполномоченным банком в УК и Ведомости банковского контроля в соответствии с Приложениями 2 и 4 к Инструкции N 86-И. Информация о возврате нерезидентом товара отражается в строке "Особые отметки" УК.

Поскольку в указанном случае оплата товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не производится, то ввоз возвращаемого товара на территорию Российской Федерации осуществляется без представления в таможенные органы Паспорта импортной сделки.

4. Следует ли отражать в Паспорте сделки сведения об осуществлении резидентом-экспортером поставок товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД России, в случае если срок поступления валютной выручки не превышает 90 дней с даты поставки товара?

В соответствии с порядком оформления Паспорта сделки, установленным Приложением 1 к Инструкции N 86-И, в разделе "Особые отметки Банка" Паспорта сделки указываются сведения об осуществлении по договору поставок товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД России, срок поступления валютной выручи за которые не превышает трех лет ("Федеральный закон" /72-ФЗ/31.05.2001/ стоимость товаров в валюте цены/дата поступления последнего платежа за эти товары).

Таким образом, требование об указании в разделе "Особые отметки" Паспорта сделки сведений об осуществлении по договору поставок товаров, относящихся к вышеперечисленным разделам ТН ВЭД России, установленное Инструкцией N 86-И, распространяется также на случаи, когда срок поступления выручки не превышает 90 дней с даты поставки товара.

В случае если по договору осуществляется поставка товаров, относящихся к разделам XVI, XVII, XIX ТН ВЭД России, а Паспорт сделки, имеющийся в уполномоченном банке, не содержит сведений об осуществлении по соответствующему договору поставок товаров, относящихся к указанным разделам ТН ВЭД России, то такой Паспорт сделки должен быть переоформлен экспортером с учетом требований, установленных Инструкцией N 86-И.

Иные вопросы
по применению валютного законодательства

5. При соблюдении каких условий резидент вправе без разрешения Банка России осуществить перевод иностранной валюты из Российской Федерации в оплату морского судна в соответствии с подпунктом 1.1.1 Положения Банка России от 24.04.1996 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (далее - Положение Банка России N 39)?

Валютная операция по переводу резидентом из Российской Федерации нерезиденту иностранной валюты за приобретенное по импортному договору морское судно может быть осуществлена без разрешения Банка России в соответствии с подпунктом 1.1.1 Положения Банка России N 39 при условии, что в срок, не превышающий одного года со дня перевода суммы предварительной оплаты (аванса), резидентом в уполномоченный банк будут представлены документы, подтверждающие переход к нему права собственности на морское судно. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации право собственности на морское судно подтверждается его включением в Государственный судовой реестр.

6. Распространяются ли требования пункта 3.8 Инструкции Банка России от 12.10.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция Банка России N 93-И) о порядке покупки иностранной валюты за счет средств в валюте Российской Федерации на счетах нерезидентов типа "Н", если международными договорами, участником которых является Российская Федерация, предусмотрена обязанность Российской Федерации по обеспечению полной и своевременной конвертации валюты Российской Федерации в иностранную валюту вышеуказанным нерезидентам - участникам таких международных договоров?

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах" международные договоры, заключенные Российской Федерацией, имеют приоритетную силу по отношению к нормативным актам, принятым в Российской Федерации.

Инструкция Банка России N 93-И не изменяет порядок ведения нерезидентами, в отношении которых заключены международные договоры Российской Федерации, операций с валютой Российской Федерации, определенный вышеуказанными международными договорами.

В тех случаях, когда международным договором Российской Федерации предусмотрена обязанность Российской Федерации по обеспечению полной и своевременной конвертации валюты Российской Федерации нерезидентами - участниками этих международных договоров, на денежные средства на рублевых счетах типа "Н" указанных нерезидентов не распространяются требования пункта 3.8 Инструкции Банка России N 93-И о порядке покупки иностранной валюты.

7. Какой статус (резидент или нерезидент) имеет при проведении валютных операций в Российской Федерации лицо без гражданства, которому выдан вид на жительство в Российской Федерации?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации. Подпункт "а" пункта 5 статьи 1 указанного Закона устанавливает, что резидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Лицо без гражданства, имеющее в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство в Российской Федерации, при проведении валютных операций должно действовать как резидент при представлении в уполномоченный банк вышеуказанного вида на жительство.

8. Должен ли уполномоченный банк отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии банковских счетов, проведении операций по этим счетам, в совершении валютно-обменных операций, а также в оказании иных банковских услуг в случаях, когда из предъявленных физическим лицом - нерезидентом документов следует, что срок пребывания данного лица на территории Российской Федерации истек?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к лицам, законно находящимся в Российской Федерации, относятся иностранные граждане - лица, имеющие действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного вышеназванным Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

На основании статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Поскольку уполномоченный банк к таким органам не относится, то сотрудники банка не уполномочены проверять правомерность нахождения физического лица - нерезидента на территории Российской Федерации.

В соответствии с нормативными актами Банка России при открытии счетов, проведении операций по счетам, совершении валютно-обменных операций физическое лицо - нерезидент предъявляет в уполномоченный банк паспорт или иной действительный документ, удостоверяющий его личность и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Таким образом, при предъявлении физическим лицом - нерезидентом в уполномоченный банк паспорта или иного действительного документа, удостоверяющего его личность, уполномоченный банк не вправе отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии счетов, проведении операций по счетам, в совершении валютно-обменных операций, а также в оказании иных банковских услуг, в том числе в случаях, когда из предъявленных документов следует, что срок пребывания данного лица на территории Российской Федерации истек.

Исключение составляют случаи открытия рублевых счетов физическим лицам - нерезидентам в соответствии с Инструкцией Банка России N 93-И. Уполномоченный банк вправе отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии рублевых счетов, поскольку для открытия указанных счетов необходимо наличие действующей визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. При этом Инструкция Банка России N 93-И не содержит требований по контролю со стороны уполномоченного банка за сроком действия въездной визы в период после открытия в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции Банка России N 93-И счетов физическому лицу - нерезиденту.

9. Чем должен руководствоваться уполномоченный банк при осуществлении юридическим лицом - резидентом (инвестором) валютной операции, связанной с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в Заявке, равна или превышает 10 миллионов долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте, а переводы денежных средств в иностранной валюте осуществляются на основании платежных поручений, каждое из которых не превышает 10 миллионов долларов США?

В соответствии с Положением Банка России от 05.07.2001 N 142-П "О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств" (далее - Положение Банка России N 142-П) прямая инвестиция - осуществление инвестором перевода иностранной валюты с целью приобретения предприятия, создания на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации в случае, если доля инвестора равна или превышает 10% величины уставного капитала создаваемой коммерческой организации, приобретения не менее 10% акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) ранее созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации, а также приобретения акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации, созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, доля участия российского инвестора в которой составляет не менее 10%.

Для осуществления прямой инвестиции (в уведомительном или разрешительном порядке) инвестор представляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по прямой инвестиции, документы, необходимые для перевода иностранной валюты, в том числе Заявку, оформленную в соответствии с Приложением 2 к Положению Банка России N 142-П, и нотариально заверенную копию договора между инвестором и нерезидентом-контрагентом о приобретении за иностранную валюту акций, доли участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) упомянутого нерезидента.

В соответствии с Приложением 2 к Положению Банка России N 142-П (раздел III "Сведения о прямой инвестиции") указанная Заявка должна содержать сумму прямой инвестиции по договору, заключенному между инвестором и нерезидентом-контрагентом.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения Банка России N 142-П прямые инвестиции на сумму до 10 миллионов долларов США осуществляются в уведомительном порядке, а прямые инвестиции на сумму, равную или превышающую 10 миллионов долларов США, осуществляются на основании разрешений, выдаваемых территориальными учреждениями Банка России по месту государственной регистрации инвестора.

Таким образом, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в Заявке, равна или превышает 10 миллионов долларов США, то для осуществления прямой инвестиции инвестору необходимо получить разрешение территориального учреждения Банка России независимо от количества переводов, каждый из которых не превышает 10 миллионов долларов США.

Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.