См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 сентября 2002 г. N 19

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

I. Вопросы по применению Инструкции Банка России
"О порядке открытия уполномоченными банками банковских
счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации
и проведения операций по этим счетам"
N 93-И от 12.10.2000

1. Какие документы (оригиналы или копии), подтверждающие правовой статус юридического лица, уполномоченный банк оставляет у себя (в делах клиентов) при открытии нерезидентами счетов типа "К" и "Н"?

В соответствии с пунктом 2.3.2 Инструкции Банка России "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" N 93-И от 12.10.2000 (далее - Инструкция N 93-И) юридические лица - нерезиденты для открытия счетов типа "К" и "Н" представляют в уполномоченный банк легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей документы (оригиналы), подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, где создано это юридическое лицо.

При этом юридическое лицо - нерезидент, представив в уполномоченный банк оригиналы указанных выше документов, в зависимости от своего волеизъявления оставляет в уполномоченном банке указанные оригиналы либо их копии, заверенные в порядке, установленном уполномоченным банком.

2. Должен ли уполномоченный банк при проведении операций, указанных в пунктах 4.1.2, 4.1.3 Инструкции N 93-И, проверять соответствие текста, следующего за разделительным символом "KNF" в поле "Назначение платежа" расчетного документа, описанию вида операции, указанному в Приложении 1 к Инструкции N 93-И, учитывая, что в соответствии с пунктом 4.3 вышеуказанные операции осуществляются без предоставления подтверждающих документов?

При проведении операций, указанных в пунктах 4.1.2, 4.1.3 Инструкции N 93-И, уполномоченный банк проверяет соответствие проставленного цифрового обозначения операции режиму счета, с которого осуществляется списание денежных средств.

Инструкция N 93-И не устанавливает обязанности уполномоченного банка по контролю за соответствием проставленного в расчетном документе цифрового обозначения операции самой операции.

3. Применяются ли меры воздействия к уполномоченному банку получателя, выставляющему платежные требования на списание денежных средств со счетов плательщиков - нерезидентов в валюте Российской Федерации, оформленные без указания цифрового обозначения операции?

В соответствии с пунктом 4.8 Инструкции N 93-И уполномоченные банки отказывают в выполнении распоряжений о проведении операции в случае, если расчетные документы (в том числе платежные требования) оформлены с нарушением пункта 4.7 указанной Инструкции.

Таким образом, уполномоченный банк плательщика обязан отказать в списании средств со счета плательщика на основании платежного требования, в котором отсутствует цифровое обозначение операции.

В случае, если уполномоченный банк плательщика осуществил списание средств со счета плательщика на основании расчетного документа, оформленного с нарушением требований пункта 4.7, к нему применяются санкции, установленные пунктом 6.3 Инструкции N 93-И.

Применение санкций к банку получателя за ненадлежащее оформление платежного требования Инструкцией N 93-И не установлено. Следовательно, указанные санкции к банку получателя не применяются.

4. Какими нормативными актами регулируется порядок открытия и проведения операций по банковским вкладам (депозитам) в валюте Российской Федерации нерезидентами? Какие операции нерезиденты вправе осуществлять через банковские вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации?

Нерезиденты - физические лица вправе открывать банковские вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации и совершать через них любые операции (в том числе операции по покупке иностранной валюты), руководствуясь главами 44 и 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Вправе ли уполномоченный банк на основании поручения юридического лица - нерезидента осуществить перевод средств с его рублевого банковского вклада (депозита) на его счет типа "К", "Н" при условии, что данный перевод осуществляется за счет средств, ранее переведенных в рублевый банковский вклад (депозит) этого нерезидента с его счета типа "К", "Н"?

При осуществлении операций через банковские вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации, открытые юридическим лицам - нерезидентам на балансовом счете N 425 "Депозиты юридических лиц - нерезидентов" Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, установленного Правилами бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.1997 N 61, утвержденными Приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263, следует руководствоваться положениями статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, в частности, что юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

Инструкция N 93-И допускает возможность осуществления операции по внесению юридическими лицами - нерезидентами со своих счетов типа "К", "Н" денежных средств в банковские вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации (цифровое обозначение операции - 303), а также возврат уполномоченными банками на счета типа "К", "Н" юридических лиц - нерезидентов их банковских вкладов (депозитов), если последние были ранее внесены со счета типа "К", "Н" (цифровое обозначение операции - 304).

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что уполномоченный банк вправе на основании поручения юридического лица - нерезидента осуществить перевод средств с банковского вклада (депозита) в валюте Российской Федерации юридического лица - нерезидента на его счет типа "К", "Н" при условии, что такой перевод осуществляется за счет средств, ранее внесенных в банковский вклад (депозит) в валюте Российской Федерации юридического лица - нерезидента с его счета типа "К", "Н".

6. Распространяются ли требования, установленные Инструкцией N 93-И, на расчеты в валюте Российской Федерации, осуществляемые резидентами с нерезидентами через счета, открытые резидентами в Банке России?

В соответствии со статьей 48 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России. Кроме того, согласно статье 244 Кодекса единый счет федерального бюджета, право открытия, закрытия и определения режима которого принадлежит Федеральному казначейству, находится в Банке России. При этом согласно пункту 7 статьи 161 Кодекса бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции N 93-И переводы валюты Российской Федерации со счетов резидентов на счета нерезидентов типа "К", "Н", "Ф" могут осуществляться со счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках. Вместе с тем, установив в Инструкции N 93-И требование о проведении резидентами расчетов в рублях с нерезидентами только через свои счета в уполномоченных банках, Банк России не может ограничить себя в правах по проведению операций по обслуживанию организаций, открывших счета в Банке России, в том числе при расчетах указанных организаций в рублях с нерезидентами.

По мнению Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России, при проведении расчетов в рублях с нерезидентами бюджетными организациями и организациями, не являющимися таковыми, через счета в Банке России (при проведении расчетов через расчетно - кассовые центры Банка России) требования Инструкции N 93-И на указанные расчеты не распространяются.

В связи с изложенным до издания Банком России отдельного нормативного акта, регулирующего расчеты резидентов с нерезидентами через счета в Банке России, рублевые средства со счетов резидентов, открытых в Банке России, целесообразно переводить на счета нерезидентов в уполномоченных банках без представления подтверждающих документов и проставления цифровых обозначений операций, предусмотренных Инструкцией N 93-И.

7. Распространяется ли действие Инструкции N 93-И на операции нерезидентов по осуществлению переводов валюты Российской Федерации без открытия счета?

Осуществление на территории Российской Федерации переводов валюты Российской Федерации без открытия счетов физическими лицами как резидентами, так и нерезидентами разъяснено Письмом Банка России от 23 ноября 1998 г. N 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов". Действие Инструкции N 93-И распространяется только на операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами, при которых зачисление (списание) валюты Российской Федерации происходит с использованием рублевых счетов нерезидентов.

В связи с изложенным Инструкция N 93-И не распространяет свое действие на переводы валюты Российской Федерации без открытия счетов, в частности:

- перевод резидентом со своего счета в пользу нерезидента, без зачисления на счет в уполномоченном банке;

- перевод резидентом без открытия счета в пользу нерезидента, без зачисления на счет в уполномоченном банке;

- перевод нерезидентом без открытия счета в пользу резидента, без зачисления на счет в уполномоченном банке;

- перевод нерезидентом без открытия счета в пользу нерезидента, без зачисления на счет в уполномоченном банке.

При этом следует иметь в виду, что вышеуказанные переводы могут быть осуществлены как через уполномоченные банки, так и через кредитные организации, не являющиеся уполномоченными банками.

Под действие Инструкции N 93-И подпадают переводы валюты Российской Федерации без открытия счетов:

- перевод резидентом без открытия счета на счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке, - цифровое обозначение операции "501" с зачислением на счет типа "Н" нерезидента;

- перевод нерезидентом со счета, открытого в уполномоченном банке, резиденту без открытия резидентом счета, - цифровое обозначение операции "502".

8. Какие цифровые обозначения операций следует проставлять резидентам при осуществлении переводов валюты Российской Федерации в пользу нерезидентов через счета банков - нерезидентов типа "К", "Н"?

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции N 93-И расчеты в валюте Российской Федерации могут осуществляться нерезидентами через счета банков - нерезидентов типа "К", "Н" в соответствии с режимами счетов типа "К", "Н", установленными Инструкцией N 93-И.

При осуществлении резидентами переводов валюты Российской Федерации со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу нерезидентов, используя счета банков - нерезидентов "К", "Н", проставляется цифровое обозначение операции, которое соответствует проводимой операции.

Так, например, цифровое обозначение операции "311" проставляется как при осуществлении резидентами переводов в пользу нерезидентов по договорам страхования непосредственно на их счета типа "К", открытых в уполномоченных банках, так и при осуществлении этих переводов через счета банков - нерезидентов типа "К".

В том случае, когда перевод резидентом валюты Российской Федерации в пользу нерезидента не подпадает под цифровое обозначение групп операций 100 - 400, приведенное в таблице А Приложения 1 к Инструкции N 93-И, такие переводы осуществляются резидентами только через счета банков - нерезидентов типа "Н" с цифровым обозначением операции "501".

9. Какие цифровые обозначения операций проставляются при осуществлении уполномоченными банками и резидентами возвратов валюты Российской Федерации на счета нерезидентов типа "К", "Н", "Ф"?

В соответствии с пунктом 6 Приложения 28 к Положению Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 12.04.2001 N 2-П в случае отсутствия подтверждающих документов, искажения или неправильного указания в них реквизитов получателей суммы расчетных документов относятся до выяснения на счет N 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения". Если в течение пяти рабочих дней не уточнены реквизиты и не выяснены владельцы счетов, то суммы возвращаются кредитной организации (филиалу) плательщика платежным поручением кредитной организации (филиала) получателя, составленным в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России.

В связи с этим при зачислении уполномоченным банком денежных средств в валюте Российской Федерации, полученных от нерезидента, на счет сумм до выяснения и по истечении пяти рабочих дней уполномоченный банк осуществляет возврат указанных денежных средств нерезиденту. Указанные денежные средства в валюте Российской Федерации возвращаются на тот же счет нерезидента, с которого они были списаны.

При этом уполномоченный банк в расчетном документе проставляет следующие цифровые обозначения операций:

- при осуществлении возврата на счет типа "К", "Н" нерезидента - "207";

- при осуществлении возврата на счет типа "Ф" нерезидента - "414".

Такие же цифровые обозначения операции проставляются резидентами при возврате валюты Российской Федерации, ошибочно поступившей (уже зачисленной) на их счета от нерезидентов.

Излишне удержанные штрафы и налоги возвращаются на открытые в качестве обеспечения банковских карт счета нерезидентов типа "К", "Ф" с цифровым обозначением операции "401".

Уполномоченные банки возвращают излишне удержанные комиссии и необоснованно списанные денежные средства по операциям нерезидентам, совершенным с использованием банковской карты, с цифровым обозначением операции "322".

10. В каком порядке уполномоченный банк - векселедатель может оплатить вексель, выписанный в валюте Российской Федерации, предъявляемый к оплате нерезидентом, в случае, если данный нерезидент не имеет счета типа "Н" в уполномоченном банке?

При предъявлении нерезидентом векселя к оплате уполномоченный банк как векселедатель обязан оплатить вексель. Однако следует учитывать, что расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации в соответствии с подпунктом "г" пункта 7 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" относятся к валютным операциям, а в соответствии с пунктом 2 статьи 2 этого же Закона порядок приобретения и использования нерезидентами валюты Российской Федерации устанавливается Банком России.

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции N 93-И счета нерезидентов типа "К", "Н", "Ф", открытые в уполномоченных банках, не могут предусматривать режим счетов иной, чем установленный Приложением 1 к данной Инструкции.

Зачисление денежных средств в валюте Российской Федерации, уплаченных резидентами нерезидентам при погашении векселей, предусмотрено исключительно на счета нерезидентов типа "Н".

Учитывая вышеизложенное, нерезиденту, предъявившему уполномоченному банку к оплате вексель, выписанный в валюте Российской Федерации, и не имеющему счета типа "Н" в уполномоченном банке, следует предложить либо открыть такой счет, либо осуществить операцию через счет банка - нерезидента типа "Н", либо оплатить такой вексель наличными деньгами с учетом требований, установленных пунктом 3.2 Инструкции N 93-И и Указания Банка России от 14 ноября 2001 г. N 1050-У.

II. Вопросы по применению Инструкции Банка России
"О счетах физических лиц - резидентов в банках
за пределами Российской Федерации"
N 100-И от 29 августа 2001 г.

1. Действуют ли в настоящее время в связи с принятием Инструкции Банка России "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации" N 100-И от 29 августа 2001 г. (далее по тексту - Инструкция N 100-И) нормы, установленные пунктом 11 раздела VIII "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР"?

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции N 100-И физическое лицо - резидент имеет право открывать счета в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и / или Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ). Список указанных государств приведен в Приложении 1 к Инструкции N 100-И.

Открытие физическими лицами - резидентами счетов в иностранных банках на территории государств, не указанных в Приложении 1 к Инструкции N 100-И, осуществляется в соответствии с требованиями пункта 11 раздела VIII "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных Письмом Госбанка СССР N 352 от 24.05.91, т.е. на период их временного пребывания за рубежом. По окончании срока пребывания за границей резидент обязан закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в Российскую Федерацию или ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности.

2. На какие цели могут осуществляться переводы иностранной валюты из Российской Федерации на счета физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации?

Пунктом 2.2 Инструкции N 100-И предусмотрено, что счета физических лиц - резидентов за пределами Российской Федерации (далее по тексту - Счета) могут открываться резидентами только для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом в соответствии с подпунктом 1.1.11 Положения Банка России от 24.04.96 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (далее по тексту - Положение N 39) физическое лицо - резидент может без получения разрешения Банка России осуществлять переводы из Российской Федерации, в том числе на его Счет, иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 тысяч долларов США, в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

Таким образом, перевод средств физических лиц - резидентов на Счета может осуществляться только на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью, а также на цели приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле").

3. Существуют ли ограничения по суммам переводов иностранной валюты из Российской Федерации, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с требованиями Инструкции N 100-И?

Инструкцией N 100-И не установлены ограничения по сумме перевода иностранной валюты из Российской Федерации со счетов физических лиц - резидентов в уполномоченных банках на свои Счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты из Российской Федерации в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги могут осуществляться физическими лицами - резидентами через свои счета в уполномоченном банке на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США в течение календарного года.

В соответствии с пунктом 13 "Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов" от 27.08.97 N 508, утвержденного Приказом Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371 (далее по тексту - Порядок N 508), сумма перевода без открытия счета не должна превышать 2000 долларов США в течение одного операционного дня при переводе средств через один уполномоченный банк.

Таким образом, ограничения по сумме переводов на Счета установлены по переводам без открытия счета и по переводам в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

4. Какие документы должно представить физическое лицо - резидент при переводах иностранной валюты через уполномоченный банк на свои счета в банках за пределами Российской Федерации?

При осуществлении перевода физическим лицом - резидентом иностранной валюты на Счет согласно пунктам 1.1.11, 1.1.25 Положения Банка России "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" N 39 от 24.04.96 (далее по тексту - Положение N 39) в уполномоченный банк должны быть представлены:

- заявление физического лица - резидента или его представителя с учетом обязательных требований по содержанию заявления, указанных в Приложении 3 к Положению N 39 (пункт 8.3 Положения N 39);

- документ, удостоверяющий личность (подпункт 3.2.2 Инструкции N 100-И);

- экземпляр Уведомления об открытии Счета, направляемый резидентом в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту жительства резидента, с отметкой налогового органа о получении Уведомления (пункт 3.2.3 Инструкции N 100-И);

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (пункт 8.6 Положения N 39).

Положение N 39 (часть 2 подпункта 8.3) не устанавливает обязанности по представлению подтверждающих документов при осуществлении переводов физических лиц - резидентов иностранной валюты из Российской Федерации на их счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России.

При осуществлении перевода физическим лицом - резидентом иностранной валюты на Счет без открытия текущего валютного счета в уполномоченный банк должны быть представлены:

- заявление на перевод, содержащее запись о том, что данный перевод не связан с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3 Порядка N 508);

- документ, удостоверяющий личность физического лица - резидента, осуществляющего перевод, а также доверенность на осуществление перевода в случае осуществления перевода представителем (пункт 2 Порядка N 508);

- экземпляр Уведомления об открытии Счета, направляемый резидентом в территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту жительства резидента, с отметкой налогового органа о получении Уведомления (пункт 3.2.3 Инструкции N 100-И);

- документы, подтверждающие ранее осуществленный перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие иностранной валюты со своего счета или покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (пункт 13 Порядка N 508, пункт 3.2.4 Инструкции N 100-И).

5. Необходимо ли уполномоченному банку для осуществления перевода иностранной валюты в соответствии с Инструкцией N 100-И требовать у клиента документы, подтверждающие происхождение иностранной валюты, если ранее иностранная валюта была зачислена на счет клиента в уполномоченном банке без представления указанных документов?

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 100-И перевод денежных средств в иностранной валюте из Российской Федерации для зачисления на Счет осуществляется резидентом со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, или без открытия счета через уполномоченный банк.

Порядок осуществления указанных переводов установлен следующими актами Банка России: Инструкцией N 100-И, Положением N 39 и Порядком N 508.

В числе требований по представлению физическим лицом - резидентом документов в уполномоченный банк при осуществлении перевода на Счет, установленных указанными актами Банка России (пункт 3.2 Инструкции N 100-И, пункты 8.3 и 8.6 Положения N 39, пункты 2, 3, 12 и 13 Порядка N 508), не предусмотрено представление документов о происхождении иностранной валюты, находящейся на счете физического лица - резидента в уполномоченном банке.

6. Требуется ли разрешение Банка России для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, проводимых физическим лицом - резидентом по Счету?

Согласно пункту 2.4 Инструкции N 100-И физическим лицом - резидентом могут осуществляться по Счету валютные операции, связанные с движением капитала, только в соответствии с требованиями валютного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России.

Положение N 39 определяет валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются резидентами без разрешений Банка России. В соответствии с пунктом 4 Положения N 39 валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в пунктах 1, 2 и 3 данного Положения, осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом конкретном случае, если иное не установлено Банком России.

Указанная норма Положения N 39 распространяется на всех резидентов Российской Федерации вне зависимости от того, осуществляется ли такая операция со счета в уполномоченном банке или со счета за пределами Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции N 100-И и пунктом 4 Положения N 39 резиденту необходимо получить разрешение Банка России на осуществление по Счету валютной операции, связанной с движением капитала, за исключением валютных операций, связанных с движением капитала, не требующих разрешений Банка России в соответствии с действующим законодательством.

Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.