См. Документы Федеральной таможенной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ДОКЛАД
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ПО ИТОГАМ II КВАРТАЛА 2017 ГОДА

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденными протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21 февраля 2017 г. N 13(2).

Доклад содержит разъяснения по ряду обязательных требований, вызывающих трудности у участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц при взаимодействии с таможенными органами.

1. Вопросы соблюдения запретов и ограничений

В соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, порядку и правилам ее перевозки, хранения, в том числе при ввозе на таможенную территорию Союза, реализации и утилизации продукции на этой территории, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основными принципами технического регулирования в рамках ЕАЭС являются:

- установление единых обязательных требований к продукции в технических регламентах;

- применение и исполнение требований технических регламентов в государствах - членах ЕАЭС без каких-либо изъятий и независимо от видов и (или) особенностей сделок.

В целях создания в рамках ЕАЭС единой системы в сфере технического регулирования наднациональными союзными органами подписан соответствующий протокол, являющийся непосредственно приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, утверждены технические регламенты, единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования, порядок ее ввоза на таможенную территорию Союза, единые формы разрешительных документов, а также порядок применения единого знака обращения продукции на рынке.

Государственный контроль соблюдения требований технических регламентов Союза, а также обеспечение их соблюдения осуществляются уполномоченными органами и организациями государств - членов ЕАЭС путем:

- предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицами посредством проведения проверок их деятельности, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям;

- принятия предусмотренных законодательством государств - членов ЕАЭС мер по устранению последствий выявленных нарушений; надзора за исполнением указанных требований;

- анализа и прогнозирования исполнения требований технических регламентов Союза.

Исходя из норм права ЕАЭС, установившего, что под выпуском иностранной продукции в обращение однозначно понимается ее ввоз в целях распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности, в цепочке регулируемых отношений таможенным органам фактически отведена роль лица, выпускающего на рынок товары, произведенные в третьих странах по правилам и на условиях, установленным для изготовителей Союза.

В то же время важнейшие операции по обеспечению безопасности ввозимых товаров проводятся иностранными изготовителями непосредственно на производстве, а также лицами-резидентами государств - членов ЕАЭС, выполняющими их функции при оценке соответствия и получении разрешительных документов.

Так, согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, являющемуся приложением N 9 к Договору, при оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства - члена ЕАЭС в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.

При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации государственная регистрация юридических лиц должна быть осуществлена в соответствии со статьями 51 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации обеспечивают соблюдение мер технического регулирования посредством проверки сведений о таких документах, представляемых как в местах прибытия подконтрольных товаров, так и при их помещении под таможенную процедуру.

ФТС России заключены все необходимые соглашения с ведомствами, выполняющими государственные функции в сфере технического регулирования.

Проверка сведений, указанных в документах о соответствии, проводится на постоянной основе в автоматическом режиме посредством применения технологической карты межведомственного взаимодействия с Росаккредитацией без непосредственного участия декларанта в случаях, если соблюдены нормы указанных выше актов права ЕАЭС, а также при наличии сведений о таких документах в национальной части Единого реестра выданных (зарегистрированных) сертификатов соответствия и деклараций о соответствии (далее - Единый реестр).

В целях обеспечения соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности мер технического регулирования ФТС России постоянно проводятся мероприятия по их информированию о применяемых формах и методах таможенного контроля товаров.

Информация об обеспечении таможенного декларирования товаров в автоматическом режиме доведена до сведения заинтересованных лиц путем ее размещения на официальном сайте ФТС России по адресу: "Сайт для участников ВЭД" - "Запреты и ограничения" - "Безопасность ввозимых товаров" - "Информация об отнесении (неотнесении) продукции к контролируемым товарам".

Также ежемесячно актуализируется информация на сайте ФТС России о выпущенных товарах, а также о случаях запросов таможенными органами разрешительных документов и (или) паспортов сделок у участников внешнеэкономической деятельности.

Региональные таможенные управления на регулярной основе размещают информацию по запросам разрешительных документов и отказам по ним.

2. Вопросы заполнения графы 44 декларации на товары

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 44 ДТ под соответствующим кодом согласно Классификатору видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" (далее - Классификатор) указываются номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.

При наличии в графе 44 ДТ сведений о разрешительном документе или сведений о соблюдении мер нетарифного регулирования программные средства таможенных органов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) автоматически получают из баз данных федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) информацию, подтверждающую достоверность заявленных сведений, что позволяет значительно сократить время на проведение проверки соблюдения мер нетарифного регулирования.

Принадлежность разрешительного документа к конкретному ФОИВ определяется программными средствами исходя из заявленного в графе 44 ДТ кода документа в соответствии с Классификатором.

В целях обеспечения корректной работы СМЭВ разработан Справочник масок номеров документов, используемых для заявления сведений в графе 44 ДТ и ТД (далее - Справочник), устанавливающий требования к формату номера документа в зависимости от заявленного кода документа согласно Классификатору.

Таким образом, при заполнении графы 44 ДТ необходимо обращать особое внимание на правильность выбора кода вида разрешительного документа по Классификатору, а также на соответствие его номера формату, установленному Справочником.

Справочник размещен на официальном сайте Федеральной таможенной службы в разделе "Открытые данные" (http://customs.ru/opendata).

Обращаем внимание, что под кодами 01021, 01041, 01071, 01072, 01081, 01091, 01095, 01101, 01111, 01121, 01125, 01131, 01311, 01321, 01341 Классификатора в графе 44 ДТ указываются исключительно сведения о номерах и датах заключений (разрешительных документов), выданных уполномоченными ФОИВ и составленных по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45 "О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и методических указаниях по его заполнению" (далее - Решение N 45).

Номера таких документов формируются с учетом двузначного кода альфа государства (Российская Федерация - RU), цифрового значения года и порядкового номера, присваиваемого уполномоченным органом государственной власти (для примера RU/2017/0123).

Особенности заявления сведений о номерах разрешительных документов, выданных отдельными ФОИВ, а также сведений о соблюдении мер нетарифного регулирования, которые подлежат указанию в графе 44 ДТ:

1. Лицензии на экспорт и (или) импорт товаров, выдаваемые Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации указываются в графе 44 ДТ под кодом 01011 Классификатора. В соответствии с правом ЕАЭС номер такой лицензии имеет 16-значный формат, например 123RU17123456789.

Кроме того, при указании в графе 44 ДТ сведений о лицензии на экспорт и (или) импорт товаров, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (код вида документа 01011), не требуется указывать сведения о разрешительных документах, выданных иными ФОИВ с целью согласования получения такой лицензии.

2. Заключения (разрешительные документы) на ввоз и (или) вывоз гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему, выдаваемые Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) указываются в графе 44 под кодом 01021 Классификатора. Обращаем внимание, что сведения о реквизитах разрешительных документов Росгвардии, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (номера документов содержат "РВГ" или "РВЮ"), под кодом 01021 в графу 44 не вносятся.

3. Заключения (разрешительные документы), выдаваемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации в графе 44 ДТ подлежат указанию под кодами 01091 - заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз шифровальных (криптографических) средств и 01095 - заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

4. Сведения о включении соответствующей нотификации в единый реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих указываются под кодом 10052 Классификатора.

5. Заключения (разрешительные документы) на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, выдаваемые Роскомнадзором и Министерством обороны Российской Федерации, указываются под кодом 01041 Классификатора.

6. Сведения о включении радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, в единый реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения (разрешительного документа), указываются под кодом 10050 Классификатора.

7. Сведения о государственной регистрации лекарственных средств указываются под кодом 10051 Классификатора.

Обращаем внимание, что при заявлении сведений о государственной регистрации лекарственных средств под кодом 10051 необходимо указать дату государственной регистрации (во многих случаях декларантом указывается дата внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации). При этом заключения (разрешительные документы), выдаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации на ввоз лекарственных средств указываются под кодом 01081 Классификатора.

Дополнительно информируем, что при заполнении графы 44 ДТ номера разрешительного документа должен быть использован код документа в строгом соответствии с Классификатором.

Некорректное указание в графе 44 ДТ сведений о кодах документов и (или) сведений, равно как и номера документа, не соответствующего установленной Справочником маске, является причиной возврата ДТ декларанту без регистрации.

В силу статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза, заявленные в таможенной декларации сведения не могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров, если такие изменения влияют на соблюдение.

3. Вопросы контроля правильности классификации
и определения страны происхождения товаров

3.1. Контроль правильности классификации

Контроль правильности классификации осуществляется на основании статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза и главы 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в порядке, определенном Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной приказом ФТС России от 15 октября 2013 г. N 1940.

Контроль правильности классификации товаров осуществляется как до, так и после выпуска товаров.

До выпуска товаров проверка правильности классификации товаров осуществляется путем сопоставления сведений о товаре, указанных в 31 графе декларации на товары, заявленному коду по единой ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае если сведения должным образом не подтверждены, проводится дополнительная проверка - запрашиваются дополнительные документы и сведения о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены либо назначает таможенную экспертизу (в рамках профиля риска).

По результатам дополнительной проверки принимается решение о подтверждении заявленного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС или решение по классификации товара.

После выпуска товаров в случае наличия достаточной информации о товаре в 31 графе декларации о товаре принимается решение по классификации товаров, в случае необходимости запроса дополнительной информации структурным подразделением проводится проверка документов и сведений или направляется информационно-аналитическая справка для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

В целях недопущения последующего ввоза аналогичных товаров с неверной классификацией принимаются меры, в том числе в рамках системы управления рисками.

Наиболее часто оспариваются решения по классификации товаров в отношении следующих товарных подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС: 9619 002 10 0 "Детские пеленки и подгузники из бумажной массы....", 2818 20 000 0 "Оксид алюминия, отличный от искусственного корунда", 8302 10 000 0 "Фурнитура для окон".

3.2. Контроль правильности определения страны происхождения товаров

Контроль правильности определения страны происхождения товаров осуществляется на основании статьи 62 ТК ТС и главы 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 94 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль, в том числе в отношении заявленных сведений о стране происхождения.

Контроль правильности определения страны происхождения товаров осуществляется таможенными органами как до, так и после выпуска товаров.

По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций в соответствии с приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций".

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

При обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, и (или) на применение мер нетарифного регулирования, могут быть недостоверными либо должным образом не подтвержденными, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В рамках проведения дополнительной проверки таможенным органом могут быть запрошены дополнительные документы и сведения.

3.3. Информация для участников ВЭД

В целях улучшения предпринимательской и конкурентной среды для участников внешнеэкономической деятельности на официальном сайте ФТС России создан раздел "Информация о классификации и стране происхождения товара", в котором размещена актуальная и необходимая информация для совершения таможенных операций в части определения классификационного кода товара и получения тарифных преференций в удобной и доступной для участника внешнеэкономической деятельности форме.

Кроме того, в указанном разделе размещены ссылки на необходимые международные акты, нормативные и иные правовые акты ФТС России, методические рекомендации по подготовке заявления о принятии решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, на электронный сервис "Классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов" личного кабинета участника ВЭД на сайте ФТС России, на Единый портал государственных и муниципальных услуг для подачи в электронном виде заявления на принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и по стране происхождения товаров, а также размещена информационно-справочная система, позволяющая по заданной стране происхождения получить информацию о предоставлении тарифной преференции.

Обращаем внимание, что в разделе размещены методические рекомендации по составлению заявления на получение государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, разработанные в целях повышения качества предоставляемой ФТС России и определяемыми ею таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (далее - государственная услуга), сокращения числа отказов в предоставлении государственной услуги и приеме документов, сокращения времени, затрачиваемого на принятие предварительных решений, и числа запросов дополнительной информации и сведений о товарах.

Методические рекомендации разъясняют порядок уплаты заявителем государственной пошлины за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в связи со вступлением в силу 22 ноября 2014 года Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", а также отдельные положения Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 (зарегистрирован Минюстом России 03.08.2012, регистрационный N 25108).