См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2022 г. N АПЛ21-540

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Горчаковой Е.В., Ксенофонтовой Н.А.,

при секретаре Ш.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании недействующим пункта 22 Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 167,

по апелляционной жалобе Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. по делу N АКПИ21-525, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Министерства юстиции Российской Федерации С., У., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 13 августа 2018 г. приказом N 167 утвердило Правила заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - Правила), которые размещены в приложении N 2 к этому приказу.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 августа 2018 г., регистрационный номер 51901, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http//www.pravo.gov.ru) 16 августа 2018 г.

В соответствии с пунктом 22 Правил при печати свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в левой верхней части) наносится штриховой код.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 22 Правил противоречащим Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее также - Закон о персональных данных), а именно: пункту 1 части 1 статьи 6, устанавливающему, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, части 1 статьи 9, определяющей, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе, а согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

В обоснование заявленного требования Л. указал, что оспоренная правовая норма предусматривает возможность нанесения штрихового кода (QR-кода) на свидетельство о рождении ребенка в отсутствие согласия его законных представителей; в рассматриваемом случае получение согласия от законных представителей необходимо, так как нанесение соответствующего штрихового кода (QR-кода) невозможно без предварительной автоматизированной обработки персональных данных ребенка.

Нарушение прав административный истец связывает с тем, что отделом записи актов гражданского состояния Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга ему (Л.) отказано в выдаче свидетельства о рождении дочери без электронных включений, так как выдача свидетельства без нанесения штрихового кода (QR-кода) при государственной регистрации акта гражданского состояния о рождении (о чем просил Л.) действующим законодательством не предусмотрена; без свидетельства о рождении ребенок не может воспользоваться своими конституционными правами, в частности на бесплатную медицинскую помощь и образование.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Л. отказано.

В апелляционной жалобе Л., не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования в полном объеме. Ссылается на то, что штриховое кодирование не является необходимым для достижения целей осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим для нанесения штрихового кода (QR-кода) на бланк свидетельства о рождении ребенка уполномоченному органу необходимо получить согласие на обработку персональных данных.

Минюст России в возражениях на апелляционную жалобу полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации административный истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, его явка не признана судом обязательной.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон об актах гражданского состояния) определяет порядок государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий органами записи актов гражданского состояния (статья 1).

В силу пункта 2 статьи 3 поименованного закона государственной регистрации в порядке, установленном этим законом, подлежат акты гражданского состояния, в том числе рождение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Пункт 4 этой же статьи устанавливает, что формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1, абзацем третьим подпункта 30.23 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, таким федеральным органом исполнительной власти является названное министерство.

Правила в установленном порядке согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, что подтверждается имеющимися в деле материалами.

С учетом изложенного суд первой инстанции верно исходил из того, что Правила изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения их в действие. Это обстоятельство административный истец не оспаривает.

Правила, как следует из их пункта 1, устанавливают порядок заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и являются обязательными для всех органов записей актов гражданского состояния и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Заполнение бланков свидетельств производится с использованием технических средств федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (пункт 4 Правил).

Оспариваемое положение предусматривает, что при печати свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния на бланках из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния наносится штриховой код в левой верхней части свидетельства.

Доводы административного истца, повторенные в апелляционной жалобе, о противоречии пункта 22 Правил пункту 1 части 1 статьи 6, статье 9 Закона о персональных данных судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии с Законом об актах гражданского состояния (пункт 1 статьи 13.1 названного закона).

Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - федеральная информационная система), функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Законом о персональных данных (пункт 7 статьи 13.1 Закона об актах гражданского состояния).

В силу пунктов 8, 9 этой же правовой нормы оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Оператор федеральной информационной системы наряду с прочим осуществляет защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Закона о персональных данных.

Согласно статье 3 Закона о персональных данных, раскрывающей основные понятия, используемые в данном законе, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (часть 2 статьи 5 Закона о персональных данных).

Статья 6 Закона о персональных данных определяет условия обработки персональных данных.

В силу части 1 названной статьи обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом о персональных данных. В частности, обработка персональных данных допускается в случаях, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (пункт 1); если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2).

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона о персональных данных).

Заполнение бланков свидетельств производится с использованием технических средств федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (пункт 4 Правил).

Выдача свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Как пояснили в суде первой и апелляционной инстанций, представители административного ответчика при государственной регистрации рождения в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния присвоение штрихового кода (QR-кода), являющегося машиночитаемой маркировкой, производится в автоматическом режиме с последующим выводом в печать на бланке свидетельства. При формировании штрихового кода (QR-кода) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния какой-либо дополнительной обработки персональных данных, большей, чем при формировании непосредственно самого свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, не осуществляется. Штриховой код (QR-код), нанесенный на свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержит данные о записи акта гражданского состояния, в соответствии с которой выдано свидетельство, сведения о дате и времени составления записи акта, об органе, составившем запись акта. Информацию о персональных данных лица, в отношении которого выдано свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, штриховой код (QR-код) не содержит; из его содержания невозможно установить лицо, в отношении которого была составлена эта запись. Наличие на бланке документа штрихового кода (QR-кода), в частности, позволяет органам, предоставляющим государственные услуги, для оказания которых требуется свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния, в режиме реального времени проверить наличие записи акта, указанной в свидетельстве, в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также убедиться в действительности представленного свидетельства.

Утверждение в апелляционной жалобе Л. о том, что требование об обязательности нанесения соответствующего штрихового кода (QR-кода) на бланк свидетельства о рождении ребенка не служит достижению целей осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния, функций, полномочий и обязанностей, несостоятельно.

Закон об актах гражданского состояния предусматривает, что государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (пункт 1 статьи 6).

Предоставление сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, регламентировано пунктом 1 статьи 13.2 Закона об актах гражданского состояния.

В силу пункта 8 названной статьи закона Порядок предоставления указанных в пункте 1 данной статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2019 г. N 1746.

Приведенные выше нормативные правовые положения устанавливают исчерпывающий перечень получателей сведений, способов и оснований их получения, а также состав предоставляемых сведений.

Оспоренное Л. правовое положение направлено на обеспечение и защиту прав субъектов персональных данных, на создание условий для обеспечения дополнительной цифровой защиты документов от подделок. При этом использовать штриховой код (QR-код) возможно только при предъявлении соответствующего свидетельства, что исключает доступ к сведениям, содержащимся в штриховом коде (QR-коде), третьих лиц без согласия владельца данного свидетельства.

Таким образом, нанесение штрихового кода (QR-кода) на бланк свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния обеспечивает дополнительную защиту юридически значимых документов, гарантирует безопасность и соблюдение законных интересов граждан и юридических лиц.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Эти требования закона были выполнены судом первой инстанции, в решении суда приведен правовой анализ пункта 22 Правил в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспоренный в части правовой акт, принятый в установленном законом порядке, не противоречит, суд первой инстанции правомерно отказал административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка Л. в апелляционной жалобе на необоснованность обжалуемого решения несостоятельна. Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
Е.В.ГОРЧАКОВА
Н.А.КСЕНОФОНТОВА