См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2019 г. N АПЛ19-186
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.,
при секретаре Г.Е., с участием прокурора Иванова Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Г.А. о признании недействующим п. 34 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения представителя административного истца А. в обоснование доводов апелляционной жалобы, выступление представителя Министра обороны Российской Федерации П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Иванова Е.В., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г., регистрационный N 24125 и опубликован в официальном издании - "Российской газете" от 28 мая 2012 г. N 119.
Согласно п. 34 Порядка военнослужащим из числа граждан, не проходивших военную службу до поступления на обучение в военные образовательные организации высшего образования либо поступивших на обучение в эти образовательные организации в период прохождения военной службы по призыву или из запаса, со дня вступления в силу подписанного ими контракта о прохождении военной службы выплачиваются: занимающим воинскую должность "курсант", - оклад в размере 7280 рублей; занимающим воинскую должность "слушатель", - оклад по 1 тарифному разряду (приложение N 3 к Порядку).
Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 34 Порядка, поскольку, по его мнению, данная норма предполагает выплату военнослужащему, не проходившему военную службу до поступления на обучение в военную образовательную организацию высшего образования и занимающему воинскую должность "командир отделения", оклада только по воинской должности "курсант".
Оспариваемая норма, как утверждает административный истец, нарушает равенство военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, так как позволяет выплачивать военнослужащим, занимающим одинаковые должности (например, "командир отделения"), неравные оклады, что противоречит статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 1, пп. 2 и 5 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановлению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, утверждая о нарушении судом норм материального права, просит отменить решение и принять новое, которым его требования удовлетворить.
В обоснование со ссылкой на ст. 6, 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, указывается, что на курсанта военной образовательной организации высшего образования, проходящего военную службу по контракту, распространяются все права и обязанности, в том числе должностные, военнослужащего по контракту.
В приказе Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приведены категории военнослужащих, обучающихся в военно-учебном заведении (докторанты, адъюнкты, слушатели, курсанты), а не воинские должности.
Согласно ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), военнослужащий, обучающийся в военно-учебном заведении, может быть назначен не только на должность "курсанта".
Выводы суда противоречат статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которой денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министра обороны Российской Федерации С., указывая на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что Порядок утвержден Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, а оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном этим законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь п. 7 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что гражданин, зачисленный в военно-учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, в соответствии с присвоенным ему воинским званием.
Ч. 6, 8 ст. 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении, в частности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты. Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.
Проанализировав содержание этих норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, являющиеся военнослужащими, не имеющими воинских званий офицеров, проходят военную службу в период обучения на воинских должностях курсантов независимо от возложения на них дополнительных обязанностей, связанных с организацией обучения, в том числе по исполнению функций командира отделения курсантов.
Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
В соответствии с ч. 5 ст. 2 указанного закона размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Правительство Российской Федерации постановлением от 5 декабря 2011 г. N 992 установило оклады денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
С учетом их повышения (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 1598) размер должностного оклада по типовой воинской должности "курсант" военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования (для военнослужащих из числа граждан, не проходивших военную службу до поступления на обучение в военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования либо поступивших на обучение в эти образовательные организации из запаса) с 1 января 2018 г. составляет 7 280 рублей.
Из содержания п. 34 Порядка следует, что он в части, касающейся военнослужащих, занимающих воинскую должность "курсант", фактически воспроизводит положения указанных постановлений Правительства Российской Федерации, то есть нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и не устанавливает размеры окладов по иным воинским должностям.
Таким образом, п. 34 Порядка не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поэтому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении его требований является правильным.
Предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
И.В.КРУПНОВ