ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2019 г. N АПЛ19-60

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Асташова С.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям товарищества собственников жилья "ИКАР-1", Н., Ш., И. о признании недействующими абзацев третьего, четвертого, пятого, шестого пункта 6, абзаца третьего пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

по апелляционным жалобам административных истцов на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2018 г., которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Правительства Российской Федерации П., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционные жалобы необоснованными,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 22 и 1 июня 2011 г. в "Российской газете" N 116.

Согласно пункту 6 Правил поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац третий).

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац четвертый).

В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абзац пятый).

Положения третьего и четвертого абзацев пункта 6 Правил не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места (абзац шестой).

Абзацем третьим пункта 7 Правил установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с названными правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и данными правилами.

Товарищество собственников жилья "ИКАР-1" (далее - ТСЖ "ИКАР-1"), Н., Ш., И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать недействующими абзацы третий, четвертый, пятый, шестой пункта 6, абзац третий пункта 7 Правил. В обоснование заявления ссылались на то, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 статьи 1, пункту 2 статьи 3, пункту 1 статьи 421, пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4.4 части 2 статьи 44, части 1 статьи 135, пунктам 1, 2 части 1 статьи 157.2, части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку императивно предписывают собственникам нежилых помещений заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и, не устанавливая такой обязанности для собственников жилых помещений, нарушают принцип равенства участников гражданских правоотношений, а также свободу договора.

В административных исковых заявлениях указано, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" пункт 6 Правил дополнен абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым, пункт 7 Правил изложен в новой редакции, в результате чего с 1 января 2017 г. все собственники нежилых помещений в многоквартирных домах должны заключить договоры на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В прежней редакции Правил такое требование отсутствовало, собственникам всех помещений в доме (жилых и нежилых) коммунальные услуги предоставляла управляющая организация.

В дальнейшем ТСЖ "ИКАР-1", созданное 13 мая 2003 г. по решению собственников помещений многоквартирного дома для предоставления жилищно-коммунальных услуг, обратилось в суд с иском к теплоснабжающей организации АО "Татэнерго" об урегулировании разногласий по дополнительному соглашению к договору теплоснабжения, в котором просило суд сохранить договорные отношения собственников нежилых помещений с ТСЖ "ИКАР-1". Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 28 февраля 2018 г. по делу N А65-41459/2017 указал, что с 1 января 2017 г. собственники нежилых помещений обязаны перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем они подлежат исключению из договора теплоснабжения с ТСЖ "ИКАР-1" в качестве субабонентов. 6 сентября 2018 г. в отношении Н., Ш., И., являющихся собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, представителями ресурсоснабжающей организации АО "Татэнерго" составлены акты о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии.

Административные истцы утверждали, что надлежащим исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ "ИКАР-1", а не АО "Татэнерго", вследствие чего вносить ресурсоснабжающей организации денежные средства за тепловую энергию не намерены. Однако в случае невнесения платы в АО "Татэнерго" они будут отключены от отопления и к ним могут быть поданы иски о взыскании убытков в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, удовлетворение которых причинит им существенный ущерб.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. административные исковые заявления ТСЖ "ИКАР-1", Н., Ш., И. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В суде первой инстанции представитель административных истцов поддержал их требования, а также пояснил, что Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен пунктом 4.4 части 2 статьи 44, статьей 157.2, внесены изменения в часть 1 статьи 135, часть 2.2 статьи 161 этого кодекса, в результате чего императивная обязанность заключать прямой договор с ресурсоснабжающей организацией у членов ТСЖ (собственников нежилых помещений) отсутствует.

Правительство Российской Федерации административные иски не признало, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан в пределах его полномочий, соответствует действующему законодательству, прав административных истцов не нарушает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. в удовлетворении административных исковых заявлений административным истцам отказано.

Не согласившись с таким решением, ТСЖ "ИКАР-1", Н., Ш., И. подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых заявлений.

В жалобах указано, что оспариваемые предписания Правил противоречат пункту 4.4 части 2 статьи 44, статье 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не отвечают принципу правовой определенности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая административным истцам в удовлетворении административных исковых заявлений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания оспариваемых положений Правил недействующими отсутствует.

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157 указанного кодекса правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал в решении, что Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (30 декабря 2016 г. размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 9 января 2017 г. опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации N 2 и 13 января 2017 г. в "Российской газете" N 6) в Правила внесены изменения, касающиеся регулирования правоотношений в сфере потребления коммунальных услуг собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 6 дополнен абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым, пункт 7 изложен в новой редакции).

Проанализировав оспариваемые положения Правил на соответствие нормам Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат названным федеральным законам.

В разделе II Правил содержатся условия предоставления коммунальных услуг, согласно которым обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах возникают на основании возмездного договора.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом в силу пункта 6 статьи 3 данного кодекса под иными правовыми актами понимаются в том числе постановления Правительства Российской Федерации.

Абзац третий пункта 6 Правил, предусматривающий поставку холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, каким-либо положениям гражданского и жилищного законодательства, законодательства о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении не противоречит.

Абзац четвертый пункта 6 Правил устанавливает обязанность управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного потребительского кооператива предоставлять ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направлять уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В абзаце шестом пункта 6 Правил закреплено, что предписание о непосредственном заключении договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией не распространяется на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.

Как следует из содержания абзацев четвертого и шестого пункта 6 Правил, они не возлагают каких-либо обязанностей на собственников нежилых помещений в многоквартирном доме и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие их права.

Абзац пятый пункта 6 Правил, согласно которому объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, определяется расчетным способом в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, соответствует нормам действующего законодательства. Указанный способ определения количества потребленного ресурса предусмотрен Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (статьи 2, 20), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статьи 17, 22), Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 13).

Пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации также устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Абзац третий пункта 7 Правил, устанавливающий требование о соответствии договора ресурсоснабжения положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и последствия их несоблюдения, в полной мере согласуется с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемые положения Правил противоречат пункту 4.4 части 2 статьи 44 и статье 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются ошибочными.

Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяет случаи, при которых коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Одним из таких случаев является принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 указанного кодекса (пункт 1 части 1).

Из содержания данных законоположений усматривается, что собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме предоставлена возможность заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией при условии принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в таком доме. Вместе с тем приведенные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, как обоснованно отмечено в обжалуемом решении, не исключают установления условий предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме.

Различие в правовом регулировании поставки коммунального ресурса потребителям в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме обусловлено различными целями использования этих помещений. В соответствии с частью 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан, а нежилое помещение используется в иных целях.

С утверждением административных истцов в апелляционных жалобах о правовой неопределенности оспариваемых предписаний согласиться нельзя, поскольку их содержание отвечает критериям ясности, недвусмысленности, данных о том, что в правоприменительной практике отсутствует их единообразное понимание, не имеется.

Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции правильно указал в решении, что установленное Правительством Российской Федерации правовое регулирование, предусматривающее условия предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме, не препятствует реализации их прав на участие в деятельности по управлению таким домом (посредством участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме) и не нарушает принципы равенства участников рассматриваемых правоотношений и свободы договора.

Довод апелляционных жалоб о том, что выводы суда первой инстанции о соответствии Правил в оспариваемой части действующему законодательству не содержат правового обоснования, несостоятелен. Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, в нем дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, абзацы третий, четвертый, пятый, шестой пункта 6, абзац третий пункта 7 Правил не противоречат, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал ТСЖ "ИКАР-1", Н., Ш., И. в удовлетворении заявленных требований.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "ИКАР-1", Н., Ш., И. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
С.В.АСТАШОВ