См. Документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2024 г. N АПЛ24-32

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Вавилычевой Т.Ю., Зинченко И.Н.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим пункта 5.7.18 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст,

по апелляционной жалобе Т. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. по делу N АКПИ23-957, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Л. и С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст утвержден и введен в действие с 1 апреля 2020 г. национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее также - ГОСТ Р 52289-2019).

Данный национальный стандарт опубликован в печатном издании (М., Стандартинформ, 2020 г.).

Пунктом 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 определено, что знак 6.16 "Стоп-линия" применяют для указания места остановки транспортных средств на регулируемых перекрестках, железнодорожных переездах и на пунктах взимания платы за проезд по платным дорогам (абзац первый).

Знак устанавливают справа от дороги или над проезжей частью. Допускается устанавливать знак над каждой полосой движения (абзац второй).

Знак применяют самостоятельно или с разметкой 1.12 (абзац третий).

Если знак применяют самостоятельно, то расстояние от знака до светофора, шлагбаума или ближнего рельса определяют по 6.2.14, при этом высота установки знака 6.16 сбоку от проезжей части при отсутствии светофора Т.3 любых исполнений должна быть (1,5 0,1) м (абзац четвертый).

Если знак применяют совместно с разметкой 1.12, то его устанавливают в одном поперечном сечении с разметкой (абзац пятый).

Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просила признать пункт 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 не действующим в части, предусматривающей установку знака 6.16 "Стоп-линия" на высоте 1,5 0,1 м на тротуарах. В обоснование заявления ссылалась на то, что оспариваемое положение не соответствует статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения), статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), пункту 3 части 1, пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), пункту 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения).

В административном исковом заявлении указано, что Т., являясь участником дорожного движения как пешеход, в апреле 2023 г., шагая по тротуару, наткнулась вследствие запотевания очков на знак "Стоп-линия", установленный сбоку от проезжей части на высоте 1,5 м. Подобное размещение дорожных знаков, по ее мнению, травмоопасно, создает препятствия для пешеходов, в частности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Административный ответчик Росстандарт и привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) административный иск не признали, указав в письменных возражениях и отзыве, что ГОСТ Р 52289-2019 не является нормативным правовым актом, принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в оспариваемой части не противоречит актам большей юридической силы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления административному истцу отказано.

В апелляционной жалобе Т., не соглашаясь с таким решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неверно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права.

В жалобе указано, что установка дорожного знака 6.16 "Стоп-линия" на тротуарах на высоте 1,5 м создает угрозу здоровью граждан (в частности, инвалидов по зрению) и противоречит положениям федеральных законов, которые должны были быть соблюдены при разработке и принятии ГОСТ Р 52289-2019.

Административный истец ссылается на то, что названный национальный стандарт, вопреки выводу суда первой инстанции, обладает признаками нормативного правового акта и, следовательно, содержит нормы права и устанавливает правила поведения, обязательные для применения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Росстандарт и Минюст России просили в ее удовлетворении отказать, поддержав свои позиции по данному административному делу, изложенные в суде первой инстанции. Минюст России также просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

Административный истец Т., извещенная о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явилась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

В силу норм Закона о стандартизации национальный стандарт представляет собой документ национальной системы стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (пункты 2, 5 статьи 2, статья 14).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 17, статьи 24 названного закона проект оспариваемого в части национального стандарта разработан Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации, по результатам проведенной Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения" экспертизы представлен на утверждение в Росстандарт.

В обжалуемом решении правомерно указано, что ГОСТ Р 52289-2019 утвержден и введен в действие Росстандартом в рамках его полномочий, предусмотренных пунктом 12 статьи 9 Закона о стандартизации, пунктом 1, подпунктами 5.2.2, 5.4.6 пункта 5, подпунктом 9.8 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294.

Согласно пункту 7 данного положения Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ГОСТ Р 52289-2019 как документ национальной системы стандартизации, не являющийся нормативным правовым актом, не требовал официального опубликования и государственной регистрации в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Одним из принципов стандартизации в силу пункта 2 статьи 4 Закона о стандартизации является обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 этого закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

ГОСТ Р 52289-2019 включен в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (пункт 7).

Оспариваемый в части национальный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

Судом первой инстанции обоснованно отклонено утверждение административного истца о несоответствии пункта 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 в оспариваемой части приведенным в административном исковом заявлении положениям Конституции Российской Федерации, Закона об организации дорожного движения, Закона о безопасности дорожного движения, Закона о стандартизации, Закона о социальной защите инвалидов, Правил дорожного движения, поскольку в указанных положениях не содержится нормативных предписаний, регламентирующих порядок разработки, утверждения, официального опубликования и применения названного национального стандарта.

Довод апелляционной жалобы о том, что установка дорожного знака 6.16 "Стоп-линия" на тротуарах на высоте 1,5 м создает угрозу здоровью граждан (в частности, инвалидов по зрению) и противоречит положениям федеральных законов, которые должны были быть соблюдены при разработке и принятии ГОСТ Р 52289-2019, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части национального стандарта.

Как следует из его пункта 5.1.8, по общему правилу высота установки дорожных знаков (в том числе знака 6.16), кроме случаев, специально оговоренных данным национальным стандартом, должна составлять: от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах, от 3,0 до 4,0 м - на конструктивно выделенной разделительной полосе шириной менее 3 м.

В пункте 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 специально оговаривается, что в случае, если знак 6.16 "Стоп-линия" применяется самостоятельно, то есть без дорожной разметки 1.12 и при отсутствии светофора Т.3 любых исполнений, высота его установки сбоку от проезжей части должна быть (1,5 0,1) м.

При этом необходимо учитывать, что согласно требованиям пунктов 6.2.1, 6.2.2 данного национального стандарта в населенных пунктах горизонтальная разметка (в том числе 1.12) должна быть нанесена на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Таким образом, в населенных пунктах знак 6.16 "Стоп-линия" может быть установлен на высоте 1,5 м лишь на дорогах (улицах), на которых не требуется нанесение разметки по пунктам 6.2.1, 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019. Данное правило не вступает в противоречие с какими-либо нормативными правовыми актами и согласуется с иными положениями указанного национального стандарта.

Заявляя требование о признании пункта 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 не действующим в оспариваемой части, Т., по существу, выражает несогласие с действиями органов местного самоуправления по установке дорожных знаков 6.16 "Стоп-линия" на неприемлемой, по ее мнению, высоте на тротуарах. Однако разрешение подобного рода вопросов, связанных с необходимостью установления и исследования фактических обстоятельств, относящихся к конкретной ситуации, в данном случае не относится к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающего настоящее административное дело в порядке абстрактного нормоконтроля.

Довод апелляционной жалобы о том, что ГОСТ Р 52289-2019 является нормативным правовым актом, нельзя признать состоятельным.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Между тем ГОСТ Р 52289-2019 перечисленными признаками не обладает.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, по своей правовой природе национальные стандарты являются нормативными техническими актами, которые не содержат правовых норм (правил поведения), а представляют собой акты многократного применения, устанавливающие к продукции (работам, услугам), процессам, системам менеджмента, терминологии, условным обозначениям, исследованиям (испытаниям), измерениям (включая отбор образцов), методам испытаний, маркировке, процедурам оценки соответствия и иным объектам специальные характеристики, реализация которых на практике способствует повышению качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществления сопутствующих процессов, а также повышению конкурентоспособности продукции.

Обжалуемое судебное решение должным образом мотивировано, вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
Т.Ю.ВАВИЛЫЧЕВА
И.Н.ЗИНЧЕНКО