ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2023 г. N АПЛ23-437
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Александрова В.Н., Зинченко И.Н.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Русакова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" об оспаривании абзацев третьего, седьмого подпункта "а" пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 2403,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2023 г. по делу N АКПИ23-491, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" К., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Российской Федерации Ш., М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 276) утвердило методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (далее - Методика расчета ставок пошлин на нефть сырую) и методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (далее - Методика расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти) (пункт 1).
Нормативный правовой акт 30 марта 2013 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и 1 апреля 2013 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 13, ст. 1577.
В пункте 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, приведена формула (СтНП = К x Стнефть) согласно которой ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 этой методики (СтНП), рассчитывается как произведение расчетного коэффициента в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенного согласно приложению (К), и ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, за исключением газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1, рассчитанной в соответствии с Методикой расчета ставок пошлин на нефть сырую (Стнефть).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 2403 (далее - Постановление N 2403) утверждены изменения, которые вносятся в Постановление N 276, в соответствии с которыми изменена формула расчета ставки вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти (далее - Изменения).
Нормативный правовой акт 23 декабря 2022 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) и 26 декабря 2022 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 52, ст. 9649.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Изменений пункт 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, изложен в новой редакции, в соответствии с которой ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 этой методики, рассчитывается по ранее действовавшей формуле с прибавлением коэффициента "n", применяемого в отношении товаров, классифицируемых обозначенным рядом кодов ТН ВЭД ЕАЭС, принимаемого с 1 января 2023 г. равным 0 рублям за тонну при представлении декларантом при таможенном декларировании указанных товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта выданного ему действующего свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, и принимаемого равным 20 000 рублей за тонну при отсутствии одного из указанных свидетельств (СтНП = К x Стнефть + n).
На день рассмотрения административного дела судом первой инстанции пункт 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, действовал в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 г. N 1032. В настоящее время данный пункт изложен в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2023 г. N 1920, сохранившей требование о расчете вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формуле СтНП = К x Стнефть + n.
Общество с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" (далее также - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 Изменений, содержащего формулу, в части формулировки "+ n" и абзаца седьмого этого же подпункта, содержащего описание коэффициента "n", с момента их принятия. В обоснование заявленного требования сослалось на нарушение Правительством Российской Федерации порядка введения в действие коэффициента "n", который согласно оспариваемой норме применяется с 1 января 2023 г. Общество полагает, что оспариваемые положения противоречат части 2 (фактически имея в виду часть 3) статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании), предусматривающей, что акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, и пункту 8 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), так как были введены в действие на месяц ранее возможного срока - с 1 января 2023 г., а не с 1 февраля 2023 г. с учетом даты опубликования Постановления N 2403 - 23 декабря 2022 г. Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что не имел разумного срока для адаптации осуществляемой им предпринимательской деятельности после внесения изменений в формулу расчета ставок вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в связи с чем Общество понесло убытки, дополнительно уплатив вывозные таможенные пошлины с учетом коэффициента "n" в сумме 23 217 980 рублей.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации, поручившее представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной таможенной службе, административный иск не признало, указав, что Постановление N 2403 издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения введены в действие в соответствии с порядком установления таможенных пошлин, предусмотренным Законом о таможенном тарифе, и переходными положениями, закрепленными статьей 392 Федерального закона о таможенном регулировании, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы Общества.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления обществу с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" отказано.
В апелляционной жалобе Общество, не соглашаясь с таким решением, просит его отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильным истолкованием закона и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Общество указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал пункт 8 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе, вследствие чего неправильно определил закон, подлежащий применению в данном административном деле, в части регулирования порядка вступления в силу и введения в действие изменений формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти; суд ошибочно руководствовался положениями пункта 25 статьи 392 Федерального закона о таможенном регулировании, являющегося общим законом по отношению к специальному Закону о таможенном тарифе, в пункте 8 статьи 3.1 которого изложен порядок изменения формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин.
В письменных возражениях Правительство Российской Федерации не согласилось с доводами апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено с учетом всех правовых обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей Правительства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации наряду с иными федеральными органами исполнительной власти, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 1, статья 2, части 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Федеральный закон о таможенном регулировании действует в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами; обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; создания условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры (часть 1 статьи 1 названного закона).
Согласно части 2 этой же статьи предметом регулирования данного федерального закона наряду с прочим являются отношения, связанные со взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Федерального закона о таможенном регулировании общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного дела.
Закон о таможенном тарифе определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот (статья 1).
Поименованный закон в редакции, действовавшей на дату утверждения Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в пункте 3 статьи 3 закрепил, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей. В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3.1 данного закона. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3.1 этого закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе в той же редакции было предусмотрено, что ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством Российской Федерации в определяемом этим пунктом порядке, а именно: Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин (включая особые формулы расчета, устанавливаемые в соответствии с пунктом 5 этой статьи), в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 названной статьи. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 276 утвердило Методику расчета ставок пошлин на нефть сырую и Методику расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.
Статья 3.1 Закона о таможенном тарифе в редакции Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 325-ФЗ, действовавшей на дату издания Изменений, закрепляла, что Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 этой статьи (пункт 2).
В целях реализации предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением N 2403 утвердило Изменения, которыми пункт 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, приведен в новой редакции.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий.
Общество с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" в суде первой инстанции заявило, что абзацы третий и седьмой подпункта "а" пункта 2 Изменений оспариваются им исключительно по мотиву нарушения Правительством Российской Федерации порядка введения в действие коэффициента "n", применяемого с 1 января 2023 г., а не с 1 февраля 2023 г. с учетом даты официального опубликования Постановления N 2403 (23 декабря 2022 г.).
Данный довод Общества судом первой инстанции проверялся и правильно признан несостоятельным по следующим основаниям.
По общему правилу акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, как следует из части 3 статьи 6 Федерального закона о таможенном регулировании, вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением, в частности, случаев, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или настоящим федеральным законом установлен специальный порядок вступления их в силу (пункт 1 упомянутой нормы).
Согласно статье 392 названного федерального закона, определяющей переходные положения, специальный порядок вступления в силу иных правовых актов в сфере таможенного регулирования помимо случаев, указанных в пункте 1 части 3 статьи 6 этого же закона, до 31 декабря 2023 г. включительно может устанавливаться федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации (часть 25, введенная Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. N 115-ФЗ).
Таким образом, законодательство в сфере таможенного регулирования наряду с общим предусматривает специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о таможенных тарифах, в том числе с учетом переходных положений статьи 392 Федерального закона о таможенном регулировании, которыми в период с 17 мая 2022 г. по 31 декабря 2023 г. Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению специального порядка вступления в силу нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования.
Правительство Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий определило порядок вступления в силу Постановления N 2403 с 23 декабря 2022 г., что соответствует действовавшему на день издания оспариваемого постановления законодательству.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по данному административному делу такое основание для признания Постановления N 2403 в оспариваемой части не действующим отсутствует.
То обстоятельство, что пункт 8 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе в редакции, действовавшей на дату издания Постановления N 2403 (утратил силу с 1 мая 2023 г.), на который ссылается Общество в обоснование административного иска, предусматривал, что решения Правительства Российской Федерации об установлении и (или) изменении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее 1-го числа календарного месяца, предшествующего календарному месяцу вступления в силу указанных решений, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, так как данная норма устанавливала требование об обязательности опубликования решений Правительства Российской Федерации об установлении и (или) изменении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, но не регулировала вопросы порядка вступления таких решений в силу.
Рассматривая и разрешая данное административное дело, суд первой инстанции в полной мере выяснил все обстоятельства, установленные частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что абзацы третий и седьмой подпункта "а" пункта 2 Изменений в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, права и экономические интересы административного истца не нарушают.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции не проверял соблюдение порядка опубликования и вступления в силу оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации, несостоятельно, противоречит содержанию обжалуемого решения.
Обращаясь с административным иском, Общество, по сути, заявляет требование о неприменении Постановления N 2403 к конкретным правоотношениям в хозяйственной деятельности в период с 1 января по 1 февраля 2023 г., однако решение этого вопроса не отнесено к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке абстрактного нормоконтроля.
Ссылки Общества в апелляционной жалобе на постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам обеспечения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов, порядка изменения и применения фискальных платежей в сфере налогообложения не могут свидетельствовать о незаконности решения суда первой инстанции, так как эти решения Конституционного Суда Российской Федерации вынесены по правовым вопросам, не являющимся предметом рассмотрения данного административного спора.
Доводы в апелляционной жалобе о необоснованности обжалованного решения суда и неправильном применении судом норм материального права ошибочны, так как при рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и законодательству.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Члены коллегии
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
И.Н.ЗИНЧЕНКО