ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N АПЛ17-427

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Попова В.В.,

при секретаре Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.В. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942,

по апелляционной жалобе Б.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Т., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22 августа 1994 г., N 17 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1540).

Положение определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Согласно абзацу четвертому пункта 1.1 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, указанные в статье 18 приведенного закона.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения периоды службы (работы, учебы), указанные в пунктах 1.1 и 1.2 названного положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и организациях (учреждениях) Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

В силу абзаца первого пункта 1.3.1 Положения в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Б.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзаца четвертого пункта 1.1, пункта 1.3, абзаца первого пункта 1.3.1 Положения, указав в обоснование заявленного требования, что оспариваемые предписания противоречат статьям 4, 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, так как не позволяют засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении сотрудникам органов и организаций прокуратуры периоды прохождения службы в советское время, а также период прохождения службы после 31 декабря 1991 г. в Республике Кыргызстан во время происходившего там вооруженного конфликта.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Б.В., ссылаясь на необоснованность решения суда, просит его отменить и передать дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда; указывает на неправильное толкование судом статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I; полагает, что при отсутствии межправительственных соглашений по пенсионному обеспечению сотрудников прокуратур бывшего Союза ССР суду следовало применить аналогию права и закона соответствующего периода, являющегося базовым и имеющим большую юридическую силу по отношению к Положению. Считает решение вынесенным в нарушение норм процессуального и материального законодательства.

Административный истец в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении данной жалобы в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не находит.

Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, которым утверждено Положение, принято в связи с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" с целью распространить на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 этого закона предоставляется лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, имеющих необходимую выслугу на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме и введен в действие с соблюдением предусмотренных правил.

В целях реализации прав граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, на пенсионное обеспечение Положение определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины.

Пунктом 1.1 Положения определены периоды службы (работы, учебы), которые засчитываются в стаж, дающий право для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Законодатель относит к таковым помимо прочих периоды, указанные в статье 18 приведенного закона, в том числе периоды службы на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Таким образом, абзац четвертый пункта 1.1 Положения носит отсылочный характер и закрепляет гарантированное право прокурорских работников на зачет всех перечисленных в статье 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I периодов службы (работы, учебы).

Исходя из изложенного вывод в решении суда первой инстанции о том, что абзац четвертый пункта 1.1 Положения не может нарушать права и законные интересы административного истца, обоснован.

В силу статьи 4 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Пункт 1.3 Положения корреспондирует приведенной норме названного закона, предусматривая, что периоды службы, указанные в пунктах 1.1 и 1.2 Положения засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, если эта служба проходила в органах и организациях (учреждениях) Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями. Следовательно, оспариваемая норма соответствует Закону от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и ему не противоречит.

Пункт 1.3.1 Положения предусматривает льготное исчисление периодов службы (в том числе нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, в составе объединенной следственно-оперативной группы и в Кавказской межрегиональной прокуратуре. Утверждение административного истца о том, что данный пункт Положения должен распространяться, в том числе на соответствующие периоды службы в Республике Кыргызстан, на нормах права не основано, поэтому суд правомерно счел его несостоятельным.

Льготное исчисление выслуги лет в отношении военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые привлекались для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, фактически участвовавших в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, регулируется специальным законом, а именно Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (статья 5).

Поскольку при рассмотрении и разрешении дела установлено, что нормы Положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования отказано правомерно.

Несогласие Б.В. с тем, что в выслугу лет для назначения пенсии не зачтены соответствующие периоды, не свидетельствует о незаконности судебного решения, вынесенного по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправильное применение норм материального закона и нарушение процессуального законодательства при вынесении судом первой инстанции обжалуемого решения является необоснованной.

Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 46-О (по жалобе гражданина Б.С. на нарушение его конституционных прав положением пункта "а" статьи 1 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р (по ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 6 названного закона), на которые ссылается административный истец в обоснование незаконности обжалуемого судебного акта, вынесены по конкретным делам и не опровергают вывод суда о том, что оспариваемые нормы Положения не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П (по делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в связи с жалобой гражданина И.В.), приведенное административным истцом в апелляционной жалобе в качестве примера из судебной практики по делам указанной категории, касается, в частности, вопроса правомерности прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, ошибочно назначенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и не опровергает вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого нормативного правового акта.

Утверждение Б.В. о неправильном толковании судом положений статьи 18 Закона ошибочно.

Не может повлечь отмену обжалуемого решения также довод о том, что при рассмотрении дела суду следовало применить аналогию закона и права, как не основанный на законе.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.В. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
В.В.ПОПОВ