См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 2019 г. N АПЛ19-448

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Вавилычевой Т.Ю.,

при секретаре Ш.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании недействующими пунктов 2 и 3 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н,

по апелляционной жалобе Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. по делу N АКПИ19-506, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) от 29 декабря 2017 г. N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат (далее - Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 11 января 2018 г., N 49592, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 января 2018 г.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, лично либо через представителя.

Пунктом 3 Порядка регламентировано, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ) в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, а также в случае отмены усыновления подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеет право отец (усыновитель) либо опекун ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2, 3 Порядка, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону N 418-ФЗ в части, устанавливающей приоритетное право женщины, родившей (усыновившей) ребенка, на обращение с заявлением о назначении ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей, и ограничивающей право отца (усыновителя) на соответствующее обращение при наличии в живых матери, родившей (усыновившей) ребенка, не лишенной родительских прав. Нарушение своих прав усматривает в том, что на основании оспариваемых положений ему 26 апреля 2019 г. отказали в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, что нарушило его права в той мере, в какой указанные нормы не обеспечивают установленную законодательством Российской Федерации равную возможность обоих родителей действовать в интересах семьи. Указал, что его жена - мать ребенка не является гражданкой Российской Федерации и поэтому не имеет право на получение ежемесячной выплаты. Полагает, что Федеральный закон N 418-ФЗ предусматривает возможность назначения выплаты любому из родителей на равных условиях, что соответствует конституционному принципу равноправия полов, закрепленному в частях 2, 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и корреспондирует части 3 статьи 1, части 2 статьи 31, части 1 статьи 33, части 1 статьи 61, части 1 статьи 89 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

Представители Минтруда России и Минюста России в письменных возражениях суду первой инстанции указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, пункты 2, 3 Порядка соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. административное исковое заявление Б. оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с таким решением, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. Считает ошибочными выводы суда о том, что первоначальное право на получение ежемесячной выплаты имеет женщина, родившая (усыновившая) ребенка, поскольку это не следует из содержания части 3 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ. Не согласен с отказом суда в удовлетворении ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке указанной нормы закона.

В суд апелляционной инстанции административный истец, его представитель и представитель Минюста России не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного решения не находит.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по настоящему административному делу такое основание для признания недействующими оспоренных пунктов 2 и 3 Порядка отсутствует.

Согласно преамбуле Федерального закона N 418-ФЗ он устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

В силу части 6 статьи 1 названного закона и пункта 1, подпункта 5.2.103(1) Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 на Минтруд России возложены полномочия по самостоятельному принятию порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядка обращения за назначением указанной выплаты, а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения.

В связи с этим правомерен вывод суда о том, что оспариваемый в части нормативным правовой акт принят Минтрудом России в пределах имеющихся у него полномочий с соблюдением требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования.

Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, Конституция Российской Федерации указывает на необходимость установления гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (части 1 и 2 статьи 7, часть 1 статьи 38) и гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей. Установление конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, отнесено к компетенции законодателя (статья 39).

Во исполнение этих предписаний принят Федеральный закон N 418-ФЗ.

Согласно статье 1 указанного закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1).

Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона 134-ФЗ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (часть 2).

Частью 3 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ предусмотрено, что ежемесячная выплата осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.

На основании приведенных законоположений, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что право на ежемесячную выплату первоначально возникает у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, имеющей гражданство Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Российской Федерации, и это право может быть реализовано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата отцу, отвечающему требованиям части 1 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ, осуществляется при обстоятельствах, предусмотренных частью 3 этой статьи, которая не содержит указание на переход права получения ежемесячной выплаты к отцу в случае если у матери нет такого права в связи с отсутствием у нее гражданства Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые положения Порядка содержат аналогичные основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты, суд обоснованно признал их соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, регулирующему рассматриваемые правоотношения и отказал в удовлетворении административного иска.

Основания для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности положения части 3 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ, о чем просит административный истец в апелляционной жалобе, отсутствуют. Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, высказанным в определении от 26 ноября 2018 г. N 2922-О, право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции. Право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом.

Указание в обжалуемом решении на то что Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливают основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты, правомерно. В связи с чем пункты 2 и 3 Порядка не могут противоречить нормам этих кодексов, на что ошибочно указывает административный истец в апелляционной жалобе.

Установив, что Порядок издан в пределах предоставленных Минтруду России полномочий, оспариваемые нормы не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Б.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Т.Ю.ВАВИЛЫЧЕВА