См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
АЛГОРИТМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОБРОВОЛЬЦЕВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ГРАЖДАН,
В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Настоящий алгоритм определяет общий порядок взаимодействия государственных органов и волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска пропавших лиц, в том числе несовершеннолетних, начиная от приема сообщения и заканчивая организацией проведения поисковых мероприятий. Методические рекомендации основаны на действующих нормативно-правовых и ведомственных актах, межведомственных соглашениях и ведомственных методических рекомендациях, положительном опыте организации указанной деятельности в отдельных регионах Российской Федерации. <1>
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ, Закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2017) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", приказ МВД России от 05.05.1993 N 213 "Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения", Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденная совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и СК России от 16.01.2015 N 38/14/5, Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736, приказ МЧС России от 02.10.2017 "Об организации работ по поиску и спасению людей, пропавших в природной среде", "Алгоритм поиска потерявшихся в природной среде", утвержденный 28.10.2015 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области, а также иные ведомственные организационно-распорядительные документы.
Взаимодействие правоохранительных, иных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан при осуществлении розыска пропавших граждан и особенно несовершеннолетних необходимо строить в соответствии с общей схемой, отраженной в приложении N 1, с учетом конкретных особенностей региона, обстоятельств исчезновения гражданина (ребенка), особенностей организации поисковых мероприятий.
Анализ практики свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев сообщения о без вести пропавших гражданах (несовершеннолетних) поступают в органы полиции либо в создаваемую во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958 систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - систему-112), которая предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС), находящихся в оперативном подчинении у вышестоящих органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ЦУКС).
В ряде регионов Российской Федерации разработаны Инструкции действий оператора "системы-112" и дежурного ЕДДС муниципального образования, определены их полномочия и порядок действий при поступлении сообщения о безвестном исчезновении гражданина, в том числе несовершеннолетнего.
С учетом положительно зарекомендовавшей себя практики организации этой работы в Московской области можно выделить следующие основные полномочия и действия сотрудников вышеуказанных служб.
1. Оператор системы-112
1.1. Принимая сообщение о безвестном исчезновении лица, в том числе несовершеннолетнем, самовольно ушедшем из семьи или специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетнем, самовольно ушедшем из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием, выясняет:
- фамилию, имя, отчество, адрес заявителя, его местонахождение в настоящий момент, номера телефонов;
- основные сведения о произошедшем, в частности: кто, где, когда и при каких обстоятельствах в последний раз видели пропавшего, с кем и куда тот намеревался направиться, на чем (техническое состояние и приметы транспортного средства), предшествовали ли этому какие-либо конфликты;
- фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес проживания пропавшего, состояние его психического и физического здоровья на момент исчезновения, описание примет и одежды, наличие у него средств связи, денежных средств, банковских карт, документов;
- пропадал ли ранее, в положительном случае как часто, причины уходов, где находился;
- сведения о родственниках (опекунах, воспитателях) пропавшего, их номерах телефонов;
- кто именно последним видел (должен был видеть) пропавшего, сведения о данном человеке, его номере телефона;
- версии заявителя о причинах исчезновения, их обоснование, предположительные места нахождения.
1.2. При получении телефонного сообщения о помощи непосредственно от потерявшегося в лесной среде человека выясняет в ходе опроса об уровне зарядки телефона, убеждает его отключить телефон на полчаса и убрать аппарат ближе к телу (в теплое сухое место), никому не звонить и ни с кем, кроме него (оператора) или старшего поисковой группы, не общаться.
1.3. При последующем общении (достаточной зарядке телефона) выясняет:
- где именно заходил в лес, описание места;
- если человек приехал в лес на автомобиле, устанавливает его маршрут, модель, цвет и номер регистрационного знака автомобиля, в какую сторону относительно движения автомобиля направился, как давно и далеко ушел от него, по какому маршруту, по дороге, тропинке, просеке и пр.;
- что наблюдал по маршруту движения и наблюдает в настоящее время на месте (просеки, дороги, ЛЭП, газопровод, столбы, овраги, ручьи, болота, буреломы, заборы, строения и пр.);
- что слышал и слышит вокруг себя;
- с какой целью пошел в лес и с кем ранее был в этом месте;
- имеются ли при нем часы, компас, продукты питания, вода, теплая одежда.
Уведомляет о начале поисковых работ и предупреждает о необходимости ожидания спасателей или дальнейших инструкций, с целью сохранения зарядки определяет время (периоды) связи.
1.4. Передает полученную информацию дежурному ЕДДС муниципального образования.
2. Оперативный дежурный ЕДДС
2.1. При поступлении информации непосредственно от заявителя (за исключением системы-112) либо объекта поиска самостоятельно выясняет вопросы, указанные в пунктах 1.1. - 1.3.
2.2. При наличии информации о нахождении пропавшего в природной среде собирает информацию о районе поиска и устанавливает:
2.2.1. наличие дорог, в том числе лесных и полевых, мостов и переправ, их проходимость для различной техники;
2.2.2. наличие линейных ориентиров, особенно ограничивающих район поиска, их состояние, проходимость;
2.2.3. проходимость лесных массивов, болот, гористой местности;
2.2.4. посещаемость и густонаселенность района поиска;
2.2.5. наличие, расположение и состояние укрытий от непогоды.
2.3. В зависимости от установленных обстоятельств и района поиска доводит полученную информацию до оперативных дежурных:
2.3.1. местного пожарно-спасательного гарнизона (пожарную часть);
2.3.2. органа внутренних дел МВД России по муниципальному образованию;
2.3.3. ЦУКС;
2.3.4. диспетчерской службы Комитета лесного хозяйства;
2.3.5. Межрегионального отделения Российского союза спасателей;
2.3.6. станции скорой медицинской помощи;
2.3.7. поисково-спасательного отряда волонтерской (добровольческой) организации, привлекая необходимые силы и средства и предоставляя им необходимую информацию об обстоятельствах произошедшего, ситуации в районе поисков, предполагаемых задачах, для выполнения которых они привлекаются, планируемых сроках операции, необходимом объеме индивидуального и группового снаряжения, используемой техники.
2.4. Если пропавший находится в состоянии бедствия, и его жизни и здоровью угрожает опасность, принимает меры к незамедлительному направлению имеющихся в распоряжении сил и средств в район поисков.
2.5. В ходе работ по поиску постоянно поддерживает связь с руководителем поисково-спасательных работ, руководителем или заместителем штаба поисковых работ.
2.6. Об организации, ходе проведения и результатах поисковых работ информирует ЦУКС (в случае изменения обстановки незамедлительно).
3. Старший оперативный дежурный ЦУКС
3.1. Принимает в работу оперативную информацию о фактах исчезновения людей, в том числе в природной среде.
3.2. Обеспечивает управление дежурных сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, при необходимости запрашивает дополнительные силы и средства РСЧС через вышестоящий орган повседневного управления РСЧС - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, в том числе кинологов, водолазов, спасателей, авиационной техники, техники высокой проходимости, специального светового оборудования и пр.
3.3. Обеспечивает организацию информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций.
4. Дежурный территориального органа МВД России на районном уровне
4.1. При поступлении сообщения о безвестном исчезновении гражданина самостоятельно выясняет вопросы, указанные в пункте 1.1., а также иные необходимые для розыска обстоятельства, в том числе указанные в "Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц", утвержденной приказом МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации от 16.01.2015 N 38/14/5 (далее - Инструкция).
4.2. Принимает и регистрирует заявление (сообщение) о безвестном исчезновении лица в порядке, предусмотренном приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
4.3. Если информация о безвестном исчезновении человека получена не через "систему-112", передает ее в ЕДДС муниципального образования.
4.4. При наличии признаков совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, указанных в пункте 10 Инструкции, информирует дежурного следователя соответствующего следственного органа СК России об обстоятельствах безвестного исчезновения гражданина, а также о месте происшествия.
4.5. Определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы и направляет ее на место происшествия.
4.6. Об установленных обстоятельствах исчезновения докладывает ответственному от руководящего состава органов внутренних дел, заместителю начальника территориального органа МВД России - начальнику полиции, а также дежурному УМВД субъекта Российской Федерации.
4.7. Обеспечивает сбор и выезд на место происшествия сотрудников розыскных подразделений, иных сотрудников подразделений полиции, привлеченных к розыску пропавшего гражданина.
4.8. Незамедлительно информирует наряды комплексных сил органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах (далее - наряды комплексных сил), сотрудников разыскного подразделения территориального органа МВД России о несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, о несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, о лицах, пропавших без вести, их приметах, а при доставлении таких лиц в дежурную часть - территориальные органы МВД России, осуществляющие их розыск.
4.9. Выявляют среди доставляемых в дежурную часть лиц, пропавших без вести, несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, путем проверки наличия сведений об указанных лицах в разыскных учетах.
5. Дежурный территориального органа МВД России на региональном уровне
5.1. При получении сообщения об исчезновении человека от граждан, координаторов добровольческих поисково-спасательных отрядов (далее - ДПСО), с единого номера "112", из ЦУКС, СК России, других организаций выясняет вопросы, указанные в п. 1.1., и передает указанное сообщение в дежурную часть соответствующего городского и районного отделов внутренних дел, территориального органа МВД России на транспорте для организации проверки, о результатах которой информирует начальника полиции.
5.2. По указанию начальника полиции, уведомляет о необходимости производства срочных поисково-спасательных мероприятий старшего оперативного дежурного ЦУКС, предоставляя необходимую информацию, в том числе о времени сбора и месте дислокации оперативного штаба.
5.3. Обеспечивает сбор и выезд на место происшествия членов оперативного штаба, следственно-оперативной группы, состоящих из сотрудников правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, иных сотрудников полиции, привлеченных к розыску пропавшего.
5.4. Информирует (в случае получения информации о безвестном исчезновении несовершеннолетнего) о происшествии МВД России, отделы внутренних дел субъекта, сотрудников разыскного подразделения органа внутренних дел субъекта Российской Федерации.
6. Следователь (руководитель следственно-оперативной группы)
6.1. Проводит осмотр места жительства пропавшего и прилегающего участка местности, принимает меры к изъятию носителей идентификационно-значимой информации об исчезнувшем лице (фотографий, личных дневников и записных книжек с образцами почерка, медицинских карт, рентгенограмм, следов пальцев рук, объектов, на которых могут содержаться биологические следы пропавшего для установления его ДНК-профиля (нижнего белья, предметов гигиены, при необходимости образцов буккального эпителия его близких родственников и пр.)), информации с персонального компьютера, мобильных телефонов.
6.2. Все предметы обстановки, находящиеся в осматриваемом помещении, на которых возможно обнаружение следов пропавшего и следов преступления, должны быть обследованы с помощью технических средств и криминалистической техники.
6.3. Для обследования жилища и прилегающей территории привлекается специалист-кинолог со служебно-разыскной собакой с целью обнаружения трупа или его останков, либо установления маршрута движения пропавшего.
6.4. Проводит осмотр последнего установленного места нахождения пропавшего (участка местности, где кинологом со служебно-разыскной собакой потерян след пропавшего, а также места, где очевидцы в последний раз видели пропавшего). В данном месте принимаются меры к фиксации и изъятию следов обуви пропавшего и других обнаруженных в данном месте следов следов транспортных средств, окурков, отпечатков пальцев и т.п.).
6.5. Осматривает изъятые предметы. В первую очередь осмотру подлежат дневники и записные книжки пропавшего, его мобильные телефоны и компьютер, из которых, помимо важной информации о жизни пропавшего, можно установить его контакты, номера телефонов последних, ознакомиться с сообщениями и перепиской в социальных сетях.
6.6. Принимает меры к получению и изучению информации о телефонных соединениях пропавшего с указанием адресов базовых станций, через которые производились телефонные соединения, для установления района его нахождения в момент последних переговоров, установлению лиц, контактировавших с пропавшим и их опросу (допросу).
6.7. Назначает необходимые исследования (экспертизы), в т.ч. дактилоскопическую и молекулярно-генетическую, с целью проверки образцов пропавшего по федеральным базам.
6.8. Дает поручение руководителю органа дознания об организации и проведении:
- подворного (поквартирного) обхода территории района проживания пропавшего с целью выявления очевидцев (свидетелей) исчезновения, установления обстоятельств исчезновения, характеристики пропавшего, его взаимоотношений и пр.;
- обследования мест нахождения разыскиваемого в местах проживания родственников и знакомых, а также возможных мест сокрытия трупа (парков, скверов, канализационных и технических колодцев, канав, сараев, выгребных ям, заброшенных домов, строящихся объектов, чердаков и т.п.) и предполагаемого маршрута движения пропавшего с целью обнаружения камер видеонаблюдения; своевременного изъятия записей, либо изготовления их копий для последующего изъятия;
- поисковых мероприятий, при необходимости с привлечением СМИ и общественности, в том числе волонтеров;
- проверки пропавшего без вести по криминалистическим и оперативно-справочным учетам;
- проверки активации его мобильного телефона (при исчезновении с телефоном).
В поручении указываются полные анкетные данные пропавшего, данные его паспорта, обстоятельства исчезновения, приметы внешности и одежды исчезнувшего, стоматологическая формула, описание по методу словесного портрета, предметы и документы, которые находились при нем, с указанием их идентификационных признаков, места возможного появления исчезнувшего, перечень конкретных мероприятий, которые необходимо выполнить.
К поручению прилагается качественная фотография пропавшего или ее ксерокопия, по возможности (при наличии) дактилокарта и ДНК-формула.
6.9. При наличии обстоятельств, указывающих на совершение в отношении пропавшего преступления, - возбуждает уголовное дело.
6.10. В случае обнаружения в ходе производства разыскных и поисковых мероприятий вещей и предметов, свидетельствующих о совершении преступления в отношении разыскиваемого, либо тела последнего - незамедлительно принимает меры к производству осмотра, изъятию, обнаружению иных следов, интересующих следствие.
6.11. При получении информации о том, что жизни и здоровью пропавшего может угрожать опасность, немедленно информирует об этом непосредственного руководителя и руководителя органа внутренних дел МВД России, на территории которого в последний раз видели пропавшего, для организации розыскных и поисково-спасательных мероприятий.
6.12. При установлении местонахождения разыскиваемого несовершеннолетнего опрашивает (допрашивает) последнего с выяснением обстоятельств его исчезновения, местонахождения во время розыска, устанавливает совершались ли в отношении него преступления, иные нарушения закона, выявляет причины ухода из семьи или социального учреждения. При выявлении нарушений со стороны родителей или сотрудников указанных учреждений - инициирует проведение соответствующих проверок, направляет в компетентные органы государственной власти представления и информационные письма с целью устранения выявленных причин и привлечения виновных к ответственности. В обязательном порядке организует проведение медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на предмет обнаружения на теле последнего повреждений, свидетельствующих о применении насилия, выясняет обстоятельства их получения.
7. Оперативный сотрудник в составе СОГ
7.1. Определяет круг родственников и знакомых пропавшего, лиц, осведомленных о произошедшем, путем их опроса собирает сведения о его личности, приметах, состоянии здоровья, заболеваниях, уровне физической подготовки и ориентирования на местности, наличии снаряжения, увлечениях, намерениях, связях и конфликтных ситуациях в быту, на работе, долговых или кредитных обязательствах.
Условно подлежащие установлению факты можно разбить на 3 группы:
- обстоятельства и предполагаемые причины исчезновения лица;
- информация о личности и приметах пропавшего;
- информация об источниках, в которых можно почерпнуть дополнительную информацию о пропавшем.
Круг опрашиваемых лиц должен быть максимально широк.
7.2. Проводит иные мероприятия в соответствии с указаниями руководителя СОГ.
7.3. В случае, если лицо, пропавшее без вести, установлено в рамках исполнения заявления (сообщения) о его безвестном исчезновении, об этом письменно уведомляет заявителя, а материалы приобщает к номенклатурному делу территориального органа МВД России.
7.4. Если местонахождение пропавшего не установлено, собранные материалы передает следователю СОГ.
7.5. Заполняет справку о сведениях на лицо, пропавшее без вести, осуществляет дальнейшие мероприятия в порядке, предусмотренном "Положением об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц".
7.6. О результатах проведенных мероприятий докладывает рапортом начальнику территориального органа МВД России, либо его заместителю - начальнику полиции, информирует дежурного дежурной части территориального органа МВД России.
7.7. Дальнейшая проверка по собранным материалам в течение суток поручается начальником территориального органа МВД России, либо его заместителем - начальником полиции сотруднику разыскного подразделения, действующему на основании "Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц".
7.8. В случае выявления обстоятельств, указывающих на признаки совершения преступления в отношении пропавшего, собранные материалы направляются по подследственности в соответствующий следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации.
7.9. Если следователем Следственного комитета Российской Федерации принимается решение о возбуждении уголовного дела, сотрудник разыскного подразделения оказывает содействие сотрудникам иных подразделений уголовного розыска в организации и проведении мероприятий в рамках оперативно-поискового дела, в том числе по своевременному объявлению федерального розыска.
7.10. При необходимости привлечения добровольцев к производству поисково-спасательных и иных мероприятий, направленных на установление местонахождения пропавшего, сотрудник разыскного подразделения, по указанию начальника полиции, уведомляет об этом координаторов добровольческих поисковых организаций (отрядов).
Координаторам предоставляется общая информация о пропавшем и обстоятельствах его исчезновения, ставятся задачи, к выполнению которых привлекаются добровольцы, при создании оперативного штаба сообщается место его дислокации и время сбора.
8. Начальник полиции
8.1. Работу по розыску и идентификации лиц организуют заместители начальников (министров) региональных управлений МВД России - начальники полиции, а первоначальные мероприятия по розыску и идентификации лиц - начальники территориальных органов МВД России, либо их заместители - начальники полиции.
Они координируют действия по установлению без вести пропавших лиц, несут ответственность за надлежащую организацию розыска и соблюдение законности при его осуществлении, организуют взаимодействие с соответствующим территориальным органом Следственного комитета Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, иных государственных органов, с войсковыми частями, а также взаимодействие подчиненных подразделений, контролирует взаимодействие подчиненных сотрудников со средствами массовой информации, общественными объединениями, организациями и гражданами, оказывающими содействие полиции, в целях организации согласованных действий при осуществлении разыскных, поисковых и поисково-спасательных мероприятий.
8.2. В зависимости от установленных обстоятельств исчезновения, а также с учетом результатов проведения первоначальных мероприятий и осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего, маршрута его движения, возможных опасностей на пути следования, состояния и возможностей разыскиваемого, его поведения и условий внешней среды начальником территориального органа МВД России, либо его заместителем - начальником полиции принимается решение об организации разыскных, дополнительных поисковых и поисково-спасательных мероприятий, определяется место и время их проведения, необходимые для этого силы и средства, в том числе волонтерских организаций.
8.4. В случае возбуждения уголовного дела (по ст.ст. 105, 126 УК РФ) решение о необходимости использования дополнительных сил, в том числе помощи добровольцев, а также ее направленности, принимается по согласованию со следователем, в производстве которого находится уголовное дело. В противном случае поисковые мероприятия могут спровоцировать преступников на принятие мер по сокрытию следов преступления, изменению местонахождения похищенного человека, либо на совершение убийства последнего.
9. Оперативный штаб
9.1. При наличии оснований полагать, что жизни и здоровью пропавшего угрожает опасность, в целях координации проводимых разыскных, поисковых и поисково-спасательных мероприятий, для управления привлекаемыми силами и средствами создается временный оперативный штаб, руководство которым осуществляется заместителем начальника территориального органа МВД России на региональном уровне, - начальником полиции. Исключение составляют угрозы и факты возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых руководство штабом, поисково-спасательными работами и ликвидацией чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9.2. Оперативный штаб необходимо создавать и разворачивать на территории муниципального образования, где в последний раз видели пропавшего, в наиболее близком к району поиска месте.
9.3. Руководитель штаба должен постоянно находиться в штабе, располагать сведениями обо всех привлеченных силах и средствах, их техническом оснащении, определяет необходимость вызова дополнительных сил и средств, анализировать поступающую информацию, планировать дальнейшие разыскные и поисковые мероприятия, координировать действия правоохранительных органов и поисковых групп. В его оперативное подчинение поступают все привлеченные для производства разыскных и поисковых мероприятий силы и средства.
9.4. В состав штаба включаются представители всех задействованных в поисках государственных органов, а также администрации органа местного самоуправления, на территории которого проводятся поисковые мероприятия, координаторы отрядов добровольцев.
Составляется список всех участников штаба с указанием их должностей, поручаемых им направлений, номеров контактных телефонов. Вышеуказанные лица обеспечиваются средствами радиосвязи, определяются их позывные.
9.4. В состав временного оперативного штаба для координации взаимодействия со следственной группой и производства при необходимости следственных действий может быть включен следователь, входящий в состав указанной группы, и (или) следователи-криминалисты.
9.5. В зависимости от установленных обстоятельств исчезновения руководителем штаба по согласованию с руководителем следственной группы определяются основные направления разыскных и поисковых мероприятий, назначаются ответственные за их отработку лица, формируются группы, которым ставятся конкретные цели и задачи.
Направления следственно-разыскных, поисковых и поисково-спасательных мероприятий:
- ориентирование населения;
- мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица;
- работа с родственниками, производство с ними следственных действий;
- допросы преподавателей, одноклассников, соседей;
- осмотр мобильных телефонов, компьютерной техники, изучение и анализ детализаций телефонных переговоров, переписки в социальных сетях, установление связей пропавшего, допросы;
- обнаружение камер видеонаблюдения по предполагаемому маршруту движения пропавшего, их изъятие и осмотры видеозаписей;
- установление сектора последней активации мобильного телефона;
- работа по последнему месту, где видели пропавшего;
- поисковые мероприятия в природной среде.
9.6. Руководитель штаба обеспечивает ответственных необходимой информацией, фотографиями разыскиваемого лица, знакомит с единой картой поиска, выдает ориентировки, снабжает иными материалами, которые необходимо распространить, дает конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, инструктирует о способах их выполнения. Им устанавливается периодичность связи поисковых групп со штабом для корректировки, обновления данных и организации дополнительных мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).
При численности группы более 50 человек руководитель штаба должен выстроить временную структуру управления, передав другим лицам часть своих полномочий и оставляя себе наиболее важные.
9.7. В штабе, работающем в круглосуточном режиме, находится единая карта поисковых мероприятий, ведется учет информации, в том числе поступающей от поисковых групп, добровольцев, организуется проверка значимой для розыска информации, в том числе следственно-оперативным путем.
9.8. Один из заместителей начальника Главного управления МЧС России по субъекту российской Федерации является заместителем руководителя штаба, за исключением случаев транспортных аварий и чрезвычайных ситуаций. На него возлагаются следующие задачи:
- организация немедленного реагирования дежурных сил во взаимодействии с руководителем штаба с последующим наращиванием группировки сил, в том числе с привлечением сил и средств соседних субъектов Российской Федерации, в соответствии со складывающейся обстановкой, установленным порядком;
- организация достаточной группировки сил и средств из состава пожарно-спасательных формирований, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, других сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, добровольных и иных общественных организаций;
- организация (по согласованию с руководителем штаба) своевременного информирования населения о розыске пропавшего, ходе проведения работ, связанных с поиском и спасением пропавших людей, и о привлечении добровольцев к поисковым мероприятиям;
- организация контроля за проведением поисковых работ;
- организация работы штаба поисково-спасательных работ;
- обеспечение своевременного представления информации о ходе работ, связанных с поиском, по линии оперативных дежурных смен органов повседневного управления РСЧС в Национальный центр управления в кризисных ситуациях, при необходимости.
9.9. Представитель органа местного самоуправления, обеспечивает штаб помещением вблизи района поисков, картами, материалами, необходимыми для производства поисковых и поисково-спасательных мероприятий, а также организует питание и места отдыха участников поисковых мероприятий, согласует свои действия с заместителем руководителя штаба - начальником территориального органа МЧС.
9.10. Координатор волонтерской организации организует деятельность добровольцев, участвующих в розыске и поисковых мероприятиях.
9.10.1. Получив информацию о безвестном исчезновении человека, незамедлительно сообщает об этом дежурному ЕДДС муниципального образования, где в последний раз видели пропавшего, по согласованию с которым организует сбор добровольцев для участия в поисковых и поисково-спасательных мероприятиях.
9.10.2. По прибытии в оперативный штаб координатор представляется руководителю штаба, с учетом специфики добровольческого отряда сообщает ему о направлениях, в которых его добровольцы могут быть задействованы, их количестве и уровне подготовки.
9.10.3. Перед добровольцами могут быть поставлены следующие задачи:
- поиск пропавшего лица, или следов, указывающих на его возможное местонахождение, либо на совершение в отношении лица преступления на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения, месту, где пропавшего без вести видели в последний раз, местам, которые обычно посещал разыскиваемый. Для решения указанной задачи следует организовать осмотры чердаков, подвалов, контейнеров вблизи дома, канализационных колодцев, выгребных ям, свалок, пустырей, парков, участков лесонасаждений, заброшенных строений и других мест, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, а также лесных массивов, болот, зарослей кустарника, оврагов по маршруту движения пропавшего без вести;
- поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица и т.д.);
- распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей - в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом), выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).
При этом волонтерам запрещается поручать проведение следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, привлекать их к участию в мероприятиях, связанных с риском для их жизни и здоровья. Запрещается знакомить волонтеров с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или служебной тайне.
9.10.4. Координатор получает от руководителя штаба конкретные указания об объеме и характере поисковых мероприятий, необходимую информацию и материалы, фотографии разыскиваемого лица, ориентировки и иные материалы, которые необходимо распространить.
9.10.5. Он ведет учет прибывших для участия в поисковых и поисково-спасательных мероприятиях добровольцев (по возможности с указанием паспортных данных, наличия автотранспорта, контактных телефонов, данных членов семьи или иных близких (на случай экстренной связи), данных о наличии специальных возможностей и снаряжения), делит их на группы по направлениям, определенным руководителем штаба, ставит задачи, проводит инструктаж (при необходимости с участием спасателя, прошедшего профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованного в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ либо сотрудника правоохранительных органов).
9.10.6. Добровольцы непосредственно перед привлечением к поисковым мероприятиям должны быть ознакомлены с требованиями действующего законодательства, относящегося к их деятельности.
В частности, добровольцы обязаны знать, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать следующие конституционные нормы и требования федерального законодательства:
- положения ст. 23 Конституции Российской Федерации, права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- положения ст. 24 Конституции Российской Федерации о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
- положения ст. 25 Конституции Российской Федерации о том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Добровольцы должны осознать, что не являются субъектами уголовного судопроизводства, оперативно-разыскной или частной детективной деятельности, а следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-разыскные мероприятия и действия, осуществляемые частными детективами. Они не имеют права осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан. В случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях.
Кроме того, добровольцы должны быть предупреждены о недопустимости получения от заявителей вознаграждения за свою работу.
9.10.7. Добровольцы, не прошедшие инструктаж и не получившие согласия координатора на участие в производстве поисковых мероприятий, участниками поисковых работ не являются и ответственность за свои действия несут сами.
9.10.8. В ходе проведения инструктажа координатором устанавливается периодичность связи с добровольцами для корректировки, обновления данных и организации дополнительных мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).
9.10.9. При необходимости и в силу специфики поручаемых мероприятий некоторые группы волонтеров могут поступать в распоряжение ответственных за выполнение конкретных мероприятий сотрудников правоохранительных органов или спасателей, прошедших профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованных в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ, от которых получают конкретные указания и которым отчитываются о результатах их исполнения.
9.10.10. Координатор либо лицо, назначенное руководителем штаба ответственным за направление, принимает от добровольцев добытую информацию, немедленно передает ее в оперативный штаб. Для контроля координатор либо лицо, ответственное за направление, могут вести специальные журналы, в которых фиксируется добытая добровольцами информация с указанием должностного лица, которому данная информация была передана.
9.10.11. В случае возникновения в процессе работы добровольцев каких-либо трудностей координатор сообщает о них руководителю штаба и далее действуют в соответствии с полученными рекомендациями.
9.10.12. По результатам поисковых работ координатором и ответственными за направления лицами формируются отчеты, которые передаются руководителю штаба. Также на общую карту (при наличии навигаторов - в информационную систему) наносятся маршруты движения поисковых групп.
Особенности организации поиска в городских условиях
На основании сведений, полученных в ходе выезда следственно-оперативной группы, проведенных осмотров жилища и последнего места пребывания пропавшего, устанавливаются предполагаемые маршруты его движения перед исчезновением, выдвигаются версии произошедшего, моделируется поведение разыскиваемого.
Незамедлительно принимаются меры к опросу и ориентированию на розыск родственников, знакомых пропавшего, его контактов, установленных в результате осмотра мобильных телефонов (детализаций), аккаунтов в социальных сетях.
По согласованию со следователем организуются мероприятия по ориентированию населения на розыск пропавшего через СМИ, социальные сети, а также путем распространения листовок-ориентировок, размещения информации на территориальных комплексах общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, СМС-рассылки абонентам сотовой связи в районе поиска.
В местах скопления людей (на вокзалах, у торговых центров и пр.) могут быть выставлены автомашины с громкоговорящими динамиками, через которые волонтеры могут периодически подавать позывные сигналы для оповещения граждан.
При проведении поисковых мероприятий в городской черте необходимо получить крупномасштабную карту населенного пункта. Если населенный пункт небольшой площади, то он должен быть осмотрен полностью.
Город условно разбивается на участки, проще всего по улицам, и осматривается квадратами. В первую очередь осматриваются участки, где проживал пропавший и где его видели в последний раз.
В районе поисков должны быть осмотрены колодцы систем канализации, дренажных сооружений, линий связи, пожарные гидранты, выгребные ямы, брошенные и разрушенные строения, чердаки и подвалы жилых домов и общественных зданий, водонапорные башни, трансформаторные подстанции и пр. Наиболее тщательно следует осмотреть участок местности радиусом 1 - 2 км от последнего места нахождения без вести пропавшего (особенно если он несовершеннолетний), а также от места его обычного времяпрепровождения на улице, обращая особое внимание на старые заброшенные и строящиеся здания и сооружения.
Незамедлительно принимаются меры к обнаружению камер видеонаблюдения по предполагаемому маршруту движения пропавшего, изъятию записей либо изготовлению их копий для сохранения и последующего изъятия.
Необходимо установить владельцев автомашин, которые находились в районе исчезновения в интересующее время, выяснить, имелись ли у них видеорегистраторы, осмотреть их записи.
С целью выявления очевидцев (свидетелей) исчезновения, обстоятельств исчезновения, характеристики пропавшего, его взаимоотношений и пр. организуется и проводится подворный (поквартирный) обход территории района проживания пропавшего.
Отдельной группой, под руководством сотрудников правоохранительных органов, с предъявлением фотографии разыскиваемого на основании разработанного опросного листа проводится опрос (допрос) граждан, проживающих или работающих в районах исчезновения и по предполагаемому маршруту движения пропавшего. При этом необходимо вести электронный учет опрошенных (допрошенных) лиц, используемых ими абонентских номеров.
При получении сведений об абонентах сотовой связи, активация телефонов которых была зарегистрирована в районе в период исчезновения пропавшего (обычно это несколько тысяч человек) для ориентирования и выявления очевидцев произошедшего, целесообразно провести телефонный опрос указанных граждан с обязательным фиксированием результатов опроса.
Учитывая важность, срочность и масштабность таких мероприятий, целесообразно к их проведению привлечь представителей волонтерских организаций, которые должны работать совместно и под контролем ответственных за данные направления работы - сотрудников правоохранительных органов.
Особенности поиска в природной среде
Несмотря на представленные дежурным ЕДДС сведения сбор информации о районе поиска из дополнительных источников обязателен. Он подразумевает получение необходимых сведений от людей, знакомых с районом поиска (сотрудников полиции, работников лесничества, лесхоза, лесозаготовительных, геологических и т.п. организаций, военнослужащих войсковых частей, расположенных в данной местности, опытных охотников и рыбаков, знакомых с местностью, работников местной администрации). Информацию о таких лицах могут представить органы местного самоуправления, участковые уполномоченные полиции.
До начала активной фазы поисков следует использовать все возможные каналы сбора информации по телефону, радиосвязи и т.п.
Рекомендуется использование всех средств ориентирования местного населения (местные СМИ, радиосеть, СМС-оповещение, распространение листовок-ориентировок и пр.), особенно в случаях, не терпящих отлагательства. Сбор информации с использованием средств связи гораздо более эффективен, чем проведение масштабных поисковых мероприятий на плохо просматриваемой местности.
Применяются два способа поисков в природной среде:
- наземные,
- воздушные (с использованием летательных аппаратов).
Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.
Поиски по следам проводятся при наличии следов пропавшего на снегу, грунте и применяются редко, поскольку в условиях леса следы чаще всего не удается достоверно идентифицировать. Отдельные найденные следы могут служить уликами, указывающими на пребывание в данном месте пропавшего. При наличии устойчивой цепочки следов руководителю поисково-спасательной группы следует двигаться по ней, одного человека направить в пределах видимости справа от себя, одного - слева. Подобная тактика позволяет выявить блуждания пропавшего и вовремя уловить резкие изменения направления его движения, что сокращает время поисков.
Как разновидность поисков по следам применяется поиск с использованием собак, приученных работать по следу. Применение метода ограничено коротким промежутком времени, в течение которого сохраняется запах.
При площадных поисках используются три метода:
- поиск по местным ориентирам,
- поиск по квадратам,
- поиск прочесыванием.
Поиск по местным ориентирам - наиболее распространенный метод, который применяется при большой площади района поисков и малом количестве участников. Этот метод основан на предположении, что заблудившийся человек, выйдя на линейный ориентир (дорогу, тропу, просеку, берег реки, крупного озера и т.п.), будет двигаться вдоль него. Руководитель поисков (штаба) делит участников на группы по одному-два человека и каждой группе определяет маршрут, привязанный к линейным ориентирам с посещением точечных ориентиров (избы, мелкие озера и т.п.).
Малой группе необходимо использовать следующие приемы:
- грамотно локализовать зону поиска,
- провести поиск по наиболее вероятным маршрутам движения,
- провести проверку вероятных мест ЧП в локализованной зоне,
- провести поиск в местах возможного отклонения от маршрута (в том числе поиск в местах возможных ошибок в ориентировании).
- при необходимости применять методы выслеживания, упреждения или их комбинацию.
Поиск методом упреждения проводится в том случае, если в ходе поисковых мероприятий стало достоверно известно направление и скорость движения пропавшего. Тогда, исходя из квалифицированного анализа особенностей местности, может быть предпринята попытка определить место, которого потерявшийся неизбежно должен будет достичь, двигаясь по выбранному направлению. В эту точку заранее направляется поисково-спасательная группа (ПСГ) с задачей перехвата пострадавшего. Осуществление данного метода возможно тогда, когда участники ПСГ прекрасно ориентируются в районе поисков и имеют значительное преимущество в скорости передвижения (или обладают организационным ресурсом, позволяющим выдвинуть к точке возможной встречи какую-то другую, не связанную с ними непосредственно ПСГ).
Поиск выслеживанием лучше производить небольшой группой из двух, трех или четырех человек. Если ПСГ удалось отметить направление движения потерявшегося, но догнать его в короткий срок она не может, она должна установить связь с лагерем и организовать перехват на предполагаемой линии движения заблудшего силами другой ПСГ.
Поиск прочесыванием применяется для поиска детей и тел погибших. Участники выстраиваются вдоль линейного ориентира с расстоянием между людьми, как правило, на дистанции прямой видимости. На правом и левом фланге - наиболее опытные специалисты - спасатели, лесники и т.п. с УКВ радиостанциями. Размер отдельной цепи - не более 30 человек. При большем количестве людей цепь разрушается и хорошего качества обследования местности не получается, кроме того, затруднены перестроения.
Руководитель группы с УКВ-радиостанцией занимает позицию в центре либо на одном из флангов. По его команде цепь начинает движение, обычно перпендикулярно ориентиру, и движется до другого линейного ориентира. Направление движения определяется участниками на флангах. Длина одного галса не должна превышать 2 км, иначе цепь разрушается.
Если в цепи неопытные участники, рельеф сложен или имеются другие усложняющие факторы, длина галса уменьшается до 500 - 1000 метров. По окончании галса цепь смещается и по команде начинает движение в обратном направлении. Полосы прочесывания делаются с частичным перехлестом для защиты от неизбежных погрешностей в ориентировании.
Окончание радиального прохода отмечается зарубками на деревьях, цепь смещается для обеспечения перехлеста полос прочесывания, ширина которого зависит от расстояния прохода, и движение осуществляется обратным азимутом. Дойдя до границы обследуемого участка, цепь перемещается на следующую полосу, причем спасатель, шедший крайним, идет по своему следу. Изначально устанавливается фланг, который определяет темп и направление движения. Он не должен вырываться вперед за прямую видимость, а ведомый не имеет права его опережать. Если встречается непреодолимое препятствие, информация передается по цепи, препятствие отмечается на схеме прочесывания, участники прочесывания должны сообщить, с какой стороны они обходят препятствие при этом, те, кто не встретил препятствия, не должны смещаться, иначе это неминуемо приведет к смещению всей цепи и, как результат - к потере привязки прочесывания к уже обследованным участкам. Только соблюдение направлений движения и пометки (затесы с карандашными надписями) позволяют точно осуществлять план поиска без пропусков и потерь среди личного состава.
Правильность строя обеспечивается профессионалами (руководителями пятерок), а прикрепленные добровольцы следуют за ними. Движение должно быть медленным, с частыми остановками для выравнивания цепи. Остановки и начало движения осуществляются только по команде руководителя. Остановки не должны быть длительными, иначе недисциплинированные добровольцы могут пойти вперед, не дожидаясь общей команды. Руководитель движется вне строя, постоянно проходя вдоль цепи и контролируя правильность ее движения. Серьезным недостатком применения для прочесывания большой группы людей заключается в том, что неквалифицированные добровольцы могут не заметить неподвижно лежащего человека.
Стратегия прочесывания должна основываться на следующих предварительных расчетах. Изначально следует рассчитать вероятную площадь прочесывания. Она определяется, исходя из средней скорости движения на данной местности, деленной пополам (поправка на перестроения и обход препятствий). Полосы прочесывания поисковыми группами из расчета численности каждой группы минус 2 человека (поправка на нахлест), умноженной на расстояние между спасателями. Учитывается продолжительность поиска за вычетом времени на возвращение группы к месту лагеря из самой дальней точки поиска. После этого карта зоны поиска разбивается на прямоугольные участки, вписанные в естественные границы и рельеф местности. Сначала последовательно обрабатывается вся запланированная зона поиска, начиная с секторов, через которые пролегает вероятное направление движения (далее - ВНД). Если ПСР продолжаются на вторые сутки, то начинаются они от границы уже обследованной зоны. Даже если потерявшийся вышел за ее радиус, существует большая вероятность обнаружения места ночлега и локализации поиска в одном направлении.
При обнаружении признаков ночлега прочесывание осуществляется навстречу или под острым углом к ВНД от расстояния максимальной удаленности пропавшего на текущий момент, возможна также организация мероприятий по перехвату. Завершение прочесывания лучше заранее планировать на линейном ориентире (дорога, река).
При проведении наземных поисков следует максимально использовать доступные транспортные средства - автомобили, вездеходы, снегоходы, моторные лодки и т.п.
Для обеспечения безопасности в состав каждой поисковой группы, состоящей из неподготовленных добровольцев, рекомендуется включить как минимум одного профессионального спасателя или волонтера-спасателя, прошедшего профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованного в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. При опасности нападения диких зверей в группе должен быть вооруженный сотрудник полиции, Росгвардии, военной части либо охотник. Опасные участки могут обследовать только специально подготовленные группы от профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, волонтеров-спасателей, прошедших профессиональную подготовку спасателя и аттестованных в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. Группа должна быть обеспечена средствами связи и навигатором. Привлекаемые к поисковым работам в природной среде добровольцы должны быть одеты по погоде, иметь спички, компас, нож.
Для каждой поисково-спасательной группы устанавливается контрольный срок возвращения в лагерь, который целесообразно размещать максимально близко к центру района поисков, возле дороги, чтобы снизить затраты времени и сил на подход-отход групп, минимизировать пешеходную заброску снаряжения и облегчить группам возвращение.
При разделении группы ее руководитель на случай отсутствия связи устанавливает место встречи и промежуток времени, в течение которого группа должна собраться. Участники, не успевшие к сроку, а также отставшие от группы и потерявшие с ней связь, обязаны вернуться в лагерь, а группа должна выполнить задание.
Радиус поиска должен увеличиваться пропорционально расстоянию, которое мог пройти разыскиваемый. Зарубежная статистика свидетельствует, что до 90% пропавших находятся ближе 5 км от места исчезновения. Однако эти сведения относятся к регионам с развитой транспортной сетью, а для России следует брать поправку на пустынность и дикость района поисков. Вообще, в подавляющем большинстве случаев пропавший, которого возможно найти, находится в радиусе 10 - 15 км.
При "прочесывании" лесных массивов разыскиваемому могут подаваться световые, звуковые сигналы, с обязательным соблюдением "минут тишины" для ожидания отклика и указанием направления, в котором следует двигаться разыскиваемому. В случае поиска ребенка через средства громкой связи рекомендуется транслировать запись голоса матери.
Между старшими поисковых групп, участвующих в "прочесывании", должна быть установлена постоянная связь.
Группа, обнаружившая разыскиваемого, его следы, незамедлительно оповещает координатора или руководителя штаба.
Воздушные поиски применяются при необходимости проведения в короткий срок обследования большого района поисков либо района, находящегося на значительном удалении от дорог. При обследовании лесного массива большое значение имеет плотность крон деревьев, наличие открытых мест. Применение летательного аппарата (вертолета, дельталета) высокоэффективно при обследовании открытых территорий (водных акваторий, болот, полей, больших полян), значимых линейных ориентиров (линий электропередач, дорог, просек и т.д.). Кроме того, на результат влияет поведение пропавшего - будет ли он привлекать к себе внимание или спрячется. Прятаться могут дети и люди с расстройством психики. В большинстве же случаев пропавший просто не догадывается, что вертолет ищет именно его и никак на это не реагирует.
Применение летательного аппарата для проведения поисково-спасательных работ осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
О проведении поисково-спасательных работ с применением летательных аппаратов в обязательном порядке через ЦУКС региона уведомляется зональный центр единой системы организации воздушного движения. Также, при необходимости, по запросу ЦУКС региона устанавливается зона ограничения полетов.
При осуществлении полета командир экипажа постоянно поддерживает связь с оперативным штабом, с которым координирует свои действия, направления полетов и участки подлежащие осмотру.
Если позволяет привлекаемая летательная техника, целесообразно взять на борт картографа для проведения рекогносцировки местности и планирования дальнейших поисково-спасательных мероприятий.
Группа, обнаружившая разыскиваемого, его следы, незамедлительно оповещает координатора или руководителя штаба и действует в соответствии с их указаниями.
Поиски тел погибших и вещественных доказательств планируются и проводятся только после проведения максимального объема работ по поиску живых.
Поводом для прекращения поисковых работ является обнаружение объекта поиска, пропавшего (пропавших) или их тел, опознание или идентификация. Отсутствие тела даже при наличии свидетелей, готовых подтвердить факт смерти, требует продолжения разыскных и поисковых мероприятий. Решение о приостановлении поисково-спасательных работ в целом или их части принимается руководителем штаба, только после того, когда все возможные меры по спасению людей приняты.
Как показывает практика, качество проведения поисковых мероприятий, уровень понимания и взаимодействия между их участниками существенно возрастают при проведении в регионах регулярных совместных учений и тренировок.
В связи с этим начальникам полиции территориальных органов внутренних дел и начальникам управлений МЧС России на региональном уровне, координаторам волонтерских организаций следует уделить данному направлению особое внимание.
Тематика занятий может затрагивать вопросы правовых и организационных основ взаимодействия при осуществлении разыскных и поисковых мероприятий, психологических аспектов выявления очевидцев исчезновения лица, использования технических средств, радиосвязи, методик поиска, ориентирования на местности, пользования картой и навигаторами, основ выживания и оказания первой медицинской помощи.
Данные занятия целесообразно проводить на базе территориального подразделения МЧС России с привлечением специалистов заинтересованных служб. Так, к проведению обучения могут быть привлечены сотрудники МЧС и специалисты-спасатели добровольческих поисково-спасательных отрядов (занятия по осуществлению поисково-спасательных мероприятий в различных условиях, работа с картами, навигаторами), медицинские работники (занятия по оказанию первой помощи, проведению реанимационных мероприятий с пострадавшими), следователи следственных органов СК России, иные региональные ресурсные центры по обучению поиску пропавших людей и т.д.
И.о. руководителя
Главного управления
криминалистики
Следственного комитета
Российской Федерации
З.З.ЛОЖИС
Начальник Главного
управления уголовного
розыска Министерства
внутренних дел
Российской Федерации
В.В.ГОЛОВАНОВ
Начальник
Главного управления
по обеспечению охраны
общественного порядка
и координации взаимодействия
с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
Ю.К.ВАЛЯЕВ
Директор
Департамента оперативного
управления Министерства
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.В.ЕЛИЗАРОВ
Приложение N 1
АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОИСКОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ