МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 июня 2023 г. N АБ-2353/07

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Минпросвещения России в целях соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывших из Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в другие субъекты Российской Федерации, а также прибывших с территории Украины (далее - прибывшие дети), сообщает следующее.

Согласно оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, в территориях проведена работа по принятию прибывших детей, имеющих подтвержденный статус оставшихся без попечения родителей, в гражданство Российской Федерации.

17 июня 2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 62-ФЗ "Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины" (далее - Закон N 62-ФЗ), согласно которому граждане Российской Федерации, одновременно являющиеся гражданами Украины, будут считаться не имеющими гражданства Украины со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.

Правом подавать указанное заявление в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 14 лет, в том числе постоянно пребывающих в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделяются опекуны или уполномоченные представители такой организации (часть 2 статьи 1 Закона N 62-ФЗ).

В этой связи Минпросвещения России с учетом позиции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой (письмо от 25 мая 2023 г. N А-60-17-673) считает необходимым отметить, что смена гражданства может повлечь за собой возникновение для несовершеннолетних определенных рисков, таких как прекращение родственных связей и отрыв от своих корней, психологическое давление со стороны друзей, сверстников и иных третьих лиц в социальных сетях, недобровольный характер приобретения гражданства Российской Федерации.

В целях минимизации указанных рисков работу по подаче заявлений о выходе из гражданства Украины следует проводить с учетом особенностей жизненной ситуации каждого конкретного ребенка, принимая во внимание наличие близких родственников и характер их взаимоотношений с несовершеннолетним.

Обязательным условием для принятия решения должно стать выявление мнения прибывших детей. В зависимости от возраста и развития ребенка его пожелание может быть оформлено в виде личного заявления или в форме письменного опроса. Полагаем целесообразным осуществлять письменный опрос в отношении подопечных детей специалистом органа опеки и попечительства, в отношении воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - сотрудником данной организации. Письменно оформленный результат опроса и заявление следует хранить в личном деле несовершеннолетнего.

Одновременно обращаем внимание, что наличие второго гражданства не ущемляет прав и интересов прибывших детей, так как в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.

Первый заместитель министра
А.В.БУГАЕВ