УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.

2. Разрешить иметь в Министерстве обороны Российской Федерации десять заместителей Министра, в том числе двух первых заместителей Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра и одного заместителя Министра - руководителя Аппарата Министра.

3. Установить предельную численность центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации в количестве 10 540 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе федеральных государственных гражданских служащих в количестве 4730 человек.

4. Правительству Российской Федерации:

в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом, а также представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

5. Министру обороны Российской Федерации в 3-месячный срок:

осуществить мероприятия, направленные на реализацию настоящего Указа;

представить в пределах установленной компетенции предложения о приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

6. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст. 5652);

Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2000 г. N 573 "О внесении изменений в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст. 1343);

Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 г. N 693 "О внесении дополнения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2681);

Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2002 г. N 845 "О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 32, ст. 3164);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 г. N 793 "Вопросы организации альтернативной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3044);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 г. N 821 "О военном геральдическом знаке - эмблеме и флаге Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 32, ст. 3169);

Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2003 г. N 1058 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3574);

пункт 25 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 1365 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст. 4520).

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

16 августа 2004 года

N 1082

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 16 августа 2004 г. N 1082

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

2. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).

3. Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

5.1) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - военно-техническое сотрудничество).

4. Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.

5. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

6. Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

7. Минобороны России осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обороны и по ее проведению, предложения по военной доктрине и иным документам, определяющим военную политику Российской Федерации;

2) осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) обобщает практику применения федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области обороны, организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в области обороны, а также подготавливает предложения по совершенствованию федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обороны;

4) совершенствует правовую основу деятельности Вооруженных Сил, организует правовую работу в Вооруженных Силах;

5) разрабатывает предложения по проектам государственных программ в области обороны, в том числе касающиеся развития оборонного промышленного комплекса, а также предложения по формированию государственного оборонного заказа;

6) разрабатывает предложения, касающиеся расходов на оборону, и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также координирует работы, выполняемые в целях обороны;

7) осуществляет в качестве органа в области обороны:

руководство морской деятельностью Российской Федерации в интересах решения оборонных задач;

руководство созданием и организацией функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки;

координацию проведения мероприятий по развитию и использованию прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и гражданского) назначения;

координацию проведения системных исследований морской деятельности Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 05.09.2005 N 1049;

государственное регулирование деятельности в области государственной авиации;

государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации;

абзац утратил силу. - Указ Президента РФ от 05.09.2005 N 1049;

расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации;

реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

координацию использования космического пространства в интересах обороны;

координацию деятельности по контролю околоземного космического пространства;

организацию работы по созданию космической техники военного назначения и совместно с Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" - космической техники двойного назначения в рамках космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники;

реализацию совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" международных космических проектов и программ Российской Федерации в пределах своей компетенции;

разработку совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" планов запусков космических аппаратов экономического, научного и иного назначения, а также планов запусков космических аппаратов по программам международного сотрудничества, участвуя в их реализации на договорной основе;

дальнее радионавигационное обеспечение;

организацию совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти спасания на море военных кораблей и военно-вспомогательных судов, а также поиска и эвакуации с места посадки спускаемых космических объектов военного назначения;

ведение и сопровождение единой информационной системы, содержащей информацию о расчетах по государственному оборонному заказу;

8) определяет порядок использования радиочастотного спектра в целях обороны и координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в этой области;

9) обеспечивает защиту государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

10) организует взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, по вопросам обороны, а также в пределах своей компетенции организует мероприятия в целях обеспечения безопасности государства;

11) разрабатывает и реализует концепцию и план строительства Вооруженных Сил;

12) разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и федеральную государственную программу вооружения;

13) разрабатывает предложения по мобилизационным планам экономики Российской Федерации, по плану технического прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации и по плану гражданской обороны;

14) координирует строительство и применение войск, воинских формирований и органов в интересах обороны;

15) осуществляет контроль реализации планов строительства войск и воинских формирований, планирования применения и применения войск, воинских формирований и органов в области обороны;

16) организует стратегическое развертывание Вооруженных Сил, обеспечивает мобилизационное развертывание других войск, воинских формирований и органов;

17) организует и проводит мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;

18) организует и проводит мероприятия оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил;

19) осуществляет подготовку Вооруженных Сил к решению задач по их применению совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами;

20) координирует оперативную и мобилизационную подготовку войск, воинских формирований и органов, осуществляет контроль состояния их мобилизационной готовности;

21) организует сохранение, поддержание и совершенствование мобилизационной базы Вооруженных Сил;

22) совершенствует и развивает системы управления Вооруженными Силами и координирует в интересах обороны развитие систем управления другими войсками, воинскими формированиями и органами;

23) осуществляет разведывательную деятельность в интересах обороны и в пределах своей компетенции - в интересах безопасности Российской Федерации;

24) организует картографические работы в интересах обороны, осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути;

25) организует научные исследования в целях обороны, осуществляет в установленном порядке размещение и оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны;

25.1. осуществляет деятельность по инновационному развитию в области обороны, сопровождению научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности и созданию условий для их реализации;

26) организует службу войск и обеспечивает безопасность военной службы в Вооруженных Силах;

27) организует деятельность по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны в Вооруженных Силах;

28) подготавливает предложения по численности, составу и структуре Вооруженных Сил и координирует в интересах обороны предложения по численности, составу и структуре других войск, воинских формирований и органов;

29) организует комплектование Вооруженных Сил;

30) координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету;

31) подготавливает предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу, военные сборы, а также поступающих в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил, устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, распределяет их между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

32) разрабатывает совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и науки, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы в части, касающейся подготовки граждан к военной службе;

33) организует совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работу по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, поступлению граждан Российской Федерации в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил, профессиональной переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе;

33.1) обеспечивает разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Минобороны России;

33.2) устанавливает квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Минобороны России;

33.3) устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Минобороны России;

33.4) разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны, по которым осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в интересах Минобороны России;

33.5) устанавливает особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, замещающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной или иной приравненной к ней службы, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Минобороны России;

33.6) устанавливает порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Минобороны России, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в указанные организации;

33.7) устанавливает порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Минобороны России, порядок восстановления в таких организациях, а также порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении Минобороны России, в другую такую организацию;

33.8) определяет перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Минобороны России, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Минобороны России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также порядок размещения этой информации;

33.9) определяет нормы и порядок обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся в находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны, а также в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе; утверждает форму одежды обучающихся в этих образовательных организациях, правила ее ношения и знаки различия;

33.10) устанавливает особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Минобороны России;

33.11) устанавливает квоту целевого приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и находящиеся в ведении Минобороны России, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;

33.12) устанавливает порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении Минобороны России;

33.13) организует подготовку кадров в интересах обороны государства путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Минобороны России;

33.14) устанавливает порядок выдачи рекомендаций командиров гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

33.15) учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий;

33.16) устанавливает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и науки, порядок организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие образовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, и находящихся в ведении Минобороны России, а также порядок приема в указанные образовательные организации;

33.17) определяет порядок снабжения органов военного управления, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил, органов и подразделений военной полиции Вооруженных Сил и военных комиссариатов бланками воинских перевозочных документов, их учета и хранения, а также порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием;

34) финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;

35) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию законодательства Российской Федерации об альтернативной гражданской службе;

36) формирует и проводит кадровую политику в Вооруженных Силах, организует функционирование и оптимизацию системы подготовки военных кадров для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, осуществляет подготовку, подбор и расстановку кадров в Вооруженных Силах;

37) организует деятельность подведомственных Минобороны России образовательных и научных организаций;

38) организует прохождение военной службы военнослужащими, а также работу (службу) гражданского персонала в Вооруженных Силах;

39) обеспечивает укрепление правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, участвует в обеспечении законности в Вооруженных Силах, а также осуществляет в пределах своей компетенции противодействие преступности;

39.1) обеспечивает в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих Вооруженных Сил, судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также других защищаемых лиц;

39.2) обеспечивает в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение наказаний в отношении военнослужащих, а также их содержание на гауптвахте;

40) совершенствует систему воспитания военнослужащих Вооруженных Сил;

41) организует морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил;

41.1) организует мероприятия в области физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, а также устанавливает нормы расходов средств на их проведение, кроме норм расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;

42) разрабатывает и реализует меры, направленные на информирование о деятельности Вооруженных Сил, повышение в обществе авторитета и престижа военной службы, сохранение и приумножение патриотических традиций, организует в этих целях военно-историческую, культурную работу и иную деятельность;

42.1) организует и осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение государственной политики в области обороны, а также информационное обеспечение деятельности Вооруженных Сил;

42.2) обеспечивает размещение на официальном сайте Минобороны России в сети "Интернет" информации о своей деятельности;

43) реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

44) организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

45) организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил;

46) организует функционирование и развитие единых систем технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

47) разрабатывает единую военно-техническую политику в Российской Федерации по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники и координирует ее проведение;

47.1) организует проведение конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в установленной сфере деятельности;

48) осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил;

48.1) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

49) координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;

50) организует в установленном порядке в пределах своей компетенции работы по оценке соответствия вооружения и военной техники, а также по сертификации средств защиты информации, стандартизации оборонной продукции и каталогизации предметов снабжения, метрологическому обеспечению войск (сил);

50.1) осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, аккредитацию организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них;

50.2) осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, аккредитацию органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;

51) организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу, в том числе рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляет управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Минобороны России, в том числе исключительными правами на них, проводит мониторинг их использования, а также участвует в мероприятиях по их правовой защите;

52) организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах;

53) организует ядерное обеспечение Вооруженных Сил, проведение мероприятий по ядерной и радиационной безопасности и обеспечивает сохранность (охрану) ядерного оружия, находящегося в эксплуатации;

53.1) организует обеспечение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны России;

54) осуществляет государственный оборонный заказ ядерного оружия, координирует государственный оборонный заказ ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, средств их эксплуатации и испытаний, а также ядерных энергетических установок военного назначения;

55) осуществляет федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны России, а также на ядерных объектах, на которых осуществляется выполнение заказов в интересах обеспечения обороны Российской Федерации (в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, организациях, осуществляющих деятельность в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, организациях и федеральных ядерных организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", а также в других организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности);

55.1) разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми актами и технической документацией (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями) обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для Вооруженных Сил Российской Федерации по государственному оборонному заказу, к продукции (работам, услугам), используемой в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, к объектам, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации и захоронения указанных продукции и объектов;

55.2) реализует в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции по федеральному государственному метрологическому надзору в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении деятельности в области обороны и обеспечения безопасности;

55.3) осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных Силах;

56) обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;

57) организует в установленном порядке перевозки транспортными средствами Вооруженных Сил, а также воинские перевозки автомобильным, железнодорожным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом в интересах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

58) реализует совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями мероприятия технического прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участков инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего пользования, повышения ее живучести и пропускной способности, устройства обходов узлов, мостов, тоннелей, осуществляет наведение и эксплуатацию наплавных железнодорожных мостов;

59) координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, войск, воинских формирований и органов по вопросам технического прикрытия, восстановления, заграждения, разминирования участков инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего пользования на театрах военных действий в соответствии с планами оперативного применения войск военных округов, а также по вопросам осуществления наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов в целях обороны страны и безопасности государства;

59.1) организует и проводит совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями мероприятия по разминированию и очистке от взрывоопасных предметов местности (объектов) на территории Российской Федерации, координирует деятельность этих органов и организаций в данной сфере, осуществляет оказание помощи в разминировании в целях реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, а также соответствующую совместную деятельность с иностранными партнерами на компенсационной основе;

60) организует содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России и контроль за организацией технического прикрытия автомобильных дорог оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

60.1) организует взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области связи, по вопросам совместной эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

60.2) организует содержание, ремонт и реконструкцию железнодорожных путей необщего пользования Минобороны России;

61) разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных организаций;

62) реализует государственную политику в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

63) реализует государственную политику в области федерального государственного ветеринарного надзора и федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

64) осуществляет экологическое обеспечение Вооруженных Сил в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил) окружающей природной среды, а также снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктур;

65) организует в Вооруженных Силах мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

66) организует противопожарную защиту и гражданскую (местную) оборону в Вооруженных Силах;

67) организует в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей;

68) осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах;

68.1) осуществляет совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" подготовку проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, его согласование, а также обеспечивает внесение изменений в эту схему;

68.2) принимает в пределах своей компетенции решение о подготовке документации по планировке территории, осуществляет ее подготовку и утверждение;

69) проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

69.1) выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, а также осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов;

69.2) осуществляет в пределах своей компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств, в том числе утверждает лесохозяйственные регламенты военных лесничеств и заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, допускаемого на землях обороны;

70) осуществляет функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Минобороны России и на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники;

70.1) осуществляет функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", дочерними обществами акционерных обществ указанной Государственной корпорации или федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых указанная Государственная корпорация осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;

71) осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил;

71.1) принимает в пределах своей компетенции решения о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях строительства и реконструкции объектов обороны;

72) разрабатывает совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" предложения по формированию государственной политики в области международного военного сотрудничества и военно-технического сотрудничества, реализует ее в пределах своей компетенции и осуществляет управление в этой области;

73) осуществляет в пределах своей компетенции внешнеполитическую деятельность по вопросам обороны и военной безопасности Российской Федерации, международное военное сотрудничество и военно-техническое сотрудничество;

74) участвует в переговорах по проблемам безопасности, сокращения (ограничения) вооружений и вооруженных сил, а также по другим военным вопросам;

75) организует выполнение в Вооруженных Силах международных договоров Российской Федерации и выполняет их в пределах своей компетенции, а также участвует в наблюдении за их выполнением другими государствами - участниками этих договоров;

76) координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти по реализации международных договоров об ограничении и запрещении ядерных испытаний, осуществляет контроль за выполнением этих договоров их участниками, выполняет функции национального органа по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;

77) осуществляет сотрудничество с военными ведомствами иностранных государств;

78) организует оказание в установленном порядке услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств;

79) утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию продукции военного назначения, а также основные положения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения, разрешенных для экспорта;

80) осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль качества и приемку указанной продукции;

81) реализует высвобождаемые из наличия Вооруженных Сил вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

81.1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области использования и развития глубоководных сил и средств, а также единую научно-техническую политику в Российской Федерации по вопросам создания, совершенствования и эксплуатации глубоководных сил и средств и координирует ее проведение;

81.2) организует взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам использования и развития глубоководных сил и средств;

81.3) осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, отдельные функции по федеральному государственному надзору в области безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, в соответствии с законодательством Российской Федерации организует выполнение специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения и осуществляет их непосредственно;

81.4) формирует при участии иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти научно-техническую политику в области создания средств радиационной, химической и биологической защиты войск (сил), а при участии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в области создания указанных средств защиты населения;

82) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

8. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции;

2) заключать в установленном порядке международные договоры межведомственного характера;

3) направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации запросы и получать от них в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к его компетенции;

4) образовывать координационные и совещательные органы (комиссии), в том числе межведомственные, на представительной основе, а также иные коллегиальные органы (в том числе научные, научно-технические, методологические) для обсуждения актуальных вопросов деятельности Минобороны России, привлекать специалистов;

5) осуществлять издательскую и иную деятельность, в том числе учреждать средства массовой информации;

6) рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Минобороны России осуществляет также иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

9. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к ведению Правительства Российской Федерации, - и Председателю Правительства Российской Федерации.

Министру непосредственно подчиняются Вооруженные Силы.

Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.

Министр имеет первых заместителей и заместителей. Первым заместителям Министра предоставляется право подписывать приказы и директивы Министра (за исключением приказов, подлежащих государственной регистрации). Определение обязанностей первых заместителей и заместителей Министра осуществляет Министр.

Абзац утратил силу с 6 июля 2010 года. - Указ Президента РФ от 06.07.2010 N 845.

10. Министр:

1) осуществляет управление Вооруженными Силами через Минобороны России;

2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации в области обороны, а также нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

3) представляет Президенту Российской Федерации, а по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Российской Федерации, - в Правительство Российской Федерации предложения по выработке и реализации государственной политики в области обороны;

4) представляет Президенту Российской Федерации на утверждение План обороны Российской Федерации, Концепцию строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, План строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, План стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации, План информационного противоборства, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, План управления обороной Российской Федерации, План проведения научных исследований в области обороны; предложения по структуре, составу Вооруженных Сил от соединения и выше, по штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил; проекты общевоинских уставов и Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, военном планировании в Российской Федерации, территориальной обороне Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военном округе, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

5) представляет в установленном порядке предложения по расходам на оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на соответствующие годы, по порядку расходования выделенных Минобороны России средств, определению условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил, по финансированию подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

6) представляет в Правительство Российской Федерации федеральную государственную программу вооружения, предложения по объемам накопления материальных средств в государственном материальном резерве и их размещению, проекты положений о воинском учете, о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, о порядке обеспечения из местных ресурсов мобилизационной потребности воинских частей и соединений, о военных кафедрах при государственных образовательных организациях высшего образования, о проведении военных сборов, о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу, проект перечня военно-учетных специальностей, а также проекты актов Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Минобороны России;

7) издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", дает указания, организует и проверяет их исполнение;

8) отменяет правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минобороны России;

9) издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами;

10) организует взаимодействие в области обороны с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

11) утверждает ежегодный план и показатели деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, а также отчет об их исполнении;

12) вносит в установленном порядке проекты положений о Минобороны России, о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и по представлению руководителей подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти - проекты положений об этих федеральных органах исполнительной власти;

13) вносит в установленном порядке по представлению руководителей подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти предложения о предельной штатной численности этих федеральных органов исполнительной власти и фонде оплаты труда их работников;

14) во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минобороны России федеральным органам исполнительной власти и контролирует их исполнение;

14.1) дает руководителям подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти обязательные для исполнения указания;

15) приостанавливает в случае необходимости решения подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти (их руководителей) или отменяет эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом;

16) осуществляет на основании решения Президента Российской Федерации в установленном порядке управление стратегическим развертыванием Вооруженных Сил и их применением;

17) утверждает структуру Минобороны России, в том числе структуру его центрального аппарата, в пределах установленной штатной численности, положения о центральных органах военного управления и иных подразделениях, входящих в структуру Минобороны России;

18) утверждает организационную структуру, состав и штатную численность видов и родов войск Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил;

19) принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно, а также о дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка включительно в пределах территорий, переданных в пользование Минобороны России, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

20) подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил; в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных) и учреждений, программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных государственных предприятий и учреждений, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями;

21) представляет в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации научных организаций оборонного назначения, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, факультетов военного обучения, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие образовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, а также предложения о порядке подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

22) организует инспектирование (проверку) состояния Вооруженных Сил, в том числе боевой и мобилизационной готовности, ядерной и радиационной безопасности;

23) руководит работой с кадрами в Вооруженных Силах;

24) представляет Президенту Российской Федерации предложения по уточнению перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах;

25) решает вопросы прохождения военной службы военнослужащими Вооруженных Сил и присваивает им воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;

25.1) устанавливает перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими);

26) решает в пределах своих полномочий вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и исполнения ими служебных (трудовых) обязанностей, представляет в Правительство Российской Федерации предложения по установлению указанным лицам дополнительных социальных гарантий;

27) определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков, порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических знаков;

27.1) определяет порядок изготовления и правила ношения предметов формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков отдельных категорий гражданского персонала Вооруженных Сил, утверждает нормы снабжения указанными предметами формы одежды и знаками, а также их описание;

28) представляет в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации, награждает ведомственными наградами военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан (кроме присвоения почетных званий), оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы;

29) имеет наградной фонд, в том числе фонд огнестрельного и холодного оружия, для награждения в установленном порядке военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы;

29.1) учреждает премии в области культуры и искусства за произведения и творческие проекты, способствующие военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, а также за значительный вклад в развитие культуры в Вооруженных Силах;

30) решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

31) является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий;

32) организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;

33) утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах;

34) определяет порядок утверждения программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых предприятиями и научными организациями Минобороны России;

35) принимает в установленном порядке на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) новые и модернизированные образцы вооружения, военной техники, а также снимает с вооружения (снабжения, эксплуатации) устаревшие образцы;

36) определяет порядок списания с учета вооружения, военной и специальной техники, специальных средств и других материальных средств в Вооруженных Силах, исключения из состава Военно-Морского Флота и перевода из одного класса в другой кораблей и судов Военно-Морского Флота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

37) обеспечивает проведение мероприятий по повышению качества и надежности вооружения, военной и специальной техники, специальных средств;

38) определяет классификацию и утверждает нормы создания, накопления и расхода вооружения, военной и специальной техники, специальных средств и других материальных средств;

39) представляет на утверждение в Правительство Российской Федерации нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков;

40) утверждает временные нормы снабжения вещевым имуществом и нормы продовольственных пайков для отдельных категорий военнослужащих, выполняющих специальные задачи или находящихся в особых климатических условиях;

41) издает приказы по личному составу, дающие право на бесплатную (за исключением государственных пошлин, предусмотренных правилами регистрации) регистрацию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для предоставления им жилой площади во всех пунктах дислокации;

42) подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по совершенствованию систем денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил, пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей;

43) определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием, устанавливает, исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, утвержденных Правительством Российской Федерации, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих, а также в пределах выделенных средств - дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил;

44) утверждает перечни должностей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе в ядерном оружейном комплексе, участие в которых дает право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

45) определяет по согласованию с Минфином России особенности бухгалтерского учета в Вооруженных Силах;

46) вносит предложения о заключении международных договоров Российской Федерации в области обороны, заключает в установленном порядке такие договоры, проводит в пределах своей компетенции переговоры с представителями иностранных государств и международных организаций.

Министр осуществляет также иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации;

47) утверждает номенклатуру специальной техники и материальных средств, в отношении которых Минобороны России осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактов по государственному оборонному заказу.

11. В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России.

Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы и директивы Министра.

В случае разногласий между Министром и другими членами коллегии Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.

При необходимости проводятся совместные заседания коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, оформляются протоколами и при необходимости реализуются совместными приказами Министра и руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

12. Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны.

13. Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минобороны России имеет военный геральдический знак - эмблему, а также флаг.

14. Местонахождение Минобороны России - г. Москва.