УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГЛАВНОМ КОМАНДОВАНИИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования правовой основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Установить, что Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

3 марта 1999 года

N 281

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 3 марта 1999 г. N 281

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГЛАВНОМ КОМАНДОВАНИИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется Главное командование) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначено для управления внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются внутренние войска) при выполнении задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.

2. Главное командование состоит из командования внутренних войск, главного штаба внутренних войск, управлений, отделов, служб и иных структурных подразделений, образуемых в соответствии с настоящим Положением. Структура и штат Главного командования утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

3. Главное командование в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Главное командование является юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения, имеет лицевые счета в органах федерального казначейства и иные счета, открываемые в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки.

(п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

5. Финансовое обеспечение деятельности Главного командования осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год на основании бюджетной сметы.

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

6. Главное командование взаимодействует со структурными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительными органами государств - участников Содружества Независимых Государств в пределах своих полномочий.

II. Основные задачи Главного командования

7. Основными задачами Главного командования являются:

1) поддержание внутренних войск в постоянной боевой и мобилизационной готовности, разработка и реализация планов служебно-боевого применения внутренних войск, планов строительства и развития внутренних войск, совершенствование их организационно-штатной структуры;

2) организация служебно-боевой деятельности внутренних войск в мирное и военное время;

3) руководство оперативной и боевой подготовкой внутренних войск, организация учебно-методической работы в военных образовательных организациях высшего образования внутренних войск (далее именуются военно-учебные заведения внутренних войск);

4) организация комплектования внутренних войск военнослужащими и гражданским персоналом; организация и проведение работы с кадрами;

5) совершенствование нормативной правовой базы деятельности внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;

6) разработка и осуществление мер по укреплению воинской дисциплины, профилактике правонарушений во внутренних войсках, обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала;

7) организация всестороннего обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск, развитие и укрепление их материально-технической и учебно-материальной базы;

8) руководство научной работой и издательской деятельностью во внутренних войсках;

9) осуществление оперативного управления оперативно-территориальными объединениями внутренних войск в соответствии с решениями Министра внутренних дел Российской Федерации и первого заместителя Министра - главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - главнокомандующий внутренними войсками).

(пп. 9 введен Указом Президента РФ от 09.06.2006 N 576, в ред. Указов Президента РФ от 04.06.2009 N 631, от 20.12.2013 N 923)

III. Функции Главного командования

8. Главное командование осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает соблюдение внутренними войсками Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, исполнение указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации;

2) определяет оперативно-территориальным объединениям, соединениям, воинским частям, учреждениям и военно-учебным заведениям внутренних войск задачи, связанные с участием в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью; организует охрану важных государственных объектов, специальных грузов;

3) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок приведения внутренних войск в боевую готовность и их служебно-боевого применения в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также в военное время; осуществляет подготовку внутренних войск к выполнению задач в мирное и военное время; утверждает документы по боевой и мобилизационной готовности, служебно-боевому применению оперативно-территориальных объединений, военно-учебных заведений внутренних войск, а также соединений, воинских частей и учреждений, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками; взаимодействует с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам согласования систем боевой и мобилизационной готовности, координации оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, служебно-боевого применения внутренних войск; обеспечивает приведение внутренних войск в установленные степени боевой готовности;

4) готовит для утверждения Президентом Российской Федерации согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации предложения и расчеты по составу, численности, структуре внутренних войск в мирное и военное время и по местам их дислокации;

5) готовит предложения Правительству Российской Федерации по определению перечней важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками, а также по созданию, перепрофилированию и упразднению научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений, военно-учебных заведений внутренних войск;

6) готовит предложения Министру внутренних дел Российской Федерации по структуре и штатам Главного командования, оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск; организует мероприятия по выполнению мобилизационных заданий, развертыванию в условиях военного времени воинских формирований и поддержанию их в постоянной мобилизационной готовности;

7) организует участие органов управления, соединений и воинских частей внутренних войск в обеспечении режима чрезвычайного положения (военного положения) в случае его введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) обеспечивает исполнение решений федеральных органов государственной власти о привлечении внутренних войск за пределами мест их дислокации и обслуживаемых ими территорий для проведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, по обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций;

9) участвует в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, в планировании и выполнении задач территориальной обороны в пределах компетенции внутренних войск; согласовывает с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации вопросы, касающиеся выполнения возложенных на внутренние войска задач территориальной обороны, а также порядок взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации;

(пп. 9 в ред. Указа Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

10) разрабатывает меры по оказанию содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации;

11) планирует и организует совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации перевозки внутренних войск железнодорожным, водным, воздушным транспортом и самолетами военно-транспортной авиации в места выполнения ими служебно-боевых задач и обратно;

12) обеспечивает управление внутренними войсками в мирное и военное время, а также функционирование действующей системы связи и автоматизации управления войсками, ее дальнейшее развитие и совершенствование; осуществляет мероприятия по скрытому управлению внутренними войсками, противодействию техническим средствам иностранных разведок, соблюдению режима секретности и ведению делопроизводства;

13) обеспечивает управление группировками внутренних войск, выполняющими служебно-боевые задачи в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также задачи, связанные с обеспечением режима чрезвычайного положения, участием в борьбе с терроризмом и обеспечением правового режима контртеррористической операции; создает в соответствии с законодательством Российской Федерации временные органы управления внутренними войсками в регионах при проведении контртеррористической операции, возникновении чрезвычайных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, введении чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, возникновении вооруженного конфликта;

(пп. 13 в ред. Указа Президента РФ от 24.04.2008 N 581)

14) осуществляет автоматизацию управления войсками и информационное обеспечение их служебно-боевой деятельности; организует формирование, ведение и использование банков и баз данных оперативной, нормативной, статистической и справочной информации; обобщает и анализирует результаты служебно-боевой деятельности внутренних войск, разрабатывает и осуществляет меры по ее совершенствованию;

15) определяет и организует оперативную и боевую подготовку внутренних войск, подготовку органов управления; участвует в учениях, проводимых Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в совместных учениях, проводимых федеральными органами исполнительной власти;

16) осуществляет контроль за уровнем подготовки оперативно-территориальных объединений и военно-учебных заведений внутренних войск, а также соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками;

17) разрабатывает и осуществляет меры по укомплектованию внутренних войск офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами) и солдатами (матросами), проходящими военную службу по контракту и по призыву; организует отбор, подготовку и расстановку кадров; заключает договоры на подготовку офицерских кадров в военных образовательных организациях высшего образования федеральных органов исполнительной власти;

18) организует воспитательную и социально-психологическую работу во внутренних войсках, правовую подготовку личного состава, морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск, работу по укреплению воинской дисциплины и правопорядка среди военнослужащих внутренних войск и по обеспечению необходимых условий безопасности военной службы;

19) осуществляет меры по обеспечению конституционных прав, гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала; организует рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб;

20) осуществляет правовое обеспечение внутренних войск; участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию внутренних войск;

21) организует обеспечение внутренних войск оружием, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами, а также другими материально-техническими ресурсами; осуществляет контроль за правильностью их использования;

22) осуществляет руководство войсковым хозяйством и совместно с соответствующими подразделениями материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивает внутренние войска материально-техническими средствами по установленным нормам; определяет размер и порядок накопления материально-технических средств, порядок их хранения; осуществляет контроль за правильностью использования материально-технических средств; распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

(пп. 22 в ред. Указа Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

23) организует расквартирование военнослужащих внутренних войск, капитальное строительство объектов за счет лимитов капитальных вложений Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, объекты которых охраняются внутренними войсками; принимает меры по улучшению обеспечения жилой площадью военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

24) осуществляет управление недвижимым и движимым имуществом внутренних войск, находящимся в федеральной собственности;

25) осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных организаций;

(пп. 25 в ред. Указа Президента РФ от 13.11.2014 N 722)

26) планирует и организует мероприятия, направленные на охрану окружающей природной среды;

27) вносит в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание внутренних войск, осуществляет истребование бюджетных ассигнований, а также финансирование внутренних войск; обеспечивает контроль за расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание внутренних войск; ведет бухгалтерский учет и отчетность;

(пп. 27 в ред. Указа Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

28) организует разработку научных и научно-технических комплексных целевых программ, направленных на совершенствование служебно-боевой деятельности внутренних войск;

29) координирует работу войсковых средств массовой информации, организует и поддерживает взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями; руководит военными учреждениями культуры, средствами телерадиовещания и типографиями внутренних войск; осуществляет издательскую деятельность, подготавливает теле- и радиопрограммы;

30) организует выполнение мероприятий по реализации международных договоров Российской Федерации в части, касающейся внутренних войск;

31) осуществляет функции распорядителя и получателя бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

(пп. 31 введен Указом Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

IV. Руководство Главного командования

9. Главное командование возглавляет главнокомандующий внутренними войсками.

Главнокомандующий внутренними войсками назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Заместители главнокомандующего внутренними войсками назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

10. Главнокомандующий внутренними войсками:

1) несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на внутренние войска;

2) руководит подчиненными органами управления и войсками;

3) обеспечивает постоянную боевую и мобилизационную готовность внутренних войск;

4) руководит оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой внутренних войск;

5) руководит разработкой документов оперативного и мобилизационного планирования, определенных соответствующими директивами Министра внутренних дел Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также контролирует выполнение решений, содержащихся в этих документах;

6) организует разработку, рассмотрение, согласование (утверждение) планов боевой и мобилизационной готовности оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск, планов укомплектования внутренних войск личным составом, обеспечения вооружением и военной техникой;

7) утверждает перспективные и годовые планы капитального строительства;

8) утверждает перечни военных городков, а также проекты строительства объектов внутренних войск в установленном порядке;

9) издает приказы, директивы и иные нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, организует и проверяет их исполнение;

10) проводит учения оперативно-территориальных объединений внутренних войск, представляет на утверждение Министра внутренних дел Российской Федерации их планы и результаты проведения;

11) утверждает положения о структурных подразделениях Главного командования;

12) вносит изменения в штаты управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск в пределах установленной численности;

13) осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с правоохранительными органами государств - участников Содружества Независимых Государств в пределах своих полномочий;

14) - 15) утратили силу с 18 мая 2012 года. - Указ Президента РФ от 18.05.2012 N 633;

16) пользуется в отношении подчиненных ему военнослужащих согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплинарной властью заместителя Министра обороны Российской Федерации, а в отношении гражданского персонала внутренних войск - правами в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

17) утверждает должностные обязанности:

заместителей главнокомандующего внутренними войсками;

начальников управлений, самостоятельных отделов (на правах управлений) и служб Главного командования, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками;

командующих войсками оперативно-территориальных объединений, командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками;

начальника аппарата главнокомандующего внутренними войсками;

секретаря военного совета Главного командования, начальников пресс-бюро и отдела организации делопроизводства и режима Главного командования;

18) представляет военнослужащих к присвоению первичного офицерского воинского звания;

19) присваивает воинские звания военнослужащим до подполковника (капитана второго ранга) включительно;

20) представляет офицеров к присвоению воинского звания полковника (капитана первого ранга), очередного воинского звания досрочно и на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;

21) ходатайствует в установленном порядке о присвоении военнослужащим высших воинских званий;

22) представляет в установленном порядке военнослужащих внутренних войск к назначению на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, а проходящих службу на указанных должностях - к освобождению от должности и (или) увольнению с военной службы;

23) назначает военнослужащих на воинские должности и освобождает военнослужащих от воинских должностей, а также увольняет военнослужащих с военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) назначает военнослужащих и лиц гражданского персонала на должности начальников учреждений внутренних войск, а также увольняет их в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25) представляет военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск к награждению государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации;

26) имеет наградной и подарочный фонды для награждения военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников внутренних войск, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении задач и осуществлении полномочий, возложенных на внутренние войска.

(пп. 26 введен Указом Президента РФ от 18.05.2012 N 633)

11. Главнокомандующий внутренними войсками имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(п. 11 введен Указом Президента РФ от 03.05.2005 N 497)

12. Главнокомандующий внутренними войсками осуществляет и другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.