ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2017 г. N 1155-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

2. Минкомсвязи России и Роспечати совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, предусмотрев в том числе разработку соответствующей подпрограммы государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2017 г. N 1155-р

КОНЦЕПЦИЯ
ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЧТЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, а также базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (далее - программа) и этапы реализации программы.

Положения настоящей Концепции нацелены на подрастающее поколение читателей и психолого-педагогические, культурные, экономические факторы, оказывающие влияние на его становление в условиях современной России.

Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.

Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.

Разработка и реализация программы - важный фактор социально-экономического развития страны с учетом силы влияния литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения.

Основные положения настоящей Концепции соотносятся с главными государственными документами в области стратегического планирования и инновационного развития страны, культуры, образования, воспитания, семейной политики, информационной безопасности.

II. Актуальность проблемы детского и юношеского
чтения в России

Развитие в современном мире едва ли не в первую очередь определяется не только скоростью и качеством каналов обмена информацией, но и качеством самой информации, а главное - мерой ее освоенности всем обществом.

В таком контексте ключевую роль играет чтение - важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством.

Чтение имеет первостепенное значение:

для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;

для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;

для формирования общекультурного потенциала страны;

для повышения качества жизни.

Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире.

Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений. Считается, что именно эти факторы обусловливают вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа.

Отдаленные последствия этой тенденции также не осмыслены, хотя острота проблем чтения, необходимость изучения факторов, порождающих эти проблемы, признаются повсеместно. В развитых и развивающихся странах обсуждаются необходимость и цели расширения и повышения качества читательской аудитории, объема, содержания и средств решения задач, стоящих в связи с этим перед соответствующими институтами.

Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении, приобщении детей и юношества к письменной культуре. Вместе с тем кризис чтения в России имеет свои особенности - как никогда прежде издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского и юношеского возраста. Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у значительной части населения (в том числе у молодых родителей), неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах, особенно в так называемых депрессивных регионах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, особенно для детей и юношества, а также другие факторы.

В вопросах приобщения детей и юношества к чтению важен весь комплекс художественной, учебной, развивающей, познавательной, научно-популярной детской литературы. Такая литература является фундаментом детского образования. Между тем в России у детской и юношеской аудитории выявляется существенный спад интереса к познавательной литературе. Выпускаемая детская печатная продукция адресуется в основном дошкольной аудитории.

Крайне неразвитым остается региональное книгоиздание для детей. Более половины наименований и тиражей детской книги выпускают чуть более 30 издательств. Устойчивый выпуск детской книги поддерживают всего 10 региональных издательств, в остальных издательствах детская книга занимает периферийные позиции.

Из-за удорожания и малого тиража детской книги снижается ее доступность, которая зависит от государственной поддержки издателей, выпускающих детскую литературу, а также от почтовых, транспортных льгот и других преференций. Особенно эти факторы влияют на доступность детской книги для жителей сельской местности.

Создание полнотекстовых электронных ресурсов детской литературы предусматривает решение проблемы, связанной с сохранением доступности детей и юношества к лучшим образцам детской литературы в популярном цифровом формате.

Влияние современной информационной среды на ситуацию с чтением следует признать неоднозначным. Во всем мире реальностью стало изменение практик чтения - от чтения на бумаге к чтению на экране (все чаще на экране мобильных устройств) и использование медийных продуктов в общем образовании, однако научного понимания процессов, последствий и рисков раннего приобщения детей к электронной культуре не сформировано. Специалисты предупреждают о нарастающих проблемах, связанных с концентрацией внимания, клиповостью восприятия и мышления, ослаблением когнитивных способностей молодого поколения, с тем, что углубленное аналитическое чтение все чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, не позволяющим осмыслить и запомнить прочитанное и получить прочные знания.

Наряду с очевидным снижением потребности в чтении педагоги, логопеды, детские психологи отмечают у детей более позднее овладение речью, недостаточность словарного запаса, растущее число дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма) у обучающихся и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения) у детей и юношества. Преподаватели самых престижных российских и иностранных вузов обращают внимание на усиливающуюся языковую деградацию каждого нового поколения студентов и отмечают, что если десять лет назад у молодежи существовала проблема изложить мысль в письменной форме, то теперь они уже не могут ее правильно высказать.

В России стало особенно заметным влияние этих общемировых проблем на подростковую возрастную группу. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований в сфере образования, согласно которым российские школьники занимают в возрастной группе детей 9 - 10 лет лидирующие позиции по чтению и пониманию текста, но уже к 15 годам перемещаются в середину рейтинга.

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина.

Первым социальным институтом, от которого зависит развитие ребенка как читателя на протяжении всего периода его взросления, является семья. Лучшие результаты по уровню читательской компетентности показывают дети из семей, где родители сами любят читать и еще до обучения в образовательной организации читают вместе с детьми вслух. Однако таких семей, как показывают социологические опросы, в стране меньшинство.

При сохранении отмеченных тенденций на фоне усложнения глобальных процессов Россия, которая многие годы позиционировалась как самая читающая страна в мире, рискует получить в будущем мало читающее и малообразованное поколение.

В Российской Федерации не хватает специалистов по детской литературе и недостаточно развита литературная критика и библиография в области литературы для детей и юношества.

Все это свидетельствует о необходимости принятия на уровне государства комплекса целенаправленных мер по поддержке детского и юношеского чтения как основы общей и профессиональной культуры будущих поколений населения нашей страны, как средства повышения ее человеческого капитала.

Для решения этой масштабной, многоаспектной, междисциплинарной и межотраслевой задачи необходима разработка и реализация соответствующей программы как комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер политического, управленческого, организационного, нормативно-правового, экономического, образовательного, просветительского, научно-исследовательского, научно-методического и информационно-медийного характера.

III. Предпосылки создания программы

Проблемы поддержки чтения детей и юношества могут быть в значительной степени устранены при верном понимании порождающих их причин, мобилизации соответствующих ресурсов, объединении усилий государства, существующих в России институтов поддержки и развития чтения, структур гражданского общества и частного сектора. Их потенциал достаточен для разработки научно обоснованной программы и последующей успешной ее реализации.

Определенная работа в этом направлении уже проделана. Значительную роль в осмыслении проблем чтения, корректировки функций и мобилизации институтов поддержки и развития чтения сыграло принятие в 2006 году некоммерческим партнерством "РОССИЙСКИЙ КНИЖНЫЙ СОЮЗ" и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Национальной программы поддержки и развития чтения.

В регионах России предпринимаются действия, направленные на вовлечение в деятельность по поддержке и развитию чтения органов власти субъектов Российской Федерации, государственных и негосударственных учреждений культуры, науки, образования, институтов гражданского общества и коммерческих структур.

В обществе возросли осознание культурной значимости чтения и интерес к поддержке чтения, литературы, родного языка. Стали более эффективными формы профессиональной коммуникации, связанные с продвижением чтения, активизировались научные междисциплинарные исследования проблем чтения. В профессиональной и массовой печати, на телевидении и радио растет количество выступлений, посвященных теме чтения, появляются новые формы рекламы книги и чтения, все большее распространение приобретают комплексные массовые формы популяризации книги и чтения.

Проведение в России Года литературы, книжных фестивалей на Красной площади, создание организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации в 2016 - 2018 годах, Общества русской словесности, принятие стратегических документов (Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы", Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р), а также возвращение сочинения (изложения) как формы допуска к государственной итоговой аттестации для обучающихся 11 (12) классов в общеобразовательной организации создали платформу для популяризации классической и современной детской литературы, привлечения внимания к совершенствованию использования детьми и юношеством родного языка.

Весь этот опыт должен быть проанализирован и использован при разработке программы.

IV. Цель, задачи и принципы программы

Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Приоритетными задачами программы являются разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения, развитие системы поддержки и повышение качества издаваемой детской литературы как базовой основы детской культуры, совершенствование институциональной инфраструктуры детского и юношеского чтения и развитие ее кадрового потенциала, повышение статуса и роли детского и юношеского чтения в обществе и формирование современной читательской компетентности детей и юношества.

Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста.

Построение программы основывается на следующих принципах:

принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья);

принцип активного участия детей и юношества в реализации программы;

принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;

принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, социальной защиты семьи, а также средств массовой информации;

принцип системного подхода.

Проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью (даже на родном языке) необходимо решать, в том числе и в рамках системы общего образования. В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников, а также повышение уровня подготовки молодых педагогов (в том числе для дошкольного образования). Подготовка педагогических работников предусматривает включение курсов, дающих возможность подготовить обучающихся к работе с образовательным текстом по истории, географии, биологии, физике, химии или по иному учебному предмету. В образовательных организациях сферы культуры целесообразно вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми, в образовательных организациях, которые готовят кадры для издательств и книжной торговли, - специализаций и направлений по работе с детской книгой, в образовательных организациях педагогической направленности - курсов методики внеклассного чтения и детской литературы. Целесообразно проработать вопрос о целевой подготовке специалистов в области детского чтения, а также необходимо уделить внимание детской литературе в учебных планах образовательных организаций, ведущих подготовку филологов, педагогов и библиотекарей.

Положения программы опираются на общественно-профессиональную экспертизу, реализацию принципа государственно-общественного партнерства, привлечение общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с поддержкой детского и юношеского чтения. В программе предусматриваются меры по развитию государственно-частного партнерства, активному участию в проектах социально ориентированных бизнес-структур.

Программа также опирается на российские и международные научные исследования (культурологические, социологические, психологические, педагогические, книговедческие, библиотековедческие и другие исследования), международный опыт реализации аналогичных программ и стратегий, мнения экспертного сообщества.

Предусматриваются федеральный, региональный и муниципальный уровни реализации программы.

V. Основные направления реализации программы

Основными направлениями реализации программы являются:

научно-исследовательская и методическая деятельность;

поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения;

развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;

развитие кадрового потенциала;

деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.

В рамках направления, касающегося научно-исследовательской и методической деятельности, предусматриваются:

проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований, в том числе:

характеристик чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;

влияния электронной среды на чтение и литературное развитие дошкольников и обучающихся;

проблем детского и юношеского книгоиздания и книгораспространения;

роли чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;

чтения в семьях, относящихся к различным социальным группам;

гендерных особенностей чтения детей разного возраста;

уровня владения методиками приобщения к чтению специалистов, работающих с детьми (педагогов, библиотекарей, других работников образования и культуры);

создание базы данных работ в рамках социологии, психологии, педагогики, культурологии, библиотековедения, книговедения и других наук, имеющих отношение к детскому чтению;

разработка количественных и качественных показателей владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и содержательное наполнение уровней читательских компетенций;

разработка системы классификации читательских компетенций с учетом опыта проведения международных исследований изучения качества чтения и понимания текстов и в соответствии с принятым возрастным делением (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский);

разработка методики оценки владения читательскими компетенциями в рамках системы классификации читательских компетенций;

разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти.

В рамках направления, касающегося поддержки детской литературы, книгоиздания и книгораспространения, предусматриваются:

создание на федеральном и региональном уровнях системы конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых авторов различных по жанру и тематике произведений для детей, подростков и юношества;

создание межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы;

выпуск тематических рекомендательных указателей, пособий, обзоров для детей, подростков и юношества с учетом их возраста, а также для родителей, воспитателей детских садов, педагогов, библиотекарей и других специалистов;

формирование государственного заказа на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы (книг и периодики), книг - лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов;

государственная поддержка распространения указанной литературы по библиотекам, обслуживающим детей и юношество;

организация ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки детской литературы и поддержка инициатив по проведению аналогичных региональных книжных выставок-ярмарок;

создание системы льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах;

поддержка полиграфического производства детских и юношеских книг и периодики на территории Российской Федерации.

В рамках направления, касающегося развития инфраструктуры детского и юношеского чтения, предусматриваются:

популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации;

создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения;

развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательно-образовательные программы;

создание условий для формирования и активного внедрения в образовательных организациях образовательных программ поддержки чтения;

обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения;

создание условий для реализации программ внеурочной деятельности, в том числе с использованием сетевой формы;

активное вовлечение детей в творчество, выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова;

создание в библиотеках и других культурно-просветительских учреждениях современного и привлекательного для детей и родителей пространства;

систематическое обновление фондов библиотек, обеспечение соответствия объемов и качества фондов библиотек, обслуживающих детей и юношество, международным нормативам книгообеспеченности и строгое соблюдение коэффициента обновляемости фондов;

государственная поддержка театров и театральных студий, развивающих школу художественного чтения, в том числе путем создания новых театральных постановок для детей и юношества;

создание системы поддержки инновационных библиотечных, музейных и театральных проектов, направленных на развитие у детей и юношества интереса к чтению.

В рамках направления, касающегося медиасферы, предусматриваются:

формирование системы продвижения детской литературы в медиасфере с вовлечением в эту деятельность общественно значимых фигур и использованием всех каналов коммуникации;

пропаганда посредством социальной рекламы чтения и детских книг;

разработка системы творческих соревнований и конкурсов, в том числе национальных и региональных, с активным их продвижением в медиасфере;

разработка и запуск на электронных площадках крупнейших российских средств массовой информации программ для привлечения к чтению детей и юношества с использованием новостных, текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных материалов;

оказание государственной поддержки телевизионным каналам для детей и юношества, театрам, кино- и телестудиям, создающим контент на основе детской литературы и способствующим популяризации чтения;

распространение с помощью средств массовой информации положительного опыта различных всероссийских, региональных и международных акций по поддержке детского и юношеского чтения и литературы;

вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции, ориентированные преимущественно на детей и юношество;

разработка в партнерстве с ведущими компаниями-разработчиками и провайдерами содержательных программ, способствующих приобщению к литературе и чтению на основе новых мобильных, интерактивных и игровых платформ.

В рамках направления, касающегося развития кадрового потенциала, предусматриваются:

разработка научно обоснованных квалификационных требований к уровню подготовки специалистов по поддержке детского и юношеского чтения, работающих в сфере общего, дополнительного и профессионального образования, культуры и просвещения, книгоиздания и книгораспространения;

разработка новых форматов аттестации кадров;

открытие в федеральных и региональных вузах программ высшего образования для специалистов в области поддержки детского и юношеского чтения;

введение в соответствующие программы бакалавриата и магистратуры профилей "редактор детской литературы", "специалист по медиапродвижению детской литературы", "педагог-библиотекарь" и других;

включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, филологического, библиотечно-информационного, книгоиздательского, книготоргового направлений модулей по современной детской, подростковой и юношеской литературе и поддержке чтения (по выбору обучающегося);

обеспечение системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе дистанционной, для организаций инфраструктуры поддержки чтения на базе профильных вузов, федеральных и региональных учреждений и центров;

разработка и внедрение современных форм сопровождения непрерывного профессионального развития кадров системы поддержки чтения детей и юношества (сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе);

организация повышения квалификации специалистов в сфере детского и юношеского чтения в форме стажировки на базе ведущих российских и международных центров и институтов, а также поддержка их участия в профессиональных конференциях и форумах всероссийского и международного уровня;

разработка инновационных образовательных программ общего и дополнительного образования системы поддержки и продвижения чтения с возможностью получения перспективных специальностей и дополнительных квалификаций (консультант и эксперт по детскому, юношескому и семейному чтению, тьютор-педагог, методолог чтения и другие специальности);

включение профессиональных компетенций в сфере приобщения детей, подростков и юношества к чтению в разделы квалификационных требований профессиональных стандартов соответствующих специальностей;

организация и проведение международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по проблемам поддержки и развития чтения.

VI. Этапы реализации программы

Настоящая Концепция является основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", а после ее завершения будет приниматься дополнительное решение о ее принадлежности.

Программа, основанная на положениях настоящей Концепции, должна быть разработана и утверждена в 2017 году. Реализация программы должна начаться в 2018 году.

Реализация программы предусматривается в 3 этапа:

I этап (2018 год):

проведение комплексных научных исследований, которые позволят получить актуальную информацию и провести научный анализ ситуации в сфере детского и юношеского чтения;

определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и разработка на этой основе системы классификации читательских компетенций;

разработка методических рекомендаций для реализации в 2019 - 2020 годах начальной стадии программы.

II этап (2019 - 2020 годы):

определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций;

организация внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения;

анализ полученных результатов.

III этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.

VII. Заключение

Программа носит междисциплинарный, межотраслевой и межведомственный характер. Уже на этапе ее разработки на основе положений настоящей Концепции к реализации программы предусматривается привлечь специалистов, обладающих самой высокой квалификацией в различных областях научного знания (культурологи, социологи, философы, лингвисты, психологи, физиологи и другие специалисты). Также предполагается привлечь специалистов в области преподавательской и культурной деятельности (прежде всего библиотечной), книгоиздания, книгораспространения, медийной сферы, чей опыт управления и мониторинга социокультурных процессов в масштабах страны, а также уровень гражданской ответственности соответствуют возможности решать крупномасштабные социальные и культурные проблемы.