ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. N 1101

О ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
"ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ДОМЕННЫХ ИМЕН, УКАЗАТЕЛЕЙ СТРАНИЦ САЙТОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
И СЕТЕВЫХ АДРЕСОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ САЙТЫ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ",
СОДЕРЖАЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРОЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩЕНО"

В соответствии с частями 3 - 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";

критерии, в соответствии с которыми определяется оператор реестра - организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации, в целях привлечения к формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";

Правила принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено.

2. Установить, что реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения на руководство и управление в сфере установленных функций, и установленной предельной штатной численности указанных федеральных органов исполнительной власти.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2012 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 октября 2012 г. N 1101

ПРАВИЛА
СОЗДАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЕДИНЫЙ
РЕЕСТР ДОМЕННЫХ ИМЕН, УКАЗАТЕЛЕЙ СТРАНИЦ САЙТОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
И СЕТЕВЫХ АДРЕСОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ САЙТЫ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ",
СОДЕРЖАЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРОЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩЕНО"

1. Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).

2. Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

3. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

4. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

5. Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются:

а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы):

Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении:

материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";

информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на осуществление такой торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств;

Федеральная налоговая служба - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

Федеральное агентство по делам молодежи - в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, а также информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией;

в) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" в электронном виде форму для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра (далее - система взаимодействия).

7. После поступления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра указанных в пункте 6 настоящих Правил обращений в течение суток запрос с указанием указателя страницы сайта в сети "Интернет" о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации направляется в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, определенной подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.

8. Информация о решении, принятом по запросу, указанному в пункте 7 настоящих Правил, должна быть предоставлена уполномоченным органом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) в течение суток после получения такого запроса, а при необходимости проведения экспертизы - в течение 7 суток после получения такого запроса.

Информация о решениях, принятых по обращениям, указанным в пункте 6 настоящих Правил и поступивших непосредственно в уполномоченные органы, должна направляться уполномоченными органами в течение суток в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия).

8(1). Информация, указанная в пункте 8 настоящих Правил, должна содержать следующие сведения:

а) наименование уполномоченного органа, принявшего решение;

б) номер принятого решения, дата и время его принятия;

в) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), принявшего решение о наличии на странице сайта в сети "Интернет" запрещенной информации;

г) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего информацию или материалы, в отношении которых принято соответствующее решение;

д) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением копии страницы сайта в сети "Интернет", заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа.

9. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией или постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую:

а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию;

б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название. К реестровой записи прикрепляется заверенная должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копия страницы (страниц) сайта в сети "Интернет", на которой (которых) размещена запрещенная информация;

в) информация о решении, принятом уполномоченным органом, содержание которой определено пунктом 8(1) настоящих Правил, о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или представленные в форме электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;

г) дата и время получения информации о решении, принятом уполномоченным органом, или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;

д) сведения о провайдере хостинга, а в случае, если это указано в информации, представленной уполномоченным органом, в постановлении судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, или в решении суда, также сведения о владельце сайта (фамилия, имя, отчество и контактные данные физического лица либо наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица) в объеме и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

10. В случае если в информации о решении, принятом уполномоченным органом, в постановлении судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, содержатся не все сведения, необходимые для внесения в единый реестр реестровой записи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток направляют в уполномоченный орган, судебному приставу-исполнителю запрос о предоставлении недостающей информации. Информация по такому запросу предоставляется уполномоченным органом в течение суток, судебным приставом-исполнителем - в течение 3 суток.

До получения указанной информации доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр не включаются.

Уполномоченные органы могут вынести обсуждение вопроса о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации на заседание экспертной комиссии, состав и порядок деятельности которой утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по делам молодежи.

В случае вынесения вопроса о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации на заседание экспертной комиссии срок принятия соответствующего решения уполномоченным органом увеличивается до 7 суток.

11. Одновременно с включением в единый реестр информации о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети "Интернет" уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра:

а) определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети "Интернет" указанного сайта (далее - провайдер хостинга);

б) направляет провайдеру хостинга и владельцу сайта в сети "Интернет" (при наличии предоставленных им Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций контактных данных) в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет";

в) вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга и владельце сайта в сети "Интернет" (при наличии) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с указанием даты и времени направления уведомления провайдеру хостинга и владельцу сайта в сети "Интернет".

12. По истечении суток с момента направления уведомления провайдеру хостинга, в течение которых владелец сайта в сети "Интернет" и (или) провайдер хостинга принимает меры по удалению запрещенной информации и (или) ограничению доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему запрещенную информацию, уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра проверяет наличие запрещенной информации, содержащейся на сайте в сети "Интернет", который идентифицирован посредством доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет", включенных в единый реестр.

В случае отсутствия запрещенной информации на сайте в сети "Интернет", который идентифицирован указанным в едином реестре доменным именем и (или) указателем страницы сайта в сети "Интернет", уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра исключает доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет" из единого реестра и вносит в соответствующую реестровую запись сведения об этом с указанием даты и времени исключения доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" из единого реестра.

В случае невозможности доступа по указанному доменному имени и (или) указателю страницы сайта в сети "Интернет" к запрещенной информации уполномоченный сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра не включает сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", в единый реестр. В случае наличия доступа к запрещенной информации по указанному доменному имени и (или) указателю страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр включается сетевой адрес (сетевые адреса), позволяющий идентифицировать сайт (сайты) в сети "Интернет", содержащий запрещенную информацию, с указанием даты и времени включения сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющего идентифицировать указанный сайт в сети "Интернет", в единый реестр.

13. Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет" и возобновить доступ к сайтам в сети "Интернет" в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", из единого реестра.

Оператор связи может осуществлять взаимодействие с единым реестром в целях ограничения доступа к запрещенной информации посредством третьего лица, имеющего лицензию на оказание услуг связи по передаче данных и (или) на оказание телематических услуг связи.

Оператор связи, поручивший третьему лицу осуществлять взаимодействие с единым реестром и ограничивать доступ к запрещенной информации в соответствии с реестровой записью, направляет соответствующее уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по своему месту нахождения.

14. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра:

а) на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения уполномоченного органа о включении в единый реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", в течение суток со дня получения указанного решения суда исключают из единого реестра соответствующие доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" и сетевой адрес (сетевые адреса) с указанием даты и времени исключения соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) и одновременно уведомляют об этом провайдера хостинга и (или) операторов связи;

б) на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи в течение 3 дней со дня получения указанного обращения исключают из единого реестра соответствующие доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" и сетевой адрес (сетевые адреса) с указанием даты и времени исключения соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) и одновременно уведомляют об этом провайдера хостинга и (или) операторов связи.

14(1). Исключение доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра после проверки сведений, содержащихся в обращении, и подтверждения факта удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к запрещенной информации на сайте в сети "Интернет", который идентифицирован посредством указателя страницы сайта в сети "Интернет", доменного имени и (или) сетевого адреса.

15. На основании уведомлений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, провайдер хостинга и (или) оператор связи в течение суток обязаны возобновить доступ к такому сайту в сети "Интернет".

16. Единый реестр состоит из реестровых записей, формируемых последовательно по мере прохождения процедур, предусматривающих взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра с провайдерами хостинга, владельцами сайтов и операторами связи.

17. Реестровые записи помимо информации, указанной в подпунктах "а" - "в" пункта 9 настоящих Правил, содержат следующую информацию:

а) дата и время получения решения уполномоченного органа или суда о признании информации, размещенной на конкретном сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;

б) сведения о провайдере хостинга - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с указанием даты и времени направления провайдеру хостинга уведомления о включении в единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию;

в) дата и время включения доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию, в единый реестр;

г) сведения об уведомлении провайдера хостинга о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию, в единый реестр;

д) дата и время исключения доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" из единого реестра;

е) сетевой адрес (сетевые адреса), позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

ж) дата и время включения сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в единый реестр;

з) дата и время исключения сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", из единого реестра.

18. В едином реестре сохраняется персонифицированная история изменений реестровых записей с указанием даты и времени создания записей, их изменения и исключения. Удаление сведений из единого реестра не допускается.

19. Доступ к информации, содержащейся в едином реестре, предоставляется:

а) уполномоченным органам, правоохранительным органам, федеральному органу исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов или операторам связи;

б) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, гражданам (за исключением информации, предусмотренной подпунктами "б" и "г" пункта 9 настоящих Правил), владельцам сайтов и провайдерам хостинга по запросу о конкретном доменном имени, указателе страницы сайта в сети "Интернет" или сетевом адресе (сетевых адресах).

19(1). Порядок доступа к информации, содержащейся в едином реестре, и порядок взаимодействия оператора реестра с уполномоченными органами, правоохранительными органами и федеральным органом исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

20. Заверенная выписка из единого реестра предоставляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра по запросу уполномоченного органа, владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи в течение 5 календарных дней.

Такая выписка может оформляться в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 октября 2012 г. N 1101

КРИТЕРИИ,
В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОПЕРАТОР
РЕЕСТРА - ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ
И ВЕДЕНИЮ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
"ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ДОМЕННЫХ ИМЕН, УКАЗАТЕЛЕЙ СТРАНИЦ САЙТОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
И СЕТЕВЫХ АДРЕСОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ САЙТЫ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ",
СОДЕРЖАЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРОЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩЕНО"

1. Наличие технической возможности для приема обращений о наличии на страницах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") запрещенной информации.

2. Обеспечение самостоятельного мониторинга сети "Интернет" в целях выявления запрещенной информации.

3. Наличие технических и организационных возможностей для круглосуточного ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", включая взаимодействие с операторами хостинга и операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет".

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 октября 2012 г. N 1101

ПРАВИЛА
ПРИНЯТИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РЕШЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ
И МАТЕРИАЛОВ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ",
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩЕНО

1. Уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, принимающими решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр), в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральное агентство по делам молодежи и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - уполномоченные органы).

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

3(1). Федеральная налоговая служба принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.

3(2). Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

3(3). Федеральное агентство по делам молодежи принимает решения, являющиеся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, а также информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.

4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";

б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет".

4(1). Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на осуществление такой торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.

5. Критерии оценки информации, необходимой для принятия Министерством внутренних дел Российской Федерации решений, указанных в пункте 2 настоящих Правил, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Критерии оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Критерии оценки информации, необходимой для принятия Федеральной налоговой службой решений, указанных в пункте 3(1) настоящих Правил, устанавливаются Федеральной налоговой службой по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Критерии оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка решений, указанных в пункте 3(2) настоящих Правил, устанавливаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Критерии оценки информации, необходимой для принятия Федеральным агентством по делам молодежи решений, указанных в пункте 3(3) настоящих Правил, устанавливаются Федеральным агентством по делам молодежи по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, указанных в пункте 4 настоящих Правил, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Критерии оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решений, указанных в пункте 4(1) настоящих Правил, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

6. Перечень должностных лиц уполномоченных органов, которые могут принимать решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет" в единый реестр, а также специалистов, привлекаемых для экспертной оценки материалов и (или) информации, определяется руководителями уполномоченных органов.

7. Решения уполномоченных органов, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, должны содержать:

а) наименование уполномоченного органа, принявшего решение;

б) дату и время принятия решения о наличии на сайте в сети "Интернет" информации, указанной в пунктах 2 - 4(1) настоящих Правил;

в) фамилию, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), принимавшего решение о наличии или отсутствии на странице сайта в сети "Интернет" информации, указанной в пунктах 2 - 4(1) настоящих Правил;

г) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего информацию или материалы, в отношении которых принимается решение уполномоченного органа;

д) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы сайта в сети "Интернет".

8. Информация о решениях, принятых уполномоченными органами и являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет" в единый реестр, направляется в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра, определяемому в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

Информация о таких решениях направляется с использованием размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети "Интернет" в электронном виде формы для приема обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра (далее - система взаимодействия).

В случае получения от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или оператора реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) запроса о наличии запрещенной информации по указанному доменному имени и (или) указателю страницы сайта в сети "Интернет" информация о решении, принятом уполномоченным органом по указанному запросу, направляется уполномоченными органами в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) в указанную Службу и (или) оператору реестра в течение суток с момента направления такого запроса, а при необходимости проведения экспертизы - в течение 7 суток с момента получения такого запроса.

9. Информация по запросу Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или оператора реестра об отсутствии в решении уполномоченного органа необходимых сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети "Интернет" должна быть предоставлена уполномоченным органом в течение суток. До получения недостающей информации доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр не включаются.

10. Допускается принятие уполномоченными органами одного решения в отношении 2 или более страниц одного и того же сайта в сети "Интернет" в случае, если такие страницы одного и того же сайта в сети "Интернет" подлежат включению в единый реестр по одному и тому же основанию.

В случае если страница в сети "Интернет" является частью 2 или более сайтов в сети "Интернет", уполномоченные органы принимают отдельные решения в отношении каждого из таких сайтов в сети "Интернет".

11. В случае если информация, которая на основании решения уполномоченных органов уже была признана запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, размещена на иной странице сайта в сети "Интернет", доменное имя и (или) указатель этой страницы вносится в единый реестр на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.