ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2011 г. N 246

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2011 г. N 21 "О государственном метрологическом надзоре в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора.

2. Возложить на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии функцию по координации деятельности по федеральному государственному метрологическому надзору, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации.

3. Реализация предусмотренной пунктом 2 настоящего Постановления функции осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Агентства, а также бюджетных ассигнований, предусматриваемых ему в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.

4. В Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052):

а) в пункте 1 слова ", государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности" исключить;

б) подпункт 5.1.17 признать утратившим силу.

5. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 287 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2009).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 6 апреля 2011 г. N 246

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти федерального государственного метрологического надзора (далее - надзор) и порядок их взаимодействия.

2. Надзор осуществляется в соответствии с Федеральными законами "Об обеспечении единства измерений" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также настоящим Положением.

3. Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации на осуществление надзора в области обороны и обеспечения безопасности (далее - органы надзора).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы осуществляют надзор с применением риск-ориентированного подхода.

4. Органы надзора в области обороны и обеспечения безопасности осуществляют надзор в пределах установленной компетенции в соответствии с настоящим Положением и принимаемыми ими по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации актами, учитывающими установленные Правительством Российской Федерации особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства.

5. Органы надзора определяют должностных лиц, уполномоченных на проведение надзора.

6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает взаимодействие органов надзора.

Взаимодействие органов надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. При осуществлении надзора органами надзора проверяется:

а) соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;

б) соблюдение обязательных требований к измерениям, осуществляемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

в) соответствие средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

г) наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;

д) соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, установленного порядка уведомления о такой деятельности.

8. В процессе документарной проверки при осуществлении надзора проверяются используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документы, связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и предписаний органов надзора, в том числе документы, содержащие следующие сведения:

а) выполняемые измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и соблюдение установленных обязательных требований к ним;

б) наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, включая сведения, подтверждающие аттестацию методик (методов) измерений;

в) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средства измерений, включая информацию об утверждении типа средств измерений, сведения о поверке средств измерений, о соблюдении обязательных требований к средствам измерений, а также требований к составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации;

г) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартные образцы, включая информацию об утверждении типа стандартных образцов, сроках их годности;

д) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталоны единиц величин, включая информацию об их утверждении, аттестации, состоянии, применении (в том числе об условиях применения и содержания), а также прослеживаемость эталонов единиц величин к государственным первичным эталонам единиц величин;

е) выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений в соответствии с аттестатом и областью аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на данные работы и (или) услуги.

9. В процессе выездной проверки проводятся следующие мероприятия по контролю:

а) проверка соответствия измерений, средств измерений (составных частей, программного обеспечения), единиц величин, стандартных образцов, а также эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

б) проверка наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя эксплуатационной документации для каждого средства измерений, стандартного образца, эталона единицы величины;

в) проверка применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений поверенных средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа, утвержденных и аттестованных эталонов единиц величин;

г) проверка наличия аттестованных методик (методов) измерений и правильности их применения;

д) определение целевого использования средств измерений, стандартных образцов, эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

е) проверка наличия и сохранности в местах, предусмотренных конструкциями средств измерений, средств ограничения доступа (пломб) к составным частям средств измерений (включая программное обеспечение), а также их достаточности для предотвращения несанкционированных настроек и вмешательства, которые могут повлиять на значения метрологических характеристик и результаты измерений;

ж) проверка соблюдения правил применения и написания единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

10. По результатам проверки должностными лицами органа надзора составляется акт проверки по установленной форме.

11. Органы надзора при выявлении нарушений обязаны принять меры, предусмотренные Федеральными законами "Об обеспечении единства измерений" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

12. Органы надзора по запросу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии представляют результаты надзора.

13. Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, предоставляется, обрабатывается, хранится и распространяется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

14. В целях применения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

15. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (за исключением измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства), к категории риска осуществляется в установленном порядке решением должностного лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, уполномоченного руководителем Агентства на принятие соответствующего решения, по представлению руководителя его территориального органа по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска осуществляется с учетом перечня измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по категории риска согласно приложению, а также данных о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

16. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенная к категории риска в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, подлежит отнесению к другой категории риска на основании решения уполномоченного должностного лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по представлению руководителя территориального органа Агентства по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пунктами 17 и 19 настоящего Положения.

17. Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 19 настоящего Положения к категории умеренного или низкого риска, подлежит отнесению к категории среднего или умеренного риска соответственно в случае наличия постановления о привлечении к административной ответственности указанного юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , вступившего в законную силу в течение 5 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 19 настоящего Положения к категории среднего риска, подлежит отнесению к категории значительного риска в случае наличия постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , вступившего в законную силу в течение 3 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 19 настоящего Положения к категории значительного риска, подлежит отнесению к категории высокого риска в случае наличии постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , вступившего в законную силу в течение 2 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

18. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не принято решение об отнесении их деятельности к категориям риска, считаются отнесенными к низкой категории риска.

19. Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 17 настоящего Положения к категории среднего или умеренного риска, подлежит отнесению к категории умеренного или низкого риска соответственно в случае отсутствия в течение 5 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к указанной категории риска вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 17 настоящего Положения к категории значительного риска, подлежит отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия в течение 3 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к указанной категории риска вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 17 настоящего Положения к категории высокого риска, подлежит отнесению к категории значительного риска в случае отсутствия в течение 2 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

20. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется:

для категории высокого риска - ежегодно;

для категории значительного риска - один раз в 2 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

21. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает ведение перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечень), а также размещение указанного перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перечень осуществляется на основе решений об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.

22. Перечень содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;

д) реквизиты решения о присвоении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя категории риска, указание на категорию риска;

е) сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

23. Размещение информации, указанной в пункте 22 настоящего Положения, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

24. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в установленном порядке предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.

25. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии заявление об изменении категории риска, присвоенной их деятельности.

26. При проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы в отношении обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приложение

к Положению об осуществлении

федерального государственного

метрологического надзора

ПЕРЕЧЕНЬ

ИЗМЕРЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ,

ПО КАТЕГОРИИ РИСКА

Область деятельности

Категория риска

1. Измерения при осуществлении деятельности в области здравоохранения

средняя

2. Измерения при осуществлении ветеринарной деятельности

низкая

3. Измерения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды

низкая

4. Измерения при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда

низкая

5. Измерения при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

умеренная

6. Измерения при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров

умеренная

7. Измерения при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов (за исключением измерений при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемых потребителями электрической и (или) тепловой энергии)

средняя

8. Измерения при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемые потребителями электрической и (или) тепловой энергии

низкая

9. Измерения при оказании услуг почтовой связи

умеренная

10. Измерения при учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования

средняя

11. Измерения при осуществлении геодезической и картографической деятельности

низкая

12. Измерения при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

средняя

13. Измерения при проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля

умеренная

14. Измерения при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании

средняя

15. Измерения при проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса

низкая

16. Измерения при выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти

низкая

17. Измерения при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)

низкая

18. Измерения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии

низкая

19. Измерения при обеспечении безопасности дорожного движения

низкая