ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2023 г. N 163

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ИЮНЯ 2013 Г. N 543

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3602; 2015, N 14, ст. 2123; N 37, ст. 5153; 2016, N 7, ст. 988; 2018, N 44, ст. 6733; 2019, N 23, ст. 2962; 2020, N 34, ст. 5481; 2021, N 28, ст. 5518; 2022, N 1, ст. 135).

2. Федеральной антимонопольной службе до 1 июля 2024 г.:

утвердить формы отчетов, предусмотренных пунктом 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (в редакции настоящего постановления);

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзацев второго - пятого пункта 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (в редакции настоящего постановления), которые вступают в силу с 1 июля 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2023 г. N 163

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ИЮНЯ 2013 Г. N 543

1. В наименовании и абзаце втором пункта 1 слова "органами исполнительной власти" заменить словами "исполнительными органами".

2. Пункт 2 признать утратившим силу.

3. Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2013 г. N 543
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 4 февраля 2023 г. N 163)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), предмет которого установлен в пункте 6 настоящего Положения (далее соответственно - контролируемые лица, государственный контроль (надзор).

В соответствии с настоящим Положением осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в сферах естественных монополий;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - контрольный орган).

3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также федеральных законов "О естественных монополиях", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "Об отходах производства и потребления", и настоящего Положения.

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"инвестиционные ресурсы" - средства, предусмотренные в качестве источников финансирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий, субъектов электроэнергетики, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных в установленном порядке (далее - инвестиционные программы), включенные в состав необходимой валовой выручки таких организаций при установлении регулируемых цен (тарифов) в объеме, предусмотренном инвестиционными программами;

"использование инвестиционных ресурсов" - расходование инвестиционных ресурсов в соответствии с целями, мероприятиями и объемами финансирования, предусмотренными инвестиционными программами.

5. Должностными лицами контрольного органа, осуществляющими государственный контроль (надзор) (далее - инспекторы), являются:

а) руководитель Федеральной антимонопольной службы;

б) заместители руководителя Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

в) начальники структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

г) начальники отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора), главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

д) федеральные государственные гражданские служащие Федеральной антимонопольной службы ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты", младшей группы должностей категории "обеспечивающие специалисты" отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, не указанные в подпункте "г" настоящего пункта, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора).

6. Предметом государственного контроля (надзора) является:

а) в сферах естественных монополий (за исключением случаев, указанных в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта) - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в сферах естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сферах естественных монополий, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах естественных монополий, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении государственных регулируемых цен (тарифов), использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов);

б) в области газоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области газоснабжения, к установлению и (или) применению регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов);

в) в сфере электроэнергетики - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) и платы, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении субъектами электроэнергетики указанных видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы;

г) в сфере теплоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов), использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении";

д) в сфере водоснабжения и водоотведения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

е) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".

II. Профилактика рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении
государственного контроля (надзора)

7. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) обобщение правоприменительной практики;

б) консультирование;

в) информирование.

8. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в целях обобщения правоприменительной практики контрольным органом ежегодно готовится доклад о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем контрольного органа и размещается на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

9. Консультирование осуществляется инспектором на личном приеме или посредством видео-конференц-связи в соответствии с графиком консультирования, определенным руководителем контрольного органа.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения (далее - обязательные требования).

10. В целях информирования контрольный орган размещает и ежемесячно актуализирует на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

г) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

д) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) инспекторов;

е) доклады о правоприменительной практике.

III. Контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные
(надзорные) действия

11. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка;

в) наблюдение за соблюдением обязательных требований.

12. Под документарной проверкой в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного органа.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

13. Под выездной проверкой в целях настоящего Положения понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов.

14. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) осмотр сайта в сети "Интернет";

г) анализ информации, поступившей через федеральную государственную информационную систему "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - единая аналитическая система).

15. Под осмотром в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами, а также визуальный осмотр сайта в сети "Интернет".

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков) или сайтов в сети "Интернет", а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

Осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.

16. Под опросом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

17. Под получением письменных объяснений в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме, подписываются лицом, дающим объяснения, с указанием даты их составления.

Объяснения должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в разумный срок, указанный в запросе о представлении объяснений.

18. Под истребованием документов в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий.

Истребуемые документы направляются в контрольный орган в форме электронного документа, за исключением случаев, если контрольным органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе или у контролируемого лица отсутствует возможность представления документов в форме электронного документа. Документы могут быть представлены в контрольный орган на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются заверенные контролируемым лицом копии.

В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов. По требованию инспектора контролируемым лицом представляются подлинники документов.

Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов, но не менее чем в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный в указанном требовании срок, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В случае указания в требовании о представлении документов способа направления ходатайства о продлении срока представления документов контролируемое лицо уведомляет инспектора указанным способом.

В течение 2 рабочих дней со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении, о чем составляется соответствующий ответ, направляемый контролируемому лицу любым доступным способом.

19. Непредставление или несвоевременное представление в контрольный орган истребуемых объяснений и (или) документов влечет административную ответственность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

IV. Проведение проверок

20. Плановые выездные и документарные проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Внеплановые выездные и документарные проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся по основаниям, предусмотренным частями 8 и 9 статьи 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

21. Проверка проводится на основании приказа руководителя контрольного органа о проведении проверки.

Приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки должен содержать:

фамилию, имя, отчество (при наличии), должность инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;

наименование контролируемого лица, в отношении которого проводится проверка, его адрес и место нахождения;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки;

сроки проведения и перечень контрольных (надзорных) действий (мероприятий по контролю), необходимых для достижения целей и задач проверки;

даты начала и окончания проведения проверки.

22. Контролируемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения, о проведении внеплановой проверки - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Одновременно с уведомлением о проведении проверки контролируемому лицу направляется приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки.

23. Срок проведения проверки должен составлять не более 40 рабочих дней.

В срок проведения документарной поверки не включается период с момента направления контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученных при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный орган.

24. По результатам проверки составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия - акт проверки в 2 экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении контролируемому лицу или его представителю в срок, не превышающий 10 дней со дня составления акта. К акту проверки прилагаются протоколы, предусмотренные пунктами 15 и 16 настоящего Положения, объяснения работников контролируемого лица и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

V. Наблюдение за соблюдением обязательных требований

25. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований в целях настоящего Положения понимается анализ данных о соблюдении контролируемым лицом обязательных требований, имеющихся у контрольного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в единой аналитической системе.

Для целей осуществления государственного контроля (надзора) в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов), контролируемые лица представляют в контрольный орган, в том числе посредством единой аналитической системы:

отчеты, содержащие информацию об инвестиционных программах, по форме, утверждаемой контрольным органом, - ежегодно, до 20 февраля года, в котором реализуется инвестиционная программа;

отчеты, содержащие информацию об исполнении инвестиционных программ, по форме, утверждаемой контрольным органом, - за год, в котором реализована инвестиционная программа (ежегодно, до 30 мая года, следующего за отчетным);

отчеты о результатах наблюдения за соблюдением обязательных требований в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1915 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)", содержащие в том числе информацию о выявленных нарушениях в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов), и принятых мерах по их устранению, по форме, утверждаемой контрольным органом (в случае, если контролируемое лицо наделено полномочиями по проведению указанного наблюдения), - ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным.

26. Наблюдение за соблюдением обязательных требований не требует издания распоряжения или приказа руководителя контрольного органа.

Контрольный орган при наблюдении за соблюдением обязательных требований вправе запрашивать необходимую для осуществления наблюдения информацию у органов государственной власти, в том числе контролируемого лица, в целях проверки достоверности документов и сведений, поступивших в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, и (или) полученных при представлении отчетов, указанных в пункте 25 настоящего Положения.

27. В случаях выявления по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований признаков нарушения обязательных требований контрольный орган фиксирует указанные нарушения в акте контрольного (надзорного) мероприятия, содержащем отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований, который составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении контролируемому лицу или его представителю в срок, не превышающий 3 дней со дня составления акта.

VI. Рассмотрение результатов контрольного
(надзорного) мероприятия. Обжалование решений контрольного
органа, действий (бездействия) инспекторов

28. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, указанном в пункте 24 или 27 настоящего Положения, контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения акта контрольного (надзорного) мероприятия вправе представить в контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в контрольный орган. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).

В случае поступления в контрольный орган возражений контрольный орган назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся в течение 60 рабочих дней со дня поступления возражений. В ходе таких консультаций контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований. Консультации по решению контрольного органа могут проводиться с приглашением представителей контролируемого лица или без приглашения представителей контролируемого лица на основании представленных контролируемым лицом возражений. При участии представителей контролируемого лица консультации могут проводиться посредством видео-конференц-связи. О проведении консультаций контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 дней до дня их проведения.

Консультации проводятся комиссией контрольного органа, образованной из его должностных лиц.

29. В случае выявления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

а) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) (далее - предписание);

б) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

30. Предписание должно содержать следующие данные:

а) дата и место составления предписания;

б) дата и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в пункте 24 или 27 настоящего Положения, на основании которого выдается предписание;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;

г) наименование контролируемого лица;

д) содержание предписания с указанием обязательных требований, которые нарушены;

е) действия и (или) решения, которые необходимо осуществить и (или) принять контролируемому лицу для устранения выявленных нарушений обязательных требований;

ж) основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);

з) сроки исполнения предписания.

31. В случаях, предусмотренных федеральными законами "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", по результатам контрольного (надзорного) мероприятия контрольным органом может быть принято решение об отмене решения контролируемого лица в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - решения об отмене решений контролируемого лица).

32. В целях рассмотрения вопроса о принятии решения об отмене решений контролируемого лица, вопроса о выдаче предписания, а также вопроса осуществления контроля за исполнением решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний создается комиссия контрольного органа, уполномоченная принимать решения по результатам рассмотрения указанных вопросов.

33. Контрольный орган осуществляет контроль за исполнением решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний.

Контрольным органом рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний:

разъяснение способа и порядка исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний;

изменение сроков исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний по мотивированному ходатайству контролируемого лица;

об установлении факта исполнения или неисполнения (ненадлежащего исполнения) решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний и установлении нового срока исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний.

34. В случае установления факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний контрольный орган принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также устанавливает новый разумный срок исполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний.

В случае неисполнения решений об отмене решений контролируемого лица и предписаний в указанный новый срок контрольный орган повторно принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

35. Руководитель контрольного органа рассматривает жалобы контролируемых лиц на решения контрольного органа, действия (бездействие) инспекторов при осуществлении государственного контроля (надзора).

Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен руководителем контрольного органа не более чем на 20 рабочих дней.".