ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. N 739

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ФОНДА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА" И СОСТАВА
ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ФОНДА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. N 163 "О создании фонда "История Отечества" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

устав фонда "История Отечества";

состав попечительского совета фонда "История Отечества".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 августа 2016 г. N 739

УСТАВ
ФОНДА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"

I. Общие положения

1. Фонд "История Отечества" (далее - фонд) создан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. N 163 "О создании фонда "История Отечества".

2. Фонд является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме фонда.

3. Учредителем фонда от имени Российской Федерации является Правительство Российской Федерации.

4. В своей деятельности фонд руководствуется законодательством Российской Федерации.

5. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Фонд вправе открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, совершать сделки, соответствующие определенным настоящим уставом целям создания фонда, предмету и видам его деятельности.

В случаях, установленных федеральными законами, фонду открываются лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства.

6. Фонд имеет печать со своим полным наименованием на русском языке, иные необходимые для его деятельности печати, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном законодательством Российской Федерации порядке эмблему.

7. Фонд имеет в собственности обособленное имущество, в том числе имущество, переданное ему учредителем, и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

8. Фонд не отвечает по обязательствам своего учредителя. Учредитель фонда не отвечает по обязательствам фонда.

9. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом Фонда.

10. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в таких обществах для осуществления предпринимательской деятельности.

11. Фонд вправе создавать некоммерческие организации как в Российской Федерации, так и за рубежом, участвовать в таких организациях, а также формировать целевые капиталы и расформировывать их в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Фонд в установленном законодательством порядке может создавать филиалы и открывать свои представительства как в Российской Федерации, так и за рубежом. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют на основании утверждаемых фондом положений.

Руководитель филиала или представительства назначается фондом и действует на основании доверенности, выданной фондом.

13. Полное официальное наименование фонда:

на русском языке - фонд "История Отечества";

на английском языке - "History of Motherland" fund.

14. Место нахождения фонда - г. Москва.

II. Цели, задачи и предмет деятельности фонда

15. Основной целью деятельности фонда является популяризация российской истории в Российской Федерации и за рубежом, сохранение исторического наследия и традиций народов России, поддержка программ исторического просвещения.

Предметом деятельности фонда является объединение усилий общества, государства, ученых, педагогических работников, архивных и музейных работников, деятелей литературы и искусства, журналистов для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной истории, а также для сохранения национальной памяти.

16. Основными задачами фонда являются:

а) формирование и поддержка общественной инициативы, направленной на всестороннее и объективное изучение отечественной истории;

б) популяризация результатов деятельности отечественных ученых;

в) содействие открытости и доступности российских архивов, а также сохранению и изучению находящихся в них документов;

г) осуществление научно-просветительской деятельности, направленной на противодействие дилетантизму и попыткам фальсификации исторических фактов;

д) поддержка образовательной деятельности в области истории путем поощрения лучших педагогических работников, содействия внедрению в педагогическую практику последних достижений науки, содействия формированию объективного и сбалансированного подхода при написании учебников истории;

е) привлечение внебюджетных средств для создания новых просветительских ресурсов (интернет-сайтов, теле- и радиопрограмм, художественных и документальных фильмов, научно-популярных книг, выставок), в том числе путем учреждения некоммерческих организаций для оказания поддержки деятельности фонда.

17. Для достижения целей и решения задач, определенных настоящим уставом, фонд осуществляет следующие виды деятельности, в том числе приносящей доходы деятельности, необходимые для достижения целей, ради которых создан фонд:

а) организация и проведение культурно-просветительских конкурсов и олимпиад, реализация историко-культурных проектов;

б) сбор, сохранение и распространение исторической информации;

в) содействие в осуществлении образовательной и просветительской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) организация и проведение форумов, конференций, выставок, семинаров и иных публичных мероприятий;

д) осуществление международного сотрудничества в сферах деятельности фонда;

е) патриотическое воспитание молодежи;

ж) проведение исследований в области общественных и гуманитарных наук;

з) организация обучения специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки);

и) издательская деятельность;

к) реализация печатной и аудиовизуальной продукции, связанной с деятельностью фонда;

л) учреждение и присуждение ученым, педагогическим работникам, архивным и музейным работникам медалей, премий и стипендий фонда.

18. Отдельные виды деятельности могут осуществляться фондом только на основании специальных разрешений (лицензий).

19. Фонд устанавливает тарифы и цены на оказываемые им услуги и реализуемую продукцию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

20. Доходы, полученные от осуществления видов деятельности Фонда, указанных в пункте 17 настоящего устава, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в собственность фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Имущество фонда

21. Имущество фонда составляют земельные участки, принадлежащие ему на праве собственности, здания, строения, сооружения, иное недвижимое имущество, движимое имущество, включая вещи, ценные бумаги, денежные средства, в том числе валютные, имущественные права, иные материальные ценности и финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью фонда.

22. Источниками формирования имущества фонда являются:

а) добровольные имущественные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц;

б) доходы от реализации продукции и оказания услуг;

в) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

г) доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в собственности фонда;

д) бюджетные ассигнования федерального бюджета;

е) иные не запрещенные законом поступления.

23. Фонд использует имущество только для целей, определенных уставом.

IV. Учет и отчетность фонда

24. Фонд ведет бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ежегодно публикует отчет об использовании своего имущества.

25. Годовой отчет о деятельности фонда включает годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и годовой отчет об использовании имущества фонда.

Годовой отчет о деятельности фонда, утвержденный советом фонда, направляется учредителю до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.

Обобщенные данные годового отчета о деятельности фонда, утвержденного советом фонда, направляются Президенту Российской Федерации до 15 мая года, следующего за отчетным периодом. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит аудиту.

V. Управление фондом

26. Органами управления фонда являются совет фонда, правление фонда и исполнительный директор фонда.

27. Совет фонда является высшим коллегиальным органом фонда.

Назначение председателя и членов совета фонда, а также прекращение их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации.

28. К компетенции совета фонда относятся:

а) определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования средств фонда и его имущества;

б) рассмотрение и утверждение годового отчета о деятельности фонда, в том числе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

в) избрание исполнительного директора фонда;

г) назначение членов правления фонда и прекращение их полномочий;

д) утверждение аудиторской организации фонда, отобранной на конкурсной основе;

е) утверждение финансового плана доходов и расходов фонда и внесение в него изменений;

ж) утверждение порядка проведения конкурсного отбора проектов фонда, порядка проведения экспертизы проектов, экспертизы ежегодных и итоговых отчетов по выполнению финансируемых фондом проектов, положения об оплате труда экспертов фонда;

з) утверждение итогов реализации проектов фонда;

и) принятие решений о создании филиалов фонда и (или) об открытии представительств фонда, утверждение положений о них;

к) принятие решений об участии фонда в других юридических лицах и управлении ими, в том числе о наделении представителя фонда полномочиями для участия в работе органов управления этих юридических лиц, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

л) рассмотрение отчетов исполнительного директора фонда о результатах деятельности фонда;

м) принятие решения о заключении сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения фондом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов стоимости всего имущества фонда, определенной на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный год, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки;

н) принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях";

о) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим уставом.

29. Заседание совета фонда созывается по решению председателя совета фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год. По требованию не менее одной трети членов совета фонда или одной трети членов правления фонда и исполнительного директора фонда или по требованию ревизионной комиссии фонда или аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, может быть созвано внеочередное заседание совета фонда. О месте и времени проведения заседания совета фонда, а также повестке дня исполнительный директор фонда должен сообщить членам совета фонда не позднее чем за 5 дней до дня заседания.

30. Заседание совета фонда является правомочным, если на нем присутствуют более половины членов совета фонда.

31. Председатель совета фонда, а в его отсутствие - уполномоченный им член совета фонда председательствует на заседаниях совета фонда.

32. Решения совета фонда принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета фонда. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

Протокол заседания совета фонда подписывается председательствующим на заседании совета фонда. Мнения членов совета фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

32.1. Совет фонда вправе принять решение путем проведения письменного опроса членов совета фонда (заочное голосование). Решение о проведении заочного голосования принимает председатель совета фонда.

Мнение члена совета фонда учитывается, если оно представлено не позднее установленного для окончания голосования срока, который указывается в опросном листе.

При определении результатов заочного голосования засчитываются голоса членов совета фонда, поступившие в установленный срок по тем вопросам, по которым в опросном листе отмечен только один из возможных вариантов голосования.

Опросные листы, заполненные с нарушением указанных требований, признаются недействительными и не учитываются при определении результатов голосования. При проведении заочного голосования решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов совета фонда.

При равенстве голосов членов совета фонда, принявших участие в заочном голосовании, голос председателя совета фонда является решающим. Если председатель совета фонда не участвовал в заочном голосовании, при равенстве голосов решение считается непринятым.

Решение считается принятым со дня определения результатов заочного голосования, указанного в сообщении о проведении заочного голосования и в опросных листах.

Заполненные опросные листы прилагаются к протоколу заседания совета фонда, составленному по результатам заочного голосования, и являются его неотъемлемой частью.

32.2. Секретарь совета фонда обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний совета фонда.

33. Совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

34. Попечительский совет фонда является надзорным органом фонда.

Назначение председателя и членов попечительского совета фонда, а также прекращение их полномочий осуществляются Правительством Российской Федерации.

35. К компетенции попечительского совета фонда относятся:

а) осуществление надзора за деятельностью фонда и соблюдением им законодательства Российской Федерации;

б) осуществление надзора за использованием средств фонда;

в) надзор за принятием советом фонда, правлением фонда и исполнительным директором фонда решений и обеспечением их исполнения.

36. Заседание попечительского совета фонда созывается по решению председателя попечительского совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год. По требованию не менее одной трети членов попечительского совета фонда или одной трети членов правления фонда и исполнительного директора фонда может быть созвано внеочередное заседание попечительского совета фонда. О месте и времени проведения заседания попечительского совета фонда, а также повестке дня исполнительный директор фонда должен сообщить членам попечительского совета фонда не позднее чем за 15 дней до дня заседания.

37. Заседание попечительского совета фонда является правомочным, если на нем присутствуют более половины членов попечительского совета фонда.

38. Председатель попечительского совета фонда, а в его отсутствие - уполномоченный им член попечительского совета фонда председательствует на заседаниях попечительского совета фонда.

39. Решения попечительского совета фонда принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов попечительского совета фонда. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

Протокол заседания попечительского совета фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета фонда. Мнения членов попечительского совета фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

Попечительский совет фонда вправе принимать решения путем проведения заочного голосования.

Секретарь попечительского совета фонда обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний попечительского совета фонда.

40. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

41. Коллегиальным исполнительным органом фонда является правление фонда.

Назначение членов правления фонда, в том числе исполнительного директора, и прекращение их полномочий осуществляются советом фонда.

42. Правление фонда осуществляет текущее руководство деятельностью фонда, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим уставом к компетенции совета фонда и исполнительного директора фонда.

43. Правление фонда возглавляет исполнительный директор фонда, который исполняет свои обязанности на возмездной основе.

44. Члены правления фонда осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

45. К компетенции правления фонда относятся:

а) разработка и утверждение годовых планов деятельности фонда, реализация мероприятий по приоритетным направлениям деятельности фонда, определенным советом фонда;

б) утверждение структуры и штатного расписания фонда;

в) утверждение внутренних документов фонда, за исключением тех, утверждение которых отнесено к компетенции совета фонда и исполнительного директора фонда;

г) подготовка для рассмотрения советом фонда предложений о создании филиалов и открытии представительств фонда, разработка проектов положений о них;

д) подготовка и представление совету фонда годового отчета о деятельности фонда, в том числе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

е) подготовка и представление совету фонда финансового плана доходов и расходов фонда, а также предложений о внесении в него изменений;

ж) подготовка и представление совету фонда предложений об участии фонда в других юридических лицах и управлении ими, в том числе о наделении представителя фонда полномочиями для участия в составе органов управления этих юридических лиц;

з) образование научных, экспертных и иных советов и групп по программам и проектам, реализуемым фондом, и утверждение положений о них;

и) иные вопросы, предусмотренные настоящим уставом.

46. Вопросы, отнесенные к компетенции правления фонда, не могут быть переданы для решения иными органами управления фонда.

47. Заседание правления фонда является правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов.

48. Решения правления фонда принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления фонда. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

49. Текущее руководство деятельностью фонда осуществляет исполнительный директор фонда - постоянно действующий единоличный исполнительный орган фонда.

50. К компетенции исполнительного директора фонда относятся реализация основных направлений деятельности фонда, организация исполнения решений органов фонда.

51. Исполнительный директор фонда избирается советом фонда из своего состава или состава правления фонда сроком на 3 года. Совет фонда может принять решение о досрочном переизбрании исполнительного директора фонда.

52. Исполнительный директор фонда:

а) организует и контролирует текущую работу фонда, организует выполнение решений совета фонда и правления фонда и осуществляет контроль за их выполнением;

б) созывает заседания правления фонда для решения вопросов по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц;

в) без доверенности действует от имени фонда, представляет его интересы в отношениях с гражданами и юридическими лицами, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, на территории Российской Федерации и за рубежом;

г) принимает решения о взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, российскими, иностранными и международными организациями, и осуществляет такое взаимодействие;

д) организует бухгалтерский учет и отчетность фонда;

е) управляет в пределах своей компетенции имуществом фонда, открывает и закрывает расчетные и другие счета в кредитных организациях;

ж) несет ответственность за использование средств и имущества фонда в соответствии с его уставными целями;

з) осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств фонда;

и) принимает на работу и увольняет должностных лиц фонда, в том числе главного бухгалтера, а также остальных работников фонда, определяет их должностные обязанности;

к) назначает по согласованию с советом фонда своих заместителей (до двух);

л) заключает договоры, в том числе с утвержденными советом фонда аудиторскими организациями, выдает доверенности, издает приказы, утверждает другие внутренние нормативные документы и совершает иные сделки, за исключением случаев, когда утверждение таких документов или совершение таких сделок отнесено к компетенции совета фонда или правления фонда;

м) отвечает за подготовку заседаний правления фонда, не менее чем за 3 дня извещает членов правления фонда о проведении заседания;

н) организует подготовку повестки заседаний совета фонда, попечительского совета фонда и правления фонда, а также подготовку материалов для рассмотрения на этих заседаниях;

о) осуществляет материально-техническое и организационное обеспечение деятельности научных, экспертных и иных советов и групп, образуемых в соответствии с решениями правления фонда;

п) решает другие вопросы, связанные с деятельностью фонда, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета фонда, попечительского совета фонда и правления фонда.

53. Исполнительный директор фонда вправе временно передавать с согласия правления фонда свои полномочия либо их часть заместителям исполнительного директора фонда.

54. Годовой отчет о деятельности фонда исполнительный директор фонда представляет совету фонда до 15 апреля года, следующего за отчетным.

VI. Надзор и контроль за финансовой и хозяйственной
деятельностью фонда

55. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью фонда является ревизионная комиссия фонда.

Порядок деятельности ревизионной комиссии фонда устанавливается настоящим уставом и положением о ревизионной комиссии фонда. Положение о ревизионной комиссии фонда утверждается советом фонда.

56. Решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии фонда, о прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий, принимаются советом фонда. Срок полномочий членов ревизионной комиссии фонда составляет не более 5 лет. Члены ревизионной комиссии фонда не могут занимать одновременно какие-либо должности в иных органах фонда.

57. Ревизионная комиссия фонда:

а) подтверждает достоверность сведений, содержащихся в годовом отчете фонда;

б) осуществляет проверку эффективности использования фондом денежных средств и другого имущества фонда;

в) осуществляет проверку соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности фонда, принимаемых органами управления фонда, нормативным правовым актам Российской Федерации;

г) подготавливает рекомендации правлению фонда по разработке проекта финансового плана доходов и расходов (бюджета) фонда и по его уточнению;

д) решает иные вопросы, отнесенные к компетенции ревизионной комиссии фонда положением о ревизионной комиссии фонда.

58. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда проводится аудиторской организацией. Отобранная на конкурсной основе аудиторская организация утверждается советом фонда. Аудиторская организация проводит аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда до утверждения годового отчета советом фонда. По решению совета фонда аудиторская организация проводит внеочередной аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда либо проверку ведения бухгалтерского учета.

VII. Порядок ликвидации фонда

59. Фонд может быть ликвидирован в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только по решению суда, вынесенному на основании заявления заинтересованных лиц.

60. В случае ликвидации фонда денежные средства, в том числе полученные в результате реализации имущества фонда, и иное имущество, которые остались после удовлетворения требований кредиторов, направляются на цели, для достижения которых был создан фонд.

61. При ликвидации фонда документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VIII. Порядок внесения изменений в устав

62. Изменения в настоящий устав вносятся по решению учредителя фонда.

63. Изменения в настоящий устав вступают в силу с момента их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 августа 2016 г. N 739

СОСТАВ
ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ФОНДА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"

Васильева О.Ю.
-
Министр образования и науки Российской Федерации (председатель попечительского совета фонда)
Аристархов В.В.
-
первый заместитель Министра культуры Российской Федерации
Артизов А.Н.
-
руководитель Федерального архивного агентства
Говорухин С.С.
-
председатель Комитета Государственной Думы по культуре (по согласованию)
Добродеев О.Б.
-
генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания"
Кропачев Н.М.
-
ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
Садовничий В.А.
-
ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"
Степашин С.В.
-
председатель Международной общественной организации "Императорское Православное Палестинское Общество", президент некоммерческого партнерства "РОССИЙСКИЙ КНИЖНЫЙ СОЮЗ" (по согласованию)
Титов В.Г.
-
первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации
Тихон
(Шевкунов Г.А.)
-
епископ Егорьевский, наместник религиозной организации "Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре (по согласованию)
Тишков В.А.
-
академик-секретарь Отделения историко-филологических наук Российской академии наук
Толстой В.И.
-
советник Президента Российской Федерации (по согласованию)
Торкунов А.В.
-
ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации"
Чубарьян А.О.
-
научный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт всеобщей истории Российской академии наук