АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 июня 2018 г. N П6-29821

В соответствии с Методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ), утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 4 июня 2018 г. N 4072п-П6, направляются разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

Заместитель директора

Департамента проектной

деятельности Правительства

Российской Федерации

А.БАДИН

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ПАСПОРТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

(ПРОГРАММ) И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Настоящие разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ) и федеральных проектов подготовлены в соответствии с Методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ), утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 4 июня 2018 г. N 4072п-П6 (далее - методические указания).

1. Подготовка паспорта национального проекта (программы)

1.1. Паспорт национального проекта (программы) (далее - национальный проект, паспорт национального проекта) подготавливается по форме согласно приложению N 1 к методическим указаниям.

1.2. В разделе "Основные положения" приводится краткое наименование национального проекта в 1 - 2 слова, планируемая дата начала и окончания национального проекта в формате ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, указывается фамилия и инициалы куратора национального проекта в должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя национального проекта в должности руководителя федерального органа исполнительной власти и администратора национального проекта в должности заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти.

1.3. В разделе "Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта" приводятся цели, целевые и дополнительные показатели, а также их плановые значения по годам (на конец каждого года) реализации национального проекта вплоть до года достижения соответствующих целей и целевых показателей, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях стратегического развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), в том числе:

целевые показатели, утвержденные в Указе. В случае если формулировка целевого показателя содержит несколько составных показателей, то данные показатели приводятся в отдельных строках таблицы. Уровень контроля данных целевых показателей - Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

дополнительные показатели по целям, утвержденным в Указе, в случае неизмеримости данных целей (отсутствие целевого показателя в цели). По таким целям приводятся 1 - 2 дополнительных показателя, позволяющих определить их достижение. Уровень контроля данных показателей - президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - президиум Совета). При нумерации указанных показателей используется иерархический список, на верхнем уровне которого указывается цель, утвержденная в Указе.

При включении дополнительных показателей рекомендуется:

обеспечивать полноту покрытия связанных целевых показателей;

использовать имеющиеся показатели, публикуемые Росстатом;

предусматривать публикацию итоговых данных по новым показателям независимым субъектом статистического учета (Росстат);

не использовать показатели, фактические значения которых определяются нормативно-правовыми актами;

для показателей с высокой волатильностью предусматривать механизмы сбора фактических данных не реже, чем ежеквартально.

В случае отсутствия методики расчета целевого или дополнительного показателя при разработке плана мероприятий по реализации федерального проекта, который направлен на достижение соответствующего целевого или дополнительного показателя национального проекта, необходимо предусмотреть мероприятия и контрольные точки по разработке соответствующей методики и сбору необходимых данных для их расчета со сроком исполнения не позднее первого года реализации национального проекта.

Общее рекомендуемое количество целевых и дополнительных показателей составляет не более 10. По всем целевым и дополнительным показателям указывается базовое значение (последнее расчетное значение на момент подготовки национального проекта), дата расчета в формате ДД.ММ.ГГГГ и единицы измерения.

1.4. В разделе "Структура национального проекта" приводится перечень федеральных проектов, необходимых и достаточных для достижения целей, целевых показателей и решения задач национального проекта.

По каждому федеральному проекту указываются планируемая дата начала и окончания реализации в формате ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, фамилия и инициалы куратора федерального проекта в должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и фамилия, инициалы и должность руководителя федерального проекта. Руководитель федерального проекта назначается, как правило, в должности заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти или руководитель организации, ответственной за управление федеральным проектом.

Рекомендуемая продолжительность федерального проекта составляет не более трех лет в рамках сроков реализации национального проекта. Допускается наличие федеральных проектов с датой начала реализации до даты утверждения паспорта национального проекта.

1.5. В разделе "Задачи и результаты национального проекта" по каждому федеральному проекту указывается задача национального проекта (в формате "Задача "...") из перечня задач, определенных в Указе, решение которой осуществляется в рамках соответствующего федерального проекта. При необходимости, общий перечень задач может быть дополнен иными задачами, направленными на решение наиболее значимых вопросов в сфере реализации национального проекта и необходимыми для достижения целей и целевых показателей национального проекта исходя из общего рекомендуемого количества задач национального проекта не более 10.

На протяжении всего периода решения задачи национального проекта по каждому году приводятся ожидаемые результаты, отражающие непосредственные, проверяемые (измеримые) итоги деятельности по реализации соответствующей задачи и обеспечивающие ее решение.

Рекомендуемое количество результатов на очередной финансовый год (полный год) составляет 2 - 4 результата и 1 - 3 результата в год на каждый последующий год с ежегодным их допланированием.

Результаты указываются в форме завершенного действия в формулировках материальных и нематериальных объектов, продуктов и (или) услуг, планируемых к получению в срок (например, ввод в эксплуатацию (указывается количество) дошкольных образовательных организаций, обучение не менее (указывается количество) сотрудников организации).

По каждому результату приводится планируемая дата его получения в формате ДД.ММ.ГГГГ и фамилия и инициалы ответственного исполнителя. Ответственный исполнитель определяется, как правило, в должности заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, государственного органа или руководителя (заместителя руководителя) иной организации, ответственной за достижение результата.

Указанная информация приводится по каждому федеральному проекту в отдельном подразделе. Количество подразделов должно соответствовать количеству федеральных проектов.

1.6. В разделе "Финансовое обеспечение реализации национального проекта" приводится объем финансового обеспечения реализации национального проекта по годам его реализации, а также объем финансового обеспечения федеральных проектов, входящих в национальный проект. Информация приводится в разрезе источников финансирования с выделением в том числе объемов межбюджетных трансфертов.

1.7. В разделе "Дополнительная информация" даются пояснения и комментарии в виде ссылок к отдельным положениям паспорта национального проекта, приводимые в целях их уточнения.

1.8. Паспорт национального проекта подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти, государственными органами и организациями, от которых определены ответственные исполнители результатов национального проекта, а также с соответствующим общественно-деловым советом. Осуществляется рассмотрение паспорта национального проекта экспертной группой с формированием заключения.

1.9. Национальный проект подлежит ежегодному допланированию.

1.10. К паспорту национального проекта прилагаются дополнительные и обосновывающие материалы, подготовленные по форме, приведенной в приложении N 2 к методическим указаниям.

1.10.1. В разделе "Методика расчета целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта" по каждой цели, целевому и дополнительному показателю, приведенному в разделе 2 "Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта" паспорта национального проекта указывается:

алгоритм расчета (формула) показателя с использованием буквенных обозначений базовых показателей. При необходимости приводится алгоритм (формула) расчета базовых показателей;

наименования базовых показателей, используемых в расчете;

источник данных с указанием регулярности их формирования;

наименование федерального органа исполнительной власти, иного органа или организации, ответственной за сбор и представление данных по показателю;

уровень агрегирования статистической информации, группировка информации согласно классификационным признакам;

срок предоставления статистической информации пользователям и вид временной характеристики (показатель на дату, показатель за период);

иная дополнительная информация, необходимая для расчета показателя, в том числе метод сбора информации и форма показателя (абсолютный, относительный).

В случае, если методика расчета показателя ранее утверждена, данная методика приводится в таблице. В графе "Дополнительная информация" по соответствующим показателям указываются реквизиты документа которым она утверждена.

Методики расчета целей, целевых и дополнительных показателей национальных проектов подлежат одобрению на заседании президиума Совета.

1.10.2. В разделе "Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта" приводятся цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта, указанные в паспорте национального проекта, а также их плановые значения по годам с учетом реализации национального проекта (указываются значения целевых и дополнительных показателей в соответствии с паспортом национального проекта) и значения без учета реализации национального проекта (значения, определяемые исходя из достигнутого на момент подготовки национального проекта уровня (базового значения показателя) и (или) динамики соответствующих показателей).

По всем целям, целевым и дополнительным показателям указывается базовое значение (последнее расчетное значение на момент подготовки национального проекта), дата расчета в формате ДД.ММ.ГГГГ и единицы измерения в соответствии с паспортом национального проекта.

1.10.3. В разделе "Оценка обеспеченности целей и целевых показателей национального проекта" приводится оценка вклада федерального проекта в достижение каждой цели, целевого показателя национального проекта в процентах от его планового значения или разницы значений целей, целевых показателей планируемых к достижению в рамках реализации национального проекта и значений без учета реализации национального проекта (осуществляется в зависимости от цели, целевого показателя и применяется в приоритетном порядке).

Указанная оценка осуществляется экспертным путем. При оценке следует учитывать, что реализация одного федерального проекта может оказывать влияние на несколько целей, целевых показателей национального проекта.

На основании приведенной оценки определяется сводный рейтинг каждого федерального проекта. Сводный рейтинг определяется как сумма баллов (один балл соответствует одному проценту вклада в достижение целей и целевых показателей) по результатам оценки влияния федерального проекта на достижение целей и целевых показателей национального проекта.

Федеральные проекты приводятся в порядке уменьшения сводного рейтинга.

Сумма процентов, соответствующих влиянию федеральных проектов на каждую из целей, целевых показателей, характеризует обеспеченность целей и целевых показателей национального проекта соответствующими федеральными проектами (насколько федеральные проекты позволяют достичь заданных значений целей и целевых показателей национального проекта).

2. Подготовка паспорта федерального проекта

2.1. Паспорт федерального проекта, реализуемого в рамках национального проекта, разрабатывается по форме согласно приложению N 3 к методическим указаниям.

2.2. В разделе "Основные положения" приводится краткое наименование национального проекта в соответствии с паспортом национального проекта, в рамках которого реализуется федеральный проект, краткое наименование федерального проекта в 2 - 3 слова, планируемая дата начала и окончания федерального проекта в формате ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, а также фамилия, инициалы и должность:

куратора федерального проекта, назначаемого в должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;

старшего должностного лица (при наличии), назначаемого в статусе заместителя председателя проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации (далее - проектный комитет);

руководителя федерального проекта, назначаемого, как правило, в должности заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, иного органа или руководителя (заместителя руководителя) организации, ответственной за управление федеральным проектом;

администратора федерального проекта, являющегося ответственным должностным лицом федерального органа исполнительной власти или структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, иной орган или организация, на которую возлагаются функции администратора федерального проекта.

Дополнительно указываются государственные программы Российской Федерации, в рамках которых реализуется федеральный проект.

2.3. В разделе "Цель и показатели федерального проекта" приводятся:

цель федерального проекта с указанием даты достижения значений 1 - 2 основных показателей, оказывающих влияние на достижение цели, целевого показателя национального проекта. Рекомендуется формулировать цель федерального проекта в формулировке соответствующей цели, целевого показателя национального проекта, на достижение которой он оказывает влияние, с указанием способа ее достижения (за счет чего). Цель указывается в формате "Цель:...";

показатели, отраженные в цели федерального проекта (основные показатели);

иные дополнительные показатели, планируемые к достижению в рамках реализации федерального проекта. Дополнительные показатели могут включаться аналитически или быть базовыми для расчета основных показателей.

Значения показателей планируются по годам (на конец каждого года) на весь период достижения соответствующей цели, целевого показателя национального проекта, на который влияет реализация федерального проекта.

Рекомендуется планировать показатели, сбор информации по которым составляет не реже 1 раза в квартал.

В случае отсутствия методики расчета показателя при разработке плана мероприятий по реализации федерального проекта необходимо предусмотреть мероприятия и контрольные точки по разработке соответствующей методики и сбору необходимых данных для расчета показателя со сроком исполнения не позднее первого года реализации федерального проекта.

Общее количество показателей не должно превышать 6. По всем показателям указывается базовое значение (последнее расчетное значение показателя на момент подготовки федерального проекта), дата расчета в формате ДД.ММ.ГГГГ и единицы измерения.

2.4. В разделе "Задачи и результаты федерального проекта" в разрезе задач национального проекта указываются результаты, создаваемые в рамках решения соответствующих задач национального проекта. В обязательном порядке приводятся результаты, указанные в разделе 4 паспорта национального проекта по соответствующей задаче, а также иные результаты, контроль которых осуществляется проектным комитетом или при необходимости руководителем национального проекта.

По каждому результату приводятся качественные и количественные характеристики, а также иные требования к результатам, позволяющие однозначно определить их достижение. Формулировка качественных и количественных характеристик результата должна уточнять результат и не дублировать его.

2.5. В разделе "Финансовое обеспечение реализации федерального проекта" приводится объем финансового обеспечения реализации федерального проекта по годам реализации и группировкой по результатам и соответствующим задачам национального проекта. Информация приводится с указанием источников финансирования с выделением в том числе объемов межбюджетных трансфертов.

2.6. В разделе "Участники федерального проекта" приводится информация по всем ответственным лицам, указанным в паспорте федерального проекта и приложениях к нему в качестве ответственных исполнителей, соисполнителей результатов, приведенных в разделе 3 федерального проекта, а также контрольных точек и мероприятий федерального проекта. Лица, не указанные в разделах и приложениях к паспорту федерального проекта, как ответственные исполнители и соисполнители, не включаются в данный раздел.

По каждому участнику указывается его планируемая занятость в федеральном проекте, определяемая как доля рабочего времени, на которую работник привлекается в федеральный проект (в процентах от общего рабочего времени). Занятость в федеральном проекте подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, иного органа или организации, который является непосредственным руководителем привлекаемого в федеральный проект работника, и может корректироваться в ходе реализации федерального проекта.

Информация приводится в разрезе результатов федерального проекта, а также общих организационных мероприятий по федеральному проекту.

2.7. В разделе "Дополнительная информация" даются пояснения и комментарии в виде ссылок к отдельным положениям паспорта федерального проекта, приводимые в целях их уточнения.

2.8. Приложение N 1 "План мероприятий по реализации федерального проекта" к паспорту федерального проекта содержит перечень мероприятий федерального проекта, направленных на достижение результатов и соответствующих им контрольных точек.

2.8.1. План мероприятий по реализации федерального проекта подготавливается на три года - очередной финансовый год и плановый период. Допускается детальное планирование мероприятий на очередной финансовый год, а также планирование мероприятий на плановый период с учетом ежегодного их допланирования.

2.8.2. Мероприятия, входящие в план мероприятий по реализации федерального проекта, приводятся в разрезе результатов и должны быть сгруппированы по контрольным точкам. Наименования мероприятий рекомендуется формулировать так, чтобы они отражали действия или совокупность выполняемых действий и не дублировали наименования результатов, в рамках которых они выполняются.

В план мероприятий по реализации федерального проекта подлежат включению мероприятия, предполагающие осуществление структурных преобразований, совершенствование нормативного регулирования в соответствующей сфере и иные мероприятия, влияющие на достижение результатов и решение задач национального проекта.

В случае если реализация федерального проекта предполагает необходимость уточнения законодательно установленного разграничения полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления, в план мероприятий по реализации такого федерального проекта включаются мероприятия и контрольные точки по формированию, внесению и рассмотрению соответствующих законодательных актов.

2.8.3. Координация мероприятий, содержащихся в планах мероприятий по реализации федеральных проектов, с соответствующими мероприятиями, реализуемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется, в том числе с использованием следующих механизмов:

отражение в правилах предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации перечня показателей федеральных проектов, в том числе показателей федеральных проектов, планируемых в разрезе субъектов Российской Федерации, которые включаются в соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, а также при необходимости перечня конкретных мероприятий, на реализацию которых предоставляются межбюджетные трансферты;

заключение с субъектами Российской Федерации на добровольной основе соглашений, регламентирующих порядок взаимодействия при реализации соответствующих мероприятий;

нормативное регулирование (разработка требований, стандартов, правил) в соответствующей сфере;

применение системы отраслевых критериев с последующим формированием отраслевого рейтинга субъектов Российской Федерации.

2.8.4. Координация мероприятий, содержащихся в планах мероприятий по реализации федеральных проектов, с соответствующими мероприятиями программ развития (иных программ) государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием осуществляется путем установления соответствующих критериев в качестве условий предоставления мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, а также участия представителей Российской Федерации в органах управления указанных организаций в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по применению механизмов, указанных в пунктах 2.8.3, 2.8.4 подлежат включению в планы мероприятий по реализации федеральных проектов.

2.8.5. Контрольная точка является итогом выполнения ряда мероприятий федерального проекта и соответствует его промежуточному результату, создаваемому в рамках результата, указанного в разделе 3 паспорта федерального проекта.

По итогам выполнения всех мероприятий одного результата федерального проекта указывается контрольная точка, соответствующая получению данного результата.

Наименования контрольных точек должны отражать материальные и нематериальные объекты, продукты и (или) услуги. Общее рекомендуемое количество контрольных точек составляет 2 - 4 в год на один результат, указанный в разделе 3 паспорта федерального проекта. Контрольные точки должны быть равномерно распределены по годам, в том числе в течение года (при возможности).

2.8.6. В план мероприятий по реализации федерального проекта включаются контрольные точки, соответствующие завершению подготовки региональных проектов, направленных на реализацию федерального проекта и достижение соответствующих целей и показателей.

Паспорта региональных проектов рекомендуется подготавливать в тех субъектах Российской Федерации, в разрезе которых планируются показатели федерального проекта.

При подготовке указанных региональных проектов федеральный орган исполнительной власти, от которого определен руководитель федерального проекта, принимает участие в рассмотрении ключевых положений этих региональных проектов. В графе "Ответственный исполнитель" по данной контрольной точке (точкам) указывается соисполнитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющий в том числе взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2.8.7. По каждому результату, контрольной точке и мероприятию указываются:

планируемые дата начала и окончания в формате ДД.ММ.ГГГГ. Для контрольных точек указывается только дата окончания;

фамилия и инициалы лиц, являющихся ответственными исполнителями и соисполнителями. Ответственные исполнители результатов, указанных в паспорте национального проекта, приводятся в соответствии с паспортом национального проекта. Ответственным исполнителем и соисполнителем контрольной точки, как правило, является руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти (например, директор департамента федерального органа исполнительной власти), иного органа или заместитель руководителя организации. Ответственным исполнителем и соисполнителем мероприятия, как правило, выступает работник структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, иного органа или организации. Количество исполнителей и соисполнителей (в случае наличия) может составлять 1 - 3 должностных лица на одно мероприятие или контрольную точку;

документальное подтверждение факта получения результата, достижения контрольной точки или выполнения мероприятия в форме соответствующего документа (вида документа), утвержденного, согласованного и (или) одобренного в установленном порядке, а также качественные и количественные характеристики и иные требования к результату, контрольной точке или мероприятию, позволяющие однозначно определить их достижение или выполнение;

уровень контроля, исходя из того, что достижение результатов, указанных в паспорте национального проекта, контролируется президиумом Совета; иных результатов федерального проекта и контрольных точек - проектным комитетом; выполнение мероприятий - руководителем национального проекта.

2.9. В приложении N 2 "Показатели федерального проекта по субъектам Российской Федерации" к паспорту федерального проекта приводятся плановые значения показателей федерального проекта в разрезе субъектов Российской Федерации с группировкой по федеральным округам. Информация приводится по годам реализации федерального проекта вплоть до года достижения соответствующих показателей, указанного в разделе 2 паспорта федерального проекта.

По всем показателям указывается последнее расчетное значение на момент подготовки федерального проекта, дата расчета в формате ДД.ММ.ГГГГ и единицы измерения.

2.10. Подготовка федерального проекта осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с учетом их предложений.

2.11. При разработке федерального проекта паспорт федерального проекта подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти, государственными органами и организациями, от которых определены ответственные исполнители результатов, контрольных точек и мероприятий, а также с соответствующим общественно-деловым советом. Осуществляется рассмотрение паспорта федерального проекта экспертной группой с формированием заключения.

2.12. Федеральный проект подлежит ежегодному допланированию.

2.13. К паспорту федерального проекта прилагаются дополнительные и обосновывающие материалы, подготовленные по форме, приведенной в приложении N 4 к методическим указаниям.

2.13.1. В разделе "Модель функционирования результатов и достижения показателей федерального проекта" приводится краткое описание модели (бизнес-модели) функционирования результатов федерального проекта после передачи их в эксплуатацию, включая описание модели функционирования организационных, финансовых, правовых и иных механизмов. Описание модели функционирования результатов федерального проекта должно включать обоснование работоспособности планируемых к получению результатов, а также их способности и достаточности для достижения цели и показателей федерального проекта.

2.13.2. Указания по заполнению раздела "Методика расчета показателей федерального проекта" аналогичны указаниям по заполнению раздела "Методика расчета целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта" дополнительных и обосновывающих материалов к национальному проекту.

Методики расчета показателей федеральных проектов подлежат одобрению на заседаниях проектных комитетов.

2.13.3. В разделе "Финансовое обеспечение реализации мероприятий федерального проекта" приводится объем финансового обеспечения реализации мероприятий федерального проекта на очередной финансовый год и плановый период, указанных в плане мероприятий по реализации федерального проекта (приложение N 1 к паспорту федерального проекта), с группировкой по результатам федерального проекта и указанием кода бюджетной классификации расходов (в детализации, соответствующей федеральному закону (проекту федерального закона) о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период). Информация приводится в разрезе источников финансирования с выделением в том числе объемов межбюджетных трансфертов.

При планировании мероприятий и источников их финансирования необходимо исходить из законодательно установленного разграничения полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления (в том числе с учетом предполагаемого федеральным проектом такого разграничения).

Формирование предложений по финансовому обеспечению реализации федеральных проектов за счет средств федерального бюджета, в том числе предложений, предусматривающих выделение дополнительных бюджетных ассигнований, осуществляется с учетом приоритизации предусмотренных на развитие соответствующей сферы бюджетных ассигнований.

2.13.4. В разделе "Финансовое обеспечение реализации федерального проекта по субъектам Российской Федерации" указывается объем финансового обеспечения реализации федерального проекта по годам его реализации в разрезе субъектов Российской Федерации с группировкой по федеральным округам. Информация приводится в разрезе источников финансирования с выделением в том числе объемов межбюджетных трансфертов.