Положения ст. 217 ТК РФ о службе охраны труда в организации

Положения ст. 217 ТК РФ о службе охраны труда в организации

Охрана труда — это комплексное понятие, которое включает в себя создание безопасных условий для выполнения работниками их трудовых обязанностей. Под безопасностью понимается не только техника безопасности и её правила, но и соответствие рабочих мест принятым нормам и всё то, что предотвращает возникновение несчастных случаев и производственных заболеваний.

Реализуются положения об охране труда с помощью проведения мероприятий, направленных на контроль использования техники, состояния производственных помещений, уровня знаний и профессиональной подготовки работников, всё то, что способно снизить степень любых рисков. Претворять в жизнь локальные и федеральные нормативные акты в области охраны труда должны специалисты соответствующего профиля или руководство предприятия.

Правовые нормы о том, в каком случае в организации или в штате работников ИП должна быть сформирована отдельная служба по охране труда, содержатся в ст. 217 ТК РФ.

Особенности применения положений и миссия локальных служб

Правила рекомендательного характера возникли в РФ ещё 8 февраля 2000 года, когда были утверждены соответствующие рекомендации Минтруда. Согласно поставлению, которым это было сделано, структура службы и численность занятых в ней сотрудников устанавливаются руководителем и зависят от численности штата, особенностей условий труда, степени опасности и прочих факторов.

Изменения в ТК РФ, вступившие в силу с момента принятия ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, добавили новые критерии в определении численности работников при организации службы. Возникла необходимость задуматься об отдельной службе, если число работников 50 и более человек. Правила старого Кодекса требовали это делать только при 100 работниках.

Возможен и приём на работу профильного специалиста. Если штат не дотягивает до 50 человек, то обязанности службы или специалиста работодатель обязан выполнять лично, или поручить это другому работнику, или задействовать специалиста на основе гражданско-правового договора.

Служба охраны труда должна быть самостоятельным подразделением, подчиняющимся непосредственно руководителю организации. Её структура и состав устанавливаются им в зависимости от численности всех работников и особенностей условий труда, уровня опасности производства и прочих факторов, принимая во внимание нормативы, утвержденных Постановлением Минтруда от 22 января 2001 г. № 10.

В организациях с численностью до 700 работников, если никто из них не используется при тяжелых, вредных и опасных условиях труда, функции службы могут осуществлять специалисты. Если численность работников больше, то создаются специальные бюро с численностью до 5 специалистов или отдел с численностью от 6 сотрудников и выше.

В качестве специалистов обычно используются инженеры или работники, имеющие высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу или среднее техническое образование и стаж в должности техника первой категории не менее трех лет. Все сотрудники службы или бюро должны пройти специальное обучение.

Сотрудники службы должны обладать возможностью беспрепятственного посещения любых производственных, служебных и бытовых помещений. По первому запросу им должна предоставляться документация по вопросам охраны труда или как-то связанная с ней.

Они имеют право на предъявление начальникам цехов, смен, отделов и иным должностным лицам работодателя обязательные предписания об устранении выявленных ими нарушений норм охраны труда и правил техники безопасности и контролировать исполнение.

Основной юридически значимой задачей службы является контроль за соблюдением исполнителями и руководителями требований всех государственных нормативных правовых актов об охране труда, соответствующих условий коллективного договора, отдельного соглашения, прочих локальных нормативных правовых актов организации.

С этой целью специалисты обеспечивают своевременное и правильное использование СИЗ и всего, что относится к области личной безопасности работников. В их компетенции находится контроль выполнения запланированных мероприятий, предусмотренных специальными программами, направленными на улучшение условий труда. Они должны принимать меры по устранению причин несчастных случаев на производстве.

В отдельную область следует выделить выполнение предписаний органов госнадзора и контроля за выполнением требований. В случае, если несчастные случаи всё же происходят, сотрудники службы принимают активное участие в их расследовании и учете.

Обычно общий перечень всех мероприятий в организации состоит из 30-40 позиций. Особое место в нём занимает участие в проведении специальной оценки условий труда и контроль за проведением испытаний и технических проверок оборудования, машин, механизмов и инструмента.

Судебная практика

Упоминание рассматриваемой статьи в судебных актах связано с двумя основными причинами:

  • организация нарушила требования трудового законодательства и вопреки им соответствующая служба не была создана;
  • работодатель грубо нарушил положения об охране труда, что привело к нежелательным или тяжелым последствиям.

Оба варианта могут быть связаны с тем, что против работодателей возбуждаются административные дела или даже начинается уголовное преследование. Разумеется, не из-за нарушения положения данной статьи, но отсутствие выполнения её требований может стать отягчающим обстоятельством.

Однако нужно учитывать, что законодатель не вводит жёсткой обязанности для работодателя организовать именно службу.

Это подтверждает решение № 21-165/2020 от 20 августа 2020 г. по делу № 21-165/2020 Ивановского областного суда. Из него становится ясно, что врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда области попытался подвергнуть одно из обществ региона административному наказанию в виде штрафа в размере 67 тыс. рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.

Свою жалобу должностное лицо мотивировало тем, что при наличии в штате 1231 работников, в соответствии со ст. 217 ТК РФ и методическими Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, Письмом Министерства труда и социальной защиты от 28 сентября 2017 года № 15-2/ООГ-2693, в штате должно быть более одного специалиста по охране труда либо создана служба, либо отдел, бюро со штатной численностью более 3 единиц.

Однако инспектор обнаружил только одного специалиста по охране труда. С его точки зрения, он не может выполнить все возложенные на него законом функции, о чем свидетельствует выявление в Обществе нарушения требований, несчастные случаи.

В областном суде рассматривалась жалоба должностного лица ГИТ на решение судьи Кинешемского городского суда Ивановской области от 30 июня 2020 года. Тот же прекратил производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.

При этом судья городского суда исходил из того, что ст. 217 ТК РФ не содержит императивного предписания обязательного наличия в штате предприятия службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований: либо создать службу охраны труда, либо ввести должность специалиста.

Учитывая изложенное, судья областного суда нашёл выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях ООО состава вмененного административного правонарушения правильными, а доводы жалобы должностного лица ГИТ были признаны несостоятельными.

Ссылки на наличие выявленных в период времени нарушений требований, наличие несчастных случаев в организации на законность выводов судьи не влияет, поскольку находятся за рамками предмета рассматриваемой жалобы.

Случается и такое, что должностные лица пытаются распространить положения рассматриваемой статьи на организации или учреждения, к которым статья не должна иметь никакого отношения.

Из решения № 12-153/2020 от 28 июля 2020 г. по делу № 12-153/2020 Северодвинского городского суда мы узнаём, что основанием для привлечения директора ГАПОУ АО «ТСДиТ» к административной ответственности послужили выводы главного государственного инспектора труда о том, что Учреждением в нарушение требований ст. 22, частей 1, 4 ст. 217 ТК РФ допущено нарушение трудового законодательства, выразившееся в отсутствии в Учреждении службы охраны труда или специалиста, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Законодатель возлагает обязанность по созданию службы или введению должности специалиста только на тех работодателей, которые в качестве основной осуществляют производственную деятельность и численность работников которых превышает 50 человек.

Вместе с тем, согласно Уставу ГАПОУ АО «ТСДиТ», утверждённому распоряжением министерства образования и науки Архангельской области, а также выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Учреждения является образовательная деятельность.

Указанное свидетельствует о том, что ГАПОУ АО «ТСДиТ» в качестве основной производственную деятельность не осуществляет, следовательно, закон не предусматривает для этого Учреждения обязательное наличие службы охраны труда либо наличие в штате должности специалиста, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю.