Основания изменения и расторжения договора по 450 ст. ГК РФ

20171122090147_44410.jpg

ГК РФ даёт участникам гражданского правового оборота достаточно большие возможности в формировании условий договорных отношений (ст. 1, 421 ГК РФ). При этом подразумевается, что стороны могут использовать условия, которые будут отличаться от тех, что предписывают правила различных статей ГК РФ.

До тех пор, пока это устраивает всех участников сделки, приоритетным является договор.

Свобода договорных отношений распространяется и на возможность вносить в договор изменения, которые могут относиться к новациям (ст. 414 ГК РФ) или сокращать объём участия какой-то из сторон взамен предоставления ею отступного (ст. 409 ГК РФ). Стороны могут расторгнуть договор самостоятельно, придя к определённому консенсусу. Это возможно в случае возникновения взаимопонимания и тогда, когда прекращение сделки не противоречит статьям ГК РФ и другим законам.

В одностороннем порядке и без участия суда может быть изменён или расторгнут только договор, который предусматривал это своими условиями, но и в таком случае вносящая изменения сторона не должна злоупотреблять таким правом, действовать добросовестно и разумно, в пределах ГК РФ. Процесс изменения и расторжения договора регламентирует его ст. 450.

Внесение изменений в договоры и их расторжение в судах

В случае, если консенсуса достичь не удалось, но одна из сторон считает необходимым внести в договор изменения или расторгнуть его, она должна обращаться в суд. Однако это не означает того, что внесение изменений или расторжение возможно во всех случаях, а п. 2 ст. 450 ГК РФ устанавливает правила, согласно которым для этого необходимо, чтобы имелись следующие признаки:

  • существенное нарушение условий одной из сторон, из-за которых другая в значительной мере теряет то, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • наступление какого-то из случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или условиями самого договора.

Но и при наличии изложенных выше обстоятельств возможности судов ограничены, если договор имеет сложную природу и его изменение может затронуть интересы третьих лиц (п. 2 ст. 39 ГПК РФ и п. 3 ст. 139 АПК РФ).

В п. 2 ст. 450 ГК РФ используется понятие «ущерб», который получает одна из сторон, что и становится весомым основанием для того, чтобы она требовала расторжения договора. Его не следует трактовать узко или ограничительно. В данном случае под ущербом понимается не только высокие расходы, но и любое неполучение в полном объёме того, на что сторона могла рассчитывать.

Так, если был заключен договор пожизненной ренты, то неполучение содержания стороной сделки всего один раз даёт ей право обращаться в суд с исковым заявлением о расторжение договора. Хотя формально это не принесло стороне никакого ущерба, но получатель ренты вправе ожидать того, что средства будут поступать каждый месяц.

Из анализа судебной практики по таким делам становится ясно, что суды занимают сторону получателя ренты в том случае, когда плательщик не в состоянии привести никаких аргументов тому, что пропуск платежа более не повторится. Подразумевается, что всё время пока длится договор с недобросовестным плательщиком, владелец недвижимости не может найти другого — более ответственного, а на подписание договора его толкнул низкий уровень дохода.

При сделках купли-продажи существенным основанием для расторжение договора становится выявление неустранимых дефектов или недостатков, которые были неоднократно установлены вновь после их устранения. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.97 № 14 указывается на то, что бремя доказательства наличия таких недостатков лежит на истце, который стремится разорвать договор.

Расторжение договора и односторонний отказ в его исполнении

Внесение изменений в договор или его расторжение на базе п. 2 ст.450 ГК РФ необходимо отличать от одностороннего отказа в исполнении. Последнее происходит без решения суда, на основании условий самого договора, статей ГК или других законов. Односторонний отказ автоматически делает договор расторгнутым. Однако другая сторона получает в таком случае право обжаловать действия отказавшегося от исполнения лица в судах (ст. 11 ГК РФ) и потребовать неустойку.

Различные статьи ГК накладывают различные обязательства на отказавшуюся от исполнения своих договорных обязанностей сторону. В первую очередь это относится к уведомлению другого участника или участников сделки. В зависимости от природы договора, могут стать актуальными ст. ст. 699, 977, 1003, 1024, 1037, 1051 ГК РФ. Остаётся спорным вопрос о том, какая дата считается датой отказа — отправки о том уведомления или получения его другой стороной, если более поздняя дата не указывается в самом отказе. В отдельных статьях ГК может быть чётко указано, что является датой расторжения договора. Так, для договора поставки это всегда дата получения стороной уведомления контрагента, если иной срок не предусмотрен в уведомлении и не определен соглашением сторон. Тем не менее, спорные вопросы всё равно возникают. В основном они связаны с тем, что в этот момент какие-то грузы могли не только находиться в пути, но даже продолжать отгружаться.

Правом одностороннего отказа может воспользоваться кредитор, в том случае, если в силу долгосрочного невыполнения должником своих обязательств договор утратил для него интерес (ст. 405 ГК РФ). Однако законодатель далеко не случайно сделал оговорку о необходимости разумных и добросовестных действий. Кодекс не содержит никаких препятствий к тому, чтобы правом одностороннего отказа от выполнения договоров воспользовались любые лица, вне зависимости от того, относится ли договор к предпринимательской деятельности. Это означает, что внесение изменений в договор или отказ от исполнения в одностороннем порядке может коснуться и потребителей электроэнергии, воды и газа, которые являются рядовыми гражданами.

Отражение ст. 450 ГК РФ в постановлениях и определениях высших судов РФ

Одной из наиболее важных, в свете рассмотрения практического применения ст. 450 ГК РФ, является позиция позиция ВС РФ, ВАС РФ, которая сводится к тому, что если продавец не получил оплату, то у него возникает право требовать возврата недвижимости в качестве неосновательного обогащения только в случае расторжения договора. Это не означает, что какое-либо лицо может присвоить себе чужую недвижимость, но до тех пор пока договор в силе, идёт период ожидания оплаты от покупателя.

Более детально это отражено в определении ВС РФ от 03.02.2015 № 78-КГ14-39. Оно указывает, что если покупатель не подписал акт приемки недвижимости и не произвёл полную оплату, то это влечет за собой расторжение договора купли-продажи, а также возврат переданного покупателю имущества в соответствии с нормами о неосновательном обогащении.

Аналогичные сведения содержаться в определениях по делам № 18-КГ14-99 от 09.09.2014 и № 5-В11-27 от 07.06.2011.

Данная статья довольно часто становится предметом рассмотрения не только ВС, но и Конституционного суда. Дело в том, что многие граждане, получив не устроившее их решение судов всех инстанций, доходят даже до Конституционного. Но в нём можно обжаловать только саму статью ГК. Это и делают, а едва ли не основной мотивацией является нечёткость формулировки «существенное нарушение договора». Однако КС РФ отказывает в принятии жалоб, поскольку именно судам, в рамках дискреционных полномочий, и дана возможность определение того, является ли какое-либо нарушение существенным по смыслу данной нормы.