КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 2 марта 2018 г. N 13-КЭ

О ДОПУСТИМОСТИ РЕГИСТРАЦИИ

СУДЬИ, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, В МЕЖДУНАРОДНЫХ

БАЗАХ НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ ОТ 23 МАЯ 2018 Г. N 13-КЭ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о соответствии требованиям Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) регистрации судьи, занимающегося научной деятельностью, в находящихся в ведении иностранных компаний международных базах научного цитирования "Scopus" или "Web of science", а также публикации судьей научных статей в журналах, включенных в названные системы.

Кодекс судейской этики, утвержденный 19 декабря 2012 года VIII Всероссийским съездом судей с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), закрепляет право судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14).

В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей судья вправе заниматься научной деятельностью, но при этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

В статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;

фундаментальные научные исследования (как вид научной деятельности) - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

научный результат - продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Федеральный закон N 127-ФЗ, называя основным источником финансирования фундаментальных научных исследований, поисковых научных исследований средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, одновременно допускает множественность источников финансового обеспечения научной деятельности, в том числе путем иностранных инвестиций; предоставляет субъектам научной деятельности право участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статьи 15 - 16).

Существующие библиографические и реферативные базы, включая такие международные системы как "Scopus" и "Web of Science", представленные на платформе компаний США, предназначены как для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, так и для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Библиографические базы научного цитирования - общепризнанный инструмент оценки результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, отдельных ученых, уровня научных журналов и т.п.

Согласно статьям 4, 6.1 Федерального закона N 127-ФЗ оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации, в целях обеспечения которой создается утверждаемая Правительством Российской Федерации Высшая аттестационная комиссия.

Регистрация научного работника (автора) в международных цитатно-аналитических базах и публикация его работ в рецензируемых такими базами научных изданиях (требования, установленные Высшей аттестационной комиссией для членов диссертационных советов) дают возможность использовать при оценке научной квалификации научного работника объективные и общепризнанные в научном мире наукометрические показатели.

Однако сами по себе действия, связанные с регистрацией лица в соответствующей международной базе, не дают научного результата и не являются научной деятельностью в значении, определяемом статьей 2 Федерального закона N 127-ФЗ.

Поэтому к регистрации в международной реферативно-библиографической базе данных не могут быть применены установленные подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей ограничения для судьи на занятие научной деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Публикация (или опубликование) научной статьи в печатном издании представляет собою доведение посредством печати готового научного результата до сведения неограниченного круга лиц. Следовательно, публикация (опубликование) для автора статьи также не является научной деятельностью в значении Федерального закона N 127-ФЗ.

То обстоятельство, что при регистрации судьи, занимающегося научной деятельностью, в международных базах научного цитирования осуществляется сбор и обработка персональных данных на территории США, не создает оснований для вывода о нарушении судьей требований Закона о статусе судей и несоответствии его поведения требованиям Кодекса судейской этики.