ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ

от 21 ноября 2018 г. N 190-2-7

О РАЗЪЯСНЕНИЯХ

НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ УЧЕТА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КАМПАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И КАНДИДАТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:

1. Одобрить Разъяснения некоторых вопросов учета финансирования избирательных кампаний политических партий и кандидатов при подготовке и проведении выборов в Российской Федерации (прилагаются).

2. Опубликовать настоящую выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Заместитель Председателя

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.И.БУЛАЕВ

Исполняющий обязанности секретаря

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

С.М.ШАПИЕВ

Приложение

к выписке из протокола заседания

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

от 21 ноября 2018 г. N 190-2-7

РАЗЪЯСНЕНИЯ

НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ УЧЕТА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КАМПАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И КАНДИДАТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах составляют Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает общие для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, правила для их подготовки и проведения.

Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливают единые правила подготовки и проведения указанных выборов для всей территории Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации устанавливают особенности организации и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти и выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления на территории соответствующих регионов.

Политические партии (избирательные объединения) и кандидаты при осуществлении деятельности, направленной на их участие в выборах различного уровня, должны учитывать следующее.

1. Законодательство Российской Федерации о выборах предусматривает, что финансовая поддержка кандидату, избирательному объединению может быть оказана только через соответствующие избирательные фонды, которые кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать (пункт 1 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Не создают избирательные фонды кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, и избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

Создание кандидатом избирательного фонда на муниципальных выборах необязательно при выполнении определенных условий: число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию о несоздании избирательного фонда.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

При этом собственные средства избирательного объединения могут поступать в избирательный фонд выдвинутого им кандидата, в избирательный фонд самого избирательного объединения как с расчетных счетов самой политической партии, регионального отделения политической партии, выступающих в качестве избирательного объединения, так и с расчетных счетов политической партии, регионального отделения этой политической партии, образованного в другом субъекте Российской Федерации, не являющихся на данных выборах избирательным объединением.

Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке (пункт 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается (пункт 5 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Соответственно, нарушения установленного законом порядка финансирования избирательной кампании влекут административную или уголовную ответственность: статьи 5.18 - 5.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , статья 141.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Кандидаты обязаны создавать избирательные фонды после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении), избирательные объединения - после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

Для формирования избирательного фонда в уполномоченном банке открывается специальный избирательный счет.

Избирательные фонды создаются до дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Несоздание избирательного фонда (за исключением случаев, когда создание избирательного фонда необязательно) влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов и, как следствие, неучастие в выборах (подпункт "ж" пункта 24 и подпункт "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

3. Законодательство Российской Федерации о выборах разделяет понятия: "избирательная кампания и "избирательная кампания кандидата, избирательного объединения".

Избирательная кампания в целом - это деятельность по подготовке и проведению выборов, которая осуществляется избирательными комиссиями со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение выборов (подпункт 19 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Избирательная кампания конкретного кандидата, избирательного объединения - это деятельность определенного кандидата, избирательного объединения с целью избрания, которая осуществляется в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и до дня представления итогового финансового отчета (подпункт 20 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

4. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

При этом выдвижение кандидата, списка кандидатов может осуществляться только после официального опубликования (публикации) решения уполномоченного органа о назначении выборов.

Например, на выборах Президента Российской Федерации - после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 35 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"), на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (часть 3 статьи 39, часть 4 статьи 40, часть 3 статьи 41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Соответственно, начало избирательной кампании конкретного кандидата, избирательного объединения может совпадать с началом избирательной кампании в целом.

5. Если в соответствии с законом для регистрации кандидата, списка кандидатов необходимо собрать определенное количество подписей избирателей, то следует учитывать, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.

При этом на федеральных и региональных выборах подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На муниципальных выборах подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов (пункт 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), при этом оплата изготовления подписных листов может быть произведена позднее дня начала сбора подписей.

Кандидат после сбора в необходимом количестве подписей избирателей в поддержку своего выдвижения представляет в избирательную комиссию подписные листы и иные документы для своей регистрации.

6. Законодательство Российской Федерации о выборах содержит понятие "предвыборная агитация", к которой относится деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (подпункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

При этом "агитационный период", то есть период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию (подпункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), для различных участников избирательного процесса устанавливается избирательным законодательством отдельно.

Так, для избирательного объединения агитационный период начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов.

Для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, агитационный период начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.

Для кандидата, выдвинутого непосредственно (не в составе списка кандидатов), агитационный период начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.

Прекращается агитационный период для всех одновременно - в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (пункт 1 статьи 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Предвыборная агитация вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах, влечет административную ответственность (статья 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).

7. В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Изготовление и распространение агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда запрещены (пункты 5 и 6 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). За изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, предусматривается административная ответственность (часть 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).

8. Законодательство Российской Федерации о выборах предусматривает необходимость полного и точного учета всех расходов, связанных с проведением избирательной кампании конкретного кандидата, избирательного объединения.

Кандидат, избирательное объединение в установленный законом срок обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию, как правило, первый финансовый отчет (вместе с иными документами для регистрации кандидата, списка кандидатов, в том числе подписными листами) и обязательный итоговый финансовый отчет (после официального опубликования общих результатов выборов) о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету должны быть приложены первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств (пункт 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Соответственно, непредоставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влечет административную ответственность (часть 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).

9. В целях соблюдения установленного законом порядка финансирования избирательных кампаний ЦИК России напоминает о необходимости полного и точного учета кандидатами и политическими партиями всех расходов, связанных с проведением избирательной кампании, и своевременного представления полной и достоверной финансовой отчетности.

Обращаем внимание, что расходы на проведение партийных мероприятий, на которых происходит выдвижение кандидатов, списков кандидатов, не включаются в финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, поскольку на момент проведения таких мероприятий никаких избирательных фондов еще не создано.

Все расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, должны быть строго задокументированы и отражены в отчетности политической партии, представляемой в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (см. постановление ЦИК России от 16 августа 2017 года N 97/836-7 "О внесении изменения в Рекомендации по составлению сводного финансового отчета политической партии").

Внутрипартийные мероприятия, связанные с отбором кандидатур для последующего выдвижения кандидатами, в том числе процедуры предварительного голосования (так называемые праймериз), относящиеся к текущей деятельности политических партий, осуществляются, как правило, до начала избирательной кампании. Расходы на проведение таких мероприятий отражаются в соответствующей отчетности политических партий по текущей финансовой деятельности.