ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2018 г. N 18

О ФОРМИРОВАНИИ
ОБЩЕГО РЫНКА ГАЗА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В соответствии со статьями 83 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемые:

Программу формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза;

план мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза (далее - план).

2. Государствам - членам Евразийского экономического союза определить органы государственной власти, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных планом, и представить информацию о них в Евразийскую экономическую комиссию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу.

3. Государствам - членам Евразийского экономического союза обеспечить направление в Евразийскую экономическую комиссию проектов актов, разработанных в соответствии с планом.

4. Евразийской экономической комиссии осуществлять мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных планом, и ежегодно информировать о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации

Утверждена
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 6 декабря 2018 г. N 18

ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ГАЗА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Введение

1. Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) с учетом положений статьи 79 Договора, Протокола о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 22 к Договору) (далее - Протокол о правилах доступа), а также Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 7 (далее - Концепция).

2. Формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза (далее - Союз) является одним из важнейших приоритетов интеграционного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены) в сфере энергетики и одной из существенных составляющих обеспечения благоприятных условий для свободного движения товаров, услуг, технологий и капитала в рамках Союза.

3. Настоящая Программа разработана с учетом:

1) экономических интересов государств-членов (включая особенности функционирования и развития внутренних рынков газа государств-членов) и законодательства государств-членов;

2) принципов формирования общего рынка газа Союза, предусмотренных Договором, пунктом 3 Протокола о правилах доступа, в том числе принципа первоочередного обеспечения внутренних потребностей в газе государств-членов;

3) права государства-члена принимать необходимые регулятивные меры на своем внутреннем рынке газа в случае угрозы экономической или энергетической безопасности этого государства-члена;

4) достигнутых договоренностей и международных договоров между государствами-членами;

5) достигнутых договоренностей и международных договоров государств-членов с третьими государствами в газовой сфере;

6) международного опыта формирования общих рынков газа.

I. Общие положения

1. Определения

4. Для целей настоящей Программы используются понятия, которые означают следующее:

"биржевые торги газом" - торги газом, осуществляемые на товарной бирже в соответствии с правилами проведения биржевых торгов газом;

"газовая отрасль" - отрасль экономики, включающая в себя добычу, переработку, транспортировку, хранение и продажу газа;

"график ремонта элементов газотранспортных систем" - график выполнения планово-предупредительного ремонта элементов газотранспортных систем (с указанием сроков (периодичности и продолжительности) его осуществления);

"доступ к газотранспортным системам", "доступ к услугам по транспортировке газа" - предоставление права использования газотранспортных систем, управляемых операторами газотранспортных систем, для транспортировки газа на общем рынке газа Союза;

"инфраструктурное ограничение при транспортировке газа" - ограничение технического характера, препятствующее осуществлению транспортировки газа по определенному маршруту;

"надежность работы газотранспортной системы" - способность газотранспортной системы бесперебойно выполнять функции по транспортировке газа нормированного качества в пределах ее производительности;

"потребитель услуг по транспортировке газа" - организация, являющаяся собственником газа либо получившая его на основаниях, предусмотренных законодательством государств-членов, и получившая доступ к газотранспортным системам на основании договора о возмездном оказании услуг по транспортировке газа, заключенного с оператором газотранспортной системы в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;

"развитие газотранспортных систем" - комплекс мер, направленных на увеличение мощности (пропускной способности) и надежности объектов газотранспортной инфраструктуры или на сооружение таких объектов;

"рыночная цена" - цена на газ, сложившаяся на основе спроса и предложения на общем рынке газа Союза и определяемая в прямых договорах на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза или в ходе проведения биржевых торгов газом в условиях отсутствия ценового регулирования на общем рынке газа Союза с учетом положений раздела XVIII Договора;

"система информационного обмена" - система, обеспечивающая информационный обмен на основе определенного в установленном порядке состава информации и взаимодействие между уполномоченными органами государств-членов, Евразийской экономической комиссией и субъектами общего рынка газа Союза;

"торговля газом" - предпринимательская деятельность по купле-продаже газа, осуществляемая в соответствии с правилами торговли газом на общем рынке газа Союза, предусмотренными настоящей Программой;

"уполномоченные органы" - государственные органы власти государств-членов, уполномоченные на выполнение мероприятий настоящей Программы;

"ценовые индикаторы" - цены на газ, рассчитанные на основе цен сделок, совершенных в ходе биржевых торгов газом и (или) на внебиржевом рынке газа в рамках общего рынка газа Союза за определенный период.

Иные понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных Договором и Концепцией.

2. Цели и задачи Программы

5. Цели и задачи настоящей Программы определены на основе предусмотренных статьей 79 Договора принципов формирования общих рынков энергетических ресурсов Союза, а также в соответствии с положениями Концепции, статьи 83 Договора и Протокола о правилах доступа.

6. Целями настоящей Программы являются:

1) обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов общего рынка газа Союза в общем рынке газа Союза, включая создание правовых и экономических условий для функционирования общего рынка газа Союза;

2) обеспечение создания в государствах-членах условий, необходимых для реализации международного договора о формировании общего рынка газа Союза, вступающего в силу не позднее 1 января 2025 г.

7. Настоящая Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных организационных, технологических и других мероприятий, обеспечивающих формирование общего рынка газа Союза в результате выполнения, в частности, следующих задач:

1) создание правовых и экономических условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза с учетом законодательства государств-членов, а также Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору);

2) переход к рыночным механизмам ценообразования в отношении газа на общем рынке газа Союза;

3) организация торговли газом на общем рынке газа Союза, обеспечивающая недискриминационный доступ участников общего рынка газа Союза к этому рынку;

4) обеспечение возможности проведения биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза;

5) создание условий для увеличения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государств-членов на общем рынке газа Союза;

6) организация на основе единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов (далее соответственно - единые правила, газотранспортные системы), недискриминационного и прозрачного доступа к газотранспортным системам участников общего рынка газа Союза;

7) введение механизмов, направленных на долгосрочное развитие газотранспортных систем, необходимых для обеспечения функционирования общего рынка газа Союза, в том числе на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа;

8) унификация норм, стандартов на газ и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, а также выработка рекомендаций по обеспечению точности измерений количества и контроля качества газа с учетом мировых практик, по реализации метрологического обеспечения измерений в рамках национальных систем стандартизации государств-членов и по гармонизации метрологических требований к измерениям количества и параметров качества газа;

9) организация системы информационного обмена, предусматривающей обмен информацией, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, свободных мощностях газотранспортных систем, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе сведения об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;

10) организация регулярной подготовки и согласования индикативных (прогнозных) балансов газа государств-членов и Союза;

11) обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами для формирования общего рынка газа Союза;

12) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

13) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

14) осуществление взаимодействия государств-членов в целях формирования и функционирования общего рынка газа Союза;

15) осуществление взаимодействия уполномоченных органов друг с другом и с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия).

3. Ожидаемые результаты реализации Программы

8. Реализация настоящей Программы приведет к созданию методической, организационной, инфраструктурной, технологической и правовой основы формирования общего рынка газа Союза, позволяющей обеспечить достижение следующих результатов:

1) осуществление на общем рынке газа Союза торговли газом между участниками общего рынка газа Союза всех государств-членов посредством обеспечения доступа к услугам инфраструктурных организаций, включая доступ к газотранспортным системам и к биржевым торгам газом (при необходимости государство-член уполномочивает поставщиков газа и потребителей газа, отвечающих единым критериям, согласованным государствами-членами, на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза);

2) применение на общем рынке газа Союза различных механизмов заключения договоров на поставку газа (долгосрочных и краткосрочных договоров, биржевых сделок);

3) заключение договоров на поставку газа на общем рынке газа Союза по рыночным ценам, за исключением договоров, которые могут заключаться хозяйствующими субъектами в рамках реализации двусторонних международных договоров государств-членов;

4) предоставление доступа к газотранспортным системам участникам общего рынка газа Союза в целях поставки газа в рамках функционирования общего рынка газа Союза (в том числе с учетом индикативного (прогнозного) баланса газа Союза) в соответствии с едиными правилами, устанавливающими в том числе правила определения и распределения свободных мощностей и предусматривающими недискриминационный доступ к газотранспортным системам для участников общего рынка газа Союза;

5) установление (формирование) тарифов (цен) на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза на прозрачной и недискриминационной основе для участников общего рынка газа Союза в соответствии с законодательством государств-членов;

6) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

II. Система мероприятий Программы

1. Сроки и этапы реализации Программы

9. Государства-члены совместно с Комиссией обеспечивают поэтапное формирование общего рынка газа Союза в соответствии с Концепцией, Протоколом о правилах доступа и с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 104 Договора.

10. В соответствии с разделом IV Концепции формирование общего рынка газа Союза осуществляется в 3 этапа.

11. Первый этап завершается не позднее 1 января 2021 г. Основным результатом данного этапа должно стать создание методической и организационной основы формирования общего рынка газа Союза.

На первом этапе необходимо в том числе:

обеспечить гармонизацию законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами;

обеспечить доступность и полноту раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем;

унифицировать нормы и стандарты на газ государств-членов и нормативно-технические документы, регламентирующие функционирование газотранспортных систем, путем принятия соответствующих технических регламентов Союза;

организовать систему информационного обмена на основе информации, включающей в себя в том числе сведения о внутреннем потреблении газа, свободных мощностях газотранспортных систем, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов (в том числе об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам);

разработать и согласовать единые правила;

установить согласованный уполномоченными органами порядок осуществления биржевых торгов газом;

организовать формирование индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

выявить инфраструктурные ограничения при транспортировке газа между государствами-членами в целях его поставки в рамках общего рынка газа Союза и разработать предложения по их устранению.

12. Второй этап завершается не позднее 1 января 2022 г. Основным результатом данного этапа должно стать создание инфраструктурной, технологической и правовой основы формирования общего рынка газа Союза.

На втором этапе необходимо в том числе:

обеспечить на территории Союза функционирование одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться биржевые торги газом;

обеспечить недискриминационный доступ участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов;

обеспечить доступ участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

обеспечить использование различных механизмов, в том числе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа, для развития газотранспортных систем;

способствовать проведению консультаций государств-членов по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки газа, в которых государства-члены конкурируют или могут конкурировать между собой;

разработать механизмы, предотвращающие перепродажу в третьи государства газа, приобретенного на общем рынке газа Союза в целях поставки газа на территории государств-членов;

разработать механизмы, предотвращающие применение актов, регулирующих общий рынок газа Союза, в отношении газа, происходящего с территорий третьих государств;

подготовить проект международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

13. Третий этап завершается не позднее 1 января 2025 г. Основным результатом данного этапа должно стать обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов рынков газа государств-членов в общем рынке газа Союза, в том числе создание экономических условий для функционирования общего рынка газа Союза.

На третьем этапе необходимо в том числе:

обеспечить вступление в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза;

обеспечить осуществление свободных поставок газа, приобретенного на биржевых торгах газом или по прямым договорам, между участниками общего рынка газа Союза в требуемых объемах и по необходимым направлениям;

обеспечить в рамках общего рынка газа Союза торговлю газом по рыночным ценам;

обеспечить принятие Высшим Евразийским экономическим советом решения о целесообразности перехода к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов.

14. Настоящая Программа реализуется в соответствии с планом мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом.

15. Комиссия проводит мониторинг выполнения настоящей Программы, по результатам которого ежегодно готовит доклад о ходе формирования общего рынка газа Союза и предложения о переходе к очередному этапу формирования общего рынка газа Союза, в том числе предложения о реализации не предусмотренных настоящей Программой мероприятий (включая разработку и принятие актов органов Союза). Указанные предложения направляются в государства-члены для согласования. С учетом согласованных предложений Высший Евразийский экономический совет принимает решение о переходе к очередному этапу формирования общего рынка газа Союза и определяет содержание этого этапа.

2. Разработка актов, регулирующих общий рынок газа Союза

16. В отношении субъектов общего рынка газа Союза применяются акты, регулирующие общий рынок газа Союза, а также требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

Разработка и принятие порядка осуществления биржевых
торгов газом

17. Для обеспечения функционирования одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться биржевые торги газом, уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают порядок осуществления биржевых торгов газом.

18. В соответствии с разделом V Концепции государство-член определяет целесообразность осуществления биржевых торгов газом на товарных биржах государств-членов, а также число товарных бирж государства-члена, на которых могут осуществляться биржевые торги газом.

19. Порядок осуществления биржевых торгов газом включает в себя методические рекомендации по содержанию правил проведения биржевых торгов газом в целях поставки газа между государствами-членами и применяется к торгам физическими объемами газа с различными сроками поставки и торгам производными финансовыми инструментами в сфере поставки газа.

20. Операторы биржевых торгов разрабатывают и утверждают правила проведения биржевых торгов газом с учетом методических рекомендаций по содержанию правил проведения биржевых торгов газом.

21. Порядком осуществления биржевых торгов газом должны предусматриваться в том числе:

1) порядок допуска участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом (далее - участники биржевых торгов газом);

2) требования к участникам биржевых торгов газом;

3) порядок допуска и прекращения допуска биржевого товара к торгам;

4) порядок проведения торгов физическими объемами газа с различными сроками поставки газа и производными финансовыми инструментами в сфере поставки газа;

5) случаи и порядок приостановления, прекращения и возобновления биржевых торгов газом;

6) порядок определения рыночных цен на газ, реализуемый на товарной бирже;

7) меры, направленные на предотвращение резкого изменения уровня цен на газ, реализуемого на товарных биржах, и порядок их применения;

8) порядок заключения, регистрации, оформления и учета биржевых договоров;

9) порядок осуществления взаимных расчетов участников биржевых торгов газом при заключении биржевых договоров;

10) порядок взаимодействия участников биржевых торгов газом и (или) операторов биржевых торгов с операторами газотранспортных систем, включая порядок согласования технических возможностей и условий транспортировки газа;

11) порядок раскрытия информации о биржевых торгах газом и обеспечения ее защиты;

12) порядок разрешения споров;

13) ответственность участников биржевых торгов газом за исполнение обязательств по договорам, заключенным по итогам биржевых торгов газом;

14) меры обеспечения порядка и дисциплины на биржевых торгах газом;

15) порядок осуществления биржей контроля за исполнением биржевых сделок;

16) порядок взаимодействия операторов биржевых торгов;

17) порядок утверждения перечня основных инструментов биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза;

18) порядок стандартизации форм биржевых договоров;

19) порядок утверждения перечня биржевых товаров, допускаемых к торговле газом (с указанием их спецификаций);

20) иные положения, регламентирующие проведение биржевых торгов газом.

22. Согласованный уполномоченными органами порядок осуществления биржевых торгов газом определяется соответствующим актом Совета Комиссии, который будет действовать до вступления в силу правил торговли газом на общем рынке газа Союза.

Разработка документов в сфере информационного обмена

23. Комиссия совместно с уполномоченными органами разрабатывает и согласовывает документы, регламентирующие информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена (далее - документы в сфере информационного обмена).

24. При разработке документов в сфере информационного обмена следует учитывать требования законодательства государств-членов по защите информации, отнесенной законодательством государств-членов к сведениям ограниченного распространения (доступа).

25. В документах в сфере информационного обмена определяется в том числе состав информации, которой обмениваются уполномоченные органы и субъекты общего рынка газа Союза, включая сведения:

1) о свободных мощностях газотранспортных систем (в том числе для выявления инфраструктурных ограничений при транспортировке газа);

2) о регулируемом ценообразовании в газовой отрасли государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;

3) об основных производственных показателях газовой отрасли государств-членов, в том числе об объемах торговли газом между государствами-членами (в соответствии с перечнем показателей индикативного (прогнозного) баланса газа Союза);

4) о внутреннем потреблении газа в государствах-членах;

5) о совместно разработанных государствами-членами прогнозах внутреннего потребления и поставок газа, сформированных с учетом индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

6) о планах по модернизации и строительству объектов газотранспортных систем (в том числе в целях устранения инфраструктурных ограничений при транспортировке газа), которые влияют на функционирование общего рынка газа Союза;

7) об уполномочивании государствами-членами поставщиков газа и потребителей газа на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза.

26. Технологические документы в сфере информационного обмена разрабатываются в соответствии с пунктом 30 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору) и утверждаются Комиссией.

Разработка и принятие актов в сфере обеспечения доступа
к газотранспортным системам

27. В целях транспортировки газа, предназначенного для удовлетворения внутренних потребностей государств-членов, уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают единые правила.

Единые правила будут включены в международный договор о формировании общего рынка газа Союза.

28. До вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза доступ к газотранспортным системам для хозяйствующих субъектов государств-членов предоставляется в соответствии с Договором и Концепцией.

29. После выполнения всеми государствами-членами комплекса мер, предусмотренного пунктом 5 Протокола о правилах доступа, доступ к газотранспортным системам обеспечивается в соответствии с пунктом 7 Протокола о правилах доступа.

30. Для оформления завершения выполнения государствами-членами комплекса мер, предусмотренного пунктом 5 Протокола о правилах доступа, государства-члены совместно с Комиссией разрабатывают и принимают соответствующий протокол, содержащий правила доступа к газотранспортным системам, которые действуют до вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза. Данные правила доступа регламентируют взаимоотношения операторов газотранспортных систем и потребителей услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, определенные в пункте 31 настоящей Программы для единых правил, с учетом пункта 7 Протокола о правилах доступа.

31. Единые правила регулируют взаимоотношения операторов газотранспортных систем и потребителей услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, в том числе:

1) порядок подключения к газотранспортным системам;

2) порядок предоставления доступа к газотранспортным системам;

3) права и обязанности потребителей услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

4) права и обязанности операторов газотранспортных систем, оказывающих услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

5) порядок опубликования информации (стандарты раскрытия информации) о свободных мощностях, о тарифах (ценах), методик тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

6) порядок учета индикативных (прогнозных) балансов газа Союза;

7) порядок заключения договоров на оказание услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

8) порядок резервирования (бронирования) свободных мощностей и гарантии их использования;

9) порядок и сроки подачи заявок на предоставление доступа к газотранспортным системам;

10) требования к форме и содержанию заявки на предоставление доступа к газотранспортной системе, а также к прилагаемым к такой заявке документам, которые должны содержать сведения о соответствии газа техническим стандартам, характеристиках транспортируемого газа, целях его использования, покупателе, поставщике газа и другие сведения о транспортировке газа;

11) порядок подачи уточнений по объему газа, подаваемого и отбираемого из газотранспортных систем (номинаций);

12) порядок определения и распределения свободных мощностей, в том числе в случае отсутствия необходимого объема мощностей для удовлетворения всех поступивших заявок;

13) условия, при которых операторы газотранспортных систем вправе отказать потребителям услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза в доступе к газотранспортным системам;

14) порядок учета объема и качества газа на входе и выходе из газотранспортной системы;

15) порядок оплаты услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, поставляемого по прямым договорам поставки газа и в рамках биржевых торгов газом;

16) особенности предоставления доступа к свободным мощностям в рамках механизма развития газотранспортных систем на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа;

17) особенности оказания услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

18) порядок согласования операторами газотранспортных систем графиков ремонта элементов газотранспортных систем, влияющих на пропускную способность и надежность работы газотранспортных систем, используемых на общем рынке газа Союза;

19) порядок взаимного информирования операторов газотранспортных систем о планах развития газотранспортных систем, влияющих на торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза;

20) разрешение споров по вопросам предоставления доступа к газотранспортным системам и оказания услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

Разработка и заключение международного договора
о формировании общего рынка газа Союза

32. Уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают международный договор о формировании общего рынка газа Союза.

33. Международный договор о формировании общего рынка газа Союза разрабатывается на основании положений, содержащихся в Договоре и Концепции, и должен включать в себя в том числе:

1) принципы функционирования и регулирования общего рынка газа Союза;

2) порядок взаимодействия государств-членов при транспортировке и поставке газа из третьих государств и (или) в третьи государства, обеспечивающий в том числе предотвращение перепродажи в третьи государства газа, приобретенного на общем рынке газа Союза;

3) принципы обеспечения доступа к газотранспортным системам;

4) принципы ценообразования и формирования тарифной политики на общем рынке газа Союза;

5) порядок раскрытия информации государствами-членами и субъектами общего рынка газа Союза и формирования перечня информации, подлежащей раскрытию;

6) порядок обмена информацией, содержащей сведения, относящиеся в соответствии с законодательством государств-членов к сведениям ограниченного распространения (доступа);

7) перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме;

8) порядок принятия актов, регулирующих общий рынок газа Союза и предусматривающих неприменение этих актов в отношении газа, происходящего с территорий третьих государств и используемого на территориях государств-членов или поставляемого этим государством-членом на территории третьих государств, а также газа, произведенного на территории государства-члена и поставляемого этим государством-членом в третьи государства.

34. Единые правила включаются в международный договор о формировании общего рынка газа Союза в качестве приложения.

Разработка, согласование и принятие правил торговли газом
на общем рынке газа Союза

35. Уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают с учетом положений международного договора о формировании общего рынка газа Союза и согласовывают правила торговли газом на общем рынке газа Союза, которые применяются при заключении прямых договоров на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза и при проведении биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза.

36. Правила торговли газом на общем рынке газа Союза предусматривают в том числе:

1) порядок доступа к торговле газом на общем рынке газа Союза, включая критерии определения хозяйствующих субъектов, допущенных к торговле газом на общем рынке газа Союза;

2) порядок взаимодействия между участниками общего рынка газа Союза при торговле газом на общем рынке газа Союза;

3) порядок взаимодействия участников общего рынка газа Союза с операторами газотранспортных систем при торговле газом на общем рынке газа Союза, включая порядок согласования технических возможностей и условий транспортировки газа;

4) порядок учета газа на общем рынке газа Союза;

5) порядок заключения и расторжения договоров поставки газа на общем рынке газа Союза;

6) порядок расчетов за газ на общем рынке газа Союза;

7) порядок регистрации и учета договоров поставки газа на общем рынке газа Союза;

8) порядок разрешения споров на общем рынке газа Союза;

9) ответственность субъектов общего рынка газа Союза за нарушение правил торговли газом на общем рынке газа Союза;

10) принципы мониторинга соблюдения правил торговли газом на общем рынке газа Союза, включая определение ответственных за его проведение органов;

11) иные положения, регламентирующие торговлю газом на общем рынке газа Союза;

12) типовой договор поставки газа на общем рынке газа Союза, являющийся приложением к правилам торговли газом на общем рынке газа Союза.

37. Порядок принятия правил торговли газом на общем рынке газа Союза определяется международным договором о формировании общего рынка газа Союза.

Унификация норм и стандартов на газ
и нормативно-технических документов, регламентирующих
функционирование газотранспортных систем

38. Унификация норм и стандартов на газ и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем (включая разработку и принятие соответствующих технических регламентов Союза), осуществляется в соответствии с разделом X Договора.

3. Создание организационной, информационной
и технологической основы формирования общего рынка
газа Союза

Организация системы информационного обмена

39. Система информационного обмена реализуется в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору).

40. Система информационного обмена обеспечивает взаимодействие уполномоченных органов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза по предоставлению информации в объеме, предусмотренном в документах, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена, а также в соответствии с положениями международного договора о формировании общего рынка газа Союза. Включение информации, полученной от субъекта общего рынка газа Союза, в национальный сегмент интегрированной информационной системы Союза обеспечивается уполномоченным органом государства-члена этого субъекта.

41. Доступ к информации, включенной в систему информационного обмена, предоставляется уполномоченным органам, Комиссии и субъектам общего рынка газа Союза, прошедшим предварительную авторизацию.

42. До вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определяется в соответствии с Договором и международными договорами в рамках Союза.

43. После вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме, определяется международным договором о формировании общего рынка газа Союза.

Обмен технологической информацией между операторами
газотранспортных систем и операторами биржевых торгов

44. Обмен технологической информацией между операторами газотранспортных систем и операторами биржевых торгов, а также операторами газотранспортных систем государств-членов между собой для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза осуществляется по взаимной договоренности операторов газотранспортных систем и операторов биржевых торгов в соответствии с актами, регулирующими общий рынок газа Союза.

Реализация пилотных проектов по осуществлению биржевых
торгов газом

45. В рамках подготовки к проведению биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза уполномоченные органы совместно с Комиссией оценивают необходимость реализации пилотных проектов по проведению биржевых торгов газом между хозяйствующими субъектами государств-членов.

4. Проведение консультаций по вопросам транспортировки
и поставки газа в третьи государства

46. Государства-члены при необходимости проводят консультации по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или могут конкурировать между собой.

5. Гармонизация законодательства государств-членов в сфере
транспортировки и поставки газа между государствами-членами

47. Комиссия по согласованию с уполномоченными органами определяет форму представления информации для проведения сравнительного анализа законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами (включая нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры государств-членов, обеспечивающие формирование общего рынка газа Союза) и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами.

48. Комиссия на основе представленной государствами-членами информации проводит сравнительный анализ законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами (включая нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры государств-членов, обеспечивающие формирование общего рынка газа Союза) и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами.

49. По итогам сравнительного анализа законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами Комиссия формирует сводный отчет, на основании которого уполномоченные органы совместно с Комиссией осуществляют подготовку перечня нормативных правовых актов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами, подлежащих гармонизации, и принципов гармонизации, определяемых Высшим Евразийским экономическим советом.

50. Государства-члены осуществляют гармонизацию своего законодательства в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами и своих международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом определяемых в соответствии с пунктом 49 настоящей Программы принципов.

6. Реализация ценовой и тарифной политики на общем рынке
газа Союза, в том числе формирование ценовых индикаторов

51. Установление органами государства-члена, осуществляющими регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, тарифов на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, отнесенные к сфере естественных монополий, осуществляется на недискриминационной основе для участников общего рынка газа Союза в соответствии с законодательством государства-члена.

52. Тарифообразование (ценообразование) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза должно осуществляться исходя из соблюдения баланса интересов потребителей газа, поставщиков газа и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие таких хозяйствующих субъектов.

53. Государствами-членами обеспечиваются:

опубликование информации о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, методик тарифообразования (ценообразования) в отношении указанных услуг;

применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

контроль за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

Операторы газотранспортных систем, оказывающие услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, должны соблюдать требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, а также Договора и международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

54. Комиссией разрабатываются совместно с уполномоченными органами и принимаются методические рекомендации по формированию ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза, а также порядок осуществления мониторинга этих индикаторов. Ценовые индикаторы могут использоваться при осуществлении антимонопольного регулирования на общем рынке газа Союза в качестве информации.

55. Формирование ценовых индикаторов, определение сроков и места их публикации осуществляются на основании методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 54 настоящей Программы.

7. Выявление инфраструктурных ограничений
при транспортировке газа между государствами-членами
и разработка предложений по их устранению

56. В целях соблюдения баланса развития газотранспортных систем для функционирования общего рынка газа Союза Комиссия совместно с уполномоченными органами проводит работу по выявлению инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами и разрабатывает предложения по их устранению.

57. Выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами осуществляется на основе анализа информации, подлежащей раскрытию, а также информации, включенной в систему информационного обмена.

58. По результатам анализа Комиссия совместно с уполномоченными органами 1 раз в 3 года подготавливает отчет об инфраструктурных ограничениях при транспортировке газа между государствами-членами и предложения по их устранению.

8. Реализация совместных проектов в газовой отрасли

59. Государства-члены создают на своих территориях благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности в газовой отрасли, включая реализацию совместных проектов.

60. Государства-члены совместно определяют и реализуют проекты в газовой отрасли, представляющие взаимный интерес, в том числе обеспечивающие развитие мощностей межгосударственных магистральных газопроводов и технологически взаимосвязанных с ними объектов на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа. Государства-члены, на территориях которых реализуются такие проекты, обеспечивают необходимую регуляторную поддержку.

61. Операторы газотранспортных систем осуществляют взаимное информирование о планах развития газотранспортных систем, влияющих на взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза.

62. Проекты в газовой отрасли, представляющие взаимный интерес для государств-членов, реализуются в соответствии с положениями Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору).

9. Рассмотрение целесообразности осуществления торговли
газом на межгосударственной бирже Союза

63. В случае создания межгосударственной биржи Союза Комиссия обеспечивает подготовку научно обоснованных предложений о целесообразности осуществления торговли газом в рамках общего рынка газа Союза на межгосударственной бирже Союза, включающих в себя разработку механизмов взаимодействия межгосударственной биржи Союза с товарными биржами государств-членов (при сохранении для последних права торговли газом на общем рынке газа Союза).

64. На основании подготовленных научно обоснованных предложений Комиссия по согласованию с государствами-членами принимает рекомендацию о целесообразности осуществления торговли газом в рамках общего рынка газа Союза на межгосударственной бирже Союза.

10. Мониторинг реализации Программы

65. Комиссия осуществляет мониторинг реализации настоящей Программы и плана мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза и ежегодно информирует о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет и государства-члены.

III. Ресурсное обеспечение Программы

1. Порядок и механизмы финансирования реализации Программы

66. Финансовое обеспечение реализации настоящей Программы осуществляется Комиссией в соответствии с ее полномочиями за счет средств бюджета Союза, уполномоченными органами за счет средств бюджетов государств-членов в соответствии с законодательством этих государств, а также за счет средств внебюджетных источников.

67. При реализации настоящей Программы:

1) за счет средств бюджета Союза (средств бюджетной сметы Комиссии) финансируются выполняемые Комиссией мероприятия по разработке международных договоров и актов, составляющих право Союза, и развитию интеграционного сегмента интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена;

2) за счет средств бюджетов государств-членов (в пределах средств на обеспечение деятельности уполномоченных органов) финансируются осуществляемые с участием уполномоченных органов мероприятия по разработке международных договоров и актов, составляющих право Союза, гармонизации нормативных правовых актов государств-членов и развитию национальных сегментов интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена;

3) с привлечением средств внебюджетных источников финансируются создание и развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования общего рынка газа Союза.

2. Научное обеспечение

68. В рамках реализации настоящей Программы требуется ее научное обеспечение в виде проведения аналитических исследований и подготовки научно обоснованных предложений при разработке правил и механизмов формирования общего рынка газа Союза, включая институциональные, технологические, юридические и экономические механизмы формирования общего рынка газа Союза, в том числе по следующим направлениям:

1) разработка порядка осуществления биржевых торгов газом, включая методические рекомендации по содержанию правил проведения биржевых торгов газом;

2) разработка единых правил;

3) разработка правил торговли газом на общем рынке газа Союза;

4) подготовка научно обоснованных предложений о целесообразности осуществления торговли газом в рамках общего рынка газа Союза на межгосударственной бирже Союза;

5) разработка методических рекомендаций по формированию ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза, а также порядка осуществления их мониторинга.

Утвержден
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 6 декабря 2018 г. N 18

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕГО РЫНКА ГАЗА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Наименование мероприятия
Срок реализации
Ожидаемый результат
Ответственный исполнитель
Соисполнители
I. Разработка актов, регулирующих общий рынок газа Евразийского экономического союза (далее - Союз)
1. Принятие документов, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена:
акты Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия)
Комиссия
государства - члены Союза (далее - государства-члены)
по перечню информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определяемому в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза
2019 год
по перечню информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме, определяемому в международном договоре о формировании общего рынка газа Союза
2022 год
2. Разработка и принятие порядка осуществления биржевых торгов газом
2020 год
рекомендация Совета Комиссии
Российская Федерация
государства-члены, Комиссия
3. Разработка проекта единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов
2020 год
проект единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов
Российская Федерация
Комиссия, государства-члены
4. Принятие решения о переходе ко второму этапу формирования общего рынка газа Союза
2020 год
акт Высшего Евразийского экономического совета
Комиссия
государства-члены
5. Разработка и принятие протокола о завершении выполнения государствами-членами комплекса мер, являющихся условием обеспечения доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов
2021 год
протокол
Российская Федерация
государства-члены, Комиссия
6. Разработка международного договора о формировании общего рынка газа Союза и направление его на внутригосударственное согласование
2021 год
акт Комиссии
Российская Федерация
государства-члены, Комиссия
7. Принятие решения о переходе к третьему этапу формирования общего рынка газа Союза
2021 год
акт Высшего Евразийского экономического совета
Комиссия
государства-члены
8. Подписание международного договора о формировании общего рынка газа Союза
2022 год
международный договор о формировании общего рынка газа Союза
государства-члены
Комиссия
9. Разработка и принятие правил торговли газом на общем рынке газа Союза
2023 год
правила торговли газом на общем рынке газа Союза
Российская Федерация
государства-члены, Комиссия
II. Создание организационной, информационной и технологической основы формирования общего рынка газа Союза
1. Организация системы информационного обмена путем реализации средствами интегрированной информационной системы Союза общих процессов для обеспечения информационного взаимодействия в рамках общего рынка газа Союза в соответствии с перечнем информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме, определяемым в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза
2020 год
система информационного обмена
Комиссия
государства-члены
2. Организация обмена технологической информацией между операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторами биржевых торгов, а также операторами газотранспортных систем государств-членов между собой для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза
2021 год
обмен технологической информацией
Российская Федерация
государства-члены
III. Гармонизация законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами
1. Проведение сравнительного анализа законодательства государств-членов и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами
2019 год
сводный отчет
Комиссия
государства-члены
2. Подготовка перечня нормативных правовых актов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами, подлежащих гармонизации, и определение принципов гармонизации
2019 год
акт Высшего Евразийского экономического совета
Комиссия
государства-члены
3. Гармонизация законодательства государств-членов и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами
в соответствии с актом Высшего Евразийского экономического совета
нормативные правовые акты государств-членов
государства-члены
IV. Реализация ценовой и тарифной политики на общем рынке газа Союза, в том числе формирование ценовых индикаторов
1. Разработка и принятие методических рекомендаций по формированию ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза
2023 год (не ранее подписания международного договора о формировании общего рынка газа Союза)
акт Комиссии
Комиссия
государства-члены
2. Разработка и принятие порядка осуществления мониторинга ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза
2023 год (не ранее подписания международного договора о формировании общего рынка газа Союза)
акт Комиссии
Комиссия
государства-члены
3. Принятие решения о целесообразности перехода к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов
2023 год
акт Высшего Евразийского экономического совета
государства-члены
Комиссия