ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2018 г. N АКПИ18-873

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующими пункта 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413,

установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее также - Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. N 373 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт N 373). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 22 марта 2010 г., N 12.

Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт N 1897). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 28 февраля 2011 г., N 9.

Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - Стандарт N 413). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2012 г., регистрационный номер 24480, опубликован в "Российской газете" 21 июня 2012 г., N 139.

Согласно пункту 19.3 Стандарта N 373 учебные планы начального общего образования обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения (абзац четвертый). Обязательные предметные области - это русский язык и литературное чтение; родной язык и литературное чтение на родном языке; иностранный язык; математика и информатика; обществознание и естествознание (окружающий мир); основы религиозных культур и светской этики; искусство; технология; физическая культура (абзац пятый).

Абзац четвертый пункта 19.3 Стандарта N 373 действует в редакции приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., регистрационный номер 35916, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 февраля 2015 г.). Абзац пятый пункта 19.3 Стандарта N 373 действует в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный номер 40936, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 февраля 2016 г.).

По пункту 18.3.1 Стандарта N 1897 учебные планы основного общего образования обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения (абзац второй). В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература); иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) (абзацы третий - одиннадцатый).

Абзац второй пункта 18.3.1 Стандарта N 1897 действует в редакции приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., регистрационный номер 35915, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 февраля 2015 г.). Абзац четвертый указанного пункта действует в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный номер 40937, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 февраля 2016 г.

Пунктом 18.3.1 Стандарта N 413 предусмотрено, что учебные планы среднего общего образования обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения (абзац третий). Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. Предметная область "Русский язык и литература" включает учебные предметы: "Русский язык", "Литература" (базовый и углубленный уровни); предметная область "Родной язык и родная литература" включает учебные предметы: "Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень и углубленный уровень); предметная область "Иностранные языки" включает учебные предметы: "Иностранный язык" (базовый и углубленный уровни), "Второй иностранный язык" (базовый и углубленный уровни); предметная область "Общественные науки" включает учебные предметы: "История" (базовый и углубленный уровни), "География" (базовый и углубленный уровни), "Экономика" (базовый и углубленный уровни), "Право" (базовый и углубленный уровни), "Обществознание" (базовый уровень), "Россия в мире" (базовый уровень); предметная область "Математика и информатика" включает учебные предметы: "Математика", "Информатика" (базовый и углубленный уровни); предметная область "Естественные науки" включает учебные предметы: "Физика" (базовый и углубленный уровни), "Астрономия" (базовый уровень), "Химия" (базовый и углубленный уровни), "Биология" (базовый и углубленный уровни), "Естествознание" (базовый уровень); предметная область "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности" включает учебные предметы: "Физическая культура" (базовый уровень), "Экология" (базовый уровень), "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень) (абзацы восьмой - тридцать третий).

Абзац третий пункта 18.3.1 Стандарта N 413 действует в редакции приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2015 г., регистрационный номер 35953, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 февраля 2015 г.). Абзацы восьмой - одиннадцатый указанного пункта действуют в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2016 г., регистрационный номер 41020, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 февраля 2016 г.). Абзацы двадцать второй, двадцать шестой пункта 18.3.1 Стандарта N 413 действуют в редакции приказа Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован в Минюсте России 26 июля 2017 г., регистрационный номер 47532, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 июля 2017 г.).

Ш., являясь директором организации, осуществляющей образовательную деятельность, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 19.3 Стандарта N 373, пункта 18.3.1 Стандарта N 1897, пункта 18.3.1 Стандарта N 413 в части отсутствия в них указания на государственные языки республик Российской Федерации как на обязательные предметные области и учебные предметы для формирования учебных планов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ссылаясь на их противоречие пункту 2 статьи 26.1, пункту 1, подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктам 2, 5 статьи 3, пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", частям 3, 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Такая неполнота, по его мнению, отдельных положений стандартов также не соответствует частям 2, 3 статьи 68, пункту "е" части 1 статьи 72, статье 73 Конституции Российской Федерации, статьям 4, 8 Конституции Республики Татарстан, частям 2, 3 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании", статьям 3, 8, 9 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. N 1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан".

По мнению административного истца, оспариваемые стандарты были незаконно применены в отношении его судами в конкретном деле об административном правонарушении, в результате чего он был привлечен к административной ответственности. Считает, что оспариваемые нормативные положения нарушают его права как должностного лица на участие в формировании учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, на обеспечение воспитания и обучения на государственных языках Республики Татарстан - татарском и русском языках - в равных объемах, в порядке, определяемом в соответствии с локальными нормативными актами организации, а также в соответствии с действующими конституционными и законодательными нормами Российской Федерации и Республики Татарстан.

В судебном заседании административный истец заявил об уточнении требований, просил признать оспариваемые в части стандарты недействующими ввиду отсутствия указания на государственные языки республик Российской Федерации как на обязательные предметные области и учебные предметы для формирования учебных планов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, что не соответствует законодательству Российской Федерации, и обязать ответчиков принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими пункты стандартов, с указанием государственных языков республик Российской Федерации в качестве обязательных предметных областей для формирования учебных планов организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории республик Российской Федерации, если законодательством республик Российской Федерации введено преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования переданы Министерству просвещения Российской Федерации, а в сфере высшего образования - Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (пункт 2).

Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В письменных возражениях Министерство науки и высшего образования Российской Федерации указало, что у министерства отсутствуют полномочия в отношении предмета спора по настоящему делу, оно является ненадлежащим административным ответчиком, в связи с этим требования административного истца к нему удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании административный истец Ш. и его представители Г., З., О. поддержали заявленные требования.

Представители Министерства просвещения Российской Федерации Н., П., представитель Министерства юстиции Российской Федерации М., представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ч. не признали административный иск.

Выслушав объяснения административного истца Ш., его представителей Г., З., О., возражения представителей Министерства просвещения Российской Федерации Н., П., представителя Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ч., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшему на день утверждения оспариваемых нормативных правовых актов, разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 7).

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142, действовавших до 1 сентября 2013 г., Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает и вводит в действие стандарты.

Подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, подпунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, данному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере образования (пункт 1), было предоставлено полномочие самостоятельно принимать федеральные государственные образовательные стандарты.

Таким образом, Стандарты N 373, N 1897, N 413 утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации во исполнение требований федерального закона, в соответствии с полномочиями данного федерального органа исполнительной власти и с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", согласно пункту 6 части 1 статьи 6 которого к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся утверждение федеральных государственных образовательных стандартов. Данное полномочие предоставлено Министерству просвещения Российской Федерации (подпункт 4.2.30 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884).

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений пункту 2 статьи 26.1 пункту 1, подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктам 2, 5 статьи 3, пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", частям 3, 6 статьи 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" лишены правовых оснований.

В силу статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Конкретизируя положения статьи 68 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" определяет, что Российская Федерация в лице высших органов государственной власти осуществляет установление общих принципов законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, содействие развитию государственных языков республик, создание условий для сохранения и развития языков малочисленных народов и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований или проживающих за их пределами (статья 6).

Пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с законодательством об образовании. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Согласно приведенному закону в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации (часть 3 статьи 14).

Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования (часть 6 статьи 14).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании статей 12 и 28 указанного закона образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему (пункт 1 части 3 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно разделу III Стандартов N 373, N 1897, N 413 учебный план является составной частью организационного раздела основной образовательной программы общего образования, подлежащей реализации образовательными учреждениями.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования (абзац второй пункта 15 Стандарта N 373).

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования (абзац второй пункта 15 Стандарта N 1897).

Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования (абзац третий пункта 15 Стандарта N 413).

Обеспечивая реализацию права граждан на изучение родного языка, стандарты закрепляют обязательные предметные области, в которые входит "Родной язык и литературное чтение на родном языке" (Стандарт N 373), "Родной язык и родная литература" (Стандарты N 1897, N 413).

В данные предметные области на основании предусмотренного частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" выбора родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может входить изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, включая государственные языки республик Российской Федерации.

Отсутствие в положениях об обязательных предметных областях и учебных предметах непосредственного указания на государственные языки республик Российской Федерации не означает, что стандарты не предусматривают осуществления преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.

Согласно оспариваемым пунктам стандартов учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения (абзац четвертый пункта 19.3 Стандарта N 373, абзац второй пункта 18.3.1 Стандарта N 1897, абзац третий пункта 18.3.1 Стандарта N 413).

Кроме обязательных предметных областей, в которые в соответствии с законодательством республик Российской Федерации может входить преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации (предметные области стандартов "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература"), стандарты предусматривают часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность, время, отводимое на часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, введение учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, включая, как указывает в возражениях Министерство просвещения Российской Федерации, урочные занятия по "Основам духовно-нравственной культуры народов России", а также изучение государственного языка (государственных языков) республик Российской Федерации.

Основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов (Стандарты N 373, N 1897). Основная образовательная программа среднего общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения (Стандарт N 413).

Оспариваемые и связанные с ними положения стандартов обеспечивают гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании, в том числе того языка, который имеет статус государственного языка республики Российской Федерации, их содержание с учетом выявленного смысла не может рассматриваться как противоречащее приведенным в административном исковом заявлении Ш. нормативным правовым актам.

Таким образом, федеральные государственные образовательные стандарты - в данном случае их оспариваемые положения - не ограничивают право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на введение преподавания и изучения государственного языка республики Российской Федерации при разработке и утверждении соответствующих образовательных программ.

Данные полномочия должны реализовываться при соблюдении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П, согласно которой изучение конкретного языка как государственного языка республики Российской Федерации не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п. При этом учебные планы и программы должны быть составлены с учетом разнообразных жизненных ситуаций, с тем чтобы для тех учащихся, для которых конкретный язык не является родным и которые не имели возможности изучать его как учебную дисциплину в необходимом объеме, не создавались препятствия к прохождению итоговой аттестации и выдаче документа о получении основного общего образования, а также к реализации права на получение образования более высокого уровня (пункт 3.2).

С учетом изложенных обстоятельств следует сделать вывод, что положения пункта 19.3 Стандарта N 373, пункта 18.3.1 Стандарта N 1897, пункта 18.3.1 Стандарта N 413 соответствуют требованиям частей 1, 3, 6 статьи 14, подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Вопреки утверждениям административного истца оспариваемые пункты стандартов не имеют положений, противоречащих требованиям статей 26.1, 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые определяют полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 5 статьи 3, пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки. Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.

Оспариваемые нормы соответствуют данным законоположениям и не нарушают прав административного истца в указанных им аспектах.

По своему содержанию стандарты в оспариваемой части не препятствуют реализации административным истцом, являющимся директором организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Республики Татарстан, положений частей 2, 3 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании", статей 3, 8, 9 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. N 1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан", предусматривающих в том числе, что государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки и что в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Татарстан, преподается и изучается татарский язык.

Иные доводы административного истца и соответствующие им требования связаны с необходимостью, как он полагает, изменения федеральных государственных образовательных стандартов, что относится к полномочиям Министерства просвещения Российской Федерации, которые в силу принципа разделения государственной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти самостоятельно.

Противоречие оспариваемых норм требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушение своих прав административный истец обосновывает также фактом привлечения его к административной ответственности согласно постановлению мирового судьи и последующему решению судьи районного суда, но проверка этих актов, включая правильность применения судьями норм права, может быть осуществлена исключительно в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку оспариваемые нормативные положения признаются соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с непризнанием оспариваемых в части стандартов недействующими оснований, указанных в части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для возложения на орган, принявший оспариваемые нормативные правовые акты, обязанности принять новый (заменяющий) нормативный правовой акт не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ш. о признании частично недействующими пункта 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО