См. Документы Федеральной службы по аккредитации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О ЗАПОЛНЕНИИ

ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ В ЧАСТИ

ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей, экспертов по аккредитации и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации органа по сертификации, Росаккредитация с учетом позиций Минэкономразвития России, Минпромторга России, Росстандарта информирует о следующем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) под органом по сертификации понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. При этом сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Образец области аккредитации органа по сертификации, утвержденный приказом Минэкономразвития России "1", предусматривает указание в области аккредитации наименования объекта подтверждения соответствия (столбец 2) и соответствующих такому объекту подтверждения соответствия технических регламентов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требований к объектам подтверждения соответствия (столбец 5).

--------------------------------

"1" Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 288 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации".

С учетом изложенного для органов по сертификации, испрашивающих аккредитацию на выполнение работ по обязательной сертификации, в столбце 5 области аккредитации необходимо указывать:

1) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза):

наименование технического регламента (технических регламентов) Евразийского экономического союза (Таможенного союза) - во всех случаях;

наименование документов в области стандартизации, устанавливающих требования к продукции, - если компетентность органа по сертификации на применение таких документов в процессе сертификации подтверждена (подтверждается) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации, подтверждения компетентности). Указанные документы приводятся из числа указанных в перечнях международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утверждаемых Евразийской экономической комиссией для каждого технического регламента.

Обращаем внимание, что отсутствие в области аккредитации указания на упомянутые документы в области стандартизации не позволяет органу по сертификации применить положения пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014), согласно которому применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в указанные перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Союза. В этом случае орган по сертификации не вправе подтверждать соответствие продукции требованиям названных документов по стандартизации и осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков (пункт 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза). При этом в поле 12 "Дополнительная информация" сертификата соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС указанные стандарты приводиться не могут.

В случае отсутствия в области аккредитации таких документов орган по сертификации осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Союза на основе анализа рисков (пункт 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза).

В случае внесения изменений и дополнений в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов решение о возможности применения для целей подтверждения соответствия данных стандартов без расширения области аккредитации может приниматься на основании отдельных разъяснений Росаккредитации.

2) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями технических регламентов Российской Федерации:

наименование технического регламента (технических регламентов) Российской Федерации - во всех случаях;

наименование документов в области стандартизации, устанавливающих требования к продукции, - если компетентность органа по сертификации на применение таких документов в процессе сертификации подтверждена (подтверждается) в ходе процедуры аккредитации (расширения области аккредитации, подтверждения компетентности). Указанные документы приводятся из числа указанных в перечнях документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утверждаемых Росстандартом для каждого технического регламента.

Обращаем внимание, что отсутствие в области аккредитации указания на упомянутые документы в области стандартизации не позволяет органу по сертификации применить положения части 4 статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которой применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанные перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В этом случае орган по сертификации не вправе подтверждать соответствие продукции требованиям названных документов по стандартизации и осуществляет оценку соответствия требованиям технического регламента Российской Федерации, применяя предварительные национальные стандарты Российской Федерации, стандарты организаций и (или) иные документы (часть 4 статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ).

3) в отношении продукции, обязательная сертификация которой осуществляется в соответствии с положениями пункта 1 и пункта 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" "2", - наименование документа в области стандартизации, иного документа, указанного в пункте 1 или пункте 6.2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, устанавливающего обязательные требования к объекту технического регулирования до дня вступления в силу технического регламента. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 перечень указанных документов публикуется на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае наличия в указанном перечне документов в области стандартизации и иных нормативных документов, не содержащих обязательные требования к продукции, однако регулирующих вопросы проведения оценки соответствия, такие документы в области аккредитации могут не приводиться, при условии, что они включены в качестве обязательных к применению органом по сертификации в руководство по качеству органа по сертификации.

--------------------------------

"2" Перечень такой продукции определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

При определении информации, подлежащей включению в столбец 5 области по аккредитации для органов по сертификации, испрашивающих аккредитацию на выполнение работ по добровольной сертификации, следует учитывать следующее.

Статья 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" относит к документам в области стандартизации документы национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, а также документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

Общероссийские классификаторы требования к продукции не содержат.

Таким образом, в столбце 5 для указанных органов могут приводиться документы национальной системы стандартизации и (или) стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, с указанием реквизитов указанных документов. При этом в область аккредитации не включаются документы, устанавливающие не требования к объектам подтверждения соответствия, а процедуру ее проведения.

Упоминание стандартов, а также конкретных документов, которые не являются документами национальной системы стандартизации, не допускается. Обращаем внимание, что в случае невозможности определения на момент заявления области аккредитации конкретного документа в области стандартизации, в т.ч. технического условия, договора и т.п., в столбце 5 могут указываться конкретные требования к объектам подтверждения соответствия.

С учетом изложенного в столбце 5 области аккредитации органа по сертификации, работающего как в обязательной, так и в добровольной сфере подтверждения соответствия, не допускается указывать формулировки:

"и другие документы, представленные заявителем, содержащие требования к объекту подтверждения соответствия";

"и другие НД (ТУ), нормативные правовые акты на продукцию";

"документы, включенные в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза (Таможенного союза)";

иные аналогичные формулировки.

Указанное разъяснение одобрено на заседании межведомственной рабочей группы при Федеральной службе по аккредитации по вопросам выработки рекомендаций по применению требований технических регламентов и документов по стандартизации аккредитованными лицами (протокол от 11 августа 2017 г. N 05-АХ/199-пр). С протоколом указанного заседания можно ознакомиться в разделе Протоколы координационных и совещательных органов.