См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2016 г. N 3422-10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОСВОЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

И МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ

БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА

В соответствии с частью 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.19 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594, в целях методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:

1. Утвердить методику определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, прилагаемую к настоящему распоряжению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Музаева.

И.о. руководителя

Н.А.НАУМОВА

Приложение

Утверждена

распоряжением Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

от 30.12.2016 N 3422-10

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОСВОЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

И МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ

БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет порядок определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Методика).

2. Методика разработана с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".

3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

первичный балл - это предварительный балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который получается путем суммирования оценок за выполнение каждого задания экзаменационной работы на основе спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ;

тестовый балл - это окончательный балл по результатам ЕГЭ, который выставляется по стобалльной или пятибалльной системе оценивания в результате процедуры, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

II. Основания к определению минимального количества

баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной

программы среднего общего образования, и минимального

количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления

в образовательные организации высшего образования

на обучение по программам бакалавриата

и программам специалитета

4. Основной целью ЕГЭ является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта по общеобразовательным предметам.

5. Объектами оценки являются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, определенные требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - федеральный компонент).

6. Определение минимального количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам основано на результатах научно-исследовательской деятельности по совершенствованию педагогических измерений, проведенной федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", (далее - ФГБНУ "ФИПИ") в 2009, 2010 и 2011 годах в соответствии с государственным заданием, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

7. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на основе раздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" федерального компонента по общеобразовательным предметам базового и профильного уровней. Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по форме и уровню сложности, который нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по каждому учебному предмету.

III. Системы оценивания в ЕГЭ

8. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 24. Минимальный первичный балл свидетельствует об усвоении участником экзамена основных знаний и приобретенных умений по соответствующему учебному предмету. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам находится в диапазоне от 32 до 100.

9. Первичные баллы ЕГЭ по каждому учебному предмету переводятся в тестовые согласно алгоритму установления соответствия первичных и тестовых баллов (Приложение 1 к Методике). Минимальные первичные баллы соответствуют минимальным тестовым баллам по стобалльной системе оценивания.

10. Для подтверждения освоения образовательной программы среднего общего образования по каждому учебному предмету, кроме ЕГЭ по математике базового уровня, устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по стобалльной системе оценивания. Также по стобалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому учебному предмету, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

11. По пятибалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по математике базового уровня.

IV. Подходы в определении минимального балла ЕГЭ

12. Минимальный балл определяется по каждому учебному предмету с учетом:

требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы в соответствии с федеральным компонентом по соответствующему учебному предмету;

экспертных заключений специалистов по соответствующему учебному предмету и специалистов в области педагогических измерений, персональный состав которых утверждается Рособрнадзором;

статистических данных по результатам ЕГЭ по Российской Федерации в целом и по отдельным субъектам Российской Федерации, а также результатам предыдущего года для обеспечения сопоставимости результатов по годам;

анализа демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) по каждому учебному предмету с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета.

13. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2014 г., регистрационный N 31534). Документы, которые определяют структуру и содержание КИМ - спецификации КИМ и кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ, разрабатываются и утверждаются ФГБНУ "ФИПИ".

V. Соответствие результатов ЕГЭ текущего и предыдущего года

14. В условиях четырехлетнего периода действия результатов ЕГЭ минимальное количество тестовых баллов по предметам ЕГЭ устанавливается равным значениям предыдущего года для всех предметов, по которым проводился ЕГЭ.

15. В случае отсутствия изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету, а также соответствия результатов ЕГЭ текущего года по этому учебному предмету результатам ЕГЭ предыдущего года минимальное количество баллов, соответствующее минимальному тестовому баллу по предмету ЕГЭ, устанавливается равным значению предыдущего года. В иных случаях значение минимального первичного балла, соответствующего минимальному тестовому баллу, корректируется на 1 - 5 баллов.

VI. Соответствие между минимальными первичными

баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной

системе оценивания

16. В таблице 1 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по обязательным учебным предметам.

17. В таблице 2 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по всем общеобразовательным предметам, и необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

18. В таблице 3 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и тестовыми баллами ЕГЭ по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания.

19. В случае изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету ФГБНУ "ФИПИ" в соответствии с настоящей Методикой не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Комиссия).

20. Решение об установлении минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по каждому учебному предмету, принимается Комиссией и утверждается приказом Рособрнадзора.

VII. Соответствие между первичными баллами и отметками

по пятибалльной системе оценивания

21. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах и переводятся в отметки по пятибалльной системе оценивания. Минимальное количество баллов, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по пятибалльной системе оценивания устанавливается в 3 балла (удовлетворительно). В таблице 4 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания.

Приложение 1

к Методике

АЛГОРИТМ

УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРВИЧНЫХ И ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ

Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБ3 ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ0, ПБ1, ПБ2, ПБ3 переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ0, ТБ1, ТБ2, ТБ3. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.

Соответствие первичного балла (ПБ) и тестового балла (ТБ) на каждом i-м диапазоне шкалы вычисляется по формуле:

ТБ = ki · ПБ + li, где

ki = (ТБi - ТБi-1) / (ПБi - ПБi-1)

li = ТБi - ki · ПБi

На i-м отрезке шкалы [ПБi-1 - ПБi]:

ТБ = (ТБi - ТБi-1) / (ПБi - ПБi-1) · (ПБ - ПБi-1) + ТБi-1

Соответственно, на первом отрезке шкалы [0 - ПБ1]:

ТБ = ТБ1 / ПБ1 · ПБ "1"

--------------------------------

"1" Для шкалы перевода первичного балла в тестовый балл по русскому языку:

на отрезке шкалы [0 - ПБ0]: ТБ = ТБ0 / ПБ0 · ПБ;

на дополнительном отрезке [ПБ0 - ПБ1]:

ТБ = (ТБ1 - ТБ0) / (ПБ1 - ПБ0) · (ПБ - ПБ0) + ТБ0.

На отрезке (ПБ1 - ПБ2]:

ТБ = (ТБ2 - ТБ1) / (ПБ2 - ПБ1) · (ПБ - ПБ1) + ТБ1

На крайнем верхнем отрезке шкалы (ПБ2 - ПБ3]:

ТБ = (ТБ3 - ТБ2) / (ПБ3 - ПБ2) · (ПБ - ПБ2) + ТБ2

Соответствующие значения тестовых баллов ТБ0, ТБ1, ТБ2, ТБ3 и промежуточные первичные баллы ПБ0, ПБ1, ПБ2, ПБ3 представлены в следующей таблице:

Предмет

ПБ0

ТБ0

ПБ1

ТБ1

ПБ2

ТБ2

ПБ3

ТБ3

Русский язык

10

24

16

36

46

73

57

100

Математика профильного уровня

0

0

6

27

13

68

30 - 32

100

Физика

0

0

9

36

33

62

50

100

Химия

0

0

14

36

58

80

64

100

Информатика и ИКТ

0

0

6

40

30

84

35

100

Биология

0

0

16

36

50

79

61

100

История

0

0

9

32

43

72

53

100

География

0

0

11

37

40

69

47

100

Обществознание

0

0

19

42

48

72

62

100

Литература

0

0

8

32

36

73

42

100

Иностранные языки

0

0

22

22

80

80

100

100

Рис. 1. Соответствие между тестовыми и первичными баллами

(не приводится)

Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа. В случае если соседним первичным баллам соответствует один и тот же тестовый балл, то тестовый балл, соответствующий большему первичному баллу, повышается на 1 (до ближайшего следующего целого числа).

Приложение 2

к Методике

Таблица 1

Соответствие между минимальными первичными баллами

и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе

оценивания, подтверждающими освоение образовательной

программы среднего общего образования

по обязательным учебным предметам

Предмет

Минимальный первичный балл

Минимальный тестовый балл

Русский язык

10

24

Математика профильного уровня

6

27

Таблица 2

Соответствие между минимальными первичными баллами

и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам

по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение

образовательной программы среднего общего образования

по всем общеобразовательным предметам, и необходимое

для поступления в образовательные организации

высшего образования на обучение по программам

бакалавриата и программам специалитета

Предмет

Минимальный первичный балл

Минимальный тестовый балл

Русский язык

16

36

Математика профильного уровня

6

27

Обществознание

21

42

История

9

32

Физика

11

36

Химия

13

36

Биология

16

36

География

11

37

Информатика и ИКТ

6

40

Иностранные языки

22

22

Литература

15

32

Таблица 3

Соответствие между первичными баллами

и тестовыми баллами по всем учебным предметам

по стобалльной системе оценивания

Первичный балл

Тестовый балл по учебным предметам

иностранные языки

обществознание

химия

биология

русский язык

литература

история

физика

география

информатика и ИКТ

математика профильный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

3

3

3

3

4

4

4

7

5

2

2

4

6

5

5

5

8

7

7

14

9

3

3

6

9

7

8

7

11

10

11

20

14

4

4

8

12

9

10

9

15

14

14

27

18

5

5

10

14

12

12

11

18

17

17

34

23

6

6

12

17

14

15

13

22

20

21

40

27

7

7

14

20

16

17

15

25

23

24

42

33

8

8

16

23

18

20

18

29

27

27

44

39

9

9

18

25

21

22

20

32

30

31

46

45

10

10

20

28

23

24

22

34

33

34

48

50

11

11

22

31

25

26

24

35

36

37

50

56

12

12

24

34

27

28

26

36

38

39

51

62

13

13

26

36

30

30

28

37

39

40

53

68

14

14

28

38

32

32

30

38

40

41

55

70

15

15

30

39

34

34

32

40

41

42

57

72

16

16

32

40

36

36

34

41

42

43

59

74

17

17

34

41

38

38

35

42

44

44

61

76

18

18

36

42

39

39

36

43

45

45

62

78

19

19

38

43

40

40

37

44

46

46

64

80

20

20

40

44

42

41

38

45

47

47

66

82

21

21

42

45

43

43

40

47

48

49

68

84

22

22

44

46

44

44

41

48

49

50

70

86

23

23

45

47

46

45

42

49

51

51

72

88

24

24

46

49

47

46

43

50

52

52

73

90

25

25

47

50

48

48

44

51

53

53

75

92

26

26

48

51

50

49

45

52

54

54

77

94

27

27

49

52

51

50

47

54

55

55

79

96

28

28

50

53

52

51

48

55

57

56

81

98

29

29

51

54

53

53

49

56

58

57

83

99

30

30

52

55

55

54

50

57

59

58

84

100

31

31

54

56

56

55

51

58

60

60

88

100

32

32

55

57

57

56

52

60

61

61

91

100

33

33

56

58

59

57

54

61

62

62

94

34

34

57

60

60

59

55

62

64

63

97

35

35

58

61

61

60

56

63

66

64

100

36

36

59

62

63

61

57

64

68

65

37

37

60

63

64

62

58

65

70

66

38

38

61

64

65

64

59

67

72

67

39

39

62

65

66

65

61

68

74

68

40

40

64

66

68

66

62

69

76

69

41

41

65

67

69

67

63

70

78

74

42

42

66

68

70

69

64

71

80

78

43

43

67

69

72

70

65

72

82

83

44

44

68

71

73

71

66

75

84

87

45

45

69

72

74

72

68

77

86

92

46

46

70

73

76

73

69

79

88

96

47

47

71

74

77

76

70

82

90

100

48

48

72

75

78

78

71

84

92

49

49

74

76

79

80

72

86

94

50

50

76

77

82

82

73

89

96

51

51

78

78

84

85

77

91

98

52

52

79

79

86

87

80

93

100

53

53

81

80

88

89

84

96

54

54

83

83

90

91

87

98

55

55

85

86

92

94

90

100

56

56

86

89

94

96

94

57

57

88

92

96

98

97

58

58

90

95

98

100

100

59

59

92

98

100

60

60

93

100

61

61

95

62

62

97

63

63

99

64

64

100

65

65

66

66

67

67

68

68

69

69

70

70

71

71

72

72

73

73

74

74

75

75

76

76

77

77

78

78

79

79

80

80

81

81

82

82

83

83

84

84

85

85

86

86

87

87

88

88

89

89

90

90

91

91

92

92

93

93

94

94

95

95

Таблица 4

Соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового

уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания

Отметка по пятибалльной системе оценивания

"2"

(неудовлетворительно)

"3"

(удовлетворительно)

"4"

(хорошо)

"5"

(отлично)

Первичный балл

0 - 6

7 - 11

12 - 16

17 - 20