ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. N 3048р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ ОАО "РЖД"
В целях организации перехода к дифференцированной технологии содержания и эксплуатации железнодорожных линий, нормирования расходов по основным видам деятельности на содержание инфраструктуры, формирования требований к конструкции инфраструктуры с учетом преимущественного вида перевозок:
1. Утвердить прилагаемую Методику классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 4 марта 2015 года N 551р "Об утверждении Методики классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
Президент ОАО "РЖД"
О.БЕЛОЗЕРОВ
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 23 декабря 2015 г. N 3048р
МЕТОДИКА
КЛАССИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ
ОАО "РЖД"
1. Настоящая методика является основой для разработки нормативов устройства и содержания инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта в зависимости от:
условий эксплуатации применяемых типов конструкций железнодорожных линий (верхнее строение пути, искусственные сооружения, устройства электроснабжения и т.д.);
оснащения железнодорожных линий современными системами управления и контроля; расходов на проведение ремонтных работ и технического обслуживания.
2. Настоящая методика распространяется на филиалы и другие подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие техническое обслуживание и эксплуатацию объектов инфраструктуры или разработку нормативных документов по этим вопросам.
3. В настоящей методике применяются следующие термины и понятия:
грузонапряженность - параметр, характеризующий интенсивность использования железнодорожной линии, измеряемый количеством т-км (брутто), приходящихся на 1 км эксплуатационной длины линии (главного пути) за определенный период времени (год);
грузонапряженность приведенная (густота перевозок) - показатель интенсивности перевозок, характеризующий объем работы т-км брутто в грузовом и пассажирском движении на 1 км эксплуатационной длины поездо-участка или железнодорожной линии, млн. т-км брутто/км в год;
железнодорожная линия - комплекс путей, сооружений и устройств на одном или нескольких поездо-участках, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, по которым формируются данные статистической отчетности;
железнодорожная линия скоростная - железнодорожная линия, обеспечивающая движение скоростных пассажирских поездов со скоростью от 141 до 200 км/ч включительно;
железнодорожная линия высокоскоростная - железнодорожная линия, обеспечивающая движение высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч;
железнодорожная линия особо грузонапряженная - железнодорожная линия с приведенной грузонапряженностью более 150 млн. т-км брутто/км в год;
железнодорожная линия малодеятельная - железнодорожная линия с суммарным размером движения пассажирских и грузовых поездов не более 8 пар в сутки и с приведенной грузонапряженностью 5 млн. т-км брутто/км в год и менее;
класс железнодорожной линии - характеристика железнодорожной линии, определяемая ее эксплуатационными параметрами (приведенной грузонапряженностью и техническими скоростями движения поездов) и предназначенная для установления требований к ее устройству и содержанию при эксплуатации;
поездо-участок - часть железнодорожной линии между техническими станциями (либо между тупиковой и технической станцией) с едиными весовыми нормами грузовых поездов, стабильными размерами движения и единым видом тяги;
скорость движения поезда, техническая - расстояние в километрах, проходимое поездом за 1 час, без учета стоянок на станциях, разъездах и обгонных пунктах как предусмотренных, так и не предусмотренных графиком движения поездов;
скорость движения поезда, установленная - скорость, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость;
т-км брутто в грузовом и пассажирском движении - объем работы, выполненный в грузовом и пассажирском движении всеми видами тяги;
тяжеловесное движение - технологический процесс организации движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, имеющих в составе вагоны с нагрузкой на ось 23,5,25 тс и более.
Классификация железнодорожных линий утверждается один раз в 5 лет первым вице-президентом ОАО "РЖД". Проверка актуальности классификации железнодорожных линий проводится Центральной дирекцией инфраструктуры ежегодно, в первом полугодии, на основании данных за отчетный год.
4. Классификация железнодорожных линий основывается на следующих критериях:
годовая приведенная грузонапряженность по железнодорожной линии (поездо-участку), млн. т-км брутто/км;
средняя за отчетный год техническая скорость движения грузовых поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч;
средняя за отчетный год техническая скорость движения пассажирских (в том числе пригородных) поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч.
5. В целях определения нормативных затрат на содержание инфраструктуры вводится специализация железнодорожных линий и принимаются следующие дополнительные критерии;
размеры движения грузовых поездов, в том числе грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, пар поездов в сутки;
размеры движения пассажирских и пригородных поездов, пар поездов в сутки;
установленная скорость движения высокоскоростных и скоростных пассажирских поездов, км/ч.
6. Железнодорожные линии подразделяются на 5 классов в зависимости от интервалов скоростей движения и приведенной грузонапряженности.
КЛАССЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ ОАО "РЖД"
Годовая приведенная грузонапряженность, млн. т-км брутто/км | Класс железнодорожной линии при технической скорости движения поездов, км/ч, в числителе - пассажирские, в знаменателе - грузовые | |||||||
" 110 | " 77 и " 110 | " 66 и " 76 | " 55 и " 65 | " 44 и "54 | " 33 и " 43 | " 23 и " 32 | 22 и менее | |
" 90 | " 77 и " 90 | " 54 и " 76 | " 49 и " 53 | " 43 и "48 | " 33 и " 42 | " 23 и " 32 | ||
Более 150 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
81 - 150 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
51 - 80 | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 |
26 - 50 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
11 - 25 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 |
5 - 10 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Менее 5 | - | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Значение годовой приведенной грузонапряженности (млн. т-км брутто/км) определяется по формуле:
где Qгр - объем работы в грузовом движении по поездо-участку, млн. т-км брутто в год;
Qпасс - объем работы в пассажирском и пригородном движении по поездо-участку, млн. т-км брутто в год;
Lпоездо-уч - эксплуатационная длина поездо-участка, км.
При значениях грузонапряженности, входящих в интервалы 5,1 - 5,9, 10,1 - 10,9, 25,1 - 25,9, 50,1 - 50,9, 80,1 - 80,9 млн. т-км брутто/км в год, применяется метод округления до целых значений. Например, расчетная приведенная грузонапряженность по поездо-участку - 25,8 млн. т-км брутто/км в год при классификации округляется до значения 26 млн. т-км брутто/км в год.
Класс линии определяется по средней за отчетный год технической скорости грузовых или пассажирских поездов в зависимости от специализации линии (поездо-участка) - преимущественно грузовая или преимущественно пассажирская.
При значениях технической скорости грузовых поездов, входящих в интервалы 22 - 23, 32 - 33, 42 - 43, 48 - 49, 53 - 54, 76 - 77 км/ч, и пассажирских поездов, входящих в интервалы 22 - 23, 32 - 33, 43 - 44, 54 - 55, 65 - 66, 76 - 77, применяется метод округления до целых значений.
Для линий с размерами движения грузовых поездов более 60% от общего количества пар поездов в сутки по нормативному графику движения поездов за отчетный год при определении класса за расчетную принимается средняя техническая скорость грузовых поездов. Например, линия с расчетной приведенной грузонапряженностью 27,8 млн. т-км брутто/км с размерами движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год 30 пар грузовых поездов (83%), 6 пар пассажирских и пригородных (17%) в сутки и средней за отчетный год технической скоростью грузовых поездов 41,2 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 59,1 км/ч относится к 3-му классу.
Для линий с размерами движения пассажирских поездов более 60% от общего количества пар поездов в сутки по нормативному графику движения поездов за отчетный год при определении класса за расчетную принимается средняя техническая скорость пассажирских поездов. Например, линия с расчетной приведенной грузонапряженностью 55,3 млн. т-м брутто/км с размерами движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год 28 пар грузовых поездов (19%), 118 пар пассажирских и пригородных (81%) в сутки и средней за отчетный год технической скоростью грузовых поездов 50,7 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 53,8 км/ч относится к 2-му классу.
Для линий, на которых по нормативному графику движения поездов за отчетный год размеры движения пассажирских и пригородных поездов или размеры движения грузовых поездов находятся в интервале 40,1 - 59,9% от суммарных размеров движения, специализация определяется на основе анализа максимальных исполненных размеров грузового движения (сентябрь) за отчетный год. Например, расчетная приведенная грузонапряженность линии составляет 32 млн. т-км брутто/км, размеры движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год: 30 пар грузовых поездов (55% от суммарных размеров), 25 пар пассажирских и пригородных (45% от суммарных размеров) в сутки; средняя за отчетный год техническая скорость грузовых поездов - 46,9 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 55,8 км/ч. Исполненные размеры движения грузовых поездов в месяц максимальных перевозок (сентябрь) составляют 11 пар поездов в сутки. Таким образом, доля грузовых поездов по факту составляет 31% от суммарных размеров движения, доля пассажирских и пригородных поездов - 69%. Класс определяется по технической скорости пассажирских поездов. В соответствии с пунктом 7 настоящей методики данная линия относится к 2-му классу.
При одинаковых числовых значениях размеров движения грузовых и суммарных размеров движения пассажирских и пригородных поездов специализация линии определяется на основе перспективных планов объемов перевозок.
В исключительных случаях при технико-экономическом обосновании железнодорожным линиям, состоящим из нескольких поездо-участков, объединенных единой технологией организации перевозочного процесса, может быть присвоен идентичный класс и специализация.
7. Специализация железнодорожной линии определяется на основе основных технико-эксплуатационных параметров железнодорожной линии.
Специализация железнодорожных линий | Условные обозначения | Параметры специализации железнодорожных линий |
Высокоскоростная железнодорожная линия | В | установленная скорость движения пассажирских поездов более 200 км/ч |
Скоростная железнодорожная линия | С | установленная скорость движения пассажирских поездов от 141 до 200 км/ч включительно |
Железнодорожная линия с преимущественно пассажирским движением | п | суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по поездо-участку более 60% общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов |
Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением | Г | размеры грузового движения более 60% общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов |
Особо грузонапряженная железнодорожная линия | О | приведенная грузонапряженность более 150 млн. т-км брутто/км в год |
Железнодорожная линия с тяжеловесным грузовым движением | Т | норма массы состава грузового поезда в нормативном графике движения поездов 6300 т и более; доля размеров движения поездов массой состава 6300 т и более - 15% и более от суммарных размеров движения грузовых поездов по линии |
Малодеятельная линия | М | суммарные размеры движения пассажирских и грузовых поездов не более 8 пар поездов в сутки; приведенная грузонапряженность 5 млн. т-км брутто/км в год и менее |
Примечания:
1) пример: железнодорожная линия 3-го класса с размерами движения пассажирских и пригородных поездов более 60% суммарных размеров движения (пар поездов в сутки) относится к железнодорожным линиям с преимущественно пассажирским движением с условным обозначением П. Класс железнодорожной линии с учетом специализации - ЗП;
2) если при определении специализации железнодорожной линии совпадают несколько критериев (линия является одновременно скоростной и линией с преимущественно пассажирским движением или линия является одновременно особо грузонапряженной и с тяжеловесным грузовым движением), то линии присваивается специализация с учетом следующего приоритета:
высокоскоростные, скоростные и особо грузонапряженные линии; линии с тяжеловесным грузовым движением;
малодеятельные линии;
линии с преимущественно пассажирским или преимущественно грузовым движением;
3) при значениях в соответствии с нормативным графиком суммарных размеров движения пассажирских и пригородных поездов или грузовых поездов по поездо-участку в интервале 40,1 - 59,9% специализация линии по преимущественно грузовому или пассажирскому движению определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей методики;
4) в случае отсутствия в соответствии с нормативным графиком движения поездов по поездо-участку движения грузовых, хозяйственных, пассажирских и пригородных поездов участку присваивается 5-й класс со специализацией М.
8. Источники исходных данных
Измерители | Источники для расчета величин измерителей |
Приведенная работа по поездо-участкам железных дорог, млн. т-км брутто в год | сумма столбцов 1, 4, 8 и 9 строки 308 таблицы 3 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27 июня 2013 года N 1426р, и сумма графы 14 строки 24 раздела 2 формы ЦО-5 "Отчет о наличии, распределении, работе и использовании моторвагонного подвижного состава (МВПС)", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2010 года N 1845р |
Эксплуатационная длина поездо-участка, км | нормативный график движения поездов за отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Техническая скорость грузовых поездов, км/ч | столбец 4 строки 108 таблицы 1 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27 июня 2013 года N 1426р (средняя за год) |
Техническая скорость пассажирских поездов, км/ч | для пассажирских и пригородных поездов: столбец 1 строки 108 таблицы 1 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27 июня 2013 года N 1426р (средняя за год). Для моторвагонного подвижного состава: столбец 3 строки 31 раздела 3 формы ЦО-5 "Отчет о наличии, распределении, работе и использовании моторвагонного подвижного состава (МВПС)", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2010 года N 1845р (средняя за год) |
Размеры движения грузовых поездов, пар поездов в сутки | нормативный график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Размеры движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, пар поездов в сутки | до момента включения данного измерителя в формы статистической отчетности ОАО "РЖД" исходные данные принимаются на основании данных, предоставляемых ЦД |
Размеры движения пассажирских и пригородных поездов, пар поездов в сутки | нормативный график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Установленная скорость движения пассажирских поездов (для линий со скоростным и высокоскоростным движением), км/ч | приказы дирекций инфраструктуры об установлении допускаемых скоростей движения поездов на отчетный год |
9. Определение класса и специализации на примере железнодорожной линии (поездо-участка) Манихино - Волоколамск:
1) В соответствии с пунктами 7 и 9 настоящей методики определяется годовая приведенная грузонапряженность по формуле (1)
2621,31 + 68,63
Г = --------------- = 36,75 млн. т-км брутто/км в год,
прив 73,2
Qгр = 2621,31 млн. т-км брутто - объем работы в грузовом движении по поездо-участку;
Qпасс = 68,63 млн. т-км брутто - объем работы в пассажирском и пригородном движении по поездо-участку;
Lпоездо-уч = 73,2 км - эксплуатационная длина поездо-участка.
2) В соответствии с пунктом 9 настоящей методики определяется техническая скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
В течение отчетного года средняя техническая скорость грузовых поездов в обоих направлениях составила 48,1 км/ч.
Средняя техническая скорость движения пассажирских поездов определяется как среднее значение технических скоростей пассажирских и пригородных поездов:
V"..."срос = (73,2 + 57)/2 = 65,1 км/ч,
где 73,2 км/ч - средняя фактическая техническая скорость движения пассажирских поездов по участку;
57 км/ч - средняя фактическая техническая скорость движения пригородных поездов по участку:
3) Определяется специализация железнодорожной линии.
По нормативному графику движения поездов за отчетный год определяются размеры движения грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Размеры грузового движения по участку - 16 пар поездов в сутки, что составляет 19% от общего количества пар поездов.
Суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по участку - 71 пара поездов в сутки, что составляет 81% от общего количества.
Установленная скорость движения пассажирских поездов по участку - 100 км/ч.
Весовая норма грузовых поездов по участку - 4500 т.
Согласно таблице "Специализация железнодорожных линий" рассматриваемый поездо-участок является железнодорожной линией с преимущественно пассажирским движением.
4) Определяется класс железнодорожной линии.
Согласно пункту 7 настоящей Методики в соответствии с приведенной грузонапряженностью и технической скоростью движения пассажирских поездов класс расчетного поездо-участка - 2 (класс определяется по средней за год технической скорости пассажирских поездов);
Таким образом, железнодорожная линия Манихино - Волоколамск является линией класса и специализации 2П.