См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 мая 2018 г. N МС-74-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ,

ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

В целях совершенствования контроля за финансовой устойчивостью эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и с учетом изменений, внесенных в Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 октября 2017 г. N 465:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.

2. Признать утратившим силу распоряжение Минтранса России от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки.

Министр

М.Ю.СОКОЛОВ

Утверждены

распоряжением Минтранса России

от 4 мая 2018 г. N МС-74-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ,

ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта (далее - эксплуатанты) и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - Методические рекомендации), предназначены для проверки их соответствия требованиям Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 (далее - Федеральные авиационные правила).

2. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов (далее - оценка) основывается на расчетах и анализе показателей, используемых для оценки, установленных в Федеральных авиационных правилах (далее - показатели), и данных, указанных в пунктах 4, 9 настоящих Методических рекомендаций. Результаты оценки, основанные на расчетах и анализе показателей, установленных в Федеральных авиационных правилах, используются уполномоченным органом в области гражданской авиации для реализации в установленном порядке закрепленных за ним функций и мер, предусмотренных Федеральными авиационными правилами.

3. Анализ рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов основывается на показателях, указанных в приложении N 3 к Федеральным авиационным правилам:

на данных бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности эксплуатантов за период не менее 24 месяцев (охватывает два предшествующих завершенных отчетных периода (года) и отчетный период текущего (незавершенного) года) - по фактическим (отчетным) данным;

на данных бизнес-планов эксплуатантов, формируемых в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил.

4. Для оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов используются следующие данные:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств;

приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

форма N 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта";

аудиторское заключение;

форма N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов";

форма N 15-ГА "Сведения об объемах перевозок через аэропорты" (для объединенных авиаотрядов, осуществляющих аэропортовую деятельность);

форма N 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов";

форма N 33-ГА "Сведения о работе воздушных судов";

форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";

информация по форме, установленной приложением N 4 к Федеральным авиационным правилам;

дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал на начало и конец отчетного периода.

Эксплуатанты, в том числе функционирующие в организационно-правовой форме государственных учреждений, не формирующие в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - эксплуатанты, не формирующие стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности), проходят оценку по показателям в соответствии с положениями Федеральных авиационных правил.

5. Специалисты органов сертификации эксплуатантов или привлекаемые в рамках процедур сертификации эксперты при проведении оценки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями при выявлении противоречий в представленной эксплуатантами отчетности (в том числе в части любых противоречий между данными форм бухгалтерской отчетности и форм государственной статистической отчетности) могут запросить у эксплуатантов необходимые пояснения и расшифровки для учета при формировании соответствующих выводов и заключения.

6. Расчет показателей осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

7. Анализ рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов и потенциальных возможностей восстановления их платежеспособности выполняется с учетом динамики показателей, изложенных в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

8. Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности и статистических данных эксплуатанта должно содержать выводы о наличии или отсутствии дефицита финансовых ресурсов, о признании финансово-экономического состояния эксплуатанта удовлетворительным или неудовлетворительным.

Вывод о признании финансово-экономического состояния эксплуатанта удовлетворительным или неудовлетворительным основывается, в том числе, на анализе рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта.

II. Анализ финансово-экономического состояния

эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие

воздушные перевозки

9. Рекомендации настоящей главы предназначены для опытной апробации и аналитического использования с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2019 г. применительно к эксплуатантам, выполняющим международные коммерческие воздушные перевозки, и располагающим гражданскими воздушными судами общей емкостью свыше 3000 кресел.

При анализе и оценке показателей настоящей главы настоящих Методических рекомендаций дополнительно к документам, указанным в главе I настоящих Методических рекомендаций, требуется следующая информация, подготавливаемая, рассчитываемая и заверенная главным бухгалтером и генеральным директором, представляемая эксплуатантом:

а) выручка эксплуатанта (с учетом детализации);

б) данные о прибыли (убытках) от продаж (с учетом детализации);

в) сумма прочих доходов (с учетом детализации);

г) данные о дебиторской задолженности (с учетом детализации);

д) данные о финансовых вложениях (с учетом детализации);

е) данные о краткосрочных вложениях;

ж) данные о сумме вложений в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;

з) данные о имеющихся векселях, выпущенных компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд рублей, и имеющими срок погашения в течение следующих пяти лет от даты выпуска векселя;

и) данные о структуре группы компаний (определенных банком-кредитором как группа взаимосвязанных компаний);

к) справка об открытых расчетных счетах (рублевые/валютные) из ИФНС;

л) перечень ссудных счетов с указанием банков-кредиторов;

м) расшифровка кредитного портфеля в разрезе договоров, с указанием о невыбранных лимитах (с учетом детализации по форме приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), заверенная банком-кредитором;

н) копии кредитных договоров/соглашений со всеми приложениями, заверенные банком-кредитором;

о) копии договоров залога и поручительства, заверенные банком-кредитором;

п) справка о забалансовых обязательствах (поручительства/соглашения об уступке прав/требований).

10. Оценка и анализ финансово-экономического состояния эксплуатанта включают:

расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта в целях отнесения эксплуатанта к одному из классов финансовой стабильности;

анализ достигнутых и прогнозируемых показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, выявление рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта;

подготовку выводов по результатам проведенного анализа, соответствующего требованиям настоящих Методических рекомендаций.

Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта должно содержать выводы о категории прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости эксплуатанта.

11. Оценка выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки эксплуатантов в дополнение к исходной информации, перечисленной в главе II настоящих Методических рекомендаций, основывается также на дополнительных расшифровках, предоставляемых в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, в том числе на данных, включенных в справку "Расчет оборотного капитала".

12. Оценка включает получение результатов объективного анализа показателей их долговой нагрузки, отношения долговой нагрузки к сумме операционной прибыли и амортизации, уровня краткосрочной задолженности и его отношения к объему ликвидных активов.

13. Значения показателей используются для обоснования выводов об отнесении эксплуатантов к одной из категорий прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости. Эксплуатанты разделяются на следующие категории по прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости:

Первая категория:

эксплуатанты, имеющие прибыльную операционную модель:

а) с приемлемым уровнем долга;

б) со средним уровнем долга;

в) с высоким уровнем долга.

Вторая категория:

Эксплуатанты, имеющие неубыточную операционную модель:

а) с приемлемым уровнем долга;

б) с высоким уровнем долга.

Третья категория:

эксплуатанты с убыточной операционной моделью:

а) с приемлемым уровнем долга;

б) с высоким уровнем долга.

При проведении оценки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями выявление противоречий в представленных эксплуатантами документах и отчетности (в том числе между данными форм бухгалтерского (финансового) учета и форм государственной статистической отчетности) является основанием для отнесения эксплуатанта в категорию: "Эксплуатанты с убыточной операционной моделью с высоким уровнем долга.

14. Финансовые риски эксплуатантов первой категории, имеющих прибыльную операционную модель, оцениваются с точки зрения коэффициента финансовой устойчивости, определяемого как отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к операционной прибыли до амортизации.

Финансовые риски эксплуатантов второй и третьей категории, имеющих неубыточную или убыточную операционную модель, анализируются:

через качество структуры активов и пассивов - соответствие доли ликвидных активов краткосрочным обязательствам и структуры ликвидных активов;

через отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года.

15. Эксплуатант, относящийся к прибыльной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности и формы 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта":

рентабельность по операционной прибыли до амортизации - не менее 2,5%;

определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:

с приемлемым уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 3;

со средним уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 5;

с высоким уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - более 5.

16. Эксплуатант, относящийся к неубыточной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности:

рентабельность по операционной прибыли до амортизации - более 0%, но менее 2,5%;

соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате - более 0%;

или

соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов - более 0% (в случае отрицательного значения вышеуказанного показателя).

Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется по следующим правилам:

с приемлемым уровнем долга:

отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 90%;

доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 20%;

отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 3;

с высоким уровнем долга:

в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.

17. Эксплуатанты, не относящиеся к первой и второй категориям, указанным в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций, относятся к категории с убыточной операционной моделью.

Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:

с приемлемым уровнем долга:

а) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 120%;

б) доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 25%;

в) отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 2;

с высоким уровнем долга:

в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.

18. Эксплуатанты с высоким уровнем долга должны дополнительно предоставлять в Росавиацию не позднее 1 сентября расчет достаточности оборотного капитала.

Сумма оборотного капитала должна быть не менее 4,7% от суммы выручки за последние 12 месяцев, умноженная на коэффициент изменения парка авиакомпании.

Подтверждением оборотного капитала могут являться активы, ограниченные следующим перечнем:

а) денежные средства;

б) краткосрочные вклады;

в) вложения в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;

г) векселя, выпущенные компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд. рублей, и имеющие срок погашения в течение следующих пяти лет;

д) подписанные кредитные соглашения с кредитными организациями с невыбранными лимитами.

19. Расчет показателей производится по следующим формулам:

а) рентабельность по операционной прибыли до амортизации:

(прибыль (убыток) от продаж "*" (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА)) / (выручка "*" (код 2110);

б) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате:

прибыль (убыток) от продаж "*" (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате "*" (код 2330);

в) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов (сумма кодов 2340 и 2350): прибыль (убыток) от продаж "*" (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате (код 2330) + прочие доходы "*" (код 2340) - прочие расходы "*" (код 2350);

г) отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации:

(чистый долг) / (операционная прибыль до амортизации),

где:

чистый долг = итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1400) +

+ итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1500) -

денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) -

финансовые вложения "*" (коды 1170, 1240) - дебиторская задолженность "*" (код 1230);

д) операционная прибыль до амортизации =

прибыль (убыток) от продаж "*" (код 2200) + прочая прибыль (убыток) от продаж (сумма строк 2340 и 2350) по производным финансовым инструментам + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА);

е) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности:

(ликвидные активы) / (итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" (код 1500),

где:

ликвидные активы = денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) +

+ финансовые вложения "*" (коды 1170, 1240) + дебиторская задолженность "*" (код 1230).

Доля денежных средств в составе ликвидных активов:

(денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250)) / (ликвидные активы)

чистый оборотный капитал:

оборотные активы - оборотные пассивы,

где:

оборотные активы = запасы (код 1210) + дебиторская задолженность "*" (код 1230) +

+ финансовые вложения "*" (код 1240) + денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) + прочие оборотные активы (1260);

--------------------------------

"*" Указанные показатели применяются с учетом указанной в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций детализации.

оборотные пассивы = кредиторская задолженность (код 1520) + доходы будущих периодов (код 1530) + оценочные обязательства (1540) + прочие обязательства (код 1550).

20. Детализация, необходимая для расчета отдельных слагаемых или показателей:

а) порядок расчета и предоставления данных по выручке:

выручка (код 2110) должна включать в себя только операции по продаже билетов и оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов. Кроме того, выручка должна фиксироваться не по дате продажи билета, а по дате выполнения обязательств по перевозке, с учетом поправки на подпункт "б" пункта 2.

Выручка эксплуатанта (код 2110) не может в себя включать:

выручку, не связанную с воздушными перевозками или носящую разовый, или нерегулярный характер, в том числе предоплаты от туристических компаний;

продажу билетов и услуг, которые будут осуществлены эксплуатантом в течение более 30 дней с момента отчетности;

б) порядок расчета и предоставления данных по прибыли (убытка) от продаж (код 2200):

при расчете прибыли (убытка) от продаж (код 2200) необходимо учитывать выручку в соответствии с вышеуказанным порядком;

в) порядок расчета и предоставления данных по прочим доходам (код 2340):

прочие доходы (код 2340) для целей настоящего положения должны включать в себя доходы эксплуатантов от сделок с производными финансовыми инструментами на курс валюты и стоимость авиационного топлива, имеющие обращение на организованных биржевых площадках;

прочие доходы (код 2340) не должны учитывать результаты реализации активов компании;

г) порядок расчета и предоставления данных по дебиторской задолженности:

в качестве дебиторской задолженности может приниматься исключительно:

задолженность клиентов по договорам на воздушную перевозку;

накопленный, но не выплаченный процентный (купонный) доход по облигациям, в том числе принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, за исключением накопленного процентного (купонного) дохода по облигациям, в отношении эмитента которых в соответствии с законодательством Российской Федерации опубликованы сведения о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведения о применении к эмитенту процедуры банкротства;

задолженность профессиональных участников рынка ценных бумаг перед эксплуатантами по сделкам репо.

В качестве дебиторский задолженности не может применяться:

любые предоплаты, связанные с ремонтом и обслуживанием парка воздушных судов эксплуатанта;

предоплата за запасные части для парка воздушных судов эксплуатанта;

обязательства туристических агентств.

Дебиторская задолженность, указанная в подпунктах "г", "е" пункта 19 настоящих Методических рекомендаций, принимается к расчету с учетом следующих поправок:

если срок ее возникновения составляет менее 90 дней с даты предоставления отчетности, то используется поправочный коэффициент 1,0;

если срок ее возникновения является равным или составляет более 90 дней, но менее 180 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,8;

если срок ее возникновения является равным или более 180 дней, но менее 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,5;

если срок ее возникновения составляет более 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,0;

д) порядок расчета и предоставления данных по финансовым вложениям:

к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие ценные бумаги, включенные в котировальные списки первого (высшего уровня):

российские и иностранные акции публичных обществ (компаний), а также депозитарные расписки на них;

российские и иностранные облигации;

инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, а также ценные бумаги иностранных организаций, которые в соответствии с законодательством страны инкорпорации данных иностранных организаций относятся к схемам коллективного инвестирования или схемам совместного инвестирования, как с образованием, так и без образования юридического лица (далее - иностранные фонды);

к расчету финансовых вложений также принимаются:

положительная вариационная маржа по сделкам с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

векселя российских компаний, имеющих выручку не менее 5 млрд. рублей и срок погашения в течение следующих пяти лет;

не реструктурированная задолженность российских компаний перед эксплуатантом (выданный займ), обеспеченная не менее чем на 100% залогом недвижимого имущества по залоговой стоимости имущества, определенной независимым оценщиком;

к расчету финансовых вложения эксплуатантов не принимается:

займы юридическим лицам, которые имеют просроченную или пролонгированную (реструктурированную) задолженность перед организацией;

любые финансовые вложения в юридические лица, которые по состоянию на расчетную дату ликвидированы, находятся в процессе ликвидации или в отношении которых введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие активы, имеющие оценку, проведенные независимым оценщиком:

вложения в акции дочерних компаний, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, данные инструменты не могут превышать 10% всех финансовых вложений эксплуатантов в целях расчета показателей для настоящего положения.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

РАСЧЕТ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ

N п/п

Показатели

Метод расчета и источники информации

Характеристика показателя

1

2

3

4

1

Чистый оборотный капитал (К1)

Разность между текущими активами (без учета долгосрочной дебиторской задолженности, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) и краткосрочными обязательствами (за вычетом доходов будущих периодов и краткосрочных оценочных обязательств)

Отражает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами, т.е. позволяет оценить объем финансовых ресурсов эксплуатанта, которые могут быть направлены на развитие его деятельности после погашения краткосрочной задолженности

[стр. 1200 ф. ББ - стр.

- Поясн. 5501 и 551...] -

стр. 1500 - (стр. 1530 + стр. 1540) ф. ББ]

2

Период оборота (погашения) кредиторской задолженности, месяцы (К3)

Отношение средней величины текущей кредиторской задолженности предприятия, включая краткосрочные заемные средства и краткосрочные прочие обязательства за отчетный период, умноженной на количество месяцев отчетного периода, к сумме себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расчетов, с учетом изменения стоимости запасов за отчетный период

Позволяет оценить управление текущей кредиторской задолженностью, т.е. показывает, сколько требуется месяцев (в среднем) для погашения счетов кредиторов

[Тм x (стр. 1510 "*" + стр. 1520 "*" + стр. 1510 "**" + стр. 1520 "**" + стр. 1550 "*" + стр. 1550 "**" ф. ББ) / 2] / [стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 ф. ОПБ + (стр. 1210 "**" - стр. 1210 "*" ф. ББ)],

где

"*" - значение на начало отчетного периода;

"**" - значение на конец отчетного периода;

Тм - количество месяцев в отчетном периоде

3

Стоимость чистых активов (К4)

Разность между величиной активов (без учета собственных акций, выкупленных у акционеров, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) и суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств (без учета доходов будущих периодов)

Отражает величину собственных источников финансирования деятельности эксплуатанта с учетом доходов будущих периодов

[(стр. 1100 + стр. 1200 - стр. 1320 ф. ББ) - стр. пояснения, код 551...] - (стр. 1400 + стр. 1500 - стр. 1530 ф. ББ)

4

Чистый располагаемый доход, среднемесячный (К8)

Среднемесячная сумма начисленных амортизационных отчислений по внеоборотным активам за период и нераспределенной прибыли (+) или убытка (-) отчетного периода, с учетом необходимых корректировок

Отражает среднемесячный чистый результат от деятельности эксплуатанта за отчетный год в денежном выражении, который используется, с необходимыми корректировками, для прогнозирования динамики финансово-экономического состояния эксплуатантов. Значение показателя указывает на формируемый запас (дефицит) собственных источников финансирования текущей хозяйственной деятельности эксплуатанта и его инвестиций

[гр. 1 стр. 750 раздела 2 ф. 67 + стр. 1370 "**" - стр. 1370 "*" ф. ББ - дельта К1 - дельта К2 + дельта К3] / Тм,

где Тм - количество месяцев в отчетом периоде,

"*" - значение показателя на начало периода,

"**" - значение показателя на конец периода,

Дельта К1 = стр. 1370 ББ - стр. 2400 ф. ОПУ - указанная корректировка применяется при условии

стр. 1370 "**" - стр. 1370 "*" ф. ББ - стр. 2400 ф. ОПУ " 0;

Дельта К2 = 0,8 x (дельта ПР + 0,005 x стр. 2110 ф. ОПУ),

где дельта ПР - сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период (соответственно, строки 2340 и 2350 ф. ОПУ) - указанная корректировка

(дельта К2) применяется при условии дельта ПР " 0,05 x стр. 2110 ф. ОПУ и, при наличии соответствующей информации, что отмеченное существенно положительное сальдо прочих доходов и расходов эксплуатанта не было следствием бюджетного субсидирования воздушных перевозок по социально значимым маршрутам;

Дельта К3 - сумма дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса) в отчетном периоде)

5

Выручка среднемесячная (К14)

Отношение суммы выручки от деятельности эксплуатанта к количеству месяцев в отчетном периоде

Отражает масштабы производственно-хозяйственной деятельности эксплуатанта

[стр. 2110 ф. ОПУ / Тм],

где Тм - количество месяцев в отчетном периоде

6

Показатель наличия (+) или недостаточности (-) финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности (Кр)

Определяется сравнением значений показателей К1 и К4 и соответствует наименьшему из сравниваемых значений

Отражает располагаемую сумму (дефицит) финансовых ресурсов эксплуатанта на конец отчетного периода

7

Уровень наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности (К0)

Отношение суммы значений Кр и шестимесячного чистого располагаемого дохода к среднемесячной выручке

Отражает прогнозируемый на глубину 6 месяцев уровень наличия (дефицита) финансовых ресурсов по отношению к среднемесячной выручке от деятельности эксплуатанта

[Кр + 6 x К8] / К14

В целях учета влияния фактора сезонности в деятельности эксплуатанта на результаты проведенной оценки следует корректировать показатель К0, определенный по итогам истекшего отчетного периода, на К0, определенный по итогам истекшего календарного года.

Указанная корректировка осуществляется по формуле средневзвешенной:

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам календарного года сезонный фактор не учитывается;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам I квартала текущего года:

К0 взвеш = (К0 по итогам истекшего года + 0,25 x К0 по итогам I квартала текущего года) / (1,00 + 0,25);

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам II квартала:

К0 взвеш = (К0 по итогам истекшего года + 0,5 x К0 по итогам II квартала текущего года) / (1,00 + 0,50);

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам III квартала:

К0 взвеш = (К0 по итогам истекшего года + 0,75 x К0 по итогам III квартала текущего года) / (1,00 + 0,75).

В соответствии с показателями К0 взвеш и К3 финансово-экономическое состояние эксплуатанта признается удовлетворительным (+) либо неудовлетворительным (-) в соответствии с таблицей значений показателей, используемых для оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта.

Таблица значений показателей, используемых для оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта

К3 3
3 " К3 5

5 " К3

0,3 К0 взвеш

+

+

-

-0,3 К0 взвеш " 0,3

+

+

-

-1,5 К0 взвеш " -0,3

-

-

-

К0 взвеш " -1,5

-

-

-

"+" - удовлетворительное финансово-экономическое состояние;

"-" - неудовлетворительное финансово-экономическое состояние.

Финансово-экономическая оценка и анализ эксплуатантов, не формирующих стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности, осуществляется по показателю К3. Вывод о неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии указанных эксплуатантов осуществляется исходя из значения К3 " 5.

При расчете всех указанных показателей в расчеты не включаются (не учитываются) обязательства эксплуатанта, обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации.

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

Расшифровка кредитного портфеля эксплуатанта

N п/п

Банк-кредитор

N/дата кредитного договора/соглашения

Сумма лимита

Сумма невыбранного лимита

Размер задолженности текущей/просроченной

Срок действия договора

Процентная ставка (годовых)

Залоговое обеспечение (перечень имущества)

Поручительство (наименование поручителя/сумма)

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

ПОКАЗАТЕЛИ

РИСКА УХУДШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ

Основные показатели риска ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов включают:

чистый располагаемый доход среднемесячный

Показатель определяется в абсолютной величине (тыс. руб.) и в относительной форме (в % по отношению к среднемесячной выручке эксплуатанта, в сопоставимых (по сезонности) условиях). Исходная информация для оценки показателя - см. приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Базовое значение показателя, формирующее зону высоких рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта - убыточность по чистому располагаемому доходу выше - 2% к среднемесячной выручке;

снижение месячного налета часов на среднесписочное воздушное судно эксплуатанта, определяемое в сопоставимых (по сезонности) условиях"

Показатель определяется в абсолютной величине (в летных часах в месяц на среднесписочное воздушное судно) и в относительной форме (в % снижения показателя). Исходная информация для расчета показателя - форма 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов", Постановление Росстата от 18 июля 2007 г. N 57 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росавиацией статистического наблюдения за деятельностью воздушного транспорта". Базовое значение показателя, формирующее зону высоких рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта - снижение среднемесячного налета на среднесписочное воздушное судно более чем на 15%.

Методика анализа включает сопоставление величин анализируемых показателей с соответствующими базовыми значениями показателей.