См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. N Р-603

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В целях организации доступа к научной и научно-технической информации в Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301, утвердить прилагаемые правила организации доступа к научной и научно-технической информации в Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Г.В.ТРУБНИКОВ

Приложение
к распоряжению Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 20 сентября 2017 г. N Р-603

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПА К НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 127, ст. 3) в целях реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступа к научной и научно-технической информации, права на ее приобретение, доступа в международные информационные фонды и системы в области науки и техники, а также государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301.

2. Настоящие Правила устанавливают основания и порядок определения перечня, получения доступа и использования электронных информационных ресурсов российских и зарубежных издательств, предоставляемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, для государственных научных и образовательных организаций, федеральных научных библиотек и центральных библиотек Федерального агентства научных организаций (ФАНО России), а также иных научных и образовательных учреждений и организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации прямо или косвенно составляет более пятидесяти процентов (организации государственного сектора науки, далее - организации).

3. В целях настоящих Правил под доступом к электронным информационным ресурсам понимается лицензионный доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых базах данных и специализированных базах данных научного цитирования российских и зарубежных издательств.

4. Основанием для реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступа организаций к электронным информационным ресурсам, является решение Министра образования и науки Российской Федерации о выделении средств федерального бюджета на подписку на планируемый год, с учетом решения Финансового совета Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 мая 2017 г. N 461.

Перечень ресурсов, на которые осуществляется подписка (или закупка), а также форма доступа определяются Межведомственным координационным советом по организации предоставления лицензионного доступа к информационным наукометрическим базам данных и полнотекстовым научным ресурсам (далее - Совет) по результатам ежегодного открытого опроса <1>.

--------------------------------

<1> Открытый опрос - прямая рассылка Министерства образования и науки Российской Федерации запроса о потребностях в доступе к информации не менее чем по 1500 научным и образовательным организациям и (или) не менее чем 3000 ведущим исследователям (экспертам), представляющим пропорционально все области (отрасли) знаний.

За счет средств федерального бюджета может быть обеспечена подписка на базы данных научного цитирования и подписка (закупка) на полнотекстовые коллекции книг и журналов.

Информация о перечне ресурсов, к которым будет предоставляться доступ на последующий год, ежегодно публикуется на сайте Минобрнауки России, ГПНТБ России и иных операторов, осуществляющих подписку, не позднее 1 июля года, предшествующего организации доступа.

5. Доступ к российским и зарубежным информационным ресурсам в Российской Федерации организуется в виде:

5.1. Централизованной государственной подписки <2>;

--------------------------------

<2> Централизованная государственная подписка - обеспечение доступа к информации через единого оператора, который осуществляет заключение лицензионных договоров с правообладателями соответствующей информации, сублицензионных договоров с научными и образовательными организациями, федеральными научными библиотеками, центральными библиотеками ФАНО России, а также сервисы технической поддержки и сопровождения использования информации, мониторинг и отражение статистики ее потребления.

5.2. Национальной государственной подписки <3>;

--------------------------------

<3> Национальная государственная подписка - обеспечение доступа к информации со всех IP-адресов Российской Федерации, фактически позволяющей получать доступ не только из сетей научных и образовательных организаций, федеральных научных библиотек и центральных библиотек ФАНО России, но и с домашних компьютеров, мобильных устройств всех операторов связи.

5.3. Ведомственной государственной подписки <4>;

--------------------------------

<4> Ведомственная государственная подписка - подписка, которая осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной им организацией, и обеспечивающей доступ к электронным ресурсам подведомственным организациям.

5.4. Частной (консорциумной <5> или индивидуальной) подписки.

--------------------------------

<5> Консорциумная подписка - подписка, которая осуществляется организацией-лидером (далее - организатор подписки) для группы других научных и образовательных организаций, включая федеральные научные библиотеки и центральные библиотеки ФАНО России. Средства выделяются организатору подписки, который отвечает за эффективность использования соответствующих средств.

II. Доступ к базам данных научного цитирования

6. Доступ к базам данных научного цитирования в целях обеспечения равных информационных возможностей реализуется в режиме централизованной государственной подписки. Соответствующие ресурсы должны быть доступны неограниченно в сетях всех государственных научных и образовательных организаций, сетях государственных академий наук, федеральных научных библиотек, центральных библиотек ФАНО России и организаций государственного сектора науки.

Перечень таких баз будет определяться исходя из финансовых возможностей Минобрнауки России на планируемый год.

Переход к национальной государственной подписке к базам данных научного цитирования будет осуществляться также исходя из финансовых возможностей.

При необходимости федеральные органы исполнительной власти вправе обеспечить доступ к ресурсам, не вошедшим в перечень централизованной государственной подписки (по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации).

Доступ к индексам и рефератам патентных баз данных российского и евразийского патентных ведомств осуществляется исключительно в режиме национальной государственной подписки.

Доступ к индексам и рефератам патентных баз данных иных зарубежных патентных ведомств, в том числе Европейского союза, осуществляется в режиме централизованной государственной подписки для государственного сектора науки, а также для федеральных научных библиотек и центральных библиотек ФАНО России, или в режиме подписки за собственные средства, для организаций, не вошедших в централизованную государственную подписку.

7. Доступ к аналитическим инструментам и полным выгрузкам баз данных научного цитирования осуществляется в режиме централизованной подписки для государственных академий наук, федеральных научных библиотек, центральных библиотек ФАНО России, научных и образовательных организаций, выполняющих по государственному заказу (заданию) Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти функции мониторинга состояния национального научно-технологического комплекса и (или) исследования, связанные с разработкой прогнозов научно-технологического развития и реализацией государственных программ.

8. В перечень баз данных, к которым обеспечивается доступ в режиме централизованной и (или) национальной государственной подписки включаются ресурсы, потребность в которых на текущий год заявили в ходе открытого опроса не менее чем 75% научных и образовательных организаций и (или) экспертов.

9. Перечень организаций и критерии отбора ведущих исследователей (экспертов) для участия в открытом опросе публикуются на сайте Минобрнауки России с указанием референтных областей (отраслей) науки и профилей.

III. Доступ к универсальным и (или) специализированным
полнотекстовым коллекциям

10. При отборе полнотекстовых коллекций выделяются универсальные, включающие все области (отрасли) знаний, и специализированные (ориентированные на применение в конкретных областях (отраслях).

11. При отборе как универсальных, так и специализированных полнотекстовых коллекций для их перевода в режим централизованной государственной подписки используются следующие критерии:

а) объем фактических затрат научных и образовательных организаций на приобретение доступа к коллекциям;

б) объем фактического потребления информации (число обращений к полным текстам);

в) доля наиболее рейтинговых журналов, публикации в которых приводят к существенному росту репутации и узнаваемости российских научных и образовательных организаций в коллекциях;

г) количество публикаций российских исследователей в журналах, входящих в соответствующую коллекцию и (или) количество зарубежных патентов российских правообладателей, входящих в соответствующую коллекцию патентных публикаций.

Перечень организаций и критерии отбора ведущих исследователей (экспертов) для участия в открытом опросе публикуются на сайте Минобрнауки России с указанием референтных областей (отраслей) науки и профилей.

12. Для своевременного обновления информационных источников и обеспечения гибкости и широты охвата системы доступа к научной и научно-технической информации осуществляется приобретение специализированных коллекций по отдельным областям (отраслям) знаний в режиме консорциумной подписки, для формирования которой используются следующие критерии:

а) стоимость доступа в расчете на одного исследователя организаций, входящих в консорциум (максимальная широта охвата при минимизации затрат);

б) результативность организаций, входящих в консорциум;

в) ежегодная ротация изданий, входящих в консорциумную подписку, с целью исключения из нее наименее востребованных (по данным фактического потребления) консорциумных подписок.

13. С учетом имеющегося объема денежных средств для доступа к универсальным и (или) специализированным полнотекстовым коллекциям около 75% направляется на подписку в соответствии с пунктом 11, оставшиеся средства - порядка 25% на подписку в соответствии с пунктом 12.

14. Для целей оптимизации затрат на доступ к коллекциям, стоимость доступа к которым устанавливается правообладателем в расчете на одну организацию, коллекции централизованно приобретаются для размещения в федеральных научных библиотеках и центральных библиотеках ФАНО России.

Организации, на базе которых функционируют эти библиотеки, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к таким коллекциям и иной информации, доступной как в электронном виде, так и на традиционных носителях, в помещениях библиотек для всех читателей.

15. При наличии финансовой возможности перечень организаций, для которых централизованно обеспечивается доступ к коллекциям, может быть расширен (призовая подписка), исходя из совокупной результативности (рейтинга) организаций в соответствующей референтной группе по областям (отраслям) науки и профилям.

Оператор подписки, организация-лидер (для призовой подписки) обязаны предусматривать в текстах лицензионных и сублицензионных договоров возможность доступа к ресурсам не только пользователей организации, получившей доступ, но и всех научных и педагогических работников, обучающихся в научных и образовательных организациях города (субъекта Российской Федерации).

Организации-лидеры, получившие доступ к коллекциям (призовую подписку), обязаны выделить помещение, в котором обеспечивается доступ для научных работников, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов других государственных научных и образовательных организаций своего города (субъекта Российской Федерации).

16. По результатам ежегодного рейтинга организаций, которым предоставлен доступ в рамках централизованной и (или) консорциумных подписок, не обеспечившие положительной динамики роста совокупной результативности, замещаются организациями, показавшими наибольшую положительную динамику.

IV. Доступ к базам первичных (фактографических)
научных данных, в том числе "больших данных", их обработка
и получение новых знаний

17. Централизованная подписка на доступ к базам первичных (фактографических) научных данных обеспечивается, если потребность в использовании таких данных высказана в ходе открытого опроса не менее 25% организаций, ведущих исследования и разработки в соответствующих областях (отраслях) науки (в соответствующих референтных группах).

18. В целях создания новых и (или) развития существующих аналитических сервисов, расширяющих доступность и возможность обработки баз первичных (фактографических) научных данных, Минобрнауки России ежегодно осуществляет открытый сбор предложений о создании (развитии) таких сервисов.

Поддержка создания (развития) таких сервисов и приобретение лицензий на доступ к первичным (фактографическим) научным данным, в случае, если доступ к ним не может быть осуществлен на условиях безвозмездных лицензий, осуществляется на конкурсной основе.

Доступ к разработанным сервисам в объеме, определенном условием контракта на их создание (развитие), должен предоставляться всем научным и образовательным организациям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правой формы.

V. Доступ к информации на основе открытых
или безвозмездных лицензий

19. Наряду с коммерческим доступом к различным информационным источникам, определенных разделами II - IV настоящих правил, обеспечивается поддержка научно-технических проектов по созданию (развитию) сервисов, обеспечивающих доступ к информации (полнотекстовым материалам, базам данных первичной научной информации, программным решениям и алгоритмам, базам генетической информации, моделям инженерных объектов и т.д.) на основе открытых лицензий. Критериями отбора таких сервисов является:

а) сервис используется не менее 25% организаций, соответствующей области (отрасли) науки - референтной группы, или, в случае универсальных сервисов - не менее 25% организаций государственного сектора науки;

б) наличие по итогам реализации проекта не менее 25% объектов, размещаемых на иностранных языках;

б) не менее 50% посещений (поисковых запросов) осуществляется не с территории Российской Федерации;

в) имеются договоры, и осуществляется обмен и (или) иное взаимодействие с коллекциями объектов, распространяемых на основе открытых лицензий других стран и (или) региональных альянсов (ЕС, БРИКС);

г) сервис имеет иные источники внебюджетного финансирования, позволяющие обеспечивать устойчивое функционирование после завершения проекта и безвозмездное использование его организациями государственного сектора науки в течение не менее 3 лет после его завершения.

20. Реализация любых проектов по распространению информации на основе открытых лицензий должна сопровождаться мероприятиями по формированию соответствующей культуры информационного обмена, а также развитием правовых механизмов его реализации.