См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
Утверждаю
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
30 марта 2018 г.
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНФИНА РОССИИ НА 2018 ГОД
Цели Министерства на 2018 год
I. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ |
II. |
УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА |
III. |
СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ |
IV. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
V. |
ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА |
VI. |
ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА |
ЦЕЛЬ I ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ |
|
ОПИСАНИЕ: |
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: |
Проведение бюджетной и налоговой политики в соответствии с "бюджетными правилами" и принципом фискальной нейтральности. Подготовка федерального бюджета на трехлетний период и бюджетного прогноза на долгосрочный период, ориентированных на обеспечение структурных экономических преобразований. Подготовка предложений по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания справедливых конкурентных условий. Закрепление перечня и единых правил регулирования неналоговых платежей предпринимателей. |
В 2017 году были законодательно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил", что создало условия для снижения зависимости экономики и государственных финансов от внешней конъюнктуры и обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий. В 2018 году в соответствии с переходными положениями "бюджетных правил" продолжится плавная консолидация бюджета с постепенным снижением структурного первичного дефицита федерального бюджета до 1% ВВП с выходом на сбалансированность в 2019 году. Результатом проводимой экономической и бюджетной политики стала быстрая и эффективная подстройка к внешним шокам и переход к экономическому росту, а также формирование более здоровой структуры экономики, лишенной серьезных макроэкономических дисбалансов, в меньшей степени подверженной состоянию внешней конъюнктуры и усиленной повышением конкурентоспособности реального сектора и укреплением надежности финансового сектора. В рамках подготовки федерального бюджета на 2019 - 2021 годы и бюджетного прогноза на долгосрочный период предполагается их формирование с учетом мер бюджетной политики, ориентированных на преодоление структурных ограничений для развития экономики, связанных среди прочего с искажениями конкурентного ландшафта и стимулов к инвестициям, демографическими тенденциями и качеством институтов развития человеческого капитала, доступом к современной инфраструктуре. Кроме того, предстоит разработать предложения по настройке налоговой системы в целях стимулирования устойчивого роста экономики и создания справедливых конкурентных условий для развития предприятий. Такие предложения будут сформированы исходя из приоритета неизменности общего уровня налоговой нагрузки, а также изменения ее структуры, которое будет способствовать устранению структурных препятствий для развития и обеспечения долгосрочной сбалансированности государственных финансов. В целях обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов предполагается разработать предложения по отражению неявных бюджетных обязательств и учету связанных с ними бюджетных рисков при формировании бюджетной и долговой политики. В целях обеспечения стабильности и предсказуемости фискальных условий и улучшения условий ведения бизнеса планируется установить систему регулирования неналоговых платежей предпринимателей, предполагающую законодательное закрепление закрытого перечня таких платежей, правил их установления и изменения. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
Снижение зависимости экономики от внешней конъюнктуры и обеспечение долгосрочной устойчивости госфинансов. Создание условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного развития экономики. |
|
ЦЕЛЬ II УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА |
|
ОПИСАНИЕ: |
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: |
Новый этап работы по улучшению администрирования доходов и предотвращению роста дебиторской задолженности по доходам. Создание условий для сокращения теневой экономикой и возвращения капитала в российскую юрисдикцию. |
Внедрение новых технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили в предшествующие годы без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов, а также способствовали созданию условий для справедливой конкуренции и улучшения условий ведения бизнеса. В 2018 году запланирован переход к реализации второго этапа работ по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, а также будут продолжены работы по формированию национальной системы прослеживаемости товаров на основании данных из таможенных деклараций, системы маркировки товаров, системы контроля за правильностью исчисления и уплаты НДС и системы контрольно-кассовой техники. С завершением в 2017 году инвентаризации накопленной дебиторской задолженности по страховым взносам основная задача состоит в ее сокращении и реализации мер по повышению собираемости зарплатных налогов и обелению теневых зарплат при упрощении администрирования. В рамках работы по осуществлению международного автоматического обмена налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов в 2018 году планируется формирование всей необходимой нормативной базы для определения порядка такого автоматического обмена. В целях создания благоприятных условий для возвращения капитала в отечественную экономику и стимулирования российского бизнеса к переводу в национальную юрисдикцию в период с 1 марта по 31 декабря 2018 года планируется проведение второго этапа амнистии капиталов. В части улучшения качества администрирования и повышения эффективности работы с дебиторской задолженностью результаты работы в 2016 - 2017 годах позволили выявить дополнительные направления, по которым в рамках новой "дорожной карты" предлагается реализовывать мероприятия: создание условий для "обеления" экономики, стимулирование добровольной и своевременной уплаты налоговых и других платежей, создание условий для более эффективного взыскания и предотвращения формирования безнадежной задолженности. В целях повышения доверия пользователей к финансовой информации об экономических субъектах будут усилены требования к независимости аудиторских организаций, внедрены международные принципы информационного обмена между аудиторскими организациями и налоговыми органами. Планируется обеспечить переход к "одному окну" представления бухгалтерской отчетности в государственные органы. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
Повышение собираемости доходов при сокращении доли теневой экономики и создании условий для справедливой конкуренции. Повышение прозрачности и предсказуемости условий ведения бизнеса. Возвращение капитала в российскую экономику и перевод отечественного бизнеса в национальную юрисдикцию. Повышение прозрачности системы формирования доходов бюджета, обеспечение надежности и доступности финансовой информации. |
|
ЦЕЛЬ III СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ |
|
ОПИСАНИЕ: |
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: |
Формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления. |
Приоритизация бюджетных расходов предполагает необходимость принятия ряда мер по повышению эффективности управления бюджетными расходами, а также мер по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов. Повышение эффективности управления бюджетными расходами: - разработка и утверждение Программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах; - регламентация процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов", апробация механизма оценки их эффективности; - обеспечение апробации механизма социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг на территории пилотных субъектов РФ; - разработка подходов и порядка оценки бюджетной эффективности базовых расходов федерального бюджета на основе проведения обзоров (аудита) бюджетных расходов; - перевод государственных закупок в электронную форму, формирование единого каталога товаров, работ, услуг для государственных/муниципальных нужд (отдельные виды продукции), разработка типовых форм документов, участвующих в закупочном процессе; - разработка концепции мониторинга использования средств, предоставленных из бюджета; - разработка гармонизированных с системой обоснований сметных расчетов требований к составу и содержанию показателей и расчетных механизмов обоснований бюджетных ассигнований; - расширение перечня случаев предоставления средств из бюджета "под фактическую потребность" при осуществлении казначейского сопровождения; - создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности; - создание системы казначейских платежей и переход к осуществлению операций по единому казначейскому счету; - выработка предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание. Повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов: - реализация Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018 год; - внедрение новой системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета, учитывающей роль внутреннего финансового контроля и аудита главных администраторов средств федерального бюджета. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
Обеспечение взаимосвязи бюджетных ассигнований и налоговых расходов с результатами их использования. Формирование и внедрение конкурентной модели оказания государственных услуг, обеспечивающей повышение их качества. Повышение прозрачности и создание условий для справедливой конкуренции в сфере контрактной системы. Формирование реестра функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти. Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета. Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам. |
|
ЦЕЛЬ IV ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
|
ОПИСАНИЕ: |
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: |
Повышение предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Выравнивание финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, снижение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации. Подготовка предложений по донастройке института КГН. |
В 2017 году в рамках межбюджетного регулирования осуществлялось содействие со стороны федерального бюджета в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов за счет предоставления финансовой поддержки и создания стимулов для регионов по расширению доходной базы, сокращения неэффективных расходов и принятию мер по ограничению роста государственного долга. Осуществлена реструктуризация задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, что способствовало созданию условий для стабилизации и снижения долговой нагрузки региональных бюджетов. Положительные результаты также достигнуты в сфере повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов. Так, федеральным законом о федеральном бюджете до начала финансового года распределено 91% межбюджетных трансфертов, в том числе впервые предусмотрено распределение всех 72 субсидий, что позволит минимизировать риски неопределенности при формировании региональных бюджетов. На 2018 год планируется: - обеспечить повышение эффективности и прозрачности предоставления целевых межбюджетных трансфертов, в особенности иных межбюджетных трансфертов, и увеличение доли межбюджетных трансфертов, распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете; - разработать нормативы на содержание органов государственной власти субъектов РФ в целях повышения эффективности расходов в сфере государственного управления на региональном уровне; - проанализировать действующее законодательство, определяющее полномочия и их финансовое обеспечение, в целях минимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления; - осуществлять контроль за выполнением и подготовку предложений по уточнению программ финансового оздоровления субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки; - провести комплексный анализа функционирования института консолидированных групп налогоплательщиков за период 2012 - 2017 годов и сформировать по итогам анализа конкретные предложения по его изменению. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
Повышение уровня предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов и эффективности их использования. Создание условий для обеспечения проведения субъектами Российской Федерации взвешенной долговой политики. Справедливое распределение налоговых поступлений между субъектами Российской Федерации. |
|
ЦЕЛЬ V ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА |
|
ОПИСАНИЕ: |
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: |
Инициативы по регулированию финансового и банковского рынков, направленные на обеспечение надежности финансовой системы и повышение доверия к финансовому сектору. |
В 2018 году будет продолжена реализация ключевых направлений "дорожной карты" Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов: - в целях развития рынка корпоративных облигаций планируется обеспечить упрощение процедуры и сокращение сроков эмиссии ценных бумаг, а также введение института бессрочных облигаций и структурных облигаций; - будут реализованы дополнительные меры по защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг. Для повышения качества оказываемых финансовых услуг планируется определить статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, включая регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов, расширить практику противодействия хищению денежных средств. В целях повышения уровня пенсионного обеспечения и создания дополнительного инвестиционного ресурса в экономике Российской Федерации предстоит разработать предложения по модернизации обязательного пенсионного страхования, обеспечивающие переход к личному участию граждан в формировании своих пенсионных накоплений при стимулирующей поддержке со стороны государства. В целях обеспечения сохранности пенсионных и иных государственных средств планируется установление в качестве одного из критериев отбора кредитных организаций или выпусков ценных бумаг требования о наличии кредитного рейтинга, присвоенного национальными кредитными рейтинговыми агентствами по национальной рейтинговой шкале. Дальнейшая либерализация норм валютного законодательства в отношении валютных операций юридических лиц-резидентов и граждан, а также мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации. Развитие страхования невозможно без обеспечения его востребованности, доступности и удовлетворенности потребителей предоставляемыми страховыми услугами, в том числе по обязательным видам страхования. Обеспечение страхователям возможности выбора условий страхования, индивидуального подхода страховщика к каждому страхователю в целях оценки рисков и определения страховых тарифов позволит либерализовать условия по обязательным видам страхования. Для повышения доверия потребителей к финансовому рынку планируется усовершенствовать применение мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) страховых организаций. В целях обеспечения стабильности финансового рынка планируется дальнейшее повышение эффективности мер по предупреждению банкротства банков. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
Создание механизмов, обеспечивающих ускорение формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в банковской, страховой и пенсионной отраслях. Применение кредитных рейтингов национальных рейтинговых агентств, а также повышение доверия потребителей финансовых услуг. Систематизация и либерализация условий по видам обязательного страхования. |
|
ЦЕЛЬ VI ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА |
|
ОПИСАНИЕ: |
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: |
Развитие механизмов долгового финансирования дефицита федерального бюджета в условиях ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований. |
В 2018 году государственные заимствования останутся основным источником финансирования дефицита федерального бюджета: - программой государственных внутренних заимствований на 2018 год предусмотрено чистое привлечение 817 млрд. рублей на внутреннем долговом рынке; - валовый объем государственных внешних заимствований в 2018 году ограничен 7 млрд долл. США, из которых непосредственно на привлечение заемных ресурсов приходится 3 млрд долл. США, а оставшийся объем планируется использовать для обмена ранее размещенных еврооблигаций в целях оптимизации графика погашения государственного внешнего долга. Долговая политика на внутреннем рынке капитала, как и прежде, будет преследовать цели привлечения средств для финансирования дефицита бюджета и развития новых сегментов внутреннего финансового рынка: - в 2018 году планируется продолжить обеспечение непрерывного предложения специального долгового инструмента для физических лиц (ОФЗ-н), который играет важную роль в повышении финансовой грамотности населения, воспитании у граждан культуры сбережения и инвестирования средств; - планируется развитие новых сегментов финансового рынка и его связей с рынками других стран, включая ликвидный рыночный сегмент долговых инструментов, индексируемых на инфляцию; - в целях максимального удовлетворения спроса различных категорий инвесторов и поддержания приемлемого уровня ликвидности долгового рынка программа внутренних заимствований 2018 года диверсифицирована как с точки зрения используемых долговых инструментов, так и по срокам до погашения. Государственные внешние заимствования в 2018 году по-прежнему будут осуществляться преимущественно в целях обеспечения присутствия России на международном рынке капитала, а также создания и поддержания репрезентативных ориентиров доходности для российских компаний в иностранной валюте. Планируется продолжить работу по организации доступа китайских инвесторов к национальному долговому рынку. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
Снижение стоимости государственных заимствований и планомерное увеличение срока погашения долговых обязательств при минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием государственного долга. Повышение доступности рынка государственных облигаций для населения. Диверсификация предложения долговых инструментов по типам и по срокам до погашения. |