См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 15 октября 2018 г. N 496

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ

УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В целях совершенствования контроля и надзора за физической защитой объектов использования атомной энергии приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке результатов проведения оценки эффективности систем физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

Врио руководителя

А.Л.РЫБАС

Утверждена

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 15 октября 2018 г. N 496

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ

УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция по проверке результатов проведения оценки эффективности систем физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (далее - Правила физической защиты), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (далее - НП-083-15), утвержденными приказом Ростехнадзора от 8 сентября 2015 г. N 343, и нормативными правовыми актами Ростехнадзора в области надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.

2. Инструкция устанавливает единый подход к проверке результатов проведения оценки эффективности систем физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах и эффективности физической защиты ядерных материалов и ядерных установок при перевозке и транспортировании (далее - оценка эффективности) и определяет объем проверки результатов проведения оценки эффективности.

Инструкция предназначена для использования работниками центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора и их структурных подразделений.

3. Проверка проведения оценки эффективности проводится на основании пунктов 21, 36, 60 и 80 Правил физической защиты и пунктов 35 - 40 НП-083-15.

II. Порядок проверки результатов проведения оценки

эффективности в процессе проверки (инспекции) выполнения

требований к физической защите на ядерном объекте

4. Вопросами проверки результатов проведения оценки эффективности в процессе проверки (инспекции) выполнения требований к физической защите на ядерном объекте являются:

4.1. Наличие ведомственного нормативного акта, устанавливающего порядок проведения оценки эффективности на ядерном объекте и при перевозке и транспортировании ядерных материалов и ядерных установок (если указанный акт не был введен в действие, рекомендуется уточнить у проверяемой организации, в соответствии с каким документом проводилась оценка эффективности), а также выполнение порядка проведения оценки эффективности, установленного ведомственным нормативным актом.

4.2. Наличие отчета по оценке эффективности.

4.3. Соблюдение периодичности (своевременности) проведения оценки эффективности.

Проверяется, что время, прошедшее со дня утверждения указанного отчета, не превышает пяти лет. В случае превышения этого срока проверяется наличие отметки о том, что результаты оценки эффективности не требуют изменений.

4.4. Проведение оценки эффективности в случаях, указанных в пункте 37 НП-083-15.

4.5. Соответствие основных этапов проведения оценки эффективности порядку, установленному ведомственным нормативным актом.

Этапами проведения оценки эффективности, как правило, являются:

создание рабочей группы по проведению оценки эффективности;

сбор исходных данных для проведения оценки эффективности;

разработка формализованного описания ядерного объекта;

оценка эффективности при действиях внешних нарушителей;

оценка эффективности при действиях внутренних нарушителей;

оценка эффективности при действиях нарушителей, находящихся в сговоре;

оформление и анализ результатов оценки эффективности.

При проведении оценки эффективности при перевозке и транспортировании ядерных материалов и ядерных установок вместо этапов оценки эффективности при действиях нарушителей разных типов проводится этап определения показателей эффективности, при этом проверяется наличие в отчете значений следующих показателей и соответствие их расчета установленному порядку:

вероятность предотвращения несанкционированных действий силами и средствами, находящимися непосредственно на транспортных средствах;

вероятность своевременного прибытия сил реагирования и вероятность предотвращения ими несанкционированных действий.

4.5.1. Проверка результатов выполнения этапа "Создание рабочей группы по проведению оценки эффективности".

Проверяется наличие приказа руководителя ядерного объекта (распоряжения заказчика) о создании рабочей группы по проведению оценки эффективности, наличие в приказе (распоряжении заказчика) состава рабочей группы и установление срока проведения оценки эффективности.

4.5.2. Проверка результатов выполнения этапа "Сбор исходных данных для проведения оценки эффективности".

4.5.2.1. Проверяется наличие в отчете исходных данных, которыми являются описательные и числовые характеристики, определенные ведомственным нормативным актом, утверждающим порядок проведения оценки эффективности.

4.5.2.2. Проверяется соответствие исходных данных:

документам, которые содержат характеристики инженерно-технических средств физической защиты;

результатам проверок характеристик технических средств физической защиты, проведенных персоналом ядерного объекта (например, проверки работоспособности и чувствительности), если таковые имеются;

документам, описывающим способы действий нарушителей и персонала физической защиты;

документам, содержащим результаты учений.

4.5.3. Проверка результатов выполнения этапа "Разработка формализованного описания ядерного объекта".

Проверяется наличие необходимой информации, в том числе формализованного описания ядерного объекта, представляющего собой совокупность графического представления ядерного объекта и табличного описания элементов системы физической защиты.

Указанное описание может быть разработано с применением специализированных компьютерных программ, которые введены в действие ведомственным нормативным актом соответствующего органа управления использованием атомной энергии.

Проверяется соответствие содержания графического представления ядерного объекта и табличного описания, представленных в отчете по оценке эффективности, фактической структуре ядерного объекта и системе физической защиты.

4.5.4. Проверка результатов выполнения этапа "Оценка эффективности при действиях внешних нарушителей".

4.5.4.1. Проверяется порядок проведения оценки эффективности для каждого типа внешнего нарушителя с учетом угроз и модели нарушителей, определенных в анализе уязвимости.

Проверяется, что оценка эффективности при действиях внешнего нарушителя проведена в установленном порядке, в том числе выполнено:

определение возможных способов преодоления инженерно-технических средств физической защиты с учетом оснащенности нарушителей;

определение количественных характеристик каждого вышеуказанного способа (вероятность обнаружения нарушителя и время задержки его проникновения к предметам физической защиты);

построение дерева (графа) путей нарушителей;

расчет показателей эффективности системы физической защиты;

формирование таблицы эффективности системы физической защиты для каждого предмета физической защиты (группы предметов физической защиты, находящихся в одном помещении).

4.5.4.2. Проверяется соответствие следующих параметров, использованных при оценке эффективности, документам, из которых они были получены:

вероятности обнаружения нарушителей;

времена задержки проникновения нарушителей;

времена движения сил охраны и внешних сил реагирования;

вероятности нейтрализации нарушителей (благоприятного исхода боестолкновения).

4.5.5. Проверка результатов выполнения этапа "Оценка эффективности при действиях внутренних нарушителей".

4.5.5.1. Проверяется порядок проведения оценки эффективности для каждого типа внутреннего нарушителя с использованием угроз и модели нарушителей, определенных в анализе уязвимости.

Проверяется, что оценка эффективности при действиях внутреннего нарушителя проведена в установленном порядке, в том числе выполнено:

определение перечня основных инструментов и материалов, которыми может воспользоваться внутренний нарушитель;

определение перечня групп сотрудников, имеющих одинаковые полномочия доступа в охраняемые зоны и к предметам физической защиты;

определение вероятности пресечения (предотвращения) попыток проноса инструментов (приспособлений, оборудования), оружия и взрывных устройств (взрывчатых веществ) внутренним нарушителем;

построение дерева (графа) путей нарушителя;

расчет показателей эффективности системы физической защиты;

формирование таблицы показателей эффективности для каждого предмета физической защиты (группы предметов физической защиты, находящихся в одном помещении).

4.5.5.2. Проверяется соответствие следующих параметров, использованных при оценке эффективности, документам, из которых они были получены:

вероятности обнаружения нарушителей;

времена задержки проникновения нарушителей;

времена движения сил охраны и внешних сил реагирования;

вероятности нейтрализации нарушителей.

4.5.6. Проверка результатов выполнения этапа "Оценка эффективности при действиях нарушителей, находящихся в сговоре".

Проверяется, что при наличии в модели нарушителей, приведенной в отчете по анализу уязвимости, сговора внешнего нарушителя с внутренним этот факт учтен при проведении оценки эффективности.

4.5.7. Проверка результатов выполнения этапа "Оформление и анализ результатов оценки эффективности".

Проверяется наличие основных результатов оценки эффективности:

а) показателей эффективности для всех предметов физической защиты и всех типов нарушителей;

б) анализа недостатков системы физической защиты и предложений по повышению ее эффективности:

в) подписей в отчете по оценке эффективности:

руководителя ядерного объекта;

заместителя руководителя ядерного объекта по безопасности;

начальника службы безопасности;

руководителя рабочей группы, проводившей оценку эффективности;

представителя руководства воинской части (подразделения) войск национальной гвардии Российской Федерации (на ядерных объектах, охраняемых этими войсками).

III. Порядок проверки результатов проведения оценки

эффективности при проведении экспертизы обосновывающих

материалов, представляемых в связи с получением лицензии

или в связи с проведением периодической оценки безопасности

объекта использования атомной энергии

5. Если Ростехнадзором не осуществлялся запрос на ядерный объект о представлении отчета по оценке эффективности, то проверяется наличие сведений о проведении оценки эффективности, указанных в приложении N 4 к Административному регламенту предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденному приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 г. N 453.

6. Если при проведении экспертизы имеется в наличии отчет по оценке эффективности, то в этом случае, помимо проверки сведений, указанных в предыдущем пункте настоящей Инструкции, проводится проверка сведений в соответствии с пунктами 4.5.2 - 4.5.7 настоящей Инструкции.

IV. Проверка достаточности фактических значений

показателей эффективности

7. Проверка достаточности фактических значений показателей эффективности заключается в установлении факта, что полученные при проведении оценки эффективности системы физической защиты значения показателя (показателей) эффективности имеют величину не менее установленных минимально допустимых значений показателя (показателей) эффективности.

Проверяется наличие документально установленных минимально допустимых значений показателей эффективности, и проводится сравнение показателей, полученных при проведении оценки эффективности.

До разработки и введения в действие порядка установления минимально допустимого значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты проверяется наличие и содержание утвержденного руководителем ядерного объекта обоснованного заключения о достаточности полученного значения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты.

V. Оформление сведений о проверке результатов проведения

оценки эффективности

8. Сведения о проверке результатов проведения оценки эффективности при проведении проверки (инспекции) выполнения требований к физической защите на ядерном объекте приводятся в прилагаемом к акту проверки (инспекции) отчете, в котором указываются объем проверки результатов проведения оценки эффективности (проверенные вопросы), выявленные нарушения и несоответствия установленному порядку проведения оценки эффективности или указывается, что таковые отсутствуют.

9. Сведения о проверке результатов проведения оценки эффективности при проведении экспертизы обосновывающих материалов, представляемых в связи с получением лицензии или в связи с проведением периодической оценки безопасности объекта использования атомной энергии, включаются в экспертное заключение, оформляемое по результатам проведения указанной экспертизы.