См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 15 февраля 2016 г. N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА
РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НАРУШЕНИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВЫВОДЕ
ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ОБРАЩЕНИИ
С РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16).

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА
РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НАРУШЕНИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВЫВОДЕ
ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ОБРАЩЕНИИ
С РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ"
(НП-014-16)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).

2. Настоящие Правила определяют категории нарушений, структуру, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами (далее - нарушения), порядок расследования и учета нарушений, отчетность о нарушениях.

Расследование нарушений проводится с целью определения непосредственных и коренных причин нарушений, а также для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.

Список используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

3. Требования настоящих Правил распространяются на организации, осуществляющие деятельность (далее - организации):

по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по эксплуатации, выводу из эксплуатации ПХ РВ и ПХ РАО, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по обращению с РВ и РАО, в том числе по их транспортированию, за исключением обращения с РВ и РАО на ЯУ и на объектах ядерного топливного цикла;

по транспортированию РВ и РАО вне территории организаций, за исключением перевозок, при которых порядок расследования нарушений установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" (НП-047-11), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 г. N 736 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 г., регистрационный N 22965; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 15) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. N 310 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 г., регистрационный N 29338; "Российская газета", 2013, N 187).

Требования настоящих Правил не распространяются на деятельность по обращению с РВ и РАО при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

II. Категории нарушений

4. Категории нарушений, не связанных с транспортированием РИ, РВ и РАО и подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями настоящих Правил, определены в таблице N 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Категории нарушений при транспортировании РВ и РАО определяются в соответствии с таблицей N 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

6. Категория нарушения должна определяться по значениям характеристик, определяющих радиационную обстановку, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).

III. Структура, содержание и порядок передачи сообщений
о нарушениях

7. Организации, в которых произошло нарушение, должны обеспечить подготовку и своевременную передачу информации в виде оперативного и предварительного сообщений.

Предварительное сообщение о нарушении передается в случае, если предварительно установленная категория нарушения была определена как А или АТ3, или в течение 24 часов с момента нарушения категории П1, П2, АТ1, АТ2 были пересмотрены.

Предварительно установленная категория нарушения определяется исходя из последствий нарушений в соответствии с главой II настоящих Правил.

Пересмотр предварительно установленной категории нарушения осуществляется в случае выявления дополнительной информации об обстоятельствах и последствиях нарушения.

Решение о пересмотре предварительно установленной категории нарушения принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, в которой произошло нарушение.

8. Оперативное сообщение о нарушениях всех категорий передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, по телефону или с помощью других средств связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 часа с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в орган управления использованием атомной энергии, выдавший документ о признании в соответствии с Положением о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 88 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1248; 2012, N 44, ст. 6023; 2013, N 14, ст. 1700) (далее - орган управления использованием атомной энергии);

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

9. В оперативном сообщении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

место выявления нарушения;

дата и время (местное/московское) выявления нарушения;

краткая характеристика нарушения с указанием предполагаемых причин нарушения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

предварительно установленная категория нарушения на момент передачи сообщения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение.

10. Предварительное сообщение, подписанное руководителем или уполномоченными на это должностными лицами организации, в которой произошло нарушение, передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, с помощью средств связи, обеспечивающих получение информации не позднее 24 часов с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в орган управления использованием атомной энергии;

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

11. В предварительном сообщении о нарушении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

дата, время (местное/московское) и место выявления нарушения;

краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;

описание отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможная причина отказа, повреждения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

сведения о принятых мерах по локализации и/или ликвидации последствий нарушения;

предварительно установленная категория нарушения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение;

предварительная оценка нарушения по шкале ИНЕС.

IV. Порядок расследования нарушений. Отчетность
о нарушениях

12. Организация, в которой произошло нарушение, должна организовать и провести расследование нарушения.

13. Целями расследования нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО являются установление обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательное определение его категории.

14. Комиссию по расследованию нарушений создает организация, в которой произошло нарушение.

15. Комиссия по расследованию нарушения должна приступить к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. До начала расследования организация, создавшая комиссию, должна письменно известить МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, о создании комиссии, месте и времени начала ее работы.

16. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента выявления нарушения. В случаях, если для установления обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательного определения его категории требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний и расследований, продолжительность расследования нарушения может быть увеличена, но не более чем на 15 рабочих дней). Мотивированное решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее акт о создании комиссии.

17. До создания комиссии по расследованию нарушения организацией должны быть приняты меры по:

сохранению первичной обстановки (если это не влечет распространения последствий нарушения) и первичной информации, позволяющей уточнить исходное событие и причины возникновения нарушения;

удалению из возможно опасной зоны людей, за исключением персонала, участвующего в ликвидации последствий нарушения;

предотвращению распространения последствий нарушения.

18. Для работы комиссии должны быть созданы условия, в том числе:

обеспечен доступ ко всей необходимой информации, проектным, эксплуатационным, нормативным и другим документам;

обеспечен доступ на территорию и в помещения, имеющие отношение к расследованию нарушения, с проведением обязательного инструктажа по радиационной безопасности, по охране труда и обеспечением членов комиссии средствами индивидуальной защиты и приборами индивидуального дозиметрического контроля;

проведены необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, осуществлена фото- и/или видеосъемка объектов, их систем/элементов;

предоставлены необходимые для работы помещения, средства связи, транспортные средства;

обеспечено получение объяснений от персонала, представителей других организаций, проводивших работы на момент выявления нарушения;

обеспечено получение информации об имевших место аналогичных нарушениях в организации.

Порядок и режим работы комиссии определяются председателем комиссии.

19. Организация должна обеспечить представителей органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, осуществляющих надзор за ходом расследования, необходимой для расследования информацией, средствами связи, документацией и материалами расследования, а также обеспечить им доступ к месту нарушения.

20. При расследовании нарушения комиссия должна:

проанализировать необходимую для проведения расследования документацию;

организовать проведение необходимых экспертиз;

выявить последовательность отказов систем/элементов, ошибок персонала при нарушении и их причины;

установить непосредственные и коренные причины нарушения;

определить последствия нарушения;

установить количество облученных лиц из числа персонала организации и населения;

определить уровни загрязнения РВ систем/элементов/упаковок, помещений, транспортных средств на территории объекта использования атомной энергии и в районе возможного загрязнения;

оценить повреждение систем/элементов;

оценить достаточность проведенных мероприятий по локализации и ликвидации последствий нарушения;

оценить последствия нарушения для безопасности объекта использования атомной энергии, транспортируемой упаковки, персонала организации, населения, окружающей среды, которые могли бы иметь место в случае иного развития нарушения, и способность систем/элементов безопасности предотвратить или смягчить такие последствия (исходя из имеющихся сведений о состоянии указанных систем/элементов);

выявить нарушения (недостатки, ошибки) в:

действиях персонала;

работе систем/элементов нормальной эксплуатации;

работе систем/элементов, важных для безопасности;

техническом обслуживании и ремонте;

технической и эксплуатационной документации;

организации эксплуатации;

организации транспортирования;

представить предложения по дополнительным проверкам соответствия персонала квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой (замещаемой) должности, по изменению нормативной и эксплуатационной документации, а также по следующим мероприятиям в отношении систем/элементов:

ремонт;

замена;

эксплуатация;

конструирование;

проектирование;

изготовление;

сооружение;

монтаж;

наладка;

поверка;

возобновление работы;

оценить уровень нарушения по шкале ИНЕС.

21. По результатам расследования нарушения комиссия оформляет отчет. Рекомендуемый образец титульного листа отчета о расследовании нарушения приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам. В приложении N 4 к настоящим Правилам указаны обязательные сведения, которые должны содержаться в отчете о расследовании нарушения.

Отчет подписывается председателем и членами комиссии.

Особые мнения членов комиссии (при их наличии) оформляются в виде приложений к отчету.

22. Организация, в которой произошло нарушение, должна обеспечить направление копий отчета о расследовании нарушения на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней с момента окончания работы комиссии:

в Ростехнадзор;

в орган управления использованием атомной энергии;

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

23. Категория нарушения считается окончательно установленной, если с момента получения копии отчета МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, мотивированно не потребует в течение 15 рабочих дней у должностного лица, подписавшего приказ о создании комиссии по расследованию нарушения, дополнительного расследования, переоценки категории нарушения, уточнения причин нарушения и (или) корректирующих мер.

24. Оригинал отчета о расследовании нарушения вместе с приложениями хранится в организации, в которой произошло нарушение, до завершения работ по выводу из эксплуатации РИ, ПХ РВ или РАО, прекращения работ по обращению с РВ и РАО.

V. Учет нарушений

25. Должностные лица организаций должны осуществлять анализ сведений о нарушениях в целях учета опыта обеспечения безопасности при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, в том числе при транспортировании РВ и РАО, и принятия мер по предотвращению аналогичных нарушений.

26. Организации должны обеспечить ведение учета всех нарушений. Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в журнале учета нарушений на объекте использования атомной энергии при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам. Журнал учета нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО хранится в организации.

VI. Корректирующие меры

27. По каждому нарушению комиссия формирует предложения в перечень организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение повторения нарушений в дальнейшем, а организация, в которой произошло нарушение, разрабатывает и утверждает перечень организационно-технических мероприятий с указанием сроков их реализации.

28. Организация представляет в Ростехнадзор и в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, отчет о выполнении корректирующих мер.

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ИНЕС
-
международная шкала ядерных событий (International Nuclear Event Scale)
МТУ ЯРБ
-
межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора
ПХ
-
пункт хранения
РАО
-
радиоактивные отходы
РБ
-
радиационная безопасность
РВ
-
радиоактивные вещества
РИ
-
радиационный источник

Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

Таблица N 1

Категорирование нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации РИ, ПХ и при обращении с РВ и РАО
(за исключением транспортирования)

Категория нарушения
Описание и последствия нарушения
А
(авария)
Потеря управления РИ, нарушение пределов и/или условий нормальной эксплуатации РИ, несанкционированный доступ к РИ, РВ и РАО, утеря и/или хищение РИ, РВ и РАО, ошибка персонала (далее - событие), в результате которого имеет место любое из следующих последствий:
прогнозируемые дозы облучения лиц из числа населения превышают основные пределы доз, установленные нормами радиационной безопасности;
незапланированное облучение персонала превысило основные пределы доз, установленные нормами радиационной безопасности
П1
(радиационное происшествие)
Событие, не приведшее к нарушениям категории А, в результате которого имеет место любое из следующих последствий:
произошло превышение установленных квот облучения населения;
произошло незапланированное облучение персонала выше установленного в организации контрольного уровня годовой эффективной дозы
П2
(нерадиационное происшествие)
Событие, которое могло привести, но не привело к нарушениям категорий А и П1

Таблица N 2

Категорирование нарушений при транспортировании РВ и РАО

Категория нарушения
Описание и последствия нарушения
АТ1
(авария I категории)
Аварии, при которых груз радиоактивных материалов в результате механических воздействий не получил видимых повреждений, или имеет незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления на транспортном средстве, или груз подвергся небольшому тепловому воздействию (без непосредственного контакта с огнем) в результате пожара вне грузового помещения или транспортного средства
АТ2
(авария II категории)
Аварии, при которых:
грузу с упаковками типа B, типа C или с упаковками, содержащими делящиеся материалы, нанесены значительные механические повреждения и (или) упаковки попали в очаг пожара, в результате чего увеличение уровней излучения и выход радиоактивных материалов из упаковок не должны превышать пределов, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими требования безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, для аварийных условий перевозки;
грузу с промышленными упаковками и упаковками типа A, не содержащими делящиеся материалы, нанесены значительные механические повреждения, или такие упаковки попали в очаг пожара, или упаковки полностью разрушены
АТ3
(авария III категории)
Аварии, при которых упаковки типа B, типа C или упаковки, содержащие делящиеся материалы, частично или полностью разрушены, уровни излучения и выход радиоактивных веществ из упаковок могут превышать пределы, предусмотренные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими требования безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, для аварийных условий перевозки (запроектная авария)

Приложение N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

Рекомендуемый образец

Титульный лист отчета о расследовании нарушения

Отчет о расследовании нарушения в работе организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ и обращению с РВ и РАО
Отчет N: <1>
Дата выпуска отчета: <2>
________________
день, месяц, год
Дата нарушения: <3>
_____________________
день, месяц, год
Время нарушения: <4>
___
ч
___
мин
Название нарушения: <5>
Категория нарушения: <6>
Наименование организации: <7>
Распространение отчета в: <8>
организации;
подразделения (службы) организации
Должностное лицо в организации для последующей связи: <9>
Ф.И.О.:
Адрес:
Телефон:
Факс:
Электронная почта:
Телетайп:

--------------------------------

<1> Указываются реквизиты отчета, учетный номер отчета, присваиваемый в порядке, установленном организацией, организовавшей расследование, для ведения делопроизводства.

<2> Указывается дата подписания отчета: день, месяц, год.

<3> Указывается дата выявления нарушения: день, месяц, год.

<4> Указывается время выявления нарушения местное/московское (ч, мин).

<5> Указывается название нарушения, которое включает последствия нарушения, в соответствии с которыми оно классифицировано, и непосредственную причину, вызвавшую это нарушение.

<6> Указывается категория нарушения в соответствии с главой II настоящих Правил.

<7> Указывается наименование организации, организовавшей расследование.

<8> Указываются сокращенные наименования организаций, которым направлен отчет, а также их подразделений (служб).

<9> Указывается фамилия, имя, отчество должностного лица, назначенного администрацией для последующей связи, его адрес, номера телефона, факс, адрес электронной почты, телетайп, иные современные средства связи.

Приложение N 4
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬСЯ В ОТЧЕТЕ
О РАССЛЕДОВАНИИ НАРУШЕНИЯ

I. Состав комиссии по расследованию нарушения

1.1. Привести наименование организации, создавшей комиссию, дату и номер приказа о создании комиссии; должности, имена, отчества, фамилии председателя и членов комиссии.

II. Описание нарушения

2.1. Привести информацию об условиях обращения с РВ и РАО, условиях эксплуатации РИ, ПХ, транспортирования упаковок, о параметрах и характеристиках систем (элементов), важных для безопасности, о текущем контроле, проверках и техническом обслуживании систем/элементов, испытаниях, ремонте, об имевшихся повреждениях или дефектах систем/элементов, отклонениях от требований технологического регламента эксплуатации и инструкций по эксплуатации систем/элементов и об обосновании таких отклонений.

2.2. Привести информацию о радиационной обстановке в местах контроля до и после нарушения, в том числе после перехода к выполнению работ по предотвращению распространения нарушения или его последствий;

привести мощность дозы облучения на месте нарушения, значения параметров и характеристик состояния систем (элементов), важных для безопасности, при нарушении нормальной эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, в том числе при их транспортировании.

2.3. Указать пределы и (или) условия безопасной эксплуатации, которые были нарушены.

2.4. Привести перечень и наименования поврежденных систем, упаковок и их элементов, указать характер повреждения.

2.5. Указать оценку нарушения по шкале ИНЕС.

III. Исходные события и пути протекания нарушения

3.1. Привести описание исходного события (отказа, внешнего события, ошибки персонала, ошибки сторонних организаций).

3.2. Привести пути протекания нарушения.

3.3. Привести результаты расследования причин отклонения значений параметров от пределов и условий нормальной эксплуатации и характеристик состояния систем (элементов), важных для безопасности, а также данные о радиоактивном загрязнении объектов окружающей среды, наличии (отсутствии) пострадавших.

IV. Причины нарушения

4.1. Привести выводы комиссии о коренных и непосредственных причинах нарушения. Если причинами нарушения стали недостатки в работе персонала, указать его должности.

Непосредственные причины нарушений при обращении с РВ и РАО, в том числе при их транспортировании, эксплуатации РИ, ПХ:

механические явления, процессы, состояния;

условия окружающей среды;

химические явления, процессы;

человеческий фактор.

Коренные причины нарушений при обращении с РВ и РАО, эксплуатации РИ, ПХ:

недостатки при конструировании, проектировании, изготовлении, сооружении, монтаже, наладке, ремонте систем, упаковок и их элементов;

недостатки в эксплуатационной документации;

недостатки при эксплуатации (управлении, организации или планировании работ);

непринятие необходимых мер по обеспечению систем рабочими средами, запасными частями, узлами, агрегатами, а также мер по изменению схемных решений и проектной документации;

низкий уровень культуры безопасности персонала.

Приложение N 5
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Правила расследования
и учета нарушений при эксплуатации
и выводе из эксплуатации радиационных
источников, пунктов хранения
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и обращении с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 15 февраля 2016 г. N 49

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬСЯ В ЖУРНАЛЕ
УЧЕТА НАРУШЕНИЙ

1. Наименование РИ, ПХ, транспортного средства, тип упаковки.

2. Категория нарушения.

3. Дата нарушения.

4. Кем и куда передана информация о нарушении (должность и фамилия, имя, отчество передавшего).

5. Непосредственные и коренные причины нарушения.

6. Последствия нарушения.

7. Мероприятия, проведенные при расследовании нарушения.

8. Мероприятия по ликвидации последствий нарушения.