См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 10 октября 2017 г. N 418

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТОВ КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451; 2016, N 14, ст. 1904; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661; N 28, ст. 4741; N 48, ст. 6789; 2017, N 12, ст. 1729; N 26, ст. 3847), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (НП-103-17).

Врио руководителя
А.Л.РЫБАС

Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 418

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТОВ КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
(НП-103-17)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (НП-103-17) (далее - Требования) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 3, ст. 141; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4590, 4596), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4281; 2013, N 27, ст. 3480) и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).

2. Настоящие Требования устанавливают категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, а также требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов различных категорий.

3. Порядок приведения пунктов размещения особых радиоактивных отходов/пунктов консервации особых радиоактивных отходов в соответствие с настоящими Требованиями, сроки и объем необходимых мероприятий определяются в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на их эксплуатацию или в условиях действия лицензии на эксплуатацию, вывод из эксплуатации объекта использования атомной энергии, в состав которого они входят.

4. Перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

II. Общие положения

5. Безопасность ПРОРАО/ПКОРАО должна обеспечиваться в соответствии с целями и принципами обеспечения безопасности при обращении с РАО, установленными в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34701; Российская газета, 2015, N 24/1) (далее - НП-058-14).

6. ЭО должна определить категорию ПРОРАО/ПКОРАО в соответствии с приложением N 3 к настоящим Требованиям. Категория ПРОРАО/ПКОРАО должна быть представлена и обоснована в проектной документации (далее - проект) при ее наличии и (или) в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).

7. В целях определения радиационного воздействия ПРОРАО/ПКОРАО на работников (персонал), население и окружающую среду ЭО должна проводить оценку безопасности ПРОРАО/ПКОРАО в соответствии с требованиями НП-058-14.

8. Оценка безопасности ПРОРАО/ПКОРАО должна включать в себя оценку текущего уровня безопасности и оценку долговременной безопасности ПРОРАО/ПКОРАО.

9. Результаты оценки безопасности ПРОРАО/ПКОРАО должны быть представлены в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).

III. Общие требования к обеспечению безопасности
пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов
консервации особых радиоактивных отходов

10. С целью своевременного получения информации об уровне безопасности и воздействии ПРОРАО/ПКОРАО на работников (персонал), население и окружающую среду ЭО должна обеспечить проведение радиационного контроля, мониторинга состояния системы размещения ОРАО и контроля технического состояния зданий, сооружений, систем (элементов) ПРОРАО/ПКОРАО, важных для безопасности.

11. Объем, методы, порядок и периодичность проведения радиационного контроля, мониторинга состояния системы размещения ОРАО и контроля технического состояния зданий, сооружений, систем (элементов) ПРОРАО/ПКОРАО, важных для безопасности, должны быть установлены и обоснованы в проекте и (или) в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).

12. На основе результатов радиационного контроля и мониторинга состояния системы размещения ОРАО и оценки безопасности ПРОРАО/ПКОРАО должны осуществляться разработка и реализация технических решений и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды.

13. Технические решения и организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды, должны быть представлены и обоснованы в проекте и (или) в ООБ ПРОРАО/ПКОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).

Особенности обеспечения безопасности пунктов размещения
особых радиоактивных отходов, в которые размещаются
радиоактивные отходы

14. В ПРОРАО допускается размещение РАО, образовавшихся при:

эксплуатации или выводе из эксплуатации ОИАЭ, на котором образовались РАО, накопленные в ПРОРАО;

эксплуатации ПРОРАО;

выполнении работ по реализации проекта перевода ПРОРАО в ПКОРАО;

проведении реабилитации площадки размещения ПРОРАО.

Размещение иных РАО в ПРОРАО запрещается.

15. В проекте ПРОРАО должны быть установлены и обоснованы, а в ООБ ПРОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит) представлены:

планируемый срок окончания размещения РАО;

морфологический, химический и радионуклидный состав размещаемых РАО;

планируемое количество (масса, объем) и активность размещаемых РАО;

допустимая суммарная и удельная активность, количество РАО в ПРОРАО с учетом размещаемых РАО;

технические решения и организационные мероприятия, обеспечивающие контроль соответствия поступающих на размещение РАО установленным требованиям, включая методы и объем входного контроля размещаемых РАО;

технические и организационные решения, реализуемые при размещении РАО.

16. В ООБ ПРОРАО (или в ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит) должны быть представлены результаты оценки безопасности ПРОРАО, учитывающей размещение РАО.

17. После завершения работ по переводу ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО размещение РАО в нем запрещается.

IV. Перевод пунктов размещения особых радиоактивных
отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов
или пункты захоронения радиоактивных отходов и пунктов
консервации особых радиоактивных отходов в пункты
захоронения радиоактивных отходов

Перевод пунктов размещения особых радиоактивных
отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов
или пункты захоронения радиоактивных отходов

18. В течение одного года после вступления в силу настоящих Требований ЭО должна обеспечить разработку программы перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО, предусматривающей:

обследование ПРОРАО;

оценку безопасности ПРОРАО с учетом результатов обследования;

разработку проекта перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО;

реализацию технических решений и организационных мероприятий, предусмотренных проектом перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО.

19. В случае если статус ПРОРАО установлен после вступления в силу настоящих Требований, ЭО должна обеспечить разработку программы перевода ПРОРАО в ПКОРАО в течение одного года после установления статуса ПРОРАО.

20. Основные положения программы перевода ПРОРАО в ПКОРАО должны быть представлены и обоснованы в ООБ ПРОРАО (или ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).

21. В случае если в результате оценки безопасности ПРОРАО обосновано, что имеющиеся барьеры безопасности обеспечивают соответствие ПРОРАО установленным для ПЗРО требованиям безопасности, перевод ПРОРАО в ПЗРО допускается без разработки проекта перевода ПРОРАО в ПЗРО.

22. Достижение определенного в проекте перевода ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО конечного состояния должно документироваться в порядке, установленном ЭО.

Перевод пунктов консервации особых радиоактивных отходов
в пункты захоронения радиоактивных отходов

23. Не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации ПКОРАО ЭО должна обеспечить разработку программы перевода ПКОРАО в ПЗРО, предусматривающей:

обследование ПКОРАО;

оценку безопасности ПКОРАО с учетом результатов обследования;

оценку соответствия ПКОРАО установленным для ПЗРО требованиям безопасности.

24. Основные положения программы перевода ПКОРАО в ПЗРО должны быть представлены и обоснованы в ООБ ПКОРАО (или ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит).

25. ЭО должна обеспечить перевод ПКОРАО в ПЗРО, если по результатам обследования ПКОРАО и оценки соответствия ПКОРАО требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО, установлено, что ПКОРАО удовлетворяет требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО.

Если по результатам обследования ПКОРАО не удовлетворяет требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО, ЭО должна обеспечить разработку и реализацию технических решений и организационных мероприятий по продлению срока его эксплуатации, по окончании которого должно быть проведено повторное обследование и оценка соответствия ПКОРАО требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО.

V. Особенности обеспечения безопасности пунктов
размещения особых радиоактивных отходов и пунктов
консервации особых радиоактивных отходов
в зависимости от их категории

Особенности обеспечения безопасности
промышленных водоемов-хранилищ жидких радиоактивных
отходов и хвостохранилищ

26. Эксплуатация ПРОРАО категории "Промышленные водоемы-хранилища ЖРО, хвостохранилища" должна осуществляться в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности при обращении с РАО, накопленными в поверхностных промышленных водоемах-хранилищах ЖРО и хвостохранилищах, установленными НП-058-14.

27. В проекте перевода ПРОРАО категории "Промышленные водоемы-хранилища ЖРО, хвостохранилища" в ПКОРАО должны быть приведены и обоснованы технические решения и организационные мероприятия по:

ускорению консолидации и усадки пород;

защите от водной и ветровой эрозии;

демонтажу оборудования и рекультивации поверхности полос отчуждения под транспортные коммуникации;

изоляции РАО от инфильтрации атмосферных осадков;

обеспечению долговременной устойчивости ограждающих дамб.

Особенности обеспечения безопасности емкостей-хранилищ
жидких радиоактивных отходов

28. При эксплуатации ПРОРАО категории "Емкости-хранилища ЖРО" ЭО должна обеспечить реализацию технических решений и организационных мероприятий по:

поддержанию водно-химического режима, исключающего интенсивные коррозионные процессы;

предотвращению перелива ЖРО из емкости в помещение или окружающую среду;

организации технологической сдувки и последующей очистки газов и паров перед их выбросом в атмосферу до пределов, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1180; 2007, N 17, ст. 2045; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 37, ст. 5002; 2013, N 24, ст. 2999; 2017, N 30, ст. 4674);

предотвращению повреждения емкости из-за повышения в ней давления или вакуумирования;

предотвращению возникновения пожара;

сбору и возврату протечек;

дезактивации помещений;

отбору представительных проб ЖРО.

29. При эксплуатации ПРОРАО категории "Емкости-хранилища ЖРО", в которых размещены высокоактивные ЖРО, ЭО должна дополнительно обеспечить реализацию технических решений и организационных мероприятий по предотвращению:

превышения пределов по содержанию газов и паров, в том числе пожаровзрывоопасных, в свободном объеме емкости;

превышения температуры в емкости выше предела, установленного в проектной или эксплуатационной документации.

30. При эксплуатации ПРОРАО категории "Емкости-хранилища ЖРО" ЭО должна обеспечить проверку работоспособности систем (элементов), важных для безопасности, и осуществление контроля и оценки технического состояния и герметичности емкости, ее конструктивных элементов и строительных конструкций.

31. В проекте перевода ПРОРАО категории "Емкости-хранилища ЖРО" в ПКОРАО должны быть приведены и обоснованы решения по переводу содержащихся ЖРО в стабильную твердую форму (ТРО).

Особенности обеспечения безопасности хранилищ твердых
радиоактивных отходов

32. При эксплуатации ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО" должны быть предусмотрены технические решения и организационные мероприятия, направленные на предотвращение поступления и накопления в них атмосферных осадков, поверхностных и подземных вод:

организация системы водоотводных сооружений и (или) дренажных систем для отвода (откачки) вод;

организация укрытия сооружения (ячейки) для защиты от атмосферных осадков (гидроизоляционные экраны).

33. Должны быть предусмотрены технические решения и организационные мероприятия по контролю наличия воды в сооружениях (ячейках) ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО" и ее удалению в случае поступления.

34. Должны быть предусмотрены технические и организационные решения по радиационному контролю удаляемой из сооружений (ячеек) ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО" воды, а также воды из водоотводных и дренажных систем.

35. Должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по снижению уровня подземных вод в случае обнаружения подтопления площадки размещения или установления уровня подземных вод выше дна сооружений ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО".

36. При эксплуатации ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО", в которых размещены пожаровзрывоопасные ТРО, должны быть предусмотрены технические решения и организационные мероприятия для предотвращения пожаровзрывоопасности, тушения и локализации пожара в случае возникновения.

37. При эксплуатации ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО" траншейного типа ЭО должна обеспечить разработку и реализацию технических и организационных решений по восстановлению и защите инженерных барьеров безопасности, в том числе от разрушений, связанных с проникновением животных и корней растений, эрозионных процессов.

38. При эксплуатации ПРОРАО/ПКОРАО категории "Хранилища ТРО", в которых размещены высокоактивные ТРО, ЭО должна дополнительно обеспечить реализацию технических решений и организационных мероприятий, обеспечивающих:

контроль температуры воздуха в сооружениях (ячейках);

контроль содержания водорода в воздухе сооружений (ячеек);

контроль содержания радионуклидов в воздухе сооружений (ячеек);

отвод тепла (для тепловыделяющих ТРО);

технологическую сдувку из сооружений (ячеек) и последующую очистку газов и паров перед их выбросом в атмосферу до пределов, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами (для ТРО, в которых возможно газообразование).

39. Проект перевода ПРОРАО категории "Хранилища ТРО" в ПКОРАО должен содержать технические решения и организационные мероприятия по:

защите барьеров для обеспечения безопасности от водной и ветровой эрозии;

изоляции РАО от инфильтрации атмосферных осадков;

защите от подтопления и размыва паводковыми и атмосферными водами.

Особенности обеспечения безопасности объектов использования
ядерных зарядов в мирных целях

40. ЭО должна выполнить обследование объекта использования ядерных зарядов в мирных целях (далее - объект МЯВ), по результатам которого должны быть определены фактические параметры радиационной обстановки и зоны радиоактивного загрязнения.

На основании результатов обследования ЭО должна установить границы объекта МЯВ и обеспечить проектирование СГО (охранного целика).

41. Размер СГО должен устанавливаться с учетом имеющихся наблюдательных и эксплуатационных скважин, пробуренных в зону взрыва.

42. Площадка объекта МЯВ должна быть не меньше проекции СГО на дневную поверхность.

43. Границы объекта МЯВ должны устанавливаться с учетом:

размеров зон механического действия взрыва;

последствий радиационных аварий, имевших место при создании и эксплуатации объекта МЯВ;

результатов оценки безопасности объекта МЯВ;

возможности обеспечения физической защиты объекта МЯВ и содержащихся в нем ОРАО.

44. ЭО должна обеспечить установление на поверхности земли охранной зоны и обеспечить осуществление режима охранной зоны в соответствии с санитарными правилами и нормативами "Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965 - 1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях" СанПиН 2.6.1.2819-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 183 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2011 г., регистрационный N 20383, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 9).

45. Состав объекта МЯВ должен устанавливаться с учетом земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, необходимых для его безопасного функционирования.

46. ЭО должна обеспечить реабилитацию загрязненных (нарушенных) земель внутри границ объекта МЯВ.

47. ЭО должна обеспечить реализацию технических решений и организационных мероприятий по своевременному переводу объектов МЯВ, содержащих ЖРО, в ПКОРАО.

48. В отношении объектов МЯВ, используемых для захоронения жидких токсичных отходов, ЭО должна обеспечить проведение оценки возможности продолжения их безопасной эксплуатации. Если в результате проведенной оценки будут выявлены факторы, препятствующие безопасной эксплуатации объекта, должны быть выполнены работы по подготовке и дальнейшему переводу объекта МЯВ в ПКОРАО.

49. В отношении объектов МЯВ без вскрытия земной поверхности и характеризующихся схлопыванием полости, образовавшейся в результате взрыва, ЭО должна обеспечить выполнение следующих мероприятий, направленных на поддержание и повышение безопасности:

обследование и мониторинг состояния технологических и наблюдательных скважин (подтверждение отсутствия миграции радионуклидов в водоносные горизонты);

проведение герметизации скважин в случае нарушения их целостности.

50. Объект МЯВ, характеризующийся радиоактивным загрязнением прилегающей территории, может быть переведен в ПКОРАО в порядке, установленном в главе IV настоящих Требований, после завершения операций по созданию барьеров для обеспечения безопасности, предусмотренных соответствующим проектом перевода, и реабилитации загрязненных земель.

51. Объект МЯВ, содержащий ЖРО, может быть переведен в ПКОРАО в порядке, установленном в главе IV настоящих Требований, после завершения операций по созданию барьеров для обеспечения безопасности, предусмотренных соответствующим проектом перевода.

52. Допускается не отверждать ЖРО, содержащиеся в объекте МЯВ, период потенциальной опасности которых не превышает 400 лет, если соответствие объекта МЯВ критериям безопасности, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии для ПКОРАО, обосновано на указанный период.

53. Объект МЯВ, используемый для захоронения жидких токсичных отходов, может быть переведен в ПКОРАО в установленном порядке после завершения работ по созданию барьеров для обеспечения безопасности, предусмотренных соответствующим проектом перевода.

54. Объект МЯВ без вскрытия земной поверхности и характеризующийся схлопыванием полости, образовавшейся в результате взрыва, период потенциальной опасности РАО в котором не превышает 300 лет, может быть переведен в ПКОРАО без разработки соответствующего проекта, если соответствие объекта МЯВ критериям безопасности, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии для ПКОРАО, обосновано на указанный период.

55. При переводе ПРОРАО категории "Объекты МЯВ" в ПКОРАО ЭО должна обеспечить выполнение следующих условий:

определение размеров СГО;

отсутствие на территории объекта участков грунта, загрязненных выше установленных нормативов;

ликвидация всех скважин в СГО;

обеспечение радиационного контроля в течение всего периода потенциальной опасности ОРАО.

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к обеспечению
безопасности пунктов размещения
особых радиоактивных отходов
и пунктов консервации особых
радиоактивных отходов",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 418

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ЖРО
-
жидкие радиоактивные отходы
ЗН
-
зона наблюдения
ОИАЭ
-
объект использования атомной энергии
ООБ
-
отчет по обоснованию безопасности
ОРАО
-
особые радиоактивные отходы
ПЗРО
-
пункт захоронения радиоактивных отходов
ПКОРАО
-
пункт консервации особых радиоактивных отходов
ПРОРАО
-
пункт размещения особых радиоактивных отходов
РАО
-
радиоактивные отходы
СГО
-
специальный горный отвод
СЗЗ
-
санитарно-защитная зона
ТРО
-
твердые радиоактивные отходы
ЭО
-
эксплуатирующая организация

Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к обеспечению
безопасности пунктов размещения
особых радиоактивных отходов
и пунктов консервации особых
радиоактивных отходов",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 418

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Контроль технического состояния зданий, сооружений, систем (элементов) пункта размещения/консервации особых радиоактивных отходов - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность зданий, сооружений, систем (элементов), важных для безопасности ПРОРАО/ПКОРАО, и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации и/или перевода в другой статус.

Мониторинг состояния системы размещения особых радиоактивных отходов - комплексная система наблюдений и контроля за состоянием барьеров безопасности ПРОРАО/ПКОРАО и компонентов природной среды, а также оценки и прогноза изменений системы размещения ОРАО для оценки состояния безопасности ПРОРАО/ПКОРАО.

Система размещения особых радиоактивных отходов - совокупность природного геологического образования, сооружений ПРОРАО/ПКОРАО и содержащихся в нем ОРАО.

Статус пункта размещения особых радиоактивных отходов/пункта консервации особых радиоактивных отходов - правовое положение пункта хранения РАО, обусловленное установленными Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами..." особенностями системы размещения РАО и сроком изоляции РАО от окружающей среды.

Площадка размещения пункта размещения особых радиоактивных отходов/пункта консервации особых радиоактивных отходов - функциональная зона, предназначенная для размещения ПРОРАО/ПКОРАО, включающая в себя непосредственно земельный участок, расположенные на нем объекты капитального строительства и линейные объекты, для которой документами территориального планирования определены границы и состав.

Приложение N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной
энергии "Требования к обеспечению
безопасности пунктов размещения
особых радиоактивных отходов
и пунктов консервации особых
радиоактивных отходов",
утвержденным приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 10 октября 2017 г. N 418

КАТЕГОРИИ
ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТОВ
КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ <*>

Пункты размещения особых РАО
Пункты консервации особых РАО
Размещение РАО продолжается
Размещение РАО прекращено
Объекты МЯВ
Промышленные водоемы-хранилища ЖРО, хвостохранилища
Емкости-хранилища ЖРО
Хранилища ТРО
Промышленные водоемы-хранилища ЖРО, хвостохранилища
Емкости-хранилища ЖРО
Хранилища ТРО
Промышленные водоемы-хранилища ЖРО, хвостохранилища
Емкости-хранилища ЖРО
Хранилища ТРО
Объекты МЯВ

--------------------------------

<*> Установленная для ПРОРАО/ПКОРАО категория должна включать все атрибуты, содержащиеся в таблице. Например: "Хвостохранилище, в которое продолжается размещение РАО, являющееся пунктом размещения особых РАО", "Объект МЯВ, являющийся пунктом консервации особых РАО".