См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 8 августа 2018 г. N 342

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ПУНКТЫ КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТЫ ЗАХОРОНЕНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"

В целях реализации полномочий, установленных подпунктом 5.3.18 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

Утвердить прилагаемое к настоящему приказу руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов".

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 августа 2018 г. N 342

РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПУНКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ПУНКТЫ КОНСЕРВАЦИИ ОСОБЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПУНКТЫ ЗАХОРОНЕНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
(РБ-146-18)

I. Общие положения

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов" (РБ-146-18) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 61 - 63 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2014 г. N 34701), пунктов 18 - 25 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (НП-103-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 октября 2017 г. N 418 (приказ зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2017 г. N 48779) (далее - НП-103-17).

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по обеспечению безопасности при переводе пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус в части:

подготовки пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов к переводу в другой статус;

разработки программы, проекта перевода и отчета по обоснованию безопасности при переводе пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус;

проведения инженерного и радиационного обследования пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;

безопасного выполнения работ по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус;

проведения радиационного контроля и мониторинга состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов при переводе в другой статус и после перевода.

Настоящее Руководство по безопасности распространяется на пункты размещения особых радиоактивных отходов, пункты консервации особых радиоактивных отходов, а также на деятельность по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов.

Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в другой статус могут быть реализованы с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при условии обоснования выбранных способов (методов).

Перечень сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении.

II. Общие рекомендации по обеспечению безопасности
при переводе ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус

Планирование перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется осуществлять с момента установления статуса ПРОРАО/ПКОРАО.

В целях планирования работ по переводу рекомендуется разрабатывать программу перевода - организационно-технический документ, в котором определяются основные мероприятия по переводу, порядок, условия и планируемые сроки их проведения, последовательность и ориентировочный график выполнения работ по переводу, а также планируемое конечное состояние ПРОРАО/ПКОРАО после завершения работ по переводу.

Программу перевода рекомендуется разрабатывать на основании следующей информации:

категория ПРОРАО/ПКОРАО, установленная в соответствии с НП-103-17;

возможность использования существующих систем (элементов), конструкций и сооружений при проведении работ по переводу (систем радиационного контроля, вентиляции (при наличии), элементов существующей транспортно-технологической схемы по обращению с РАО (транспортно-технологического оборудования, грузоподъемных механизмов);

количество РАО в ПРОРАО/ПКОРАО, их радионуклидный и морфологический состав, агрегатное состояние, удельная (объемная) и суммарная активности;

наличие и уровни загрязнения радионуклидами площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО;

наличие произошедших аварий, их последствия и принятые меры по ликвидации последствий этих аварий;

наличие проведенных ремонтных работ, модернизаций, реконструкций ПРОРАО/ПКОРАО;

наличие временных ограничений по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;

необходимый срок изоляции РАО от окружающей среды.

В программу перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется включать следующую информацию:

характеристики условий размещения и характеристики площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО, которые оказывают влияние на выход радионуклидов из ПРОРАО/ПКОРАО, их перенос и накопление в окружающей среде;

основные характеристики ПРОРАО/ПКОРАО, оказывающие влияние на безопасность его перевода в другой статус и используемые при разработке технических решений и организационных мероприятий по подготовке к переводу и обеспечению безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды;

наличие и уровень загрязнения радионуклидами площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО, наличие и описание последствий произошедших аварий;

перечень и описание основных мероприятий и работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;

последовательность и ориентировочный график выполнения работ по переводу, включая разработку соответствующей проектной и эксплуатационной документации;

сведения о разработанных технических решениях и организационных мероприятиях по обоснованию безопасности и остаточного ресурса невосстанавливаемых элементов систем, важных для безопасности, и порядке их реализации;

оценку необходимости замены выработавшего свой ресурс оборудования, важного для безопасности, при проведении работ по переводу.

Выбор варианта перевода ПРОРАО в другой статус (в ПКОРАО или в ПЗРО) рекомендуется осуществлять на основании характеристик ПРОРАО, периода потенциальной опасности накопленных в нем РАО, а также результатов оценки безопасности, подтверждающих или не подтверждающих соответствие текущего состояния ПРОРАО требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО. После проведения обследования и оценки безопасности ПРОРАО программа перевода корректируется с учетом выбранного варианта перевода.

При переводе ПРОРАО в ПКОРАО в ООБ ПРОРАО (или ООБ ОИАЭ, в состав которого он входит) рекомендуется вносить изменения:

по окончании разработки программы перевода ООБ дополняется основными положениями программы перевода, обеспечивающими возможность оценки деятельности по предстоящему переводу;

по окончании разработки проекта перевода ООБ дополняется сведениями о проектных решениях по созданию/восстановлению барьеров безопасности, технических решениях и организационных мероприятиях по обеспечению безопасности при проведении работ согласно проекту перевода;

по окончании работ по переводу ПРОРАО в ПКОРАО ООБ дополняется сведениями о состоянии, характеристиках образовавшегося ПКОРАО с указанием его статуса, а также результатами оценки безопасности образовавшегося ПКОРАО.

III. Обеспечение безопасности при подготовке к переводу
ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус

В целях подготовки ПРОРАО/ПКОРАО к переводу в другой статус рекомендуется проводить следующие мероприятия:

проведение обследования ПРОРАО/ПКОРАО;

разработку проектной и эксплуатационной документации, необходимой для перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;

подготовку работников (персонала) для выполнения работ по переводу;

создание необходимой инфраструктуры для выполнения работ по переводу;

разработку (корректировку) программ радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО, модернизацию соответствующих систем контроля и мониторинга;

разработку мероприятий по аварийному планированию при выполнении работ по переводу;

разработку противоаварийных мероприятий при выполнении работ по переводу.

При проведении обследования ПРОРАО/ПКОРАО рекомендуется определять:

техническое состояние систем и элементов, важных для безопасности (зданий, сооружений, барьеров безопасности, оборудования);

состояние пожаро- и взрывобезопасности ПРОРАО/ПКОРАО;

состояние ядерной безопасности (при наличии РАО, содержащих ядерно опасные делящиеся нуклиды);

состояние радиационной обстановки на площадке ПРОРАО/ПКОРАО, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (при наличии);

характеристики РАО: их состояние, количество, состав;

природные и техногенные условия размещения ПРОРАО/ПКОРАО, которые могут повлиять на разработку мероприятий по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус, и прогноз их изменения;

элементы, важные для безопасности, или необходимые для перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус, не подлежащие восстановлению;

элементы, важные для безопасности, или необходимые для перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус, остаточный ресурс которых может быть обоснован и достаточен при наличии периодического технического обслуживания и ремонта, либо замены.

Объем и сроки проведения обследования ПРОРАО/ПКОРАО рекомендуется определять исходя из объема информации, необходимой для разработки проекта перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.

Проект перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется разрабатывать с учетом результатов обследования и оценки безопасности.

В проекте перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется приводить:

описание состояния ПРОРАО/ПКОРАО на момент разработки проекта перевода (описание условий размещения, имеющихся барьеров безопасности и их состояния, объема, состояния и характеристик размещенных ОРАО), полученного в результате проведения обследования;

последовательность выполнения работ по переводу;

перечень основных систем и элементов ПРОРАО/ПКОРАО, важных для безопасности, необходимых для проведения работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;

описание характеристик создаваемых/восстанавливаемых барьеров безопасности, их свойств и материалов, технологий, применяемых при их создании/восстановлении, а также минимальные сроки, в течение которых каждый из барьеров безопасности ограничивает выход радионуклидов в установленных пределах после проведения работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;

перечень и описание методов контроля прочностных, защитных и изолирующих свойств барьеров безопасности;

перечень и описание основных технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности при проведении работ по переводу;

описание конечного состояния ПРОРАО/ПКОРАО после завершения работ по его переводу в другой статус;

результаты оценки долговременной безопасности, проведенной с учетом созданных/восстановленных барьеров безопасности и с учетом внешних и внутренних воздействий природного и техногенного происхождения;

мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при проведении работ по переводу, а также оценку доз облучения работников (персонала);

объем, способы и методы радиационного контроля и мониторинга системы размещения ОРАО и описание соответствующих технических средств для их проведения;

меры по обеспечению ядерной безопасности;

методы и средства обращения с РАО, образующимися при проведении работ по переводу;

основные положения по дальнейшему переводу ПКОРАО в ПЗРО (в случае если осуществляется перевод ПРОРАО в ПКОРАО) с указанием планируемых сроков проведения обследования состояния ПКОРАО и оценки безопасности для подтверждения соответствия ПКОРАО требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО.

Работы по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется проводить в соответствии с эксплуатационной документацией (регламентами, инструкциями), утвержденной ЭО.

Для организации работ по переводу может быть использована имеющаяся в ЭО эксплуатационная документация, которая актуализируется с учетом предполагаемых работ. В случае отсутствия соответствующей документации она разрабатывается дополнительно на основе принятых проектных решений по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус. При разработке или актуализации эксплуатационной документации в нее рекомендуется включать описание противоаварийных мероприятий, а также мероприятий по ликвидации возможных аварий при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.

До начала работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус ЭО на основании принятых в программе перевода и проекте технических решений и организационных мероприятий рекомендуется определить перечень необходимых специальностей, количество и квалификацию работников (персонала), привлекаемых к проведению работ, и обеспечить его подготовку.

В случае необходимости рекомендуется разработать документы, регламентирующие подготовку работников (персонала) для проведения работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.

IV. Обеспечение безопасности при проведении работ
по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус

Для обеспечения безопасности при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется учитывать техническое состояние систем и элементов, необходимых для осуществления перевода ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус.

Работы по переводу ПРОРАО различных категорий в ПКОРАО рекомендуется проводить с учетом особенностей обеспечения безопасности каждой категории ПРОРАО, установленных в НП-103-17.

До окончания работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется скорректировать действующую в ЭО эксплуатационную документацию (регламенты, инструкции, программы и иные документы), которая регламентирует работы по эксплуатации ПРОРАО/ПКОРАО, в том числе по обеспечению учета и контроля РВ и РАО, физической защиты, сбору и хранению учетной документации.

V. Рекомендации по проведению радиационного
контроля и мониторинга системы размещения ОРАО при переводе
ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус

Радиационный контроль и мониторинг при переводе ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется проводить в целях:

оценки технического состояния барьеров безопасности;

определения характеристик радиационной обстановки, необходимых для оценки радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду при проведении работ;

контроля за соблюдением норм и правил радиационной безопасности при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус;

своевременного обнаружения изменения и прогнозирования радиационной обстановки при проведении работ по переводу во всех условиях, включая аварии;

определения необходимых мер по обеспечению радиационной безопасности и оценки их эффективности;

обоснования необходимости и оценки эффективности реабилитации территории (в случае загрязнения площадки размещения ПРОРАО/ПКОРАО радионуклидами свыше пределов, установленных санитарными правилами и нормами радиационной безопасности).

Радиационный контроль при проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус может проводиться на основе системы радиационного контроля ПРОРАО/ПКОРАО, предусмотренной для его эксплуатации. При необходимости проектом перевода могут вноситься изменения в систему радиационного контроля с учетом особенностей выполняемых работ по переводу.

Радиационный контроль и мониторинг рекомендуется проводить:

в процессе проведения работ по переводу, при этом контролируется радиационное воздействие на работников (персонал), участвующих в проведении работ (на регулярной и систематической основе, установленной в проектной и эксплуатационной документации по переводу);

при анализе радиационной обстановки перед началом проведения работ по переводу и после их завершения для оценки соответствия состояния ПРОРАО/ПКОРАО конечному состоянию, установленному в проекте;

после окончания работ по переводу с целью контроля радиационной обстановки и мониторинга состояния барьеров безопасности ПРОРАО/ПКОРАО (периодически, на основании соответствующей эксплуатационной документации).

В программы радиационного контроля и мониторинга ПРОРАО/ПКОРАО рекомендуется включать следующие основные направления:

мониторинг состояния барьеров безопасности;

контроль облучения работников (персонала) ПРОРАО/ПКОРАО;

контроль выбросов и сбросов РВ в окружающую среду;

радиационный контроль и мониторинг окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения ПРОРАО/ПКОРАО (при наличии);

радиационный контроль при авариях с учетом возможных сценариев развития аварий с выбросом РВ в окружающую среду.

При определении объема радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО рекомендуется учитывать специфику проводимых работ по переводу (таких как проведение капитальных работ, работ по реабилитации площадки размещения).

При проведении работ по переводу ПРОРАО/ПКОРАО в другой статус рекомендуется учитывать изменение объема мониторинга состояния барьеров безопасности по мере реализации работ по переводу.

Мониторинг состояния барьеров безопасности системы размещения особых РАО рекомендуется выполнять как методами инструментального контроля с помощью контрольно-измерительной аппаратуры, так и путем визуального наблюдения с целью своевременного выявления в барьерах трещин, обвалов, разжижения и других изменений.

Приложение
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по переводу
пунктов размещения особых
радиоактивных отходов в пункты
консервации особых радиоактивных
отходов и пункты захоронения
радиоактивных отходов", утвержденному
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "__" _______ 20__ г. N 342

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ОИАЭ
-
объект использования атомной энергии
ООБ
-
отчет по обоснованию безопасности
ОРАО
-
особые радиоактивные отходы
ПЗРО
-
пункт захоронения радиоактивных отходов
ПКОРАО
-
пункт консервации особых радиоактивных отходов
ПРОРАО
-
пункт размещения особых радиоактивных отходов
РАО
-
радиоактивные отходы
РВ
-
радиоактивные вещества
ЭО
-
эксплуатирующая организация