См. Документы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ
от 10 августа 2023 г. N 409

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537, и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности.

2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Врио руководителя Росгидромета
В.В.СОКОЛОВ

Утверждены
приказом Росгидромета
от 10.08.2023 N 409

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования, КВО, ЧС соответственно), применяются исключительно к подведомственным Росгидромету организациям, эксплуатирующим КВО (далее - организации), в отношении объектов федерального, регионального и муниципального уровней значимости, отнесенных к КВО в соответствии с критериями, утвержденными приказом Росгидромета от 27 сентября 2022 г. N 501 "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или организации, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70803).

2. Требования устанавливают для каждой категории значимости КВО обязательный для выполнения комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС, обеспечению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО, а также жизнедеятельности работников организаций.

II. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий
по предупреждению возникновения и развития ЧС

3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО федерального уровня значимости, включает:

3.1. Назначение должностных лиц и (или) работников организаций, ответственных за организацию работы в области защиты населения и территорий от ЧС.

3.2. Разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (далее - планы действий), их утверждение руководителями соответствующих организаций, а также их уточнение в отношении КВО федерального уровня значимости <1>.

--------------------------------

<1> Пункты 23, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - постановление N 794).

3.3. Взаимодействие с территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по месту нахождения КВО федерального уровня значимости по вопросам прогнозирования ЧС природного характера, а также ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от КВО федерального уровня значимости, а также по вопросам проведения на КВО федерального уровня значимости аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС.

3.4. Подготовку руководителей, должностных лиц и работников организаций в области защиты от ЧС в порядке, установленном пунктами 4 - 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 <2> (далее - постановление N 1485), в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости.

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

3.5. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО федерального уровня значимости и по обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников организаций в условиях ЧС.

3.6. Создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, об опасностях, возникающих при ЧС, проведение работ по их модернизации.

3.7. Создание, подготовку и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление N 1007).

3.8. Принятие оперативных мер и проведение инженерно-технических мероприятий по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования КВО федерального уровня значимости.

4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО регионального уровня значимости, включает:

4.1. Назначение должностных лиц и (или) работников организаций, ответственных за организацию работы в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.2. Разработку планов действий, их утверждение руководителями соответствующих организаций, а также их уточнение в отношении КВО регионального уровня значимости.

4.3. Взаимодействие с территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по месту нахождения КВО регионального уровня значимости по вопросам прогнозирования ЧС природного характера, а также ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от КВО регионального уровня значимости, а также по вопросам проведения на КВО регионального уровня значимости АСДНР при ликвидации ЧС.

4.4. Подготовку руководителей, должностных лиц и работников организаций в области защиты от ЧС в порядке, установленном пунктами 4 - 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением N 1485, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости.

4.5. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО регионального уровня значимости и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников организаций в условиях ЧС.

4.6. Создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, об опасностях, возникающих при ЧС, проведение работ по их модернизации.

4.7. Создание, подготовку и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости, в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ и постановлением N 1007.

4.8. Принятие оперативных мер и проведение инженерно-технических мероприятий по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования КВО регионального уровня значимости.

5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО муниципального уровня значимости, включает:

5.1. Назначение должностных лиц и (или) работников организаций, ответственных за организацию работы в области защиты населения и территорий от ЧС.

5.2. Разработку планов действий, их утверждение руководителями соответствующих организаций, а также их уточнение в отношении КВО муниципального уровня значимости.

5.3. Взаимодействие с территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по месту нахождения КВО муниципального уровня значимости по вопросам прогнозирования ЧС природного характера, а также ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от КВО муниципального уровня значимости, а также по вопросам проведения на КВО муниципального уровня значимости АСДНР при ликвидации ЧС.

5.4. Подготовку руководителей, должностных лиц и работников организаций в области защиты от ЧС в порядке, установленном пунктами 4 - 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением N 1485, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости.

5.5. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО муниципального уровня значимости и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников организаций в условиях ЧС.

5.6. Создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, об опасностях, возникающих при ЧС, проведение работ по их модернизации.

5.7. Создание, подготовку и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ и постановлением N 1007.

5.8. Принятие оперативных мер и проведение инженерно-технических мероприятий по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования КВО муниципального уровня значимости.

III. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий
по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС

6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО федерального уровня значимости, включает:

6.1. Создание и использование резервов материальных и финансовых ресурсов в организациях для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ.

6.2. Сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС в порядке, установленном Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (далее - постановление N 334).

6.3. Прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, и оповещение работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО федерального уровня значимости, об этих опасностях.

6.4. Установление уровня реагирования на ЧС (при введении режима ЧС в зависимости от классификации ЧС, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения) в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и введение дополнительных мер по защите от ЧС работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО федерального уровня значимости.

6.5. Оказание работникам организаций, а также иным лицам, пострадавшим в результате ЧС на КВО федерального уровня значимости, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские учреждения.

6.6. Проведение объектовых тренировок по отработке действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением), развитием и ликвидацией ЧС (далее - объектовые тренировки) на КВО федерального уровня значимости в соответствии с пунктами 13 и 14 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный N 595803) (далее - инструкция N 565).

6.7. Организацию проведения АСДНР в зонах ЧС.

7. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО регионального уровня значимости, включает:

7.1. Создание и использование резервов материальных и финансовых ресурсов в организациях для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ.

7.2. Сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС в порядке, установленном Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением N 334.

7.3. Прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, и оповещение работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО регионального уровня значимости, об этих опасностях.

7.4. Установление уровня реагирования на ЧС (при введении режима ЧС в зависимости от классификации ЧС, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения) в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и введение дополнительных мер по защите от ЧС работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО регионального уровня значимости.

7.5. Оказание работникам организаций, а также иным лицам, пострадавшим в результате ЧС на КВО регионального уровня значимости, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские учреждения.

7.6. Проведение объектовых тренировок на КВО регионального уровня значимости в соответствии с пунктами 13 и 14 инструкции N 565.

7.7. Организацию проведения АСДНР в зонах ЧС.

8. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО муниципального уровня значимости, включает:

8.1. Создание и использование резервов материальных и финансовых ресурсов в организациях для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ.

8.2. Сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС в порядке, установленном Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением N 334.

8.3. Прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, и оповещение работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО муниципального уровня значимости, об этих опасностях.

8.4. Установление уровня реагирования на ЧС (при введении режима ЧС в зависимости от классификации ЧС, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения) в соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и введение дополнительных мер по защите от ЧС работников организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО муниципального уровня значимости.

8.5. Оказание работникам организаций, а также иным лицам, пострадавшим в результате ЧС на КВО муниципального уровня значимости, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские учреждения.

8.6. Проведение объектовых тренировок на КВО муниципального уровня значимости в соответствии с пунктами 13 и 14 инструкции N 565.

8.7. Организацию проведения АСДНР в зонах ЧС.

IV. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий
по ликвидации ЧС

9. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости, включает:

9.1. Установление режима функционирования в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением N 794.

9.2. Проведение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО федерального уровня значимости в соответствии с планами действий, указанными в подпункте 3.2 пункта 3 требований.

10. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости, включает:

10.1. Установление режима функционирования в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением N 794.

10.2. Проведение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО регионального уровня значимости в соответствии с планами действий, указанными в подпункте 4.2 пункта 4 требований.

11. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости, включает:

11.1. Установление режима функционирования в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением N 794.

11.2. Проведение мероприятий по ликвидации ЧС на КВО муниципального уровня значимости в соответствии с планами действий, указанными в подпункте 5.2 пункта 5 требований.

V. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий
по обеспечению устойчивости функционирования организаций
и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС

12. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО федерального уровня значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, включает:

12.1. Создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при ЧС (далее - комиссии ПУФ) в соответствии с подпунктом 5.1 и с учетом подпункта 5.4 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (далее - ГОСТ Р 22.2.12-2020; М., "Стандартинформ", 2020).

12.2. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО федерального уровня значимости и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС.

12.3. Постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем, используемых на КВО федерального уровня значимости.

13. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, включает:

13.1. Создание комиссий ПУФ в соответствии с подпунктом 5.1 и с учетом подпункта 5.4 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020.

13.2. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО регионального уровня значимости и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС.

13.3. Постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем, используемых на КВО регионального уровня значимости.

14. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО муниципального уровня значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, включает:

14.1. Создание комиссий ПУФ в соответствии с подпунктом 5.1 и с учетом подпункта 5.4 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020.

14.2. Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО муниципального уровня значимости и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС.

14.3. Постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем, используемых на КВО муниципального уровня значимости.

VI. Порядок проведения оценки готовности организаций
к предупреждению и ликвидации ЧС и определения достаточности
мер, выполняемых по обеспечению устойчивости
функционирования КВО и жизнедеятельности
работников организаций в ЧС

15. Организации, эксплуатирующие КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости, подлежат оценке готовности к предупреждению и ликвидации ЧС (далее - оценка готовности) и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости и жизнедеятельности работников организаций (далее - определение достаточности мер).

16. Проведение оценки готовности и определение достаточности мер возлагается на комиссии ПУФ организаций.

17. Комиссии ПУФ формируются из числа работников организаций. К работе комиссий ПУФ по согласованию могут привлекаться:

17.1. В отношении КВО федерального уровня значимости - представители МЧС России и его территориальных органов, Росгидромета и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

17.2. В отношении организаций, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости - представители Росгидромета, территориальных органов МЧС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

17.3. В отношении организаций, эксплуатирующих КВО муниципального уровня значимости - представители Росгидромета, территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

17.4. В отношении организаций, эксплуатирующих КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости - представители специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.

18. Оценка готовности и определение достаточности мер проводится с учетом категории значимости КВО с периодичностью:

18.1. В отношении организаций, эксплуатирующих КВО федерального уровня значимости - не реже одного раза в два года.

18.2. В отношении организаций, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости - не реже одного раза в три года.

18.3. В отношении организаций, эксплуатирующих КВО муниципального уровня значимости - не реже одного раза в пять лет.

19. Оценка готовности организаций и определение достаточности мер проводится на основании актов организаций о проведении оценки готовности, издаваемых не позднее 30 календарных дней до даты начала работы комиссий ПУФ.

20. Акт организации о проведении оценки готовности доводится до сведения членов комиссий ПУФ, иных привлекаемых к работе комиссий ПУФ лиц, указанных в пункте 17 требований, а также заинтересованных лиц организаций в трехдневный срок с даты его издания под подпись или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

21. Оценка готовности предусматривает анализ выполнения комплекса мер в соответствии с главами II, III и IV требований, в том числе:

21.1. Проверку наличия и актуальности плана действий.

21.2. Проверку уровня подготовки руководителей, должностных лиц и работников организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, включая наличие документов о прохождении обучения в соответствии с постановлением N 1485.

21.3 Анализ и оценку готовности сил и средств организаций к ликвидации возможных ЧС, включая проверку укомплектованности и обеспеченности их необходимыми материально-техническими средствами.

21.4. Проверку наличия резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.

22. Определение достаточности мер предусматривает анализ объектовых тренировок, проведенных в организациях в течение года, предшествующего дате проведения оценки готовности, в целях отработки действий работников в ситуациях, связанных с угрозой возникновения или возникновением ЧС на КВО федерального, регионального и муниципального уровней значимости.

23. Критерием оценки готовности является выполнение комплекса мер в соответствии с главами II, III и IV требований.

24. Критерием определения достаточности мер является отсутствие недостатков или наличие документов, подтверждающих устранение недостатков по результатам объектовых тренировок.

25. По результатам проведения оценки готовности комиссиями ПУФ оформляется Акт оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - Акт оценки готовности; рекомендуемый образец приведен в приложении к требованиям).

26. В Акте формируются выводы о готовности (неготовности) организации к предупреждению и ликвидации ЧС:

"Готова к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - при выполнении требований в полном объеме.

"Не готова к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - при выявлении одного или нескольких нарушений требований.

27. Выводы о достаточности (недостаточности) мер, выполняемых организациями по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций, содержат оценку:

"Достаточно мер по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций" - при отсутствии недостатков по результатам объектовых тренировок в организациях.

"Недостаточно мер по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций" - при наличии одного и более недостатков по результатам объектовых тренировок или при отсутствии отчетных материалов о проведении объектовых тренировок в организациях.

28. Акт подписывается всеми членами комиссий ПУФ и утверждается председателем комиссии. В случае наличия разногласий между членами комиссий ПУФ, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссий ПУФ. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии ПУФ.

29. В случае несогласия членов комиссий ПУФ с выводами, указанными в Акте, они письменно излагают особое мнение, которое приобщается к Акту и является его неотъемлемой частью.

30. В случае если в Акте содержатся выводы о неготовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС и (или) недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций, принимаемых организациями в соответствии с требованиями, то в Акте указываются недостатки, которые необходимо устранить, и сроки их устранения.

31. Акт хранится в организации. Копия Акта в течение пяти рабочих дней с даты утверждения направляется организацией в Росгидромет любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения.

Приложение
к обязательным для выполнения
требованиям к критически важным
объектам в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
правообладателями которых являются
организации, эксплуатирующие критически
важные объекты, в отношении которых
Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
осуществляет координацию и регулирование
деятельности, утвержденным
приказом Росгидромета
от 10.08.2023 N 409

(рекомендуемый образец)

                                                     Утверждаю
                                         __________________________________
                                         (должность, фамилия, имя, отчество
                                                    (при наличии)
                                         __________________________________
                                                     (подпись)

____________________________             "__" _____________________ 20__ г.
  (место составления акта)                   (дата составления акта)

                                    АКТ
        оценки готовности организации, осуществляющей эксплуатацию
         критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации
          чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых
          по обеспечению устойчивости функционирования критически
              важных объектов и жизнедеятельности работников
          организации, эксплуатирующей критически важные объекты

___________________________________________________________________________
                 (наименование критически важного объекта)

Наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект:
___________________________________________________________________________
Адрес (место нахождения) критически важного объекта:
___________________________________________________________________________

Состав комиссии:

Председатель комиссии:
___________________________________________________________________________
       (должность работника организации, осуществляющей эксплуатацию
     критически важного объекта, фамилия, имя, отчество (при наличии)

Члены комиссии:
___________________________________________________________________________
       (должность работника организации, осуществляющей эксплуатацию
     критически важного объекта, фамилия, имя, отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
 (должность представителя МЧС России, фамилия, имя, отчество (при наличии)
___________________________________________________________________________
  (должность представителя научно-исследовательской, проектной или другой
             организации, фамилия, имя, отчество (при наличии)

Основание:
___________________________________________________________________________
        (реквизиты приказов, на основании которых проводится оценка
      готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию критически
        важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных
         ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению
         устойчивости функционирования критически важных объектов
        и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих
                         критически важные объекты

В ходе проведения оценки готовности:
выявлены  нарушения  обязательных  для  выполнения  требований к критически
важным  объектам  в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера, правообладателями которых
являются   организации,   эксплуатирующие   критически  важные  объекты,  в
отношении  которых  Федеральная  служба  по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей  среды  осуществляет  координацию  и регулирование деятельности,
утвержденных приказом Росгидромета от 10 августа 2023 г. N 409:
___________________________________________________________________________

нарушений не выявлено.

Вывод комиссии о результатах оценки готовности:
о  готовности  (неготовности)  организации  к  предупреждению  и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
___________________________________________________________________________
о   достаточности   (недостаточности)   мер,  принимаемых  организацией  по
обеспечению  устойчивости  функционирования  критически  важных  объектов и
жизнедеятельности работников:
___________________________________________________________________________

Председатель комиссии:

                                               фамилия, имя, отчество
____________________   ______________               (при наличии)
    (должность)          (подпись)

   Члены комиссии:
                                               фамилия, имя, отчество
____________________   ______________               (при наличии)
    (должность)          (подпись)
                                               фамилия, имя, отчество
____________________   ______________               (при наличии)
    (должность)          (подпись)

"__" ____________ 20__ г.