См. Документы Федеральной службы по финансовому мониторингу

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 28 февраля 2017 г. N 66

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ

МОНИТОРИНГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ

НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании пункта 45 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и учитывая Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Управлению организации надзорной деятельности (Е.В. Зайцев) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Росфинмониторинга Г.В. Бобрышеву.

И.о. директора

Ю.Ф.КОРОТКИЙ

Приложение

к приказу Федеральной службы

по финансовому мониторингу

от 28.02.2017 N 66

ПРОГРАММА

ПРОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ФИНАНСОВОМУ

МОНИТОРИНГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ

НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА НА 2017 ГОД

Глава I. Общие положения

1.1. Настоящая Программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, утвержденными Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания от 20 января 2017 г. N 1), в целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами мероприятий, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обязательные требования).

1.2. К субъектам, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия (далее - подконтрольные субъекты), относятся:

а) операторы по приему платежей;

б) лизинговые компании;

в) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

г) индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

д) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

1.3. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

а) предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

б) создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;

в) разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

1.4. Достижение вышеуказанных целей осуществляется за счет решения следующих задач:

а) формирование у подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований;

б) повышение прозрачности системы государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ);

в) повышение правосознания и правовой культуры руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов;

г) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, а также определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

1.5. Период реализации программы: 2017 год.

Глава II. Краткий анализ текущего состояния

подконтрольной сферы

2.1. По состоянию на 31 января 2017 года на учете в Росфинмониторинге состоит более 16 тысяч подконтрольных субъектов, из них около 67% приходится на организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, 17% на лизинговые компании и 15% - операторов по приему платежей.

2.2. Проверки, проводимые Росфинмониторингом на предмет соблюдения обязательных требований, осуществляются на основе риск-ориентированного подхода.

В 2016 году проведено 528 проверок: в 97% выявлены нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ и в 96% - возбуждены дела об административном правонарушении. В результате проведения проверок выявлено 940 нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено 891 административное наказание. К административной ответственности привлечено 174 должностных лица, 21 индивидуальный предприниматель и 159 юридических лиц.

Глава III. Текущий уровень развития

профилактических мероприятий

3.1. В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания осуществляется разъяснение требований законодательства как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Росфинмониторинга), так и в режиме "горячей линии" и в рамках семинаров, конференций, проводимых на регулярной основе с организациями, представляющими интересы подконтрольных субъектов.

3.2. Утвержден перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении в отношении подконтрольных субъектов проверочных мероприятий (далее - Перечень), и порядок ведения указанного Перечня. В Перечне, размещенном на сайте Росфинмониторинга, указаны точные структурные единицы актов, которые содержат обязательные требования, и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении содержания указанного Перечня.

3.3. На сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" размещены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ.

3.4. На сайте Росфинмониторинга регулярно актуализируется информация о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых при проведении проверок.

3.5. Основным механизмом коммуникаций и адресного взаимодействия в целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами является личный кабинет - информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга. Система самообследования и самодекларирования, реализованная в личном кабинете через функционал "Добровольное сотрудничество", ориентирование подконтрольных субъектов на принятие мер по устранению недостатков через механизмы обратной связи позволили повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ без проведения контрольных мероприятий. В 2016 году количество подконтрольных субъектов, привлеченных к добровольному сотрудничеству, увеличилось в 1,7 раза.

3.6. Одним из приоритетов деятельности Росфинмониторинга в 2017 году будет дальнейшее развитие форматов взаимодействия с частным сектором, внедрение элементов сервисной модели взаимодействия с предпринимательским сообществом. Росфинмониторингом в 2016 году был создан Совет комплаенс - консультативный орган, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации. С участием Совета комплаенс в 2017 году планируется реализовать целый комплекс задач по обучению руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов, разъяснению требований законодательства и повышению уровня финансовой грамотности. Оперативный обмен информацией о новых рисках в сфере ОД/ФТ, схемах (типологиях) и моделях подозрительной деятельности на площадке Совета комплаенс будет содействовать повышению эффективности превентивных мер, реализуемых подконтрольными субъектами, применения ими риск-ориентированного подхода.

Глава IV. Мониторинг и оценка результативности

профилактических мероприятий

4.1. Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий проводится по следующим направлениям:

- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок;

- вовлеченность подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Росфинмониторингом;

- снижение доли подконтрольных субъектов, повторно совершивших нарушения, в общем количестве подконтрольных субъектов, в которых выявлены нарушения обязательных требований.

4.2. В 2017 году профилактические мероприятия планируется реализовывать на основании Плана-графика проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при организации и осуществлении Росфинмониторингом надзорной деятельности на 2017 год (приложение N 1 к настоящей Программе).

Глава V. Перечень уполномоченных лиц и информирование

о профилактических мероприятиях

5.1. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

5.2. Вся информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещается на сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям".

Приложение N 1

к Программе проведения Федеральной

службой по финансовому мониторингу

профилактических мероприятий,

направленных на предупреждение

нарушения обязательных требований

законодательства о противодействии

легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем,

и финансированию терроризма

ПЛАН-ГРАФИК

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ

НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)

ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ

ТЕРРОРИЗМА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

РОСФИНМОНИТОРИНГОМ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

N п/п

Форма мероприятия

Ответственные исполнители

Периодичность проведения

1.

Вовлечение в систему "добровольного сотрудничества" подконтрольных субъектов через направление информационных писем, распространение буклетов

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга,

В течение 2017 года

2.

Размещение и содержание в актуальном состоянии на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

УОНД

На постоянной основе, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты

3.

Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ и изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие, о необходимых организационных и технических мероприятиях для подконтрольных субъектов в целях соблюдения ими обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующее:

УОНД, ЮУ

На постоянной основе, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты

3.1.

Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований

УОНД

В течение года на постоянной основе по мере внесения изменений в нормативные правовые акты в срок, не превышающий 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований

3.2.

Размещение руководств по соблюдению обязательных требований на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сайтах территориальных органов, сайте Автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" и в личных кабинетах

УОНД

На постоянной основе по мере обновления руководств или подготовки новых

3.3.

Направление руководств в профессиональные союзы, объединения и ассоциации

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе по мере обновления руководств или подготовки новых

3.4.

Проведение семинаров для общественных объединений и представителей подконтрольных организаций

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты

3.5.

Направление подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе по мере выявления

4.

Разъяснение подконтрольным субъектам вопросов, возникающих в части соблюдения обязательных требований, путем проведения консультативных совещаний с ассоциациями (союзами), гильдиями, иными профессиональными объединениями, рабочих встреч, "горячей линии", консультаций в общественных приемных

УОНД, ЮУ, территориальные органы Росфинмониторинга

Не реже одного раза в квартал

5.

Доведение до подконтрольных субъектов типологий, информации о рисках и угрозах в целях совершенствования процедур внутреннего контроля

УОНД, УМТ, УПОД, УПФТ, УРБС

По мере выявления

6.

Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, включая выделение наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений, доведение до подконтрольных субъектов результатов анализа и обобщения правоприменительной практики путем размещения на сайте Росфинмониторинга и в личных кабинетах

УОНД, ЮУ, территориальные органы Росфинмониторинга

Не реже одного раза в квартал

7.

Публикация на сайте Росфинмониторинга статистических данных о количестве проведенных контрольных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований

УОНД, ЮУ, территориальные органы Росфинмониторинга

Не реже одного раза в квартал

8.

Организация проведения обучающих мероприятий в целях ПОД/ФТ, в том числе с использованием возможностей дистанционного обучения

УОНД, территориальные органы Росфинмониторинга

На постоянной основе

Приложение N 2

к Программе проведения Федеральной

службой по финансовому мониторингу

профилактических мероприятий,

направленных на предупреждение

нарушения обязательных требований

законодательства о противодействии

легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем,

и финансированию терроризма

ПЕРЕЧЕНЬ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ

И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Должность

Фамилия, имя, отчество

Начальник управления организации надзорной деятельности

Зайцев Егор Владимирович (495) 627-33-97

Заместитель начальника управления организации надзорной деятельности

Курьянов Александр Михайлович (495) 627-33-97

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО

Волков Станислав Евгеньевич (495) 626-24-14

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО

Иванов Федор Кириллович (812) 493-74-40

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО

Каракулина Наталья Алексеевна (831) 434-30-32

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО

Савенков Сергей Валерьевич (863) 280-03-04

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по УФО

Румянцев Андрей Львович (343) 355-15-99

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО

Некрасов Сергей Юрьевич (383) 220-18-95

Руководитель МРУ Росфинмониторинга по ДФО

Чевелев Виктор Евгеньевич (4212) 45-79-52

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СКФО

Борисов Денис Александрович (87934) 5-54-34

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю

Ходоровский Максим Викторович (8692) 488-403