См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ
от 22 февраля 2024 г. N 190-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕЗОННОЙ (В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ
ПЕРИОДЫ) ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В соответствии с подпунктом 9.9 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, в целях обеспечения подготовки к сезонной эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Информационные материалы по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации (далее - Информационный материал).

2. Руководителям (начальникам) структурных подразделений Росавиации и территориальных органов Росавиации:

2.1. Руководствоваться Информационными материалами при осуществлении подготовки организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды;

2.2. Направить Информационные материалы в организации гражданской авиации для использования в работе.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель
Д.В.ЯДРОВ

Утверждены
приказом Федерального агентства
воздушного транспорта
от 22 февраля 2024 г. N 190-П

I. Общая часть

1. Настоящие информационные материалы содержат рекомендации по подготовке организаций гражданской авиации к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации. Перечень сокращений приведен в приложении к настоящим информационным материалам.

2. Организации гражданской авиации: эксплуатанты ВС, станции по техническому обслуживанию ВС, операторы аэродромов, авиационные учебные центры, органы воздушного движения (далее - организации ГА).

3. Обеспечение безопасности и регулярности полетов, обеспечение транспортной безопасности и требуемого качества работ и услуг в значительной степени зависят от метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, в соответствии с которыми деятельность организаций ГА разделяется на два периода: ОЗП и ВЛП.

4. Подготовка организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП) проводится в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и предупреждения чрезвычайных ситуаций <1>.

--------------------------------

<1> Основные понятия "чрезвычайная ситуация" и "предупреждение чрезвычайных ситуаций" содержится в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5. Приоритетными задачами подготовки организаций ГА указанных в пункте 2 к работе в ОЗП (ВЛП) являются:

проведение мероприятий, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими документами и локальными нормативными актами организации гражданской авиации, эксплуатационной документацией авиационной техники, средств подготовки и обеспечения полетов, объектов инфраструктуры, в части подготовки авиационного персонала, АТ, объектов инфраструктуры воздушного транспорта, служб (подразделений), обеспечивающих полеты;

создание необходимых запасов авиационного топлива и обеспечение качества авиаГСМ и СЖ, а также противогололедных реагентов, гарантирующих возможность обеспечения бесперебойной работы аэропортов в условиях интенсивного выпадения осадков;

проведение комплекса мероприятий по подготовке сил и средств к проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, а также по противопожарному обеспечению объектов инфраструктуры воздушного транспорта;

проведение комплекса мероприятий, необходимых для обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

проведение организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение стабильной и качественной работы САБ и ПТБ с учетом объема перевозок, в том числе материально-техническое обеспечение.

II. Подготовка организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП)

6. Подготовка организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендуется как одно из необходимых условий обеспечения функционирования системы управления предприятием, включающей СУБП и СМК.

7. Итоги подготовки организации ГА могут быть использованы в целях последующего анализа и разработки мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов, транспортной и авиационной безопасности, качества работы и услуг в предстоящий период.

8. Организации ГА при планировании подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), как правило, рекомендуется предусмотреть:

подготовку авиационного персонала;

подготовку АТ и технических средств ее обслуживания;

подготовку спецтранспорта и средств механизации для обеспечения ПЛГ и наземного обслуживания ВС, эксплуатационного содержания и текущего ремонта элементов аэродрома;

подготовку объектов инфраструктуры воздушного транспорта, включая их системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, а также готовности к работе их резервных источников;

обеспечение требований пожарной безопасности и исправности систем и средств пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;

создание неснижаемых запасов авиационного топлива, ГСМ, обеспечивающих бесперебойную работу аэропорта, противогололедных реагентов и ПОЖ для обработки ВС, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков. При этом неснижаемый запас авиационного топлива должен обеспечивать работу аэропорта в течение не менее трех суток, а запасы противогололедных реагентов и ПОЖ в течение десяти суток, неснижаемый запас топлива и масел для резервных дизель-генераторов не менее 10 суток их непрерывной работы;

оценку ТБ, материально-технического обеспечения ПТБ, исправности инженерно-технических средств охраны и настройки технических средств досмотра;

оценку поискового и аварийно-спасательного обеспечение полетов;

проверка технологической документации.

9. В целях обмена консолидированной информацией по безопасности полетов Росавиация выпускает информационные и аналитические материалы по вопросам подготовки, обеспечения и выполнения полетов.

9.1. Ежегодно, не позднее 15 августа и 15 февраля, Росавиацией направляется информационное письмо об организации территориальными органами Росавиации подготовки к работе в предстоящий период.

9.2. Руководителями структурных подразделений центрального аппарата Росавиации по направлениям деятельности могут быть подготовлены (при необходимости) и направлены в территориальный орган Росавиации, организации ГА дополнительные информационные материалы, отражающие особенности подготовки организаций ГА к работе в предстоящий ОЗП (ВЛП).

9.3. В целях содействия организации качественной подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) руководителями структурных подразделений Росавиации могут быть организованы и проведены (при необходимости) методические совещания, конференции, семинары и другие мероприятия с руководящим составом территориального органа Росавиации, организаций ГА.

10. Задача территориального органа Росавиации по организации подготовки и анализа готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) заключается в обобщении и распространении положительного опыта подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выработки рекомендаций по профилактике авиационных происшествий и повышению уровня БП. По результатам проведенных мероприятий как правило, проводятся методические (инструктивно-методические) совещания с руководящим составом подконтрольных организаций ГА.

11. Рекомендуемый подход к организации подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП)

11.1. Организациям ГА подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендуется осуществлять в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими документами и локальными нормативными актами организаций ГА, эксплуатационной документацией авиационной техники.

При подготовке к работе в ОЗП (ВЛП) приоритетно определять:

цели, задачи и сроки подготовки к работе в предстоящий период;

перечень структурных подразделений и объектов, в отношении которых организуется подготовка к работе в ОЗП (ВЛП);

состав специалистов для проведения занятий;

состав комиссии по контролю за ходом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) и проверки готовности к работе в предстоящий период;

состав комиссии по определению готовности ВС, объектов инфраструктуры воздушного транспорта, служб (подразделений), обеспечивающих полеты, объектов ЕС ОрВД, спецтранспорта и средств механизации к работе в ОЗП (ВЛП).

11.2. В структурных подразделениях организаций ГА рекомендуется готовить планы подготовки к работе в ОЗП (ВЛП).

11.3. Подготовку структурных подразделений организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендовано организовать и проводить под непосредственным руководством руководителя данной организации или уполномоченного им лица.

11.4. Рекомендуется привлекать к проведению занятий наиболее подготовленных специалистов организации ГА.

11.5. Для проведения занятий разрабатываются методические материалы, которые, как правило, согласовываются с заместителями руководителя организации ГА по направлениям деятельности.

11.6. Результаты проверки готовности структурных подразделений к работе в предстоящий период, как правило, оформляются актом.

11.7. По результатам проверки готовности структурных подразделений к работе в предстоящий период рекомендуется издавать распорядительный документ организации ГА о готовности к работе в ОЗП (ВЛП).

11.8. Информацию о готовности организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендуется направлять в территориальный орган Росавиации.

12. Рекомендуемый подход к организации подготовки летной службы к работе в ОЗП (ВЛП)

12.1. Подготовка летного состава к полетам, связанным с сезонными особенностями, может проводиться в соответствии с программами подготовки летного состава, утвержденными Федеральным агентством воздушного транспорта или его территориальным органом, и планом подготовки, утвержденным руководителем организации.

12.2. Перед началом подготовки к предстоящему периоду рекомендуется разрабатывать план авиационного предприятия о порядке и сроках прохождения подготовки в летной службе, разрабатывать план основных мероприятий, включающий, в том числе, доработку и ревизию обучающих и тестирующих программ.

12.3. В приоритетные направления подготовки в предстоящий период целесообразно включать:

теоретическую подготовку летного состава;

проверку знаний летного состава по особенностям выполнения полетов и эксплуатации АТ в предстоящий период;

тренировку на тренажерах;

предварительную подготовку;

летную подготовку (если предусмотрено программой подготовки членов летного экипажа);

летно-техническую конференцию по обмену опытом летной и технической эксплуатации ВС в предшествующих аналогичных периодах;

допуск летного состава к работе в сезонных условиях.

12.4. Тематику теоретической подготовки рекомендовано разрабатывать с учетом особенностей полетов в предстоящий период и включать вопросы по особенностям летной эксплуатации, конструкции ВС, практической аэродинамики, авиационной метеорологии, навигации, человеческого фактора на основе:

анализа состояния летной работы и безопасности полетов;

изменений, дополнений к РЛЭ, FCOM, QRH и других документов, определяющих правила выполнения полетов;

анализа средств объективного контроля;

введенных доработок и изменений конструкции ВС и их систем, вызывающих изменение правил летной эксплуатации;

анализа характерных отказов и неисправностей АТ, методов их выявления и предупреждения;

выполнения полетов с использованием ПМО (MEL);

анализа особенностей выполнения полетов и эксплуатации АТ в различные периоды года;

анализа характерных отклонений и ошибок, в том числе выявленных при проведении тренажерной подготовки;

результатов расследований авиационных происшествий и инцидентов;

оперативных рекомендаций Росавиации и ее территориального органа.

12.5. Тренировку на тренажере (тренаж в кабине ВС) рекомендовано проводить по программам периодической тренировки применительно к условиям предстоящего периода.

12.6. После теоретической подготовки и тренировки на тренажере проводится предварительная подготовка, в ходе которой уточняются вопросы эксплуатации ВС в ОЗП (ВЛП) и особенности метеоусловий на конкретных аэродромах и воздушных трассах.

12.7. Готовность членов экипажа к выполнению полетов в предстоящий период рекомендуется осуществлять в процессе розыгрыша полета, отметку о готовности производить на бланке (в журнале) предварительной подготовки.

12.8. Летную подготовку целесообразно проводить согласно программам подготовки членов экипажей ВС, утвержденным Росавиацией или ее территориальным органом.

12.9. Заключительным этапом сезонной подготовки экипажей, как правило, является летно-техническая конференция, в методической части которой представляются доклады по особенностям предстоящего периода, анализы организации летной работы и состояния безопасности полетов в прошедшие периоды, даются рекомендации по работе в предстоящий период.

12.10. Летно-техническую конференцию рекомендуется проводить с участием лиц, ответственных за ПЛГ и БП.

12.11. Как правило, летный состав, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучает материалы подготовки летной службы к работе в предстоящий период. После проверки знаний особенностей выполнения полетов и эксплуатации АТ в предстоящий период члены экипажа ВС приступают к следующим этапам подготовки.

12.12. Инструкторам тренажеров рекомендуется проходить сезонную подготовку в летных подразделениях по типам ВС и присутствовать на летно-технической конференции.

12.13. Допуск к полетам в предстоящий период, как правило, оформляется в летной книжке на основании записей о прохождении теоретической, тренажерной, предварительной подготовки и контроля готовности, летной подготовки и участия в летно-технической конференции.

12.14. Результаты подготовки летной службы рекомендуется оформлять распорядительным документом эксплуатанта о готовности летной службы к работе в ОЗП (ВЛП).

12.15. Летную службу рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки летной службы к работе в предстоящий период, выполнены и летный состав, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

13. Рекомендуемый подход к организации подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП)

13.1. В приоритетные направления подготовки службы бортпроводников (бортоператоров) к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

теоретическую подготовку;

проверку знаний особенностей работы в предстоящий период;

предварительную подготовку;

проверку работы в полете;

летно-техническую конференцию;

допуск бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП);

контроль и анализ подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).

13.2. Теоретические и практические занятия с бортпроводниками рекомендуется проводить в целях:

изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на ВС, при обслуживании пассажиров на борту ВС;

изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах, ВС, в цехах бортового питания и при обслуживании пассажиров в аэровокзалах (терминалах) и на борту ВС;

изучения особенностей эксплуатации бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования, специфики транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков в ОЗП (ВЛП);

изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию и выполнение полетов ВС, перевозки и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения правил движения спецтранспорта и средств механизации на аэродромах;

изучения результатов анализа жалоб пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и мер по их предотвращению, эффективных технологий работы, систем контроля качества.

13.3. В программы занятий могут включаться вопросы, отражающие особенности организации, обеспечения и выполнения полетов ВС в предстоящий период, вопросы, отражающие особенности организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в ОЗП (ВЛП). Обращается внимание на изучение анализов состояния обеспечения БП ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных особенностями организации, обеспечения и выполнения полетов ВС в ОЗП (ВЛП).

13.4. После завершения теоретической подготовки рекомендуется с представителями летной службы, служб наземного обслуживания организующих и обеспечивающих полеты ВС проводить летно-техническую конференцию по обмену опытом организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, культуры обслуживания пассажиров в предшествующие и предстоящий периоды, а также рассматривать вопросы, связанные с авиационными происшествиями и инцидентами, чрезвычайными происшествиями и случаями повреждений ВС на земле из-за неудовлетворительной подготовки бортпроводников с последующими рекомендациями по работе в предстоящий период.

13.5. После проверки у бортпроводников знаний особенностей перевозки в ОЗП (ВЛП) пассажиров, грузов, багажа и почты рекомендуется проводить предварительную подготовку, на которой уточняются вопросы эксплуатации внутреннего оборудования пассажирских кабин, аварийного оборудования и снаряжения ВС.

13.6. Бортпроводникам, своевременно не прошедшим подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы к работе в предстоящий период.

13.7. Службу бортпроводников рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены и бортпроводники, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

13.8. Как правило, на основании записей о прохождении бортпроводниками теоретической подготовки, участия в летно-технической конференции (отметки о самостоятельном изучении материалов теоретической подготовки и летно-технической конференции), результатах проверки знаний особенностей работы в ОЗП (ВЛП), предварительной подготовки, издается распорядительный документ организации ГА о готовности службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).

14. Рекомендуемый подход к организации подготовки подразделений обеспечивающих ПЛГ ВС к работе в ОЗП (ВЛП)

14.1. В приоритетные направления подготовки подразделения по ПЛГ ВС к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

теоретическую подготовку ИТП к эксплуатации АТ в предстоящий период;

техническую конференцию внутри организации по изучению опыта технической эксплуатации АТ в прошлых аналогичных периодах;

проверку знаний ИТП по особенностям эксплуатации АТ в предстоящий период;

подготовку АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

подготовку наземной материально-технической базы ПЛГ ВС к эксплуатации в предстоящий период;

контроль и анализ подготовки ПЛГ ВС к работе в ОЗП (ВЛП).

14.2. Теоретическая подготовка ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в подразделении по ПЛГ ВС с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП.

14.3. Для ИТП рекомендуется организовать и проводить занятия по изучению особенностей технической эксплуатации АТ в предстоящий период. Проведение занятий, как правило, поручается наиболее подготовленным специалистам подразделения по ПЛГ ВС.

14.4. Для проведения занятий рекомендуется разрабатывать наглядные пособия, плакаты, показывающие характерные особенности технической эксплуатации ВС, выполнения дополнительных работ, устранения недостатков и отказов АТ, наиболее часто встречающихся при ТО ВС.

14.5. В программы занятий целесообразно включать вопросы, отражающие особенности работы и ТО АТ.

14.6. Рекомендуется обращать внимание на изучение порядка эксплуатации средств подогрева, обучать правилам и методам борьбы с обледенением ВС на земле, использованию ПОЖ, разрешенных к применению в соответствующий период.

14.7. Целесообразно обращать внимание на строгое соблюдение мер пожарной безопасности при ТО ВС, грамотную эксплуатацию топливной, высотной, гидравлической, противообледенительной систем ВС, систем управления, анероидно-мембранных приборов, системы водоснабжения и удаления отбросов. При этом необходимо проводить разбор причин отказов АТ, связанных с нарушением правил эксплуатации систем ВС, уделять внимание изучению правил и особенностей буксировки ВС и опробования двигателей на месте стоянки, а также правил техники безопасности.

14.8. После прохождения теоретической подготовки рекомендуется проводить техническую конференцию по обмену опытом технической эксплуатации АТ в предшествующих аналогичных периодах.

14.9. Как правило, на конференции заслушиваются доклады по особенностям технической эксплуатации ВС в ОЗП (ВЛП), а также в переходный период, с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил эксплуатации АТ в полете и на земле в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), анализ надежности АТ с учетом сезонного фактора, даются рекомендации по работе в предстоящий период.

14.10. Техническую конференцию целесообразно проводить с участием представителей инспекции по безопасности полетов, летного состава, а также служб, обеспечивающих полеты ВС.

14.11. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у ИТП рекомендуется проверять знания особенностей эксплуатации, ТО АТ. Результаты проверки и оценка записываются в журнал технической учебы.

14.12. ИТП, своевременно не прошедшему подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки подразделения ПЛГ ВС к работе в предстоящий период.

14.13. В организации ГА целесообразно составлять график подготовки ВС к работе в ОЗП (ВЛП) с учетом особенностей технической эксплуатации АТ российского и иностранного производства, который, как правило, согласуется с заместителем руководителя эксплуатанта по поддержанию летной годности воздушных судов. При подготовке АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) на ВС необходимо выполнять работы, связанные с особенностями их эксплуатации в предстоящий период, предписанные эксплуатационной документацией.

14.14. При необходимости на ВС каждого типа может выполняться дополнительный перечень и объем работ, предусмотренных для качественной подготовки АТ в конкретных условиях эксплуатации (климатические условия, специфика эксплуатации, условия работы, районы базирования и другие). Перечень дополнительных работ разрабатывается каждой организацией индивидуально на основании опыта эксплуатации, результатов реализации программы надежности, СУБП.

14.15. Целесообразно выполнять работы по организационно-распорядительным документам Росавиации в области поддержания летной годности ВС.

14.16. Рекомендуется проводить проверку эксплуатационной и ремонтной документации, наличие формуляров и паспортов (талонов летной годности) на комплектующие изделия, правильности их ведения. Уделяется внимание своевременности и полноте выполнения ТО, наличию ресурсов и сроков службы комплектующих изделий, аутентичности компонентов ВС. Производить проверку правильности ведения журналов ВС: бортового, кабинного, санитарного (при наличии), повреждений конструкции ВС и т.д.

14.17. Несмотря на то, что техническое обслуживание должно производиться только на основании актуальной эксплуатационной документации, рекомендовано производить дополнительную сверку используемой эксплуатационной или ремонтной документации с эталонными экземплярами.

14.18. На всех ВС рекомендуется проводить проверку наличия, исправности и работоспособности съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-спасательного оборудования.

14.19. Сезонное авиационно-техническое имущество после соответствующей обработки целесообразно укомплектовывать и сдавать на хранение на технические склады.

14.20. ВС, как правило, считается подготовленным к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), если работы, предусмотренные программой ТО в области поддержания летной годности ВС, а также дополнительные работы, предусмотренные для качественной подготовки ВС в конкретных условиях эксплуатации, выполнены в полном объеме, устранены неисправности, за исключением отложенных по ПМО (MEL)/CDL, в бортовом журнале (формуляре ВС) произведена запись "Самолет (вертолет) к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) подготовлен", указаны вид выполненного ТО, дата и подпись ответственного лица.

14.21. Рекомендуется проверять состояние зданий, сооружений и помещений подразделений по ПЛГ ВС (ангаров, доков, тепляков), предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, инженерных сетей, а также работоспособность и пожарную безопасность отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.

14.22. С учетом особенностей работы в предстоящий период целесообразно уточнять перечни неснижаемого запаса ЗИП, агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимать меры по их укомплектованию.

14.23. Подготовку и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств (стремянок, средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколонок, колодок) предлагается проводить в соответствии с календарными планами работ и регламентами ТО. Уделять внимание качеству подготовки средств подогрева двигателей и кабин ВС.

14.24. Рекомендуется организовывать проведение проверки исполнения установленных требований в части практического применения процедур противообледенительной обработки ВС.

14.25. Рекомендуется организовывать проведение проверки полноты обслуживания всего стендового оборудования и средств контроля необходимо в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации. Проверять сроки службы оборудования и его соответствие нормам технических параметров.

14.26. Целесообразно проверять технические средства, применяемые для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ.

По результатам выполненных работ рекомендуется оформлять акты проверки и комплектности: эксплуатационной и ремонтной документации, средств измерений и контроля параметров авиационной техники и инструмента, средств наземного обеспечения полетов, технических средств аварийно-спасательных и эвакуационных работ, состояния зданий, помещений и гоночных площадок, личных дел и свидетельств ИТП со своевременностью прохождения курсов повышения квалификации.

14.27. Подразделение ПЛГ ВС рекомендуется считать подготовленным к работе в предстоящий период, если:

мероприятия, намеченные планом подготовки подразделений по ПЛГ ВС к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены;

90% приписного парка ВС, исключая находящиеся на хранении или ТО, подготовлены к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

ИТП, исключая временно отсутствующих по уважительной причине во время проведения занятий по подготовке к ОЗП (ВЛП), прошел подготовку в полном объеме и сдал зачеты по эксплуатации АТ;

наземное оборудование и средства механизации для ТО ВС осмотрены и, при необходимости, отремонтированы;

состояние зданий, сооружений и помещений подразделения по ПЛГ ВС позволяет выполнять работы по ТО АТ.

15. Рекомендуемый подход к организации подготовки органов диспетчерского обслуживания воздушного движения к работе в ОЗП (ВЛП)

15.1. В приоритетные направления подготовки органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

теоретические занятия диспетчеров управления воздушным движением (далее - УВД) по особенностям работы в предстоящий период;

тренажерную подготовку;

техническую конференцию по обмену опытом органов диспетчерского ОВД в предшествующих аналогичных периодах и подведение итогов подготовки к работе в предстоящий период;

контроль подготовки и анализ готовности органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП).

15.2. В программы занятий рекомендовано включать вопросы, отражающие особенности обеспечения и выполнения полетов ВС, вопросы, отражающие местные особенности органов диспетчерского ОВД в ОЗП (ВЛП).

15.3. После завершения программы теоретических занятий с диспетчерами УВД целесообразно проводить техническую конференцию по обмену опытом органов диспетчерского ОВД в предшествующих аналогичных периодах.

15.4. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям органов диспетчерского ОВД в предстоящий период с разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий, случаев нарушений правил, регламентирующих организацию воздушного движения, с акцентом внимания на особенностях диспетчерского ОВД в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период, взаимодействию со службами, обеспечивающими полеты ВС.

15.5. Техническая конференция проводится, как правило, с участием представителей службы метеообеспечения и службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи. Для рассмотрения вопросов, отражающих особенности летной и технической эксплуатации ВС и другой АТ в ОЗП (ВЛП), согласования вопросов взаимодействия при организации полетов по видам авиационных работ, на техническую конференцию могут привлекаться представители эксплуатантов ВС, а также представители других служб, обеспечивающих полеты ВС.

15.6. Диспетчерам УВД, своевременно не прошедшим подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительным причинам, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки к работе в предстоящий период.

15.7. В процессе подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендовано проверять состояние соответствующих зданий, сооружений и помещений, работоспособность и пожарную безопасность отопительных систем и приборов, электрических нагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.

Проверку рекомендуется производить с представителями службы охраны труда (лицом, ответственным за состояние охраны труда в организации) и медицинской службы (врачом, осуществляющим контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации). По результатам проверок рекомендуется составлять акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.

15.8. По результатам подготовки, как правило, оформляется распорядительный документ руководителя организации о готовности организации (соответствующего подразделения организации) к работе в ОЗП (ВЛП).

Распорядительного документа руководителя организации о персональном допуске к работе в ОЗП (ВЛП) диспетчеров УВД, как правило, не требуется.

15.9. Целесообразность и возможный формат организации подготовки органа полетно-информационного ОВД к работе в ОЗП (ВЛП) определяет работодатель (поставщик аэронавигационного обслуживания).

16. Рекомендуемый подход к организации подготовки службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП)

16.1. В приоритетные направления работ (план подготовки службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

организационные мероприятия (технические конференции, разборы с ИТП, профессиональная учеба);

подготовку (обучение, тренировка) ИТП службы ЭРТОС с учетом особенностей работы и эксплуатации средств радиотехнического обеспечения полетов (далее - РТОП) и авиационной электросвязи в предстоящий период и в аварийных ситуациях;

подготовку объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

проверку технического состояния, соответствия действующим нормам (требованиям) и, при необходимости, ремонт объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, подъездных путей к ним, зданий, сооружений, антенно-фидерных устройств, линейно-кабельных сооружений, электросетей, основных и резервных источников электроснабжения объектов, электрозащитных, отопительных устройств, систем и средств пожарной защиты, охраны труда;

обеспечение объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи ЗИП, ГСМ и необходимым имуществом;

контроль за выполнением планов, проверка готовности службы ЭРТОС к работе в предстоящий период.

16.2. Теоретическая и практическая подготовка ИТП службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической и практической подготовкой, проводимой в службе ЭРТОС с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП.

16.3. Занятия рекомендовано проводить руководящим составом службы ЭРТОС и служб, обеспечивающих полеты. Состав специалистов для проведения занятий с ИТП службы ЭРТОС, как правило, определяется распорядительным документом организации ГА.

16.4. Рекомендуется разрабатывать методические материалы для занятий, которые, как правило, согласовываются с заместителем руководителя организации ГА, ответственным за РТОП ВС.

16.5. В программы занятий целесообразно включать вопросы, отражающие особенности обеспечения и выполнения полетов ВС, а также вопросы, отражающие особенности эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи в ОЗП (ВЛП).

Как правило, с ИТП службы ЭРТОС изучаются анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, обусловленных особенностями эксплуатации средств РТОП и связи в ОЗП (ВЛП).

Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, связанных с нарушением правил ОВД, нарушением правил эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в ОЗП (ВЛП).

16.6. После теоретической подготовки рекомендовано проводить техническую конференцию по обмену опытом эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи в предшествующие аналогичные периоды.

16.7. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий, случаев повреждения ВС на земле и нарушений порядка использования воздушного пространства из-за нарушения правил ОВД, правил эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в ОЗП (ВЛП), даются указания ИТП службы ЭРТОС по работе в предстоящий период, взаимодействию со службами, обеспечивающими полеты ВС.

16.8. Техническая конференция проводится, как правило, совместно с технической конференцией службы управления воздушного движения.

16.9. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у ИТП службы ЭРТОС руководящему составу организации ГА рекомендуется проверять навыки и знания особенностей эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в предстоящий период.

16.10. ИТП службы ЭРТОС, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в составе подразделения по уважительным причинам, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы ЭРТОС к работе в предстоящий период.

16.11. Как правило, руководителем организации издается распорядительный документ о готовности службы ЭРТОС к работе в предстоящий период на основании письменного доклада руководителей служб ЭРТОС руководителю организации о выполнении плана подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП) и утвержденного руководителем организации акта проверки готовности службы ЭРТОС к ОЗП (ВЛП).

16.12. Службу ЭРТОС рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если все мероприятия, предусмотренные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, объекты и средства РТОП и авиационной электросвязи подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и обеспечивают надежное функционирование объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, ИТП службы ЭРТОС, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

17. Рекомендуемый подход к организации подготовки наземных служб (аэродромной, спецтранспорта, электросветотехнического обеспечения полетов, эксплуатации зданий и сооружений) к работе в ОЗП (ВЛП)

17.1. В приоритетные направления подготовки наземных служб к ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

планирование мероприятий по подготовке наземных служб к ОЗП (ВЛП);

теоретическую подготовку работников наземных служб к предстоящему периоду;

практические мероприятия по подготовке к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецтранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома;

проверку знаний персоналом наземных служб:

требований нормативных документов, регламентирующих их деятельность;

особенностей эксплуатации аэродромов;

спецтранспорта;

аэродромных средств механизации;

зданий и сооружений;

электросветотехнического оборудования;

систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации;

водосточно-дренажных систем аэродромов;

аварийных источников энергоснабжения аэродрома;

проверку технического состояния спецтранспорта и средств механизации наземных служб, в том числе работоспособности средств внутриаэропортовой радиосвязи с органом ОВД, диспетчерами служб, с должностным лицом службы, ответственным за производство работ;

планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и снижению риска столкновения ВС с животными;

контроль и анализ хода подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП);

допуск работников наземных служб и спецтранспорта к работе в предстоящий период.

17.2. Рекомендуется разрабатывать план подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП), при составлении которого необходимо предусматривать мероприятия, направленные на исключение ранее имевших место недостатков.

17.3. Теоретическая подготовка работников наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в службах с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов.

Занятия рекомендовано проводить руководящим составом и наиболее подготовленными специалистами наземных служб.

17.4. В процессе проведения теоретической подготовки, как правило, изучаются особенности эксплуатации и содержания в ОЗП (ВЛП) аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций.

Рекомендуется повторить положения документов, таких как:

технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты ВС (с произошедшими изменениями);

руководство по аэродрому в части, касающейся деятельности конкретного подразделения организации;

инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;

правила подъезда (отъезда) спецтранспорта к ВС;

схема расстановки и организации движения на аэродроме ВС, спецтранспорта и средств механизации;

анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, задержек вылетов ВС по вине наземных служб в предшествующие аналогичные периоды.

Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей средств аэродромного и электросветотехнического обеспечения полетов ВС;

причин, связанных с нарушениями правил эксплуатации аэродромов, спецтранспорта, средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, электроустановок и аварийных источников энергоснабжения в ОЗП (ВЛП).

17.5. По окончании теоретической подготовки у работников наземных служб рекомендуется проверять знания особенностей работы в предстоящий период и нормативных документов, регламентирующих их деятельность.

Результаты проверки знаний, как правило, оформляются протоколами.

17.6. С работниками наземных служб, своевременно не прошедшими подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендовано проводить дополнительные мероприятия по подготовке к работе в предстоящий период.

17.7. Как правило, работники наземных служб (подразделений) допускаются к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по итогам проверки знаний.

17.8. Подготовка к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецтранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность наземных служб.

17.9. Рекомендовано проводить ревизию технического состояния инженерных сооружений и систем водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования, котельного оборудования, природоохранных объектов. При обнаружении недостатков принимать меры по их устранению.

17.10. Целесообразно проводить обследование состояния искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок, перронов, концевых полос торможения, грунтовых элементов летного поля аэродромов, водосточно-дренажной сети.

Проверять состояние дневной маркировки аэродромных покрытий, маркировочное оборудование грунтовых аэродромов, светоограждение высотных препятствий. Обновлять маркировки аэродромов осуществляется к каждому периоду эксплуатации.

По результатам подготовки объектов аэродрома к ОЗП (ВЛП), как правило, оформляются акты с указанием несоответствий требованиям нормативных документов.

Рекомендуется принимать меры по устранению несоответствий, влияющих на безопасность полетов, в том числе принятие эквивалентных мер.

17.11. Как правило, проводится сезонное ТО спецтранспорта и аэродромных средств механизации, светосигнального и электротехнического оборудования в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей с последующей записью в формулярах о проделанной работе.

ТО спецтранспорта и средств механизации к работе к ОЗП (ВЛП) рекомендуется осуществлять в соответствии с предварительно составленным графиком.

Особое внимание целесообразно уделять подготовке средств измерения коэффициента сцепления на ИВПП, проводить их ТО, при необходимости метрологическую поверку и калибровку приборов в соответствии с разработанными графиками.

17.12. На аэродроме и прилегающей к нему территории рекомендуется проверять состояние предупреждающих дорожных знаков, разметки пешеходных переходов и обновлять их покраску.

17.13. При подготовке к работе в ОЗП рекомендовано:

в соответствии с годовыми планами в летнее время и непосредственно в период подготовки к ОЗП выполнять работы по текущему ремонту элементов аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, внутриаэропортовых и подъездных дорог, водосточно-дренажной сети, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей;

проводить подготовку (ремонт) техники зимнего содержания аэродромов;

разрабатывать (уточнять) план зимнего содержания аэродрома и технологические карты, в которых определяется очередность очистки элементов летного поля при выпадении осадков, указываются процедуры и ограничения, вводимые при интенсивных осадках, количество техники и персонала, участвующего в подготовке аэродрома к полетам, производится расчет времени на очистку элементов летного аэродрома и противогололедную обработку в зависимости от количества и вида выпавших осадков, температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра;

заготавливать необходимое количество химических реагентов для противогололедной обработки элементов летного поля, ГСМ для резервных электроустановок. При этом необходимое количество химических реагентов определяется на основе статистических данных за предыдущие периоды, с учетом вновь введенных и выведенных из эксплуатации элементов летного поля;

уточняются планы поставки котельного топлива на ОЗП, заготавливаются его необходимые запасы.

17.14. При подготовке к работе в ВЛП рекомендовано:

после схода снежного покрова проводить дефектовку искусственных покрытий ИВПП, РД, МС и перронов, внутрипортовых дорог, проверять состояние грунтовой части летного поля, элементов водосточно-дренажной сети;

планировать работы по текущему ремонту элементов аэродрома, восстановлению ровности поверхности грунтовых элементов летного поля и выполнению агротехнических мероприятий на грунтовых элементах аэродромах;

осуществлять заготовку материалов для текущего ремонта аэродрома, аэродромных зданий и сооружений, инженерных сетей в ВЛП;

обновлять дневную маркировку искусственных покрытий аэродрома, окраску арматуры огней светотехнических систем посадки, маркировку осветительных мачт, аэродромных зданий и сооружений, подлежащих маркировке;

заканчивать полугодовой регламент по обслуживанию светотехнических систем и проводить при необходимости работы по улучшению изоляции кабельных колец электропитания огней.

17.15. Рекомендуется руководству организации ГА проводить смотр спецтранспорта и средств механизации с целью определения их готовности к работе в предстоящий период, замечания к состоянию спецтранспорта и средств механизации заносить в акт смотра. На основании акта смотра разрабатывать план устранения замечаний со сроками исполнения. По решению руководства организации ГА может быть проведен повторный смотр.

Как правило, подготовленный спецтранспорт и средства механизации допускаются к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по организации, составляется утвержденный руководителем организации ГА табель выделения спецтранспорта к работе на предстоящий период.

17.16. Наземные службы рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если:

запланированные мероприятия по подготовке аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей, аварийных источников энергоснабжения, внутриаэропортовых дорог и подъездных путей к объектам выполнены в полном объеме;

коэффициент исправности аэродромной техники, укомплектованность водительским составом, а также укомплектованность обслуживающим персоналом котельных составляет 90%;

подготовлено не менее 85% спецтранспорта;

создан необходимый запас химических реагентов для противогололедной обработки искусственных покрытий летного поля, противообледенительной обработки ВС и котельного топлива при подготовке к ОЗП;

спецтранспорт, работающий на летном поле в границах летной полосы, РД, на перронах и МС оборудован средствами связи и проблесковыми огнями;

проведена подготовка личного состава служб;

персонал и спецтранспорт по итогам подготовки к предстоящему периоду комиссиями организации признаны подготовленными к работе в ОЗП (ВЛП) и приказами по организации допущены к работе в предстоящий период.

17.17. Службе электросветотехнического обеспечения полетов обратить внимание на:

состояние объектов электроснабжения: просек (при наличии) линий централизованного электроснабжения, резервных источников электропитания, кабельных (воздушных) линий электропередачи;

функционирование автоматических выключателей, включение заградительных огней, прожекторного освещения;

визировка аэронавигационных огней системы светосигнального оборудования, работу аппаратуры дистанционного управления.

18. Рекомендуемый подход к организации подготовки организаций по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в ОЗП (ВЛП)

18.1. В приоритетные направления подготовки организаций, служб ГСМ и топливозаправочных комплексов (далее - ТЗК) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок к работе в ОЗП (ВЛП), как правило, включаются:

издание распорядительного документа о начале подготовки к работе в предстоящий период, назначении комиссии по проверке знаний ИТП, технического персонала и проверке готовности организаций, служб ГСМ и ТЗК, а также о назначении ответственных за проведение инструктажа и технической учебы;

составление плана подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК;

теоретическую подготовку ИТП;

проверку знаний ИТП и технического персонала по особенностям авиатопливообеспечения в предстоящий период;

подготовку объектов авиатопливообеспечения, технических средств и оборудования организаций, служб ГСМ и ТЗК;

проверку технического состояния передвижных средств заправки ВС;

контроль и анализ подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в ОЗП (ВЛП) с составлением акта и утверждением руководителями;

допуск специалистов организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в ОЗП (ВЛП) (как правило, распорядительным документом).

18.2. Рекомендуется после издания распорядительного документа и утверждения плана подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в предстоящий период проводить разбор с ИТП, на котором ставятся задачи перед исполнителями и задача сбора информации по материально-техническому обеспечению для реализации выполнения плановых мероприятий.

18.3. Теоретическая подготовка ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой технического персонала организаций, служб ГСМ и ТЗК с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП и технического персонала.

Для ИТП и технического персонала рекомендовано проводить занятия (техническую учебу) по изучению особенностей авиатопливообеспечения в предстоящий период. Занятия рекомендовано проводить подготовленным специалистам организаций, служб ГСМ и ТЗК. Тематику теоретической подготовки ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) рационально разрабатывать в соответствии с типовыми тематическими планами и программами и включать в план профессиональной подготовки специальным разделом.

18.4. После проведения технической учебы и инструктажа ИТП и технического персонала рекомендовано осуществлять проверку знаний особенностей авиатопливообеспечения в предстоящий период.

18.5. ИТП и технический персонал организаций, служб ГСМ и ТЗК, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, могут самостоятельно изучить материалы подготовки к работе в предстоящий период и пройти проверку знаний, результат которой, как правило, оформляется дополнительным протоколом.

18.6. В организациях, службах ГСМ и ТЗК целесообразно проводить плановое и сезонное ТО зданий и сооружений, технологического оборудования и контрольно-измерительных средств (согласно регламенту).

18.7. На временных аэродромах и площадках рекомендуется осуществлять мероприятия по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ.

18.8. Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках, заправка в которых производится техническим персоналом служб ГСМ или ТЗК, как правило, разрешается только после приемки в эксплуатацию средств хранения, выдачи, транспортировки и заправки авиаГСМ и после издания руководителем организации ГА распорядительного документа о назначении ответственных лиц для работы с авиаГСМ.

18.9. Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках, заправка в которых производится техническим персоналом заказчика, как правило, проводится на основании договора, включающего требования по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ.

18.10. В организациях, службах ГСМ и ТЗК рекомендовано осуществлять проверку наличия, комплектности и работоспособности всех технических средств, предусмотренных на объектах авиатопливообеспечения.

18.11. При подготовке к работе в ОЗП (ВЛП), рекомендуется создать необходимый запас СП (ПОЖ и ПВКЖ), оформлять допуски к работе с указанными жидкостями, контролировать их качество в емкостях хранения и расходных бачках.

18.12. В соответствии с графиком рационально осуществлять зачистку резервуаров хранения авиа и автоГСМ, ТЗ, АТЦ, МЗ, расходных баков ПВКЖ.

18.13. В соответствии с графиком рекомендуется производить проверку контрольно-измерительных приборов.

18.14. Рекомендуется проводить уборку территории, дорог и текущий ремонт зданий, сооружений, обвалований резервуарных парков, окраска оборудования, ремонт ограждений.

18.15. Рекомендуется проводить проверку нормативно-технической и технологической документации, правильности ее ведения, внесения в нее поступающих изменений и дополнений.

18.16. На объектах авиатопливообеспечения рекомендуется проверять наличие и состояние противопожарных средств, отопительных систем, систем вентиляции и кондиционирования. Проверку рекомендовано проводить с представителем службы охраны труда (лицом, ответственным за состояние охраны труда) и представителем пожарной службы.

По результатам проверки организация вправе издать акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.

18.17. С учетом особенностей работы в предстоящий период целесообразно уточнять перечни неснижаемого запаса авиаГСМ и СЖ.

18.18. В соответствии с планом полетов ВС в предстоящий период рационально производить расчет потребного количества спецтранспорта для обеспечения регулярности полетов и подается заявка в соответствующее подразделение (предприятие).

18.19. Организации, службы ГСМ и ТЗК рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены. Проведены профилактические мероприятия по подготовке средств приемки, хранения, транспортировки, фильтрации, заправки и контроля качества авиаГСМ к работе в предстоящий период. Имеются утвержденные технологические карты, должностные инструкции. Специалисты служб ГСМ и ТЗК, исключая временно отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку в полном объеме и обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками по выполнению возложенных на них функциональных обязанностей.

19. Рекомендуемый подход к организации подготовки организации перевозок и (или) организации авиационных работ к работе в ОЗП (ВЛП)

19.1. В приоритетные направления подготовки службы организации перевозок (далее - СОП) и (или) организации авиационных работ (далее - СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

теоретическую подготовку;

техническую конференцию по обмену опытом организации перевозок и (или) авиационных работ в предшествующих аналогичных периодах;

проверку знаний особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ, особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП);

допуск работников СОП и СОАР к работе в предстоящий период;

подготовку производственных помещений, оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов к эксплуатации в предстоящий период;

контроль и анализ подготовки СОП и (или) СОАР к работе в ОЗП (ВЛП).

19.2. Рекомендованные теоретические и практические занятия с работниками СОП и (или) СОАР проводятся в целях изучения:

особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ в ОЗП (ВЛП) и отработки взаимодействия служб в случаях задержки ВС, скопления пассажиров (грузов);

требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах и ВС, при обслуживании пассажиров в аэровокзалах (терминалах), посадке пассажиров на ВС и высадке;

особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов при обслуживании пассажиров, грузов, багажа и почты, средств бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования в ОЗП (ВЛП);

основных руководящих документов, регламентирующих организацию и обеспечение полетов ВС, перевозок и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения правил движения спецтранспорта и средств механизации на аэродромах;

результатов анализа жалоб пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и мероприятий в отношении факторов, которые стали причиной данных жалоб, эффективных технологий работы, систем контроля качества.

19.3. В план подготовки авиационного персонала рекомендовано включать вопросы, отражающие особенности организации и обеспечения полетов ВС в предстоящий период, вопросы, отражающие особенности организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и (или) организации авиационных работ в ОЗП (ВЛП). Рекомендуется обращать внимание на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных особенностями эксплуатации аэродромных средств механизации, спецтранспорта, средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП).

19.4. После теоретической подготовки рекомендовано проводить техническую конференцию по обмену опытом организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предшествующие аналогичные периоды.

19.5. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предстоящий период с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной профессиональной подготовки работников СОП и (или) СОАР к работе в ОЗП (ВЛП), даются указания по работе в предстоящий период.

19.6. Техническую конференцию рекомендовано проводить с представителями службы бортпроводников, службы спецтранспорта, службы авиационной безопасности, а также служб, обеспечивающих полеты ВС.

19.7. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у работников СОП и (или) СОАР рекомендуется проверять знания особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ, особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП), перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период.

19.8. Работникам СОП и (или) СОАР, своевременно не прошедшим подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы к работе в предстоящий период и после этого, как правило, проходят проверку знаний особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предстоящий период.

19.9. СОП и (или) СОАР рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, средства механизации и автоматизации технологических процессов подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и работники СОП и (или) СОАР, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

19.10. Как правило, на основании прохождения теоретической подготовки, участия в технической конференции (отметки о самостоятельном изучении материалов теоретической подготовки и технической конференции), результатов проверки у работников СОП и (или) СОАР знаний особенностей организации перевозок и (или) авиационных работ в предстоящий период, издается распорядительный документ организации о готовности СОП и (или) СОАР к работе в ОЗП (ВЛП).

20. Рекомендуемый подход к организации подготовки РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП)

20.1. В приоритетные направления подготовки РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

теоретическую подготовку специалистов РПСБ и СПАСОП;

техническую конференцию по обмену опытом организации поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО(Р), аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, и неотложных работ (далее - АСР и НР) в предшествующие аналогичные периоды;

проверку знаний специалистов РПСБ и СПАСОП по особенностям ПСО(Р), АСР и НР в ОЗП (ВЛП);

практические занятия с личным составом РПСБ, аварийно-спасательных подразделений и расчетов, выполняющих НР, по проведению ПСО(Р), АСР и НР;

подготовку аварийно-спасательных средств, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

контроль готовности РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП);

допуск РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП).

20.2. Теоретическая подготовка специалистов РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов РПСБ и СПАСОП к проведению ПСО(Р), АСР и НР.

20.3. Тематику теоретической подготовки специалистов РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендовано разрабатывать в соответствии с типовыми тематическими планами и программами подготовки на год и включать в план профессиональной подготовки специальным разделом.

20.4. В тематику занятий могут включаться вопросы, отражающие особенности проведения ПСО(Р), АСР и НР в ОЗП (ВЛП).

20.5. После прохождения теоретической подготовки рекомендуется проводить техническую конференцию по обмену опытом организации и проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).

20.6. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям эксплуатации аварийно-спасательных средств, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в ОЗП (ВЛП) с подробным анализом авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил эксплуатации аварийно-спасательных средств, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки личного состава РПСБ, аварийно-спасательных подразделений и расчетов, выполняющих НР, к проведению ПСО(Р), АСР и НР.

20.7. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у специалистов РПСБ и СПАСОП рекомендовано проверять знания особенностей проведения ПСО(Р), АСР и НР в ОЗП (ВЛП).

20.8. Специалистам РПСБ и СПАСОП, не прошедшим по уважительной причине подготовку к работе в ОЗП (ВЛП), рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки РПСБ и СПАСОП к работе в предстоящий период и пройти проверку знаний особенностей проведения ПСО(Р), АСР и НР в ОЗП (ВЛП).

20.9. Рекомендуется проведение практических занятий с личным составом РПСБ, аварийно-спасательных подразделений и расчетов, выполняющих НР, по проведению ПСО(Р), АСР и НР при подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП).

Практические занятия по проведению ПСО(Р) рекомендуется проводить совместно с экипажами поисково-спасательных воздушных судов, привлекаемыми к выполнению ПСО(Р).

20.10. Как правило, отрабатываются нормативы по пожарно-строевой подготовке и тушению пожаров на ВС с учетом особенностей каждого периода.

20.11. Рекомендуется проверять работоспособность специальной аппаратуры аварийного оповещения расчетов аварийно-спасательных команд (далее - АСК) (РПСБ), укомплектованность АСК (РПСБ) средствами механизации, оборудованием, приспособлениями, вспомогательными материалами. Проверять оснащение поисково-спасательным и аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, технической аптечкой, автофургоном с медикаментами.

20.12. Подготовка аварийно-спасательных средств, стационарных установок тушения пожара и пожарной сигнализации, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), как правило, организуется и проводится в соответствии с календарными планами работ и регламентами ТО.

20.13. Целесообразно проводить детальное пожарно-техническое обследование всех объектов, проверку внутреннего и наружного пожарного водоснабжения.

20.14. Рекомендуется пополнять запасы воды, пенообразователя и средств тушения пожаров.

20.15. При подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП рационально обеспечивать размещение аварийно-спасательных средств, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в обогреваемых помещениях.

20.16. РПСБ и СПАСОП рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, аварийно-спасательные средства, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания подготовлены к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) и личный состав РПСБ, аварийно-спасательных подразделений и расчетов, выполняющих НР, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку в полном объеме и обладает достаточными практическими навыками по выполнению ПСО(Р), АСР, НР и противопожарному обеспечению объектов. С временно отсутствующими специалистами рекомендуется проводить занятия, и их допуск к дальнейшей работе, как правило, оформляется соответствующим распорядительным документом.

21. Рекомендуемый подход к организации подготовки САБ к работе в ОЗП (ВЛП)

21.1. В приоритетные направления подготовки САБ к работе в ОЗП (ВЛП), как правило, включается:

анализ прохождения специальной подготовки и повышения квалификации сотрудниками САБ и составление планов обучения;

проведение инструктажей сотрудников САБ для работы в предстоящий период;

проверка знаний с принятием зачетов особенностей организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности и транспортной безопасности в предстоящий период;

издание распорядительного документа о допуске сотрудников САБ к работе в предстоящий период;

проведение совещаний (технических конференций) по обмену опытом организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предшествующих аналогичных периодах с привлечением сотрудников служб аэропорта (авиапредприятия), занятых в технологическом процессе обслуживания пассажиров;

проверка состояния и подготовка производственных, служебных и бытовых помещений САБ и подразделения охраны, инженерно-технических средств охраны, средств связи, автотранспорта;

проверка наличия и исправного состояния оборудования пунктов досмотра и контрольно-пропускных пунктов в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил <2>;

--------------------------------

<2> Пункт 41 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.

контроль и анализ подготовки к работе в предстоящий период с составлением акта.

21.2. Рекомендуется проведение занятий и инструктажей по авиационной безопасности специалистами из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, прошедших подготовку по авиационной безопасности и имеющих опыт работы по обеспечению авиационной безопасности.

Конспекты и планы занятий, как правило, согласовываются с начальником САБ организации ГА.

Согласно разработанной тематике в подразделениях САБ/ПТБ рекомендовано проводить практические занятия по выполнению сотрудниками должностных обязанностей по обеспечению авиационной и транспортной безопасности.

21.3. Рекомендуется проводить изучение основ авиационной и транспортной безопасности также с другими категориями специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации (за исключением САБ) и работниками, не относящимися к авиационному персоналу применительно к своей профессии, специальности (своим должностным обязанностям).

После теоретической подготовки (инструктажа) целесообразно проводить практические занятия по обмену опытом работы по обеспечению авиационной безопасности в предшествующие аналогичные периоды.

Практические занятия по авиационной безопасности, как правило, проводятся с представителями служб аэропорта, обеспечивающих полеты ВС, обслуживание пассажиров, грузов, почты.

21.4. В организациях ГА рекомендовано проводить занятия по авиационной безопасности с членами экипажей ВС по действиям в чрезвычайной обстановке, связанным с захватом или угоном ВС и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте, а также по порядку действий членов экипажа ВС при пресечении противоправных действий на борту ВС лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета ВС либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира ВС.

Рекомендуется проверять наличие на ВС:

памятки по действиям экипажа в чрезвычайной обстановке;

инструкции о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнями контрольных мест досмотра.

21.5. Сотрудникам САБ/ПТБ, своевременно не прошедшим инструктаж к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки к работе в предстоящий период и пройти проверку знаний особенностей обеспечения авиационной и транспортной безопасности с оформлением распорядительного документа о допуске их к работе в ОЗП (ВЛП).

21.6. Рекомендуется проверять укомплектованность САБ и численный состав дежурных смен согласно штатному расписанию, уточнять (корректировать) график отпусков, прохождение работниками САБ медкомиссии, а также наличие заключений органов внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

21.7. Рекомендуется проводить заседание аэропортовых комиссий по авиационной безопасности для рассмотрения актуальных проблем деятельности на предстоящий период, наметить конкретные пути их решения.

21.8. Рекомендуется проводить анализ организации охраны ВС и объектов аэропорта, уточнять табель постам и схему расположения (дислокации) постов. Уточнять маршруты и графики патрулирования.

21.9. По согласованию с территориальными органами (подразделениями) Федерального агентства воздушного транспорта, руководителями подразделений организаций ГА, участвующими в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, уточняется в оперативных аспектах план по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, схема связи и оповещения, а также схема взаимодействия.

21.10. Целесообразно проверять техническое и санитарное состояние служебных помещений САБ/ПТБ, соответствие температурного режима в пунктах досмотра, помещений (залов АВК) для пассажиров, бытовых помещениях работников САБ/ПТБ требованиям нормативных документов.

21.11. Рекомендуется проводить проверку наличия и соответствия рабочих параметров помещений, предназначенных для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами на период полета, а также помещений для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке предметов и веществ. Результаты проверки, как правило, оформляются документально.

21.12. Рекомендуется проводить техническое обслуживание технических средств досмотра, инженерно-технических средств охраны, транспортных средств, а также проверять исправность средств связи, проблесковых маячков на автотранспорте с составлением соответствующих актов.

21.13. Рекомендуется осуществлять проверку ведения журналов ежедневных проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра, документов зон контроля и пунктов досмотра, документов учета досмотра воздушных судов, проверку ведения учета выдачи и списания пропусков, проверку актуальности образцов подписей должностных лиц, имеющих право подписи пропусков.

21.14. Целесообразно проводить комиссионное обследование состояния ограждения периметра аэродрома и особо важных объектов, наличия предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемые зоны аэропорта, оборудования запасных въездов (выездов). В случае необходимости готовить соответствующие заявки на ремонт ограждения, средств охраны, приобретение аншлагов.

21.15. Рационально проверять состояние подъездных дорог к охраняемым объектам, а также патрульной дороги, наличие и состояние освещения на местах стоянок ВС, КПП и на территории особо важных объектов, их соответствие предъявляемым требованиям.

21.16. САБ рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, помещения, инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности подготовлены к эксплуатации в предстоящий период, работники САБ, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли инструктажи по подготовке к работе в ОЗП (ВЛП).

22. Рекомендуемый подход к организации управления безопасностью полетов к работе в ОЗП (ВЛП)

22.1. Дополнительные мероприятия, предлагаемые для проведения самообследования в рамках реализации СУБП поставщиков услуг (организаций ГА) при организации работы в ОЗП (ВЛП) с учетом Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО:

проведение заседаний групп по обеспечению безопасности на взлетно-посадочной полосе (RST);

проведение заседаний группы по контролю за птицами и дикими животными на аэродроме (сезонные группы) и т.д.

22.2. Рекомендуется проводить анализ состояния реализации мероприятий по результатам проведенных Ространснадзором проверок, а также по результатам расследований авиационных событий.

22.3. Рекомендуется проводить анализ возможного влияния существующих факторов опасности и рисков, с фиксацией рассматриваемых факторов опасности и риска независимо от степени его влияния.

22.4. Рекомендуется пересматривать документацию, связанную с обеспечением и управлением безопасности полетов на предмет ее актуальности, в том числе приказы рабочих групп, созданных в рамках функционирования СУБП.

Приложение

СОКРАЩЕНИЯ

АБ - авиационная безопасность

АВК - аэровокзальный комплекс (терминал)

АТ - авиационная техника

АТЦ - автотопливоцистерна

БП - безопасность полетов

ВЛП - весенне-летний период

ВС - воздушное судно

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ЗИП - запасные части, инструменты и приспособления

ИВПП - взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием

ИТП - инженерно-технический персонал

КПП - контрольно-пропускной пункт

МЗ - место заправки

ОВД - обслуживания воздушного движения

ОЗП - осенне-зимний период

ПВКЖ - противоводокристаллизационная жидкость

ПЛГ - поддержание летной годности

ПМО (MEL) - перечень минимального исправного оборудования

ПОЖ - противообледенительная жидкость

ПТБ - подразделение транспортной безопасности

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации

РПСБ - региональная поисково-спасательная база

САБ - служба авиационной безопасности

СЖ - специальная жидкость

СМК - система менеджмента качества

СПАСОП - служба противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов

СУБП - система управления безопасность полетов

ТБ - транспортная безопасность

ТЗ - топливозаправщик авиационный

ТО - техническое обслуживание ВС

ЭРТОС - эксплуатация радиотехнического оборудования и связи

CDL - перечень допустимых повреждений и неисправностей и связанных с ними ограничений в полете

FCOM - руководство для летного экипажа по эксплуатации

QRH - сборник оперативной информации