См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 18 июля 2016 г. N 584
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ
АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ (АВАРИИ) С ВЕРТОЛЕТОМ
R-66 RA-05796
14.03.2016 в Республике Алтай произошло авиационное происшествие (авария) с вертолетом R-66 RA-05796, принадлежавшим частному лицу.
В процессе выполнения учебно-тренировочного полета, при заходе на посадку на подобранную с воздуха площадку на берегу реки Катунь, на высоте 13 м произошло столкновение вертолета с кабелем линии телефонной связи. В результате авиационного происшествия находившиеся на борту вертолета пилот-инструктор и пилот-слушатель получили серьезные телесные повреждения.
Информация об обстоятельствах и причинах авиационного происшествия приведена в приложении к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, и подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. до 25.07.2016 довести требования настоящего приказа до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие воздушные суда, авиационных учебных центров и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения (далее - АОН);
1.2. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие воздушные суда, авиационных учебных центров и эксплуатантам воздушных судов АОН:
1.2.1. изучить с летным составом настоящий приказ и Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-66 RA-05796, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;
1.2.2. провести с летным составом дополнительные занятия по выполнению посадок на подобранные с воздуха площадки в соответствии с пунктами 2.7.2 и 6.9 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128;
1.2.3. обратить внимание летного состава на требования приказов Росавиации, изданных по результатам расследований авиационных происшествий, связанных с выполнением полетов на малой высоте (размещены в Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации, категория LALT).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта С.С. Мастерова.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
Приложение
к приказу
Федерального агентства
воздушного транспорта
от 18 июля 2016 г. N 584
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С ВЕРТОЛЕТОМ
R-66 RA-05796
14.03.2016, днем, в населенном пункте Чемал (Республика Алтай) произошла авария вертолета R-66 RA-05796, принадлежавшего частному лицу.
Выполнялись учебно-тренировочные полеты по упражнению "Вывозные полеты в зону для отработки посадок на площадки ограниченных размеров". На борту вертолета находились пилот-инструктор и пилот-слушатель.
До авиационного происшествия экипажем было выполнено 8 посадок на подобранные с воздуха площадки. Комиссией по расследованию аварии вертолета R-66 RA-05796 был сделан вывод о том, что посадки выполнялись без предварительного их осмотра с воздуха.
Очередной заход на посадку на отмели реки Катунь также выполнялся без предварительного осмотра места приземления, в результате чего экипаж не обратил внимание на пересекающий русло реки Катунь кабель телефонной линии. Кроме того, комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия было отмечено, что решение экипажа о выполнении учебной посадки в районе с большой концентрацией линий электропередачи (далее - ЛЭП) и линий связи создавало дополнительные риски, в том числе из-за относительной малозаметности телефонного кабеля по сравнению с ЛЭП.
При посадке вертолетом управлял пилот-слушатель.
По объяснению пилота-инструктора, на режиме окончательного гашения поступательной и вертикальной скорости в результате ошибочных действий пилота-слушателя начался разворот вертолета вправо, в процессе которого пилот-инструктор увидел препятствие. Пилот-инструктор взял управление на себя, однако избежать столкновения с проводами не смог.
Вертолет столкнулся с кабелем телефонной линии на высоте около 13 м, потерял управление и упал на землю. Экипаж вертолета получил серьезные телесные повреждения.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с вертолетом R-66 RA-05796 явилась недостаточная осмотрительность экипажа в процессе выполнения учебной посадки на площадку ограниченных размеров, что привело к столкновению ВС с кабелем линии связи.
Способствующими факторами явились:
отсутствие в методической инструкции "Технология работы экипажа вертолета R-66" НП "Авиакомпания "Аэросити" порядка выполнения маневрирования при выборе и осмотре посадочной площадки;
недостаточная предполетная подготовка и решение на выполнение учебной посадки в районе с большой концентрацией линий электропередачи и линий связи;
отсутствие маркировки кабеля и его малая заметность на фоне подстилающей поверхности".
Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в Окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-66 RA-05796, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.