См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

от 18 июля 2016 г. N 584

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ

АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ (АВАРИИ) С ВЕРТОЛЕТОМ

R-66 RA-05796

14.03.2016 в Республике Алтай произошло авиационное происшествие (авария) с вертолетом R-66 RA-05796, принадлежавшим частному лицу.

В процессе выполнения учебно-тренировочного полета, при заходе на посадку на подобранную с воздуха площадку на берегу реки Катунь, на высоте 13 м произошло столкновение вертолета с кабелем линии телефонной связи. В результате авиационного происшествия находившиеся на борту вертолета пилот-инструктор и пилот-слушатель получили серьезные телесные повреждения.

Информация об обстоятельствах и причинах авиационного происшествия приведена в приложении к настоящему приказу.

В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, и подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. до 25.07.2016 довести требования настоящего приказа до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие воздушные суда, авиационных учебных центров и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения (далее - АОН);

1.2. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие воздушные суда, авиационных учебных центров и эксплуатантам воздушных судов АОН:

1.2.1. изучить с летным составом настоящий приказ и Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-66 RA-05796, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;

1.2.2. провести с летным составом дополнительные занятия по выполнению посадок на подобранные с воздуха площадки в соответствии с пунктами 2.7.2 и 6.9 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128;

1.2.3. обратить внимание летного состава на требования приказов Росавиации, изданных по результатам расследований авиационных происшествий, связанных с выполнением полетов на малой высоте (размещены в Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации, категория LALT).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта С.С. Мастерова.

Руководитель

А.В.НЕРАДЬКО

Приложение

к приказу

Федерального агентства

воздушного транспорта

от 18 июля 2016 г. N 584

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С ВЕРТОЛЕТОМ

R-66 RA-05796

14.03.2016, днем, в населенном пункте Чемал (Республика Алтай) произошла авария вертолета R-66 RA-05796, принадлежавшего частному лицу.

Выполнялись учебно-тренировочные полеты по упражнению "Вывозные полеты в зону для отработки посадок на площадки ограниченных размеров". На борту вертолета находились пилот-инструктор и пилот-слушатель.

До авиационного происшествия экипажем было выполнено 8 посадок на подобранные с воздуха площадки. Комиссией по расследованию аварии вертолета R-66 RA-05796 был сделан вывод о том, что посадки выполнялись без предварительного их осмотра с воздуха.

Очередной заход на посадку на отмели реки Катунь также выполнялся без предварительного осмотра места приземления, в результате чего экипаж не обратил внимание на пересекающий русло реки Катунь кабель телефонной линии. Кроме того, комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия было отмечено, что решение экипажа о выполнении учебной посадки в районе с большой концентрацией линий электропередачи (далее - ЛЭП) и линий связи создавало дополнительные риски, в том числе из-за относительной малозаметности телефонного кабеля по сравнению с ЛЭП.

При посадке вертолетом управлял пилот-слушатель.

По объяснению пилота-инструктора, на режиме окончательного гашения поступательной и вертикальной скорости в результате ошибочных действий пилота-слушателя начался разворот вертолета вправо, в процессе которого пилот-инструктор увидел препятствие. Пилот-инструктор взял управление на себя, однако избежать столкновения с проводами не смог.

Вертолет столкнулся с кабелем телефонной линии на высоте около 13 м, потерял управление и упал на землю. Экипаж вертолета получил серьезные телесные повреждения.

По заключению комиссии по расследованию:

"Причиной авиационного происшествия с вертолетом R-66 RA-05796 явилась недостаточная осмотрительность экипажа в процессе выполнения учебной посадки на площадку ограниченных размеров, что привело к столкновению ВС с кабелем линии связи.

Способствующими факторами явились:

отсутствие в методической инструкции "Технология работы экипажа вертолета R-66" НП "Авиакомпания "Аэросити" порядка выполнения маневрирования при выборе и осмотре посадочной площадки;

недостаточная предполетная подготовка и решение на выполнение учебной посадки в районе с большой концентрацией линий электропередачи и линий связи;

отсутствие маркировки кабеля и его малая заметность на фоне подстилающей поверхности".

Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в Окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-66 RA-05796, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.