См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 января 2015 г. N 12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНЮСТОМ РОССИИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52 (ч. I), ст. 6983), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. II), ст. 909, N 29 (ч. I), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. II), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. VII), ст. 6396, N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. II), ст. 3515), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Минюстом России внутреннего финансового аудита.

2. Назначить уполномоченным должностным лицом на осуществление внутреннего финансового аудита в Минюсте России на основе функциональной независимости директора Департамента организации и контроля.

3. Признать утратившим силу приказ Минюста России от 14.06.2012 N 116 "Об утверждении Положения о порядке осуществления финансового контроля Министерством юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 25.06.2012, регистрационный N 24677).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
А.В.КОНОВАЛОВ

Утверждено
приказом Минюста России
от 29.01.2015 N 12

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНЮСТОМ РОССИИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1. Положение об осуществлении Минюстом России внутреннего финансового аудита разработано в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290) (далее - Правила).

2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Минюстом России, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.

Целями внутреннего финансового аудита являются:

а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;

в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

II. Организация внутреннего финансового аудита

3. Внутренний финансовый аудит в Минюсте России организуется и осуществляется уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита должностным лицом Минюста России, контрольно-ревизионным отделом Департамента организации и контроля и курирующим его деятельность заместителем директора Департамента организации и контроля, уполномоченными на осуществление внутреннего финансового аудита должностными лицами главных управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее - уполномоченное должностное лицо Минюста России, уполномоченные должностные лица главных управлений, субъект аудита, главные управления соответственно).

Уполномоченное должностное лицо Минюста России подчиняется непосредственно и исключительно Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр), уполномоченное должностное лицо главного управления - начальнику главного управления.

Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несут Министр и начальники главных управлений.

Министр и начальники главных управлений при организации внутреннего финансового аудита обязаны исключать участие субъекта аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

4. Департамент управления делами и структурные подразделения главных управлений, выполняющие внутренние бюджетные процедуры, являются объектами внутреннего финансового аудита Минюста России, структурные подразделения управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации, выполняющие внутренние бюджетные процедуры (далее - управления), являются объектами внутреннего финансового аудита главных управлений (далее - объекты аудита).

4.1. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:

а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;

б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;

г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;

д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.

5. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:

федеральным государственным гражданским служащим (далее - должностное лицо) субъекта аудита (далее - проверяющий);

аудиторской группой, в состав которой включаются уполномоченные должностные лица территориальных органов Минюста России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами должностных лиц субъекта аудита (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта аудита (далее - руководитель аудиторской группы).

Начальники территориальных органов Минюста России обязаны обеспечить участие своих представителей в плановых и внеплановых аудиторских проверках, проводимых субъектами аудита.

6. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

7. Должностные лица субъекта аудита обязаны:

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Минюстом России, главным управлением или управлением, с применением в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Минюстом России порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

знакомить руководителя объекта аудита с программой аудиторской проверки и результатами аудиторской проверки.

7.1. Должностные лица субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры, к проведению аудиторских проверок не допускаются.

8. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

9. Независимые эксперты для участия в аудиторской проверке привлекаются субъектом аудита по согласованию с курирующим Департамент управления делами заместителем Министра.

10. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

11. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается уполномоченным должностным лицом Минюста России (начальниками главных управлений) не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

Программа аудиторской проверки должна содержать наименование (камеральная, выездная, комбинированная) и тему аудиторской проверки, сроки ее проведения, наименование объекта аудита, перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

III. Планирование аудиторских проверок

12. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План) (приложение N 1).

13. Проект Плана на очередной финансовый год составляется субъектом аудита на этапе формирования плана командирования на следующий календарный год.

При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и программы аудиторской проверки) должностными лицами субъектов аудита учитываются:

значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Минюста России в случае неправомерного исполнения этих операций;

факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

результаты оценки бюджетных рисков;

степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;

возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.

14. В ходе планирования субъектами аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

15. Не позднее 30 декабря текущего календарного года проект Плана на следующий календарный год, согласованный с уполномоченным должностным лицом Минюста России, представляется на утверждение Министру. Копии утвержденного распоряжением Минюста России Плана не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения направляются объектам аудита.

В аналогичные сроки утверждаются Планы в главных управлениях. Копии утвержденных приказами главных управлений Планов направляются объектам аудита, а также уполномоченному должностному лицу Минюста России. При этом проекты Планов и планов командирования главных управлений предварительно согласовываются с уполномоченным должностным лицом Минюста России и Департаментом управления делами.

16. По мере необходимости в План вносятся изменения.

Решение о внесении изменений в План принимается Министром (начальником главного управления) на основании мотивированной докладной записки субъекта аудита.

Внесение изменений в План и доведение их до объектов аудита осуществляются в порядке, установленном для утверждения Плана.

17. В целях реализации Плана субъектами аудита не позднее чем за 15 дней до наступления очередного квартала составляется график проведения аудиторских проверок на соответствующий квартал (далее - График) с указанием в нем по каждой аудиторской проверке:

наименования аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная);

наименования объекта аудита;

срока проведения аудиторской проверки (дат ее начала и окончания);

должности, Ф.И.О. руководителя аудиторской группы (проверяющего).

Не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения уполномоченным должностным лицом Минюста России (начальником главного управления) График направляется объектам аудита и в территориальные органы Минюста России, должностные лица которых привлекаются к аудиторским проверкам.

18. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением Минюста России (приказом главного управления), в котором указываются наименование аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита, состав аудиторской группы (Ф.И.О. проверяющего), срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

19. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Министра (начальника главного управления).

IV. Проведение аудиторской проверки и оформление
ее результатов

20. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет должностным лицом субъекта аудита;

е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

21. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Минюстом России, главным управлением или управлением, субъект аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Минфином России);

вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Минфином России.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению уполномоченного должностного лица Минюста России (уполномоченных должностных лиц главных управлений).

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Минфина России.

22. Мотивированный запрос формируется должностным лицом субъекта аудита в пределах или за пределами объекта аудита и направляется объекту аудита (вручается руководителю объекта аудита под роспись).

Ответ на мотивированный запрос в письменной и электронной форме с приложением необходимых копий документов составляется объектом аудита и направляется субъекту аудита в срок не позднее 3 рабочих дней после его получения объектом аудита.

23. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

24. Абзац утратил силу. - Приказ Минюста России от 13.12.2018 N 249.

При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) утратил силу. - Приказ Минюста России от 13.12.2018 N 249.

25. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки) или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) направляет руководителю субъекта аудита служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.

Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.

26. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое Министром (начальником главного управления) в соответствии с мотивированной докладной запиской субъекта аудита, оформляется распоряжением Минюста России (приказом главного управления), которое доводится до сведения руководителя аудиторской группы (проверяющего), руководителя объекта аудита, а также начальников территориальных органов Минюста России, должностные лица которых привлекаются к аудиторской проверке.

27. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые распоряжением Минюста России (приказом главного управления).

28. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение N 2).

29. При наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе в течение 5 рабочих дней с даты его получения направить возражения в письменной и электронной форме.

Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 10 рабочих дней со дня получения возражений в электронной форме рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной форме.

Заключение после его утверждения уполномоченным должностным лицом Минюста России (начальником главного управления) направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.

30. По результатам рассмотрения акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита в срок до 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения акта аудиторской проверки (получения его в электронной форме), утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (приложение N 3).

31. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой (проверяющим) предложений и в установленный срок представляет уполномоченному должностному лицу Минюста России (главное управление) информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (приложение N 4), с приложением копий подтверждающих документов.

32. Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по актам аудиторских проверок осуществляется субъектами аудита.

33. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Минюстом России, главными управлениями или управлениями, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином России, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, о ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Минюстом России порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

34. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем субъекта аудита, с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется Министру (начальнику главного управления). По результатам рассмотрения указанного отчета Министр (начальник главного управления) принимает одно или несколько из следующих решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;

д) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 33 Порядка осуществления внутреннего финансового контроля Минюстом России, его территориальными органами и федеральным казенным учреждением, утвержденного приказом Минюста России от 06.10.2016 N 226 (зарегистрирован Минюстом России 24.10.2016, регистрационный N 44123).

34.1. При принятии Министром (начальником главного управления) решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 34 настоящего Положения, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением.

35. Решения Министра (начальника главного управления), принятые по результатам аудиторской проверки, направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.

Проведение камеральной аудиторской проверки

36. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) по проведению камеральной аудиторской проверки (далее - камеральная проверка) уведомляет объект аудита о проведении камеральной проверки путем направления копии распоряжения Минюста России (приказа главного управления) о проведении камеральной проверки и копии программы камеральной проверки в срок не позднее чем за 15 рабочих дней до даты начала проведения камеральной проверки.

37. Одновременно с копиями распоряжения Минюста России (приказа главного управления) о проведении камеральной проверки и программы камеральной проверки объекту аудита направляется мотивированный запрос о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения камеральной проверки.

38. Срок проведения камеральной проверки не может составлять более чем 45 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 45 календарных дней по решению Министра (начальника главного управления).

При необходимости (в том числе в случаях непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, включенных в мотивированный запрос) срок проведения камеральной проверки (дат ее начала и окончания) может быть перенесен в установленном порядке.

39. Результаты камеральной проверки оформляются актом камеральной проверки, который составляется и подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки.

40. Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах, один из которых в течение 3 рабочих дней с даты его подписания руководителем аудиторской группы (проверяющим) направляется объекту аудита в письменной и электронной форме.

41. Второй экземпляр акта камеральной проверки и отчет о результатах камеральной проверки направляются Министру (начальнику главного управления) для рассмотрения и принятия решений по результатам камеральной проверки.

Проведение выездной аудиторской проверки

42. Срок проведения выездной аудиторской проверки (далее - выездная проверка) не может превышать 45 календарных дней.

43. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) по прибытии на объект аудита обязан ознакомить руководителя объекта аудита с программой выездной проверки, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения выездной проверки, составить План-график выездной проверки (приложение N 5).

44. План-график выездной проверки доводится под роспись каждому члену аудиторской группы, ответственному за проверку вопроса (вопросов) программы выездной проверки и оформление справки (справок) по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.

45. Руководители объектов аудита обязаны:

а) создать условия для работы аудиторской группы (проверяющего);

б) предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;

в) оказывать содействие в проведении выездной проверки, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездной проверке;

г) при необходимости обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных должностных лиц и работников объекта аудита;

д) принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;

е) принимать решения о привлечении виновных должностных лиц и работников объекта аудита к материальной и (или) дисциплинарной ответственности и меры к возмещению причиненного ущерба.

46. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы выездной проверки, а также способы сбора данных.

Сплошной способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки.

Выборочный способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы (проверяющим) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы выездной проверки для последующего формирования доказательств.

47. Руководитель аудиторской группы вправе при составлении акта выездной проверки уточнить, расширить и (или) изменить информацию и выводы, изложенные в справке (справках) по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки членов аудиторской группы, если они не основываются на достаточных надлежащих надежных доказательствах.

48. Акт выездной проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) в зависимости от характера, объема и сложности выездной проверки:

в пределах объекта аудита - в сроки, установленные для проведения выездной проверки;

за пределами объекта аудита - не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания выездной проверки, указанным в распоряжении Минюста России (приказе главного управления).

В первом случае один экземпляр акта выездной проверки вручается руководителю объекта аудита под роспись.

Во втором случае акт выездной проверки в письменной и электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня его подписания направляется объекту аудита.

В обоих случаях второй экземпляр акта выездной проверки приобщается к материалам выездной проверки.

49. К первому экземпляру акта выездной проверки прикладываются составленные и подписанные членами аудиторской группы справки по результатам проверки соответствующего вопроса (вопросов) программы выездной проверки.

V. Составление и представление отчетности о результатах
осуществления внутреннего финансового аудита

50. Субъекты аудита обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в срок не позднее 20 января.

Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (приложение N 6) и пояснительная записка к нему составляются субъектом аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом.

51. В пояснительной записке указываются:

штатная и фактическая численность субъекта аудита;

сведения о правовых актах, регулирующих осуществление субъектом аудита внутреннего финансового аудита;

краткая характеристика результатов осуществления внутреннего финансового аудита в отчетном периоде;

причины, повлекшие невыполнение Плана, увеличение фактических сроков проведения аудиторских проверок по отношению к плановым срокам, и принятые меры по их устранению;

сведения о наличии признанных обоснованными возражений со стороны объектов аудита;

суммы и виды выявленных в отчетном периоде нарушений (в рублях);

сведения о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объектов аудита, а также о проведении служебных проверок, в том числе по результатам аудиторских проверок, проведенных в периоды, предшествующие отчетному;

суммы денежных средств, уплаченных в счет возмещения причиненного ущерба (в рублях), в том числе выявленного по результатам аудиторских проверок, проведенных в периоды, предшествующие отчетному;

объекты аудита, которыми в отчетном периоде не выполнены предложения, внесенные субъектом аудита в акт проверки, а также причины, повлекшие их невыполнение;

случаи передачи материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы;

иные решения, связанные с привлечением к ответственности за выявленные нарушения.

52. Отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита составляется субъектом аудита на основании отчетов о результатах аудиторских проверок и решений, принятых Министром (начальником главного управления).

53. Уполномоченное должностное лицо Минюста России ежегодно не позднее 1 февраля представляет Министру сводный отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и пояснительную записку к нему.

54. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности сводной бюджетной отчетности Минюста России.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Минюстом России внутреннего
финансового аудита

                    План внутреннего финансового аудита
                   _____________________________________
                      (наименование субъекта аудита)
                                на 20__ год
N п/п
Наименование аудиторской проверки (камеральная, выездная или комбинированная)
Объект аудита
Тема аудиторской проверки
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
1
2
3
3.1
4
5

Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Минюстом России внутреннего
финансового аудита

ФОРМА

                                    АКТ

___________________________________________________________________________
     (наименование аудиторской проверки, наименование объекта аудита,
___________________________________________________________________________
   срок проведения аудиторской проверки, должность, Ф.И.О. руководителя
___________________________________________________________________________
                     аудиторской группы (проверяющего))

__________________________                            "__" ________ 20__ г.
   (населенный пункт)

    1. Основание проведения аудиторской проверки: _________________________
                                                        (распоряжение
                                                        Минюста России
___________________________________________________________________________
       (приказ главного управления) от "__" _________ 20__ г. N ___,
___________________________________________________________________________
   программа аудиторской проверки, утвержденная "__" __________ 20__ г.)
    2. Период, подлежащий аудиторской проверке: ___________________________
    3. Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность _____________
                                                              (наименование
___________________________________________________________________________
                              объекта аудита)
в проверяемом периоде являлись ____________________________________________
                                (Ф.И.О. руководителя и главного бухгалтера
___________________________________________________________________________
         объекта аудита или лиц, исполнявших в проверяемом периоде
                              их обязанности)
    4.   В   результате   проведенной   аудиторской   проверки  установлено
следующее: ________________________________________________________________
               (излагаются результаты аудиторских исследований вопросов
                           программы аудиторской проверки)
    5.   Предложения  (формируются  на  основании  результатов  аудиторской
проверки).

Приложение: согласно описи на ____ л. в ______ экз.

Руководитель аудиторской группы (проверяющий):
_____________                   _____________     _________________________
 (должность)                      (подпись)         (расшифровка подписи)

"__" __________ 20__ г.

Экземпляр акта получил "__" _____________ 20__ г.

_____________                   _____________     _________________________
 (должность)                      (подпись)         (расшифровка подписи)

"__" __________ 20__ г.

Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Минюстом России внутреннего
финансового аудита

                                                        УТВЕРЖДАЮ
                                               ____________________________
                                                 (должность руководителя
                                                     объекта аудита)
                                               ___________ ________________
                                                (подпись)    (расшифровка
                                                               подписи)
                                               "__" _______________ 20__ г.

    План мероприятий по устранению нарушений и  недостатков,  выявленных  в
ходе _____________________________________________________________________,
        (наименование аудиторской проверки, наименование объекта аудита)
проведенной с "__" _________ 20__ г. по "__" __________ 20__ г. аудиторской
группой под руководством (проверяющим) ____________________________________
                                                (должность, Ф.И.О)
N п/п
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки
Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (по каждому предложению)
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков
Срок выполнения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
6
Главный бухгалтер объекта аудита:
_____________                  ____________       _________________________
 (должность)                     (подпись)          (расшифровка подписи)

Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Минюстом России внутреннего
финансового аудита

                                           Уполномоченному на осуществление
                                            внутреннего финансового аудита
                                           должностному лицу Минюста России
                                           (начальнику главного управления)
                                            _______________________________
                                                       (Ф.И.О.)

    Представляем  информацию  об  устранении   нарушений   и   недостатков,
выявленных в ходе ________________________________________________________,
                     (наименование аудиторской проверки, наименование
                                     объекта аудита)
проведенной в период с "__" __________ 20__ г. по "__" ____________ 20__ г.
аудиторской группой под руководством (проверяющим) ________________________
                                                     (должность, Ф.И.О.)
N п/п
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки
Краткое содержание всех нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (по каждому предложению)
Принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков
1
2
3
4
Руководитель объекта аудита:
_____________                  ____________       _________________________
 (должность)                     (подпись)          (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер объекта аудита:
_____________                  ____________       _________________________
 (должность)                     (подпись)          (расшифровка подписи)

Приложение N 5
к Положению об осуществлении
Минюстом России внутреннего
финансового аудита

                План-график выездной аудиторской проверки,
                _________________________________________,
                       (наименование объекта аудита)
             проведенной аудиторской группой под руководством
                (проверяющим) ____________________________
                                  (должность, Ф.И.О.)
           в период с "__" _______ 20__ г. по "__" _____ 20__ г.
N вопроса программы выездной проверки
Проверяемый вопрос
Проверяемый период
Должность члена аудиторской группы, ответственного за проверку вопроса
Ф.И.О. члена аудиторской группы, ответственного за проверку вопроса
Срок представления справки о результатах проверки вопроса
Роспись члена аудиторской группы, ответственного за проверку вопроса
1
2
3
4
5
6
7

Приложение N 6
к Положению об осуществлении
Минюстом России внутреннего
финансового аудита

                                   Отчет
                  о результатах осуществления внутреннего
                            финансового аудита
                ___________________________________________
                      (наименование субъекта аудита)
                 по состоянию на "__" ___________ 20__ г.
N п/п
Наименования аудиторской проверки и объекта аудита
Количество членов аудиторской группы
Срок проведения аудиторской проверки (количество дней)
Выявлено нарушений и недостатков по результатам аудиторской проверки
Наличие (отсутствие) возражений со стороны объекта аудита
Выводы
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности
о соответствии ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета
плановый
фактический
количество
сумма, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого: