См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 декабря 2018 г. N 769н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"НЯНЯ (РАБОТНИК ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ)"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 декабря 2018 г. N 769н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НЯНЯ (РАБОТНИК ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ)
1219
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста
|
03.014
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Присмотр и уход за детьми для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации
|
Группа занятий:
5311
|
Работники по уходу за детьми
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
-
|
-
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому
|
3
|
Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года)
|
A/01.3
|
3
|
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)
|
A/02.3
|
3
|
|||
Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет
|
A/03.3
|
3
|
|||
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детьми-инвалидами
|
A/04.3
|
3
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
3
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Няня
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <3>
Соблюдение условий, изложенных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации <4>
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Прохождение обучения оказанию первой помощи детям дошкольного возраста
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
5311
|
Работники по уходу за детьми
|
ОКПДТР <5>
|
15135
|
Няня
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года)
|
Код
|
A/01.3
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Смена белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня
|
Приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста
|
|
Осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста
|
|
Укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна
|
|
Проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении и на свежем воздухе
|
|
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
|
|
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей о самочувствии ребенка
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости
|
Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния
|
|
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними
|
|
Осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста
|
|
Проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста
|
|
Следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры
|
|
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья
|
|
Осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста с целью обеспечения их безопасности
|
|
Оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников
|
|
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима
|
|
Необходимые знания
|
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах
|
Содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста
|
|
Современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста
|
|
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними
|
|
Развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста
|
|
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья
|
|
Способы оказания первой помощи детям младенческого возраста
|
|
Способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста
|
|
Требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)
|
Код
|
A/02.3
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Смена белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости
|
Помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи
|
|
Помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах
|
|
Организация сна детей раннего возраста
|
|
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе
|
|
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии
|
|
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня
|
Осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи
|
|
Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния
|
|
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними
|
|
Осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну
|
|
Организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе
|
|
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья
|
|
Осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах
|
|
Осуществлять присмотр за детьми раннего возраста с целью обеспечения их безопасности
|
|
Оказывать первую помощь детям раннего возраста; осуществлять вызов медицинских служб или работников
|
|
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Необходимые знания
|
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах
|
Содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста
|
|
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста
|
|
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними
|
|
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья
|
|
Приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании
|
|
Способы оказания первой помощи детям раннего возраста
|
|
Способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста
|
|
Требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет
|
Код
|
A/03.3
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости
|
Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи
|
|
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены
|
|
Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна
|
|
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)
|
|
Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях
|
|
Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности
|
|
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии
|
|
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния
|
Осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми
|
|
Оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи)
|
|
Осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок
|
|
Организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет)
|
|
Организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна
|
|
Проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)
|
|
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья
|
|
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников
|
|
Необходимые знания
|
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах
|
Формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет
|
|
Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет
|
|
Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет)
|
|
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья
|
|
Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании
|
|
Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни
|
|
Способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет
|
|
Способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет
|
|
Требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами
|
Код
|
A/04.3
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
3
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости
|
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей
|
|
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей
|
|
Организация полноценного отдыха, сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна
|
|
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей
|
|
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках
|
|
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии
|
|
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
|
Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния
|
|
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними
|
|
Наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения
|
|
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей
|
|
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей
|
|
Использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
|
|
Организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна
|
|
Учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр
|
|
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья
|
|
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам; осуществлять вызов медицинских служб или работников
|
|
Необходимые знания
|
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в разных типах образовательных и иных организаций, работающих с детьми
|
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
|
|
Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий, прогулок
|
|
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья
|
|
Формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни
|
|
Способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
|
|
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними
|
|
Способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам
|
|
Способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов
|
|
Требования охраны труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", город Москва
|
|
Директор
|
Волосовец Татьяна Владимировна
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Межрегиональная благотворительная общественная организация "Социальная сеть добровольческих инициатив "СоСеДИ", город Москва
|
2
|
Автономная некоммерческая организация оценки регулирующего воздействия управленческих решений "Институт научно-общественной экспертизы", город Москва
|
3
|
Общественное движение "Гражданское достоинство", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).
<4> Трудовой кодекс Российской Федерации статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52, ст. 7002; 2015, N 1, ст. 42, N 29, ст. 4363).
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.