См. Документы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 августа 2022 г. N 538

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ АПК

В соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, приказываю:

1. Утвердить Положение о Департаменте цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказы Минсельхоза России:

от 1 июня 2020 г. N 305 "Об утверждении Положения о Департаменте цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК";

от 11 августа 2020 г. N 472 "О внесении изменений в Положение о Департаменте цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК, утвержденное приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 июня 2020 г. N 305".

Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ

Утверждено
приказом Минсельхоза России
от 17 августа 2022 г. N 538

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ АПК

I. Общие положения

1. Департамент цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения информационной безопасности, другими нормативными правовыми документами в сфере обеспечения информационной безопасности, указаниями Министра сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министр), Положением о Министерстве, приказами, распоряжениями, инструкциями и другими правовыми актами Министерства, настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, представителями Министерства за рубежом (далее - Представители), подведомственными Министерству Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

4. Общее руководство Департаментом осуществляет Министр. По решению Министра координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет заместитель Министра в соответствии с распределением полномочий между заместителями Министра.

II. Полномочия

5. Основными задачами Департамента являются:

5.1. Координация и контроль деятельности подведомственных Министерству организаций, находящихся в ведении Департамента.

5.2. Координация создания, развития и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих технологические процессы в установленной сфере деятельности Министерства.

5.3. Реализация технических мероприятий, направленных на повышение уровня качества оказания услуг и их доступности на основе развития и использования информационных технологий.

5.4. Организация хранения нематериальных активов в части специального, общесистемного и прикладного программного обеспечения, не относящегося к защите государственной тайны.

5.5. Организация мероприятий по информационной безопасности (за исключением мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну), обеспечению надежности и эффективности функционирования и безопасности информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры, обеспечение выполнения требований к защите информации при создании и функционировании информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

5.6. Обеспечение надежности и непрерывности функционирования информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

5.7. Разработка, согласование и внесение изменений в ведомственную программу цифровой трансформации и обеспечение реализации проектов цифровой трансформации.

5.8. Оптимизация процессов деятельности Министерства для реализации задач цифровой трансформации.

5.9. Планирование, организация и координация работ по обеспечению информационной безопасности и контроль за ее состоянием в Министерстве.

5.10. Выявление угроз безопасности информации и уязвимостей информационных систем, программного обеспечения и программно-аппаратных средств.

5.11. Предотвращение утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней.

5.12 Поддержание стабильной деятельности Министерства и его производственных процессов в случае проведения компьютерных атак.

5.13 Взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам.

5.14 Осуществление нормативно-правового обеспечения в сфере деятельности Департамента, в том числе в сфере использования информационных ресурсов.

5.15. Осуществление организационно-технического обеспечения деятельности Рабочей группы Минсельхоза России по вопросам внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Минсельхоза России в пределах установленной компетенции.

6. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

6.1. Организует выполнение мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации информационных систем, автоматизирующих технологические процессы в установленной сфере деятельности Министерства.

6.2. Организует работы по внедрению, развитию и эксплуатации программно-технических средств и сервисов, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде.

6.3. Организует размещение сведений об информационных системах и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.

6.4. Организует разработку и согласование единых классификаторов и справочников, используемых в информационных системах Министерства, автоматизирующих технологические процессы в установленной сфере деятельности Министерства.

6.5. Осуществляет внутренний финансовый контроль в Департаменте.

6.6. Осуществляет формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

6.7. Осуществляет формирование и актуализацию карты внутреннего финансового контроля.

6.8. Осуществляет ведение Журнала учета результатов внутреннего финансового контроля.

6.9. Осуществляет формирование отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и ее представление в Депфинансы.

6.10. Вносит предложения для формирования плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также предложения по внесению изменений в него.

6.11. Осуществляет заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по направлению деятельности Департамента.

6.12. Осуществляет размещение информации о заключенных контрактах (их изменении) в реестре контрактов, заключенных заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок.

6.13. Осуществляет реализацию ведомственных и федеральных проектов (программ), включенных в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, и Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731, а также иных документов стратегического планирования в рамках полномочий Департамента, разрабатывает, координирует, управляет и отвечает за выполнение ведомственной программы цифровой трансформации.

6.14. Участвует в осуществлении проектной деятельности Министерства в пределах компетенции Департамента.

6.15. Участвует в работе по актуализации федерального плана статистических работ, а также информационного наполнения ведомственного сегмента Единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - ЕМИСС) в рамках полномочий Департамента.

6.16. Осуществляет организацию технического сопровождения официальной статистической информации в ведомственном сегменте ЕМИСС.

6.17. Осуществляет формирование плана информатизации Министерства, содержащего мероприятия по информатизации, сведения о которых не отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера, на основе перспектив развития, определенных федеральными законами, государственными программами, указами, распоряжениями, поручениями, постановлениями и другими нормативными документами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также потребностей структурных подразделений Министерства, загранаппарата Министерства.

6.18. Осуществляет подготовку документов в соответствии с порядком организации проведения процедур по размещению заказов на право заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд центрального аппарата Министерства при создании, развитии, эксплуатации информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов в установленной сфере деятельности Министерства.

6.19. Осуществляет разработку проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства в сфере деятельности Департамента.

6.20 - 6.21. Утратили силу с 1 января 2023 года. - Приказ Минсельхоза России от 16.12.2022 N 882.

6.22. Осуществляет публикацию открытых данных из информационных систем Министерства.

6.23. Принимает участие в пределах своих полномочий в рассмотрении и согласовании документов о закупках по направлению деятельности Департамента.

6.24. Участвует в разработке проектов соглашений об информационном взаимодействии с другими органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

6.25. Рассматривает обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, а также осуществляет принятие решений по ним и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

6.26. Участвует в рассмотрении и согласовании проектов нормативных правовых, нормативно-технических и иных актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе поступающих на согласование в Министерство.

6.27. Оказывает консультационную и методическую помощь сотрудникам структурных подразделений Министерства, Представителям по вопросам использования информационных систем, автоматизирующих технологические процессы в установленной сфере деятельности Министерства.

6.28. Осуществляет в установленном порядке ведение делопроизводства и хранение документов Департамента, передачу документов на архивное хранение.

6.29. Обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение режима секретности при проведении всех видов работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

6.30. Обеспечивает своевременное и качественное исполнение поручений руководства Министерства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

6.31. Участвует в выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

6.32. Взаимодействует с органами исполнительной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и иными ведомствами и учреждениями по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

6.33. Участвует по поручению Министра или заместителя Министра, координирующего деятельность Департамента в соответствии с распределением полномочий между заместителями Министра, в рабочих и экспертных группах, межведомственных комиссиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

6.34. Осуществляет: формирование политики расходов по соответствующим направлениям финансирования; анализ эффективности мер государственной поддержки; подготовку порядка предоставления бюджетных средств получателям бюджетных ассигнований и распределения между ними, включая межбюджетные трансферты, расчеты и финансово-экономические обоснования к ним, в соответствии с компетенцией Департамента.

6.35. Осуществляет своевременную и качественную (обеспечивающую подлинность, достоверность и актуальность предоставляемых данных) подготовку и предоставление аналитических и справочных материалов, в том числе сводных, предоставление которых относится к полномочиям Департамента и (или) по которым Департамент назначен ответственным исполнителем.

6.36. Инициирует оптимизацию процессов деятельности Министерства для обеспечения задач трансформации.

6.37. Обеспечивает реализацию единой технической политики, в том числе путем управления архитектурой информационных систем, с учетом современных стандартов и координации выработки комплекса мер по обеспечению функционирования и надежности информационных систем, применению средств и методов информационной безопасности (включая меры противодействия целенаправленным внешним воздействиям от различных источников угроз информационной безопасности).

6.38. Осуществляет разработку, координацию, управление и контроль за реализацией плана (программы) работ по обеспечению информационной безопасности в Министерстве и подведомственных Министерству организациях (далее - план (программа)).

6.39. Осуществляет разработку предложений по совершенствованию организационно-распорядительных документов по обеспечению информационной безопасности в Министерстве и представление их Министру.

6.40. Осуществляет выявление и проведение анализа угроз безопасности информации в отношении Министерства, уязвимостей информационных систем, программного обеспечения программно-аппаратных средств и принятие мер по их устранению.

6.41. Обеспечивает в соответствии с требованиями по информационной безопасности, в том числе с целью исключения (невозможности реализации) негативных последствий, разработку и реализацию организационных мер и применения средств обеспечения информационной безопасности.

6.42. Обеспечивает обнаружение, предупреждение и ликвидацию последствий компьютерных атак, а также реагирование на компьютерные инциденты.

6.43. Осуществляет представление в Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам информации о выявленных компьютерных инцидентах.

6.44. Обеспечивает исполнение указаний, данных Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю по результатам мониторинга защищенности информационных ресурсов, принадлежащих Министерству либо используемых Министерством, доступ к которым обеспечивается посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6.45. Осуществляет проведение анализа и контроля за состоянием защищенности систем и сетей, а также разработку предложений по модернизации (трансформации) основных процессов Министерства в целях обеспечения информационной безопасности в Министерстве.

6.46. Осуществляет подготовку отчетов о состоянии работ по обеспечению информационной безопасности в Министерстве.

6.47. Осуществляет организацию развития навыков безопасного поведения в Министерстве, в том числе проведение занятий с руководящим составом и иными федеральными государственными гражданскими служащими Министерства по вопросам обеспечения информационной безопасности.

6.47(1). Осуществляет формирование и представление в Департамент бюджетной политики сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета.

6.48. Осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Министерстве, актами Министерства, поручениями руководства Министерства и утвержденными Министром направлениями деятельности Департамента.

7. Деятельность Департамента направлена на:

7.1. Исключение или существенное снижение негативных последствий (ущерба) в отношении Министерства вследствие нарушения функционирования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления в результате реализации угроз безопасности информации.

7.2. Обеспечение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3. Повышение защищенности Министерства от возможного нанесения ему материального, репутационного или иного ущерба посредством случайного или преднамеренного несанкционированного вмешательства в процесс функционирования информационных систем Министерства или несанкционированного доступа к циркулирующей в них информации и ее несанкционированного использования.

7.4. Обеспечение надежности и эффективности функционирования и безопасности информационных систем, производственных процессов и информационно-технологической инфраструктуры Министерства.

7.5. Обеспечение выполнения требований по информационной безопасности при создании и функционировании информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства.

8. Департамент для осуществления своих основных функций имеет право:

8.1. Вносить руководству Министерства предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

8.2. Знакомиться с документами структурных подразделений Министерства, загранаппарата Министерства, необходимыми для выполнения возложенных на Департамент задач.

8.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, загранаппарата Министерства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента.

8.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

8.5. Давать в установленном порядке юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

8.6. Осуществлять подготовку проектов нормативных правовых актов и других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

8.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Министерства, Представителей к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Министерства.

8.8. Запрашивать и получать в установленном порядке доступ к работам и документам структурных подразделений Министерства, необходимым для принятия решений по всем вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

8.9. Готовить предложения о привлечении к проведению работ по обеспечению информационной безопасности организаций, имеющих лицензии на соответствующий вид деятельности.

8.10. Контролировать деятельность любого структурного подразделения Министерства по выполнению требований к обеспечению информационной безопасности.

8.11. Постоянно повышать профессиональные компетенции, знания и навыки федеральных государственных гражданских служащих Департамента в области обеспечения информационной безопасности.

8.12. Участвовать в пределах своей компетенции в отраслевых, межотраслевых, межрегиональных и международных выставках, семинарах, конференциях, в работе межведомственных рабочих групп, отраслевых экспертных сообществ, международных органов и организаций.

8.13. Участвовать в работе комиссий Министерства при рассмотрении вопросов обеспечения информационной безопасности.

8.14. Вносить предложения руководству Министерства о приостановлении работ в случае обнаружения факта нарушения информационной безопасности.

8.15. Вносить представления руководству Министерства в отношении федеральных государственных гражданских служащих Министерства при обнаружении фактов нарушения федеральными государственными гражданскими служащими Министерства установленных требований безопасности информации в Министерстве, в том числе ходатайствовать о привлечении федеральных государственных гражданских служащих Министерства к административной или уголовной ответственности.

8.16. Вносить на рассмотрение руководству Министерства предложения по вопросам деятельности Департамента.

8.17. Департамент также осуществляет иные права исходя из компетенции Департамента и с учетом законодательства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

9. Департамент осуществляет свои полномочия во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства и подведомственными ему организациями, а также в пределах своей компетенции с иными органами (организациями) и гражданами в установленном порядке.

10. Департамент по указанию руководства Министерства осуществляет взаимодействие с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам информационной безопасности.

11. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.

12. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента.

13. Директор Департамента:

13.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и полномочий, а также за состояние исполнительской и трудовой дисциплины.

13.2. Распределяет обязанности среди своих заместителей, согласовывает должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих Департамента.

13.3. Обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность, освобождении от должности, временном исполнении обязанностей, повышении квалификации, поощрении федеральных государственных гражданских служащих Департамента и наложении на них взысканий.

13.4. Вносит предложения об изменении штатного расписания Департамента, о назначении, перемещении и повышении в должности федеральных государственных гражданских служащих Департамента, продлении сроков их пребывания на государственной службе.

13.5. Вносит в установленном порядке предложения о командировании федеральных государственных гражданских служащих Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, и по отдельным поручениям руководства Министерства.

13.6. Обеспечивает соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента служебной дисциплины в соответствии с утвержденными в Министерстве правилами служебного распорядка, контролирует своевременное, качественное и эффективное исполнение ими заданий и поручений.

13.7. Взаимодействует, в том числе ведет переписку, со структурными подразделениями Министерства, загранаппаратом Министерства, с федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Министерства, структурными подразделениями других органов исполнительной власти, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, а также иными организациями, независимо от их организационно-правовой формы, и гражданами.

13.8. Обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

13.9. Обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение поступивших в Министерство обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них.

13.10. Обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан, организаций и запросов информации о деятельности Министерства и подписывает ответы на них.

13.11. Привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов.

13.12. Организует формирование и реализацию основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции.

13.13. На основании выданных Министром (лицом, исполняющим его обязанности) доверенностей подписывает от имени Министерства государственные контракты и иные документы гражданско-правового характера.

13.14. Проводит совещания с представителями органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций по отнесенным к компетенции Департамента вопросам.

13.15. Участвует в совещаниях у Министра и заместителей Министра, заседаниях правительственных и межведомственных комиссий, советов и организационных комитетов, в том числе международных организаций, проводимых по вопросам, входящим в сферу деятельности Департамента.

13.16. По поручению Министра, заместителей Министра участвует в заседаниях межведомственных комиссий и коллегиальных органов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, комитетов.

13.17. Привлекает федеральных государственных гражданских служащих Департамента, допущенных к государственной тайне, к работе с иностранными гражданами, а также обеспечивает их координацию и контроль их деятельности.

13.18. Несет персональную ответственность за своевременность подготовки и предоставления, а также за качество (подлинность, достоверность, актуальность) аналитических и справочных материалов, в том числе сводных, предоставление которых относится к полномочиям Департамента и (или) по которым Департамент назначен ответственным исполнителем.

13.19. Организует планирование и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие со структурными подразделениями Министерства, загранаппаратом Министерства и федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Министерства.

13.20. Несет персональную ответственность за состояние антикоррупционной экспертизы в Департаменте.

13.21. Осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, настоящим Положением, поручениями Министра, заместителей Министра в соответствии с распределением полномочий.

13.22. В период отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и обязанности выполняет один из его заместителей на основании приказа Министерства.

14. Федеральные государственные гражданские служащие Департамента несут персональную ответственность за своевременность подготовки и предоставления, а также за качество (подлинность, достоверность, актуальность) аналитических и справочных материалов, в том числе сводных, предоставление которых относится к полномочиям Департамента и (или) по которым Департамент назначен ответственным исполнителем, а также за невыполнение обязанностей в соответствии с должностными регламентами.

15. Эффективность и результативность деятельности Департамента определяются по итогам выполнения плана (программы) с учетом приоритетных задач, предусмотренных разделом II настоящего Положения.