МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2018 г. N 29

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ

КАДРОВ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 августа 2018 г. N 1/ш "Об утверждении структуры Министерства просвещения Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Приложение

Утверждено

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от 30 августа 2018 г. N 29

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ

КАДРОВ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

4. Департамент осуществляет следующие полномочия:

4.1. Обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;

4.2. Проводит мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;

4.3. Участвует в подготовке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды, в разработке предложений в проект плана работы и предложений по формированию прогнозных показателей деятельности Министерства;

4.4. Осуществляет разработку совместно с другими структурными подразделениями Министерства предложений в проекты планов действий Правительства Российской Федерации по реализации среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации;

4.5. Готовит предложения по определению основных направлений развития законодательства Российской Федерации об образовании в установленной сфере ведения Министерства;

4.6. Готовит проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;

4.7. Обеспечивает совместно с другими структурными подразделениями Министерства подготовку проектов заключений, официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, поступившие в установленном порядке в Министерство, предложений по согласованию и разработке концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

4.8. Проводит совместно с другими структурными подразделениями Министерства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в установленной сфере ведения Министерства мониторинг правоприменения в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;

4.9. Ежеквартально готовит информацию о деятельности Министерства в части развития среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения;

4.10. Участвует в работе по развитию системы прогнозирования в сфере образования;

4.11. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает подготовку и необходимое согласование следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:

4.11.1. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней;

4.11.2. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации;

4.11.3. О соответствии отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в новых перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, указанным в предыдущих перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования;

4.11.4. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

4.11.5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, по основным программам профессионального обучения;

4.11.6. Порядок разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности;

4.11.7. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды;

4.11.8. Типовые положения об учебно-методических объединениях в сфере среднего профессионального образования;

4.11.9. Порядок создания профессиональными образовательными организациями кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;

4.11.10. Образцы студенческого билета и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;

4.11.11. Порядок перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу среднего профессионального образования;

4.11.12. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по образовательной программе среднего профессионального образования или истечения срока действия государственной аккредитации по образовательной программе среднего профессионального образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования соответствующего уровня и направленности;

4.11.13. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней укрупненных групп профессий и специальностей среднего профессионального образования в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования;

4.11.15. Примерные формы договоров об образовании по образовательным программам среднего профессионального образования;

4.11.16. порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе порядка приема иностранных граждан и лиц без гражданства);

4.11.17. Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего профессионального образования;

4.11.18. Перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования каждого уровня;

4.11.19. Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в любых формах, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации);

4.11.20. Образцы документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов бакалавров, специалистов, магистров, дипломов об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) и приложения к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов;

4.11.21. Федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам среднего профессионального образования;

4.11.22. Федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам среднего профессионального образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой;

4.11.23. О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела указанной учебной нагрузки в установленной сфере ведения;

4.12. Участвует в разработке нормативных правовых актов, проекты которых готовятся другими структурными подразделениями Министерства;

4.13. Проводит рассмотрение и согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента;

4.14. Участвует в разработке методических рекомендаций и иных документов методического (информационно-методического) характера, проводимой иными структурными подразделениями Министерства;

4.15. Осуществляет:

4.15.1. Установление организаций, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования;

4.15.2. Организацию мониторинга системы образования;

4.15.3. Координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов в установленной сфере деятельности Департамента;

4.15.4. Анализ деятельности подведомственных организаций и утверждение показателей их деятельности в установленной сфере деятельности Департамента;

4.16. Организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента;

4.17. Обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на федеральном уровне в установленной сфере деятельности Министерства;

4.18. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики и готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента;

4.19. Разрабатывает и реализует меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ;

4.20. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

4.21. Участвует в создании условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения Министерства;

4.22. Разрабатывает прогнозы подготовки кадров, требования к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

4.23. Участвует в подготовке заключений о соответствии качества оказываемых услуг социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими в соответствии с учредительными документами деятельность в установленной сфере ведения Министерства, установленным критериям в пределах своей компетенции;

4.24. Разрабатывает методические рекомендации и иные документы методического (информационно-методического) характера;

4.25. Осуществляет взаимодействие с общественно-профессиональными организациями, работодателями, в том числе по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, общественно-профессиональной оценки качества профессионального образования;

4.26. Осуществляет взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональными ассоциациями и сообществами, организациями различных отраслей экономики;

4.27. Обеспечивает осуществление Министерством полномочий и функций учредителя в отношении подведомственных организаций;

4.28. Участвует в проведении мониторинга рынка труда в части высвобождения работников организаций образования, осуществляющих свою деятельность в установленной сфере ведения Министерства, в связи с их ликвидацией либо сокращением численности работников;

4.29. Участвует в формировании предложений в стратегии развития федеральных округов и региональной политики субъектов Российской Федерации;

4.30. Обеспечивает согласование и координацию региональных стратегий и программ развития;

4.31. Участвует в разработке предложений по формированию и развитию новых механизмов управления, по вопросам разработки и внедрения новых моделей и механизмов экономической деятельности в сфере образования в установленной сфере ведения Министерства, организационно-правовых форм организаций и форм государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;

4.32. Обеспечивает формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

4.33. Обеспечивает нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение проведения всероссийских конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства;

4.34. Представляет предложения в План приема на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, за счет ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации;

4.35. Определяет объемы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена и обеспечивает установление на конкурсной основе имеющим государственную аккредитацию организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по специальностям для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе для оборонных отраслей промышленности;

4.36. Готовит аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, к иным мероприятиям;

4.37. Проводит мониторинг и подготовку аналитических и иных материалов по вопросам деятельности Министерства для оперативного информирования общественности;

4.38. Участвует в организации и формировании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и руководителей образовательных организаций;

4.39. Участвует в координации деятельности подведомственных Министерству образовательных организаций;

4.40. Участвует в организации мероприятий по развитию международного сотрудничества;

4.41. Обеспечивает проведение работ по определению, корректировке и реализации приоритетных направлений развития образования и готовит предложения по их реализации;

4.42. Участвует в формировании перечня тем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу Министерства;

4.43. В установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке Департамент в установленной сфере деятельности.

4.43.1. Готовит предложения в план-график закупок Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);

4.43.2. Участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документаций о закупках, в организации и подготовке разъяснений участникам закупки, в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, в организации, в случае необходимости, на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для иных государственных нужд, в подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по государственным программам Российской Федерации, федеральным и межгосударственным целевым программам, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям;

4.43.3. Осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, обеспечивает приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным контрактам, а также осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

4.44. Готовит предложения в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования;

4.45. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию форм статистической отчетности;

4.46. Участвует в определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений развития образования;

4.47. Участвует в определении потребности в финансовых ресурсах для финансово-экономических обоснований к проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4.48. Участвует в формировании информационной политики Министерства, приоритетных направлений и координации реализации мероприятий в области развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий;

4.49. Участвует в формировании прогноза потребностей в специалистах по востребованным направлениям подготовки (специальностям) с учетом региональной специфики и потребностей работодателей в субъектах Российской Федерации;

4.50. Участвует в согласовании схем территориального планирования муниципальных образований в части профессионального обучения, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;

4.51. Формирует предложения по распределению между образовательными организациями профессионального обучения квот на стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные стипендии; организует распределение квот на указанные стипендии и обеспечивает назначение их в установленном порядке;

4.52. Обеспечивает сбор и анализ информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых образовательными и научными организациями, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

4.53. Участвует в разработке порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству;

4.54. Участвует в разработке положения о психолого-медико-педагогической комиссии;

4.55. Осуществляет организационно-методическое обеспечение по профессиональному самоопределению обучающихся в установленной сфере деятельности;

4.56. Определяет общий объем контрольных цифр приема граждан на обучение по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

4.57. Организует работу, связанную с формированием у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремистской и террористической направленности, посредством обеспечения реализации учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в рамках образовательных программ среднего профессионального образования, включения в перечень рекомендуемых направлений повышения квалификации в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству, направления, связанного с решением задач противодействия экстремизму;

4.58. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента;

4.59. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

4.60. Участвует в работе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

4.61. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке работников Департамента;

4.62. В пределах своей компетенции осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

5.2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, входящих в компетенцию Департамента, представителей структурных подразделений Министерства, а также иные организации, ученых и специалистов;

5.3. проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей других структурных подразделений Министерства, заинтересованных организаций и объединений;

5.4. Создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

5.5. Вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

5.6. Давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента.

6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 6 Положения о Министерстве.

III. Организация деятельности

7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром просвещения Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром просвещения Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Министром просвещения Российской Федерации.

8. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

Структура и численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.

9. Директор:

9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями,

9.2. Утверждает положения об отделах Департамента и в установленном порядке должностные регламенты работников Департамента;

9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента;

9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников Департамента;

9.5. Обеспечивает подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а также проектов приказов ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;

9.6. Готовит предложения руководству Министерства для представления работников Департамента, других лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами;

9.7. Подчиняется заместителю Министра просвещения Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей;

9.8. Представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, а также государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами;

9.9. Подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы.

10. Департамент имеет штампы и бланк установленного образца.