МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2018 г. N 21

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 августа 2018 г. N 1/ш "Об утверждении структуры Министерства просвещения Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Приложение

Утверждено

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от 30 августа 2018 г. N 21

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент государственной политики в сфере общего образования (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

4. Департамент осуществляет следующие полномочия:

4.1. Обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дошкольного образования (в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья), начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4.2. Осуществляет организацию и координацию, а также проводит мониторинг и анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.

4.3. Участвует в подготовке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и в разработке предложений в проект плана деятельности Министерства в установленной сфере деятельности Департамента.

4.4. Осуществляет разработку совместно со структурными подразделениями Министерства, предложений в установленной сфере деятельности в проекты планов действий Правительства Российской Федерации по реализации среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации.

4.5. Обеспечивает проведение работ по определению, корректировке и реализации приоритетных направлений развития образования в установленной сфере деятельности Департамента и готовит предложения по их реализации в рамках действующих и планируемых федеральных, ведомственных целевых программ, государственных программ и проектов Российской Федерации в сфере общего образования.

4.6. Определяет основные направления развития законодательства Российской Федерации об образовании в установленной сфере деятельности Департамента.

4.7. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.

4.8. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:

4.8.1. Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критериев и порядка проведения экспертизы учебников, формы экспертного заключения, а также оснований и порядка исключения учебников из указанного федерального перечня;

4.8.2. Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и перечня таких организаций;

4.8.3. Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

4.8.4. Порядка разработки примерных основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ;

4.8.5. Установление организаций, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4.8.6. Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (в том числе порядка приема иностранных граждан и лиц без гражданства);

4.8.7. Порядка перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

4.8.8. Порядка и условий осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

4.8.9. Порядка и условий осуществления перевода обучающихся в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

4.8.10. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

4.8.11. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и "казачий кадетский корпус";

4.8.12. Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы;

4.8.13. Порядка обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также порядок оказания им помощи в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования;

4.8.14. Примерных форм договоров об образовании по образовательным программам дошкольного и начального общего, основного общего и среднего общего образования;

4.8.15. Нормативных правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента;

4.8.16. Типовых положений об учебно-методических объединениях в системе образования, положения о федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию.

4.9. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых актов Министерства:

4.9.1. Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

4.9.2. Нормативных правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.

4.10. Обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства по вопросам реализации государственной программы "Развитие образования" и проектов в сфере общего образования.

4.11. Обеспечивает разработку концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) и планов основных мероприятий по их реализации;

4.12. Осуществляет координацию и мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования, а также по организации питания, охране здоровья обучающихся в образовательных организациях и при перевозке организованных групп детей до образовательной организации и обратно, по обеспечению безопасных условий при осуществлении учебно-образовательного процесса, в том числе при подготовке образовательной организации к началу учебного года.

4.13. Координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по реализации положений Стратегии государственной национальной политики, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

4.14. Координирует работу по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде в системе дошкольного и общего образования.

4.15. Проводит рассмотрение и согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Министерства, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.

4.16. Участвует в обобщении совместно со структурными подразделениями Министерства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, практики применения законодательства Российской Федерации в области образования и разработке предложений по его систематизации и совершенствованию, а также проводит мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности Департамента.

4.17. Готовит предложения в установленной сфере деятельности Департамента в план организации законопроектных работ.

4.18. Участвует в подготовке предложений и рекомендаций по вопросам разработки и внедрения новых моделей и механизмов экономической деятельности в сфере образования.

4.19. Осуществляет координацию:

проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в установленной сфере деятельности Департамента;

работ по разработке и использованию электронных образовательных ресурсов, реализуемых за счет средств федерального бюджета в сфере общего образования;

работы по определению базовых компетенций и требований по формированию культуры информационной безопасности у детей и школьников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

4.20. Участвует в подготовке концепций и проектов государственных, федеральных целевых, межведомственных, ведомственных, отраслевых, научных программ и проектов в установленной сфере деятельности Департамента.

4.21. Участвует в части компетенции Департамента в подготовке предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", других государственных программ и проектов в сфере общего образования.

4.22. Участвует в пределах компетенции Департамента в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", других государственных программ и проектов в сфере дошкольного и общего образования.

4.23. Участвует в части компетенции Департамента в подготовке предложений для заседаний координационных советов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", других государственных программ и проектов в сфере дошкольного и общего образования.

4.24. Участвует в части компетенции Департамента в формировании предложений для утверждения перечня проектов на координационных советах государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", других государственных программ и проектов в сфере общего образования.

4.25. Обеспечивает в части компетенции Департамента реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и проектов в сфере общего образования, готовит совместно со структурными подразделениями Министерства, иными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации государственной программы и проектов в сфере общего образования, ежегодную и иную отчетность об их выполнении.

4.26. Обеспечивает реализацию функций учредителя в отношении подведомственных Министерству федеральных государственных образовательных организаций, координация деятельности которых возложена на Департамент.

4.27. Участвует в разработке предложений по реформированию и развитию сети организаций системы образования.

4.28. Осуществляет в установленной сфере деятельности Департамента взаимодействие с государственно-общественными объединениями в системе образования, общественно-профессиональными сообществами учителей и преподавателей учебных предметов (предметными ассоциациями), профессиональными союзами и объединениями работодателей, заинтересованными общественными и религиозными организациями.

4.29. Участвует в разработке предложений по формированию и развитию новых механизмов управления и форм государственно-частного партнерства и организационно-правовых форм в сфере образования в установленной сфере деятельности Департамента.

4.30. Обеспечивает организационно-техническое сопровождение деятельности Совета Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по общественно-профессиональным сообществам учителей и преподавателей учебных предметов (предметных ассоциаций), Научно-методического совета по учебникам Министерства просвещения Российской Федерации; Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций, Экспертной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по соблюдению требований законодательства о государственном языке Российской Федерации, Координационной группы Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дошкольного образования, Конкурсной комиссии при Министерстве просвещения Российской Федерации по проведению смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус", Постоянной профильной комиссии по развитию системы казачьего образования, военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России", рабочей группы по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), рабочей группы по обеспечению безопасности в образовательных организациях, в том числе при подготовке к началу учебного года.

4.31. Готовит и обобщает аналитические материалы и справки для руководства Министерства, к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, к иным мероприятиям по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.32. Проводит в установленной сфере деятельности Департамента мониторинг и подготовку аналитических и иных материалов по вопросам деятельности Министерства для оперативного информирования общественности.

4.33. Участвует в формировании информационной политики Министерства в установленной сфере деятельности Департамента.

4.34. В установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке Департамент в установленной сфере деятельности:

готовит предложения в план-график закупок Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);

участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, в организации и подготовке разъяснений участникам закупки, в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, в организации, в случае необходимости, на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для иных государственных нужд, подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по государственным программам Российской Федерации, федеральным и межгосударственным целевым программам, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям;

осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, обеспечивает приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по государственным контрактам, а также осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

4.35. Участвует в формировании перечня тем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу Министерства, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.36. Участвует в соответствии с установленной сферой деятельности Департамента в разработке системы показателей оценки результатов деятельности Министерства.

4.37. Подготавливает в установленной сфере деятельности Департамента предложения в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования.

4.38. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию форм статистической отчетности в установленной сфере деятельности Департамента.

4.39. Участвует в определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений развития образования.

4.40. Участвует в определении потребности в финансовых ресурсах для финансово-экономических обоснований к проектам федеральных законов, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4.41. Участвует в подготовке соглашений с субъектами Российской Федерации о реализации совместных инициатив в сфере образования.

4.42. Участвует в согласовании схем территориального планирования муниципальных образований в части, касающейся компетенции Департамента, и в подготовке заключения по ним.

4.43. Организует подготовку методических документов, связанных с координацией деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

4.44. Осуществляет оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента.

4.45. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и служебную тайну.

4.46. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности.

4.47. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке работников Департамента.

4.48. В части компетенции Департамента организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

4.49. Участвует в пределах своей компетенции в организации, обеспечении осуществления мониторинга в системе образования.

4.50. Участвует в пределах своей компетенции в организации проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.

4.51. Участвует в осуществлении нормативно-правового регулирования вопросов укрепления общероссийской гражданской идентичности, сохранения этнокультурного многообразия народов России, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия в части своей компетенции.

4.52. Обеспечивает в установленной сфере деятельности координацию работы по формированию у обучающихся исторически сложившейся в России системы ценностей и норм поведения, представлений о необходимости отрицания идей терроризма и экстремизма, гармонизации межнациональных отношений в образовательных организациях системы общего образования;

4.53. Обеспечивает в установленной сфере деятельности координацию взаимодействия с национально-культурными автономиями и другими общественными организациями, включая казачьи объединения и централизованные религиозные организации по проблемам образования, формирования патриотических, духовно-нравственных ценностей и межконфессиональной толерантности у обучающихся.

4.54. Обеспечивает в установленном порядке организацию получения обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, реализацию учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики";

4.55. Обеспечивает участие Министерства в реализации российских международных проектов (включая семинары, конференции, совещания и др.) по вопросам, направленным на содействие развитию русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, на реализацию мер по развитию и сохранению родных языков, культурного и духовного наследия народов России;

4.56. Участвует в координации деятельности Министерства по вопросам реализации проектов и программ в области образования с международными организациями, включая Совет Европы, и организациями системы ООН, по национально-культурной, этноконфессиональной проблематике и удовлетворению образовательных потребностей национальных меньшинств;

4.57. Участвует в сборе информации, анализе и учете государственных и муниципальных услуг, оказываемых образовательными, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в установленной сфере деятельности Департамента.

4.58. Участвует в пределах своей компетенции в международной деятельности Министерства.

4.59. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство.

4.60. Участвует в разработке и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие в установленной сфере деятельности Министерства в части компетенции Департамента.

4.61. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.

4.62. Принимает участие в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших с обучающимися в подведомственных образовательных организациях, координация деятельности которых возложена на Департамент.

5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

5.2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, входящих в компетенцию Департамента, представителей структурных подразделений Министерства, организаций, находящихся в ведении Министерства, а также иные организации, ученых и специалистов.

5.3. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием, при необходимости, представителей структурных подразделений Министерства, организаций, находящихся в ведении Министерства, заинтересованных организаций и объединений.

5.4. Вести служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта Положения о Министерстве.

III. Организация деятельности

7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром просвещения Российской Федерации.

7.1. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.

7.2. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром просвещения Российской Федерации.

7.3. Количество заместителей директора устанавливается Министром просвещения Российской Федерации.

8. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

8.1. Структура и численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.

9. Директор:

9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.

9.2. Утверждает положения об отделах Департамента и в установленном порядке должностные регламенты работников Департамента.

9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента.

9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников Департамента.

9.5. Обеспечивает подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - ненормативного характера.

9.6. Готовит предложения руководству Министерства для представления работников Департамента, других лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами.

9.7. Подчиняется заместителю Министра просвещения Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

9.8. Представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, а также государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами.

9.9. Подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы.

10. Департамент имеет гербовую печать, штампы и бланк установленного образца.